Программа внеурочной деятельности МОУ Рогачевской сош
рабочая программа на тему

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vd_shkoly.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

X.  ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ  ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Пояснительная записка

Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы  разработана в соответствии с требованиями

  1. Закона «Об образовании»[1];
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.19.6);
  3. на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[2];
  4. Концепции модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации;
  5. Письма Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
  6. Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  7. опыта реализации воспитательной работы МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы. 

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.  

 В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

        За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков

        Главное во внеучебной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

        Вместе с тем, в  ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

  1. расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
  2.  плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  3.   резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
  4. ограниченности общения со сверстниками;
  5. неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
  6. разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
  7.  экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
  8.  разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности.

    Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, согласно ФГОС НОО, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

        Реализация программы внеурочной деятельности учащихся начальных классов  будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

 Таким образом, актуальность данной программы обуславливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

  1. Цели и задачи

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д. 

Главные идеи:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному досугу и позитивному общению.

Главная цель организации внеурочной деятельности учащихся:

   Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:        

  1.  Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
  2. Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.
  4. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования  духовно-нравственных основ личности и навыков здорового образа жизни.  
  6. Обеспечение  благоприятной адаптации ребенка в школе и социуме.
  7. Демонстрировать достижения учащихся во внеурочной деятельности.
  8. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  9. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  10. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
  1. Направления реализации программы
  1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
  2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
  3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от          учёбы время.
  4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
  5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
  6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

  1. Принципы организации

внеурочной деятельности учащихся

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

  1. включение учащихся в активную деятельность;
  2. принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
  3. принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования;
  4. принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение;
  5. принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации;
  6. принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, педагога-психолога и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей;
  7. принцип целенаправленности и последовательности деятельности (от простого к сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  1. школьные традиции;
  2. возрастные особенности детей;
  3. индивидуальные особенности детей;
  4. запросы родителей;
  5. наличие педагогических кадров;
  6. материально-техническое обеспечение школы;
  7. социальное партнерство и культурное окружение школы.
  1.  Содержание воспитательной деятельности

 Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  1. гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  2. социальной активности;
  3. представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  4. приобщение к системе культурных ценностей;
  5. трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  6. экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  7. эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  8. организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  9. навыков здорового образа жизни.

  1. Результаты и эффект внеурочной деятельности

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение  результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

Результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности, в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Для разработки программ внеурочной деятельности в конкретном классном коллективе рекомендуется использовать 

Методический конструктор внеурочной деятельности.

Вид внеурочной

деятельности

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеурочной деятельности

1. Игровая

Ролевая игра


Деловая игра



Социально-моделирующая игра

1. Приобретение школьником  социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

2. Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.


Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

1. Приобретение школьником  социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа.


Дебаты, тематический диспут.


Проблемно-ценностная дискуссия

1. Приобретение школьником  социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в музеи, концертные залы, выставки, театры.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

1. Приобретение школьником  социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

1. Приобретение школьником  социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).


Социальный проект.

1. Приобретение школьником  социальных знаний


2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

7. Трудовая деятельность

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

  1. Приобретение школьником  социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

8. Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.



Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

  1. Приобретение школьником  социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

9. Туристско-краеведческая деятельность



Образовательная экскурсия


Туристический поход

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

1. Приобретение школьником  социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

С помощью Методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ:

- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

- тематические образовательные программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)

- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (такие программы могут иметь возрастную привязку, например, для 1-го класса – ОП, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности, для 2-3-го класса – ОП, формирующая ценностное отношение к социальной реальности, для 4-го класса – ОП, дающая ребенку опыт самостоятельного социального действия);  

- образовательные программы по конкретным видам внеучебной деятельности;

- индивидуальные образовательные программы для учащихся.

  1. Формы и методы внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа реализует программы внеурочной деятельности учащихся начальной школы, дополнительные образовательные программы, воспитательные программы.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  1. Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу.
  2. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  3. Проведение бесед по охране здоровья, о ЗОЖ.
  4. Применение на уроках  игровых моментов, физминуток.
  5. Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
  6. Классные часы по темам: «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
  7. Проектная деятельность.
  8. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты
  9. Организация пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнечный».

2. Общекультурное:

  1. Кружки художественно-эстетического  творчества.
  2. Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  3. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  4. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
  5. Проектная деятельность на основе художественного творчества.
  6. Фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
  7. Социальные проекты на основе художественной деятельности

 3. Общеинтеллектуальное:

  1. Предметные недели;
  2. Библиотечные уроки;
  3. Конкурсы, викторины, экскурсии, деловые и ролевые игры и др.
  4. Дидактический театр, общественный смотр знаний.
  5. Проектная деятельность.
  6. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны).

4. Духовно-нравственное:

  1. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
  2. Выставки рисунков.
  3. Оформление газет о городах-героях, о полководцах;
  4. Встречи с участникам локальных войн и конфликтов;
  5. Тематические классные часы;
  6. Участие в военно - спортивной игре «Отчизны верные сыны»;
  7. Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;
  8. Конкурсы рисунков;
  9. Смотр строя и песни «Равнение на мужество и отвагу».
  10. Проектная деятельность, социальный проект.
  11. Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
  12. КТД (коллективно-творческое дело).

5. Социальное:

  1. Сказкотерапия.
  2. Социально-психологическйи тренинг.
  3. Этическая беседа.
  4. Дебаты, тематический диспут.
  5. КТД (коллективно-творческое дело).
  6. Проблемно-ценностная дискуссия.
  7. Социальный проект.

 Организация занятий по программе внеурочной деятельности учащихся начальной школы является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника. Программа организации внеурочной  деятельности учащихся МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы,  реализуется по 5 направлениям внеурочной деятельности.

Классы

Направления


I


II


III


IV


Всего

Спортивно-оздоровительное

2

3

3

3

11

Общекультурное

2

2

2

2

8

Общеинтеллектуальное

2

2

2

2

8

Духовно-нравственное

2

2

2

2

8

Социальное

2

1

1

1

5

Всего в неделю

10

10

10

10

40

Всего в год

330

340

340

340

1350

Всего за 4 года

1320

1360

1360

1360

5400

Внеурочная деятельность с одним классом  составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.

Обозначенные выше направления как содержательный ориентир легли в основу построения соответствующих программ внеурочной деятельности учащихся начальной школы (Таблица 1):

  1. спортивно-оздоровительное направление:

1. Программа внеурочной деятельности «Здоровейка»,

2. Программа внеурочной деятельности «Ритмическая гимнастика»;

  1. общекультурное направление:
  1. Программа внеурочной деятельности «Юный художник»,
  2. Программа внеурочной деятельности «Сказка»;
  1. общеинтеллектуальное направление:
  1. Программа внеурочной деятельности «Риторика»,
  2. Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы»;
  1. духовно-нравственное направление:
  1. Программа внеурочной деятельности «Мой родной край»,
  2. Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры»;
  1. социальное направление:

1. Программа внеурочной деятельности «Школа самосовершенствования».

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность;
  10. проектная деятельность.

7. Внеурочная   деятельность согласно ФГОС НОО,

1 классы на 2011-2012 учебный год

Направление

деятельности

Кол-во часов в неделю

Вид деятельности

Ф.И.О.

учителя

Спортивно-оздоровительное

1

Клубный час  «Здоровейка»

Петухова Ю.А.,

Рекинова Е.Ю.,

Лебедкина Н.А.,

уч-ля 1-х классов

1

Гимнастическая студия

 «Ритмическая гимнастика»

Семенкина Е.С.,

педагог ДО

Общекультурное

1

Кукольный театр

 «Сказка»

Лесовая С.В.,

учитель начальных классов

1

Изостудия

 «Юный художник»

Кузнецова Е.М.,

учитель ИЗО

Общеинтеллектуальное

1

Практикум «Риторика»

Петухова Ю.А.,

Рекинова Е.Ю.,

Лебедкина Н.А.,

уч-ля 1-х классов

1

Развивающий курс

 «Умники и умницы»

Духовно-нравственное

1

Кружок по краеведению с элементами исследовательской и проектной деятельности

 «Мой родной край»

Беляева Е.В.,

учитель географии

1

Клубный час

 «Основы православной культуры»

Юрьева В.В.,

учитель русского языка и литературы

Социальное

2

Социально-психологический практикум «Школа социальной адаптации»

Крамаренко Е.А.,

педагог-психолог

Итого:

10

Все программы внеурочной деятельности рассчитаны на учащихся 1-4 классов и спланированы на 4 года обучения. Занятия проводятся по 1 часу в неделю и рассчитаны для: 1 класса – на 33 недели, 2-4 классов – 34 недели обучения.

В программах предусмотрены аудиторные занятия (менее 50% от общего объема) и внеаудиторные занятия, предусматривающие проведение занятий на территории школы (учебные кабинеты, актовый зал, спортивный зал, танцевальный зал, игровая комната, библиотека, школьный музей, кабинет педагога-психолога), так и за её пределами: библиотеки села Рогачево, историко-краеведческие музеи Дмитровского района, выставочный комплекс г.Дмитрова, ФОК с.Рогачево и т.д.

Краткая характеристика программ внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках кружков «Здоровейка» и   «Ритмическая гимнастика». Занятия клубного часа  «Здоровейка» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

        «Ритмическая гимнастика» -  цель программы – общефизическое развитие, обеспечение двигательной активности детей. Задачи, решаемые в процессе реализации курса, направлены на освоение учащимися несложных танцевальных движений, подчеркивающих культуру исполнения предлагаемых упражнений. Курс  нацелен на развитие индивидуальных способностей детей, на формирование общей культуры движений и двигательных навыков, умение владеть своим телом, на разгрузку статичности учебных занятий.

Программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению направлены на осознание учащимися  важности здорового образа жизни, активного отдыха и правильного двигательного режима. Эта задачи  осуществляются в процессе практической деятельности младших школьников в игровых занятиях, моделировании жизненных ситуаций, в процессе проведения спортивно-массовых мероприятий и проектной деятельности.

Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено в программе кружком художественного творчества «Юный художник» и кукольным театром «Сказка».

Изостудия «Юный художник» знакомит детей с азами изобразительного искусства.   Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация.

        Главная цель программы  кукольного театра «Сказка» познакомить детей с народным искусством, формировать этнокультурный стиль общения, воспитывать уважение к народным традициям, развивать интеллектуальную и психоэмоциональную сферу личности средствами театрального искусства, развитие творческих способностей, формирование у учащихся в процессе создания и презентации проекта способности управления культурным пространством своего существования.

Кружок имеет практическую направленность и знакомит детей с техникой создания театральных декораций и кукол. 

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности учащихся начальной школы организовано в практикуме «Риторика» и развивающем курсе«Умники и умницы».

 Курс «Риторика» поможет развить коммуникативный и познавательный блок универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность: овладение нормами родного языка, умение слушать и вступать  в диалог, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Развивающий курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Система занятий построена на основе выделения необычных ситуаций, связанных с обсуждением математических зависимостей объектов, и проходит в виде игры. 

В рамках предметных кружков школьники могут заниматься изготовлением наглядных пособий или раздаточного материала для учебных занятий в школе.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено программами: «Мой родной край» и  «Основы  православной культуры».

Программа краеведческого курса ««Мой родной край»  рассчитана на несколько лет обучения и подчинена общей концепции деятельности историко-краеведческого музея школы. Главным принципом ее реализации является совместное и поэтапное "вхождение" детей и взрослых в историю края, села, школы. Она знакомит учащихся с родным селом, его историей, людьми, предприятиями и учреждениями, памятными местами, историческими и культурными памятниками.

Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами. Всё это способствует воспитанию патриотизма.

Программа курса «Основы православной культуры» предполагает историко-культурное изучение православных традиций,  знакомство школьников с основными понятиями христианской культуры, разъяснение им основ православного миропонимания, основных христианских нравственных ценностей и их преломления в важнейших сферах традиционной отечественной культуры: искусстве, семейно-бытовых отношениях, письменности.

Занятия для учащихся начальной школы  классов носят культурологический характер, раскрывают духовные основы отечественной культуры, показывают культурообразующую роль Православия для России и обеспечивают необходимый минимум содержания духовно-нравственного историко-культурологического образования.

        Социальное направление внеурочной деятельности представлено социально-психологическим практикумом «Школа самосовершенствова-ния».  Основные  виды деятельности  школьников при реализации данной программы: игровая деятельность и проблемно-ценностное общение. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся определять конкретные цели своих поступков, искать и находить средства их достижения, учиться прогнозировать результаты своих действий и поступков, улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, отвечать адекватными чувствами, в формировании потребности обучающихся сохранения  психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Реализация данной программы поможет воспитанникам переключиться с ведущей игровой деятельности на учебную, сможет наполнить мир детей творчеством и эмоциями для осознания всего богатства своего внутреннего мира.

        Программа «Школа самовыражения», включает не только элементы психогимнастики, но и элементы тренинга навыков самовыражения в ситуациях общения и взаимодействия младших школьников.                

8.Планируемые результаты

        Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся начальных классов представлены в Приложении 2.    

         Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

            Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

            Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

        Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  1. ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  2. характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  3. индивидуальные личностные характеристики.

Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется  в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  1. любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  2. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  3. любящий свой край и свою Родину;
  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

9. Риски, трудности и проблемы в реализации программы

Среди основных факторов, способных повлиять на организацию введения  ФГОС  НОО можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение  внебюджетных средств

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов стимулирующего ФОТ

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

привлечение специалистов дополнительного образования

дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов 

Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, прохождение курсовой подготовки

10.Внешние связи и партнерство

        Общее управление процессом введения ФГОС НОО будет осуществляться Управлением образования Администрации Дмитровского муниципального района Московской области и УИМЦ г.Дмитрова.

        Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации  — социальными партнерами школы: ДК с.Рогачево, библиотеками  с.Рогачево, ФОК «Рогачево», Центром содействия семье и детям и  ГУСО «Социальный приют для детей и подростков «Дом доверия», Рогачевская музыкальная школа, ДОУ №74 «Лучик», ОАО «Агрофирма «Рогачёво», ООО «Агрофирма «Бунятино», ООО «Дока генные технологии».

11.Сроки и этапы реализации проекта

        Реализация проекта будет осуществляться в период введения ФГОС НОО в школе в течение одного года.

Название этапа

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

декабрь 2010 – апрель 2011 гг

1.Изучение возможностей внедрения в практику материалов ФГОС.

2.Создание Рабочей группы по введению ФГОС.

3.Изучение пакета материалов ФГОС нового поколения

5.Определение изменений в целях, содержании, технологиях и условиях реализации образовательного процесса

Аналитико-концептуальный

Декабрь 2010г.

1.Проведение установочного семинара-совещания, распределение полномочий между членами Рабочей группой

Прогностический

Май 2011 г

1.Изучение материалов апробации ФГОС других регионов

2.Разработка программ для организации внеурочной деятельности

3.Разработка инструментария для отслеживания результатов апробации

Экспериментальный

Сентябрь 2011г. – 

апрель 2014 г.

1.Проведение семинаров-консультаций для учителей, реализующих ФГОС

2. Мониторинг ФГОС в школе

3. Разработка Программы воспитания и социализации обучающихся школы на основе примерной.

4. Участие в  районных семинаров по распространению опыта школы по введению ФГОС нового поколения

5. Организация информационного сопровождения процесса апробации ФГОС

 (на сайте школы)

Обобщающий

Май-июнь 2014г.

Подведение итогов реализации,  разработка предложений и рекомендаций по материалам ФГОС нового поколения

12.Диагностика эффективности внеурочной деятельности

        

        Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

        Направления проведения диагностических исследований:

  1. диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников;
  2. диагностика личности самого воспитанника;
  3. диагностика детского коллектива;
  4. диагностика профессиональной позиции педагога.

Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

 Создавать условия для формирования детского коллектива

 как средства развития личности

•Сформированность         детского коллектива (благоприятный психологический         микроклимат, сплоченность коллектива, высокий   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений,   развитость   самоуправления,   наличие традиций и т.п.)

• Сформированность     мотивации воспитанников к участию в общественно полезной   деятельности коллектива

• Сформированность    коммуникативной культуры учащихся

• Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

• Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

• Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!»

 (стадии развития коллектива)

 • Методика «Какой   у   нас   коллектив?»   (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Наши отношения»

• Методика «Творческие задания»

• Игра «Лидер»

• Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

. Социометрия

• Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

•   Методика «Сочинения учащихся»

 • Игровая методика «Мишень»

• Методика определения лидера

• Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

• Методика «Эмоционально-психологический климат»

• Характеристика   психологического   климата коллектива

. Методика изучения мотивации межличностных выборов

• Методика «Лесенка»

• Методика    диагностики     организованности коллектива

• Игровая методика «Лидер»

• Методика «Творческий коллектив»

• Методика определения уровня развития самоуправления

• Цветопись (по А.Н. Лутошкину)

• Методика   «Определение   уровня   развития классной группы»

Форма оценки планируемых результатов


        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  1. комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  3. оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  4. оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  5. сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  6. использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  7. уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  8. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  9. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  10. использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации          образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

Мониторинг деятельности учителя 1 класса и педагогов ДОУ

Методы и методики мониторинга деятельности педагога дополнительного образования

Показатели

Сроки

контроля

Методы

контроля

Кто проводит

Эффективность работы кружков, секций, клубных объединений

1.1.Результаты промежуточной аттестации учащихся (итоги учебного года)

Май

Анализ 

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.2. Проектная деятельность учащихся

В течение учебного года

Анализ 

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.3.Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры

В течение учебного года

Анализ 

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.4. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ 

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.5. Количество учащихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ 

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.6. Количество учащихся, задействованных в общешкольных мероприятиях

В течение учебного года

Анализ

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.7. Проведение различных мероприятий

В течение учебного года

Анализ

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.8. Проведение экскурсий, походов

В течение учебного года

Анализ

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.9. Кол-во учащихся, принимающих участие в экскурсиях, походах.

В течение учебного года

Анализ

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.10. Посещаемость кружков и секций

В течение учебного года

Анализ

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

1.11. Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса

В течение учебного года

Анализ

Администрация школы

2.Анализ состояния работы с родителями

2.1. Проведение родительских встреч

В течение учебного года

Анализ

Учителя 1-х классов

2.2. Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания в прошедшем учебном году

В течение учебного года

Анализ

Заместитель директора по ОВВВР

2.3. Участие родителей в мероприятиях на основании данных, зафиксированных педагогом в специальном журнале (тетради)

В течение учебного года

Анализ

Учителя 1-х классов

3.Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса

3.1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

Педагоги ДО,

учителя 1-х классов

3.2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

Заместитель директора по ОВВВР

3.3.Наличие благодарностей, грамот

В течение учебного года

Анализ

Заместитель директора по ОВВВР

4. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса

4.1.Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям

Сентябрь

Анализ

Заместитель директора по ОВВВР

4.2.Планирование воспитательной работы на год

Сентябрь

Составление плана

Заместитель директора по ОВВВР

4.3.Ведение журнала и другой документации

Сентябрь - май

Проверка журналов

Заместитель директора по ОВВВР

5. Использование новых воспитательных технологий

5.1.Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения

В течение учебного года

Анализ 

Заместитель директора по ОВВВР

6.Профессиональный рост педагогов

6.1.Прохождение курсов повышения квалификации

В течение учебного года

Анализ 

Заместитель директора по ОВВВР

6.2.Участие в работе конференций, семинаров и т.д.

В течение учебного года

Анализ 

Заместитель директора по ОВВВР

6.3. Работа над методической темой

В течение учебного года

Анализ 

Заместитель директора по ОВВВР

7.Обобщение и распространение опыта

7.1.Презентация опыта на различных уровнях

В течение учебного года

Анализ

Заместитель директора по ОВВВР

7.2.Наличие научно-педагогических и методических публикаций

В течение учебного года

Анализ

Заместитель директора по ОВВВР

  Список литературы, используемой для написания программы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 – 113с. (Стандарты второго поколения).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
  3. Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  4. Письма Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 – 156с. (Стандарты второго поколения).

        

Направление внеурочной деятельности

Название

 программы

Образовательные

формы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное

направление

Программа

 внеурочной

деятельности  по общефизической подготовке «Здоровейка»

Игры, беседы, тесты и анкетирование, круглые столы, школьные конференции, просмотр тематических видео-фильмов, экскурсии, дни здоровья, спортивные мероприятия,  конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок решение ситуационных задач, театрализованные представления, кукольный театр, агитбригада, участие в районных конкурсах

1 уровень:  приобретение школьниками знаний о правилах ведения ЗОЖ, об основных нормах гигиены,  о принятых в обществе нормах  поведения и общения,  о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям; об ответственности за слова, поступки и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2 уровень: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным её проявлениям.

3 уровень: приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.

Программа внеурочной деятельности  «Ритмическая гимнастика»

Концерты, практические занятия на разучивание комплексов ритмических упражнений, сценки по теме ЗОЖ, конкурсные программы.

Общекультурное  направление

Программа внеурочной деятельности

«Сказка»

(кукольный театр)

Проектная деятельность, постановка спектакля, изготовление декораций и

кукол,

1 уровень:  приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека,  о принятых в обществе нормах  поведения и общения,  приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, овладение способами самопознания, рефлексии, усвоение представлений о сампрезентации, об организации собственной жизни и быта, освоение способов взаимодействия, воздействия, понимания партнера;  о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2 уровень: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества: семья, человек, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура – ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3уровень: приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия:  опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; овладение инструментарием межличностного взаимодействия.

Программа внеурочной деятельности

«Юный художник»

(изостудия)

Выставки работ, групповая работа, проектная деятельность,

 Общеинтеллектуальное направление


Программа внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

(развивающий курс)













Проектная деятельность, КВНы,         творческие работы (рисунок, макет, открытка, поделка, скульптура, игрушка, рассказ, считалка, загадка) концерт, спектакль, викторина,  газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

1уровень:    предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям;  о принятых в обществе нормах  поведения и общения,  о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

2 уровень:  предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

3 уровень:  предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;  опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

  1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  1. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Духовно-нравственное направление






Программа внеурочной деятельности

«Мой родной край»

(краеведение)

Экскурсии, походы, проектная деятельность, беседы, встречи с интересными людьми, конференции, поисковая деятельность, выпуск листовок, газет, участие в маршах и акциях.

1 уровень:  о принятых в обществе нормах  поведения и общения,  приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;  об истории своей семьи и Отечества,  о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;  о русских народных православных традициях; о правилах конструктивной групповой работы;  о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

2 уровень:  развитие ценностного отношения школьника к родному Отечеству, родной природе, культуре, истории, к труду, людям, к своему внутреннему миру.

3 уровень:  школьник может приобрести опыт деятельности по самообслуживанию; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с ветеранами, опыт благотворительной деятельности, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.

Программа внеурочной деятельности

«Основы православной культуры»

Беседы, экскурсии,

Социальное направление

Программа внеурочной деятельности

«Школа социальной адаптации»

(социально-психологический практикум)

Сюжетно-ролевая игра, командная игра, беседа, театрализация, обсуждение; решение  проблемных задач, просмотр видеосюжетов, творческая деятельность, (рисование, лепка, сочинение стихов, сказок исполнение песен, танцы), проблемно-ценностное общение.

1 уровень: приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека,  о принятых в обществе нормах  поведения и общения,  приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, овладение способами самопознания, рефлексии, усвоение представлений о сампрезентации, об организации собственной жизни и быта, освоение способов взаимодействия, воздействия, понимания партнера;

2 уровень:   развитие ценностных отношений школьника к собственному здоровью и внутреннему миру;

3 уровень:   школьник может приобрести опыт  самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми, опыт публичного выступления

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.


[1]  При принятии новых нормативных документов  возможны изменения.

[2] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...