Система организации исследовательской деятельности в Лицее
статья по теме

Данилочкина Ирина Викторовна

О формах и структуре организации исследовательской деятельности в Лицее

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Система организации исследовательской деятельности в Лицее

       Одной из целей современного образовательного учреждения повышенного уровня (лицея) является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

   Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие сегодня изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи.
        Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся.

            Исследовательская деятельность позволяет учителю выявить способности ученика к изучению того или иного предмета, а иногда нескольких, и зачастую побуждает к осознанию ими собственных способностей и возможностей. Исследовательская  деятельность  лицеистов  не возникает сама по себе, для этого необходим ряд условий:

1.Развитие субъект - субъектных отношений при организации исследовательской деятельности.

           В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы.

        Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. Сократовский метод представлял собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу, выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые давал пристальный анализ. Осознание этих противоречий будило мысль, возникали новые вопросы, которые шаг за шагом вели к истине. Сократ не называл себя учителем, считая, что не учит собеседника, а вместе с ним непредвзято пробивается к истине, т.е. помогает учиться, способствуя рождению истинного знания. Сократ учил смело и самостоятельно мыслить, считаясь не с расхожими мнениями и догмами, а с теми данными, которые открывало само исследование в процессе его проведения.
   Выдающийся педагог XIX в. Н. И. Пирогов был убежден в том, что дух сократовской педагогики должен пронизывать жизнь гимназий и лицеев.
Он утверждал, что это сделает учеников восприимчивыми к науке, даст им "сознательное научное направление, поселит в них любовь к самостоятельным занятиям"...
   
Идеи педагогической активности, представленные в научных трудах И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, положили начало перевороту в дидактике, связанному с пониманием обучения как дела не только учителя, но и самого учащегося и усвоения знаний как акта самодеятельности и саморазвития.

     Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

     2.  Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации учения. Без нее возможна лишь малоэффективная работа по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но если ее разрешить, то можно успешно двигаться по пути от незнания к знанию. Психологи различают четыре вида внутренней мотивации познавательной деятельности: по результату (обучающийся ориентирован на конечные показатели учения), по процессу (обучаемый заинтересован в творческом участии в деятельности), на оценку (стремление получить хорошие оценки), на мотивацию, связанную с избавлением от возможных неприятностей (не важен результат, но хочется избежать конфликтов с родителями, учителями и т.д.).
   Опыт показывает, что очень часто наблюдается сочетание различных видов внутренней мотивации.
Наиболее значимы для успешной познавательной деятельности два первых типа: по результату и процессу деятельности. В технологическом отношении важную роль играет второй тип, поскольку напрямую зависит от используемых технологий обучения, которые способствуют личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения. Если сама эта деятельность становится личностно значимой для ученика, то есть все основания утверждать, что таким образом будет формироваться внутренняя мотивация деятельности.

3. Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли школьник искать и обрабатывать найденную информацию. В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации  и научить школьников ускоренному поиску и обработке информации. На сегодняшний день существуют альтернативные источники информации:

  1. базы данных библиотек
  2. учебная и научная литература
  3. художественная литература
  4. информация на электронных носителях
  5. базы данных сети Интернет.

Учитель знакомит школьников с особенностями работы с библиографическим каталогом, библиографическими карточками, аннотациями к книгам. Это работа не новая, она хорошо знакома всем учителям, прошедшим собственную школу работы над научной темой.

4. Компетентность самого учителя и его желание руководить научно-познавательной деятельностью школьников.

 Итак, необходимыми условиями осуществления организации исследовательской деятельности  в лицее являются следующие:

готовность учащихся к этому виду работы (мотивация и умение работать с различными типами источников информации);

переход на субъект-субъектные отношения в образовательном процессе;

компетентность учителя  и его желание руководить научно-познавательной деятельностью школьников.

    Важную роль в организации исследовательской деятельности школьников играет правильно выстроенная система управленческой деятельности в школе. Тема ОЭР в течение ряда лет была «…..», методическая тема школы «..» и индивидуальные программы повышения профессионального мастерства так же ..

    За три последних года в школе состоялись:

Педсоветы

  1. Современный урок-главный компонент образовательной среды школы
  2. Современная оценка образовательных результатов
  3. Организация деятельностного подхода в образовании

Методические декады

  1. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке
  2. Урок с использованием технологии ЛОО
  3. Урок с использованием ИКТ
  4. Урок-исследование

Семинары

  1. Современный урок : тенденции и возможности
  2. Международный семинар «People to people»
  3. Возможности использования ИКТ в образовательном процессе
  4. Организация исследовательской деятельности на уроке
  5. Требования к различным видам исследовательских работ.

     Разрабатывая механизм включения элементов исследовательской деятельности в уроки профильной школы, мы поняли, что он будет эффективен, если его выстроить  в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе

          Период начального обучения рассматривается как подготовительный этап к участию лицеистов в целенаправленной научно-исследовательской деятельности в дальнейшем.
       
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух исследований.

Для обучающихся в основной школе

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. В V-VII классах ученики начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде рефератов. Отметим, что этот вид деятельности интересен не только детям но их родителям, которые вносят определенную долю своего интеллектуального труда в дела своих детей. Они помогают учителям формировать интерес к выполнению творческих заданий, учат пользоваться справочной литературой и т.д.

В VIII-IX классах у учащихся оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. О некоторых из них вы узнаете из рассказов учителей.
Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Для обучающихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в  исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

В X-XI классах основное внимание уделяется довузовскому профессиональному самоопределению выпускников, глубине, широте, фундаментальности их исследований. У нас работает научное общество учащихся в которое входят учащиеся VIII-IX и X-XI классов. Многие сориентированы на получение высшего естественно-научного образования, а поэтому и темы работ определяются интересами учащихся к выбранной профессии.

Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

    Где бы мы ни занимались исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей  исследовательской технологией на уровне компетентности. Самое трудное – это организовать самостоятельную исследовательскую деятельность на уроке. Но

"... будет бессмысленно либо несправедливо говорить,
что у людей нет способности к какой-то деятельности,
если у них никогда не было возможности попрактиковаться
или хотя попробовать себя в ней..."
(Дж. Равен)

Как организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся на уроке?

Учителями – исследователями была проведена большая работа по анализу и отбору программного содержания по учебному предмету и преломление тем уроков с целью включения элементов исследовательской деятельности. Создана  система тематического планирования с указанием метода, используемого для каждого отдельного случая. Они использовали следующие методические приемы:

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.

Для создания проблемной ситуации теоретические задания или практические, в частности в естественнонаучных предметах очень актуален проблемный  эксперимент.

Для решения  проблемных ситуаций можно использовать:    

  1. учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработку и анализ его результатов. Осуществляется он на базе школы и  на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования), т.к.  цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования;
  2. инструктивную карточку, которая является эффективным средством оптимизации поисковой деятельности учащихся, т.к. поможет направить  размышление учащихся над проблемой, сформулировать задачи, организовать поиск и проверку гипотезы, обсудить и обобщить полученные результаты, применить полученные знаний и организовать рефлексивную активность учащихся
  3. применение исследовательского подхода при организации и проведении экскурсий -  постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ;
  4. отдельно следует выделить домашние задания исследовательского характера, которые позволяют провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени .      

         Формы организации деятельности учащихся при реализации методик могут быть различными  индивидуальная, групповая или коллективная. 

 При применении данных методов происходит развитие проблемного видения и стимулирование поискового мышления. Прививается вкус к исследовательской работе.

Более широкие возможности  в применении эвристических и исследовательских методов представляют элективные курсы предпрофильной и профильной направленности .

По специфике организации и  решаемым задачам учебно-исследовательской деятельности школьников следует отдельно выделить элективные курсы практической направленности, например: Аналитическая химия, Образовательные путешествия по С-Петербургу, Практическая психология.  

Содержание  данных курсов реализуется через систему  экспериментальных работ учащихся разного уровня сложности:

  1. Учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, помогает учащемуся найти решение  или решение находит сам ученик. 

Основная цель этих работ овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками;

  1. Учитель организует   поисково-исследовательскую деятельность с целью совершенствования умений и навыков, а также ознакомление учащихся с этапами учебно-исследовательской деятельности;
  2. Выполнение мини – исследований – проведение  небольшого учебного исследования под руководством и с помощью учителя;

 Систематическая реализация таких посильных работ способствуют не только усвоению материала, но и  прививает основы культуры эксперимента, дают возможности приобрести навыки проведения исследований, умение фиксировать и обобщать результаты, формулировать  выводы, оформлять отчеты. Это необходимая работа к подготовке учащихся на уровень исследовательской работы, как более высокой формы самостоятельной деятельности.

4. Поэтому содержание курса предполагает выполнение учебно-исследовательской работы и ее защиты. В данной работе постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно. Следовательно, создаются условия,  что бы каждый учащийся профильной школы мог включиться в исследовательскую деятельность .

       

Исследовательская деятельность учащегося профильной школы  может быть организована не только в рамках урока или элективного курса, где она выступает как элемент обязательной школьной системы, но и во внеурочной деятельности, которая включает:

  1. Организацию индивидуальной учебно-исследовательской деятельности у заинтересованных учащихся, исследовательской практики. Именно во внеурочное время можно организовать исследовательскую работу учащихся в полном объеме.
  2. Участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, в т. ч. дистанционных, предметных неделях предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
  3. Участие старшеклассников во внеклассной работе также предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках мероприятий;
  4. Представление работ на научно-практических конференциях различного уровня.

Для организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в лицее создана учебная программа «Школьное научное общество», программа по  работе с одаренными детьми в рамках дополнительного образования  учащихся. Школьное научное общество (ШНО) в лицее - это добровольное творческое формирование учителей  и учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях науки, искусства и техники, развивать свой интеллект, приобретать и совершенствовать научно- исследовательские умения и навыки.

ШНО имеет  положение, в котором отражены его цели, задачи, организационная структура

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ

ГОУ Лицей № 281

                                                                                                                   

  Основные   направления деятельности:

  1. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на базе лицея или других образовательных учреждений города. Работать над учебно-исследовательскими темами в УНИО можно как индивидуально, так и в парах или группах;
  2. Развитие познавательной активности и подготовка к предметным олимпиадам, творческим конкурсам;
  3. Организация дополнительного обучения учащихся на базе вузов или других образовательных учреждений города;
  4. Организация  учебных экскурсий;
  5. Организация работы лектория.  Работа лектория предусматривает прослушивание учащимися публичных лекций по актуальным проблемам современной науки;
  6. Организация презентаций учебно-исследовательских работ учащихся.

Для защиты учебно-исследовательских работ учащихся в лицее, подведения итогов деятельности ШНО  и поиска перспектив его работы используется такая форма работы как школьная научно-практическая конференция «Горизонты науки», проходящая в рамках ежегодных Менделеевских чтений. Конференция ежегодно открывается пленарным заседанием, где наряду с тематическими докладами, подводятся итоги работы общества и освещаются наиболее значимые достижения учащихся. На заседаниях секций  происходит публичная защита работ учащихся, следовательно, создаются условия для презентации учебно-исследовательских работ учащихся .

       Исследовательская деятельность учащихся в лицее поддерживается спецкурсом «Основы исследовательской деятельности учащихся. Знаток». Курс рассчитан на учащихся 8-11 классов. Основная цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников. Содержание курса позволяет решать следующие образовательные задачи:

Обучающие:

  1. Формирование исследовательских умений учащихся;
  2. Расширение и углубление знаний учащихся по разным предметам;
  3. Обучение комплексному использованию знаний по разным предметам;
  4. Использование теоретических знаний для решения практических вопросов;
  5. Приобщение учащихся к экспериментальной работе.  

Развивающие:

  1. Развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
  1. Развитие у учащихся интереса и творческого подхода к предмету;
  2. Развитие навыков экспериментирования и работы с различными источниками информации;
  3. Создание условий  для приобретения навыков публичного выступления;
  4. Развитие профессиональных устремлений учащихся, склонностей, способностей.

Воспитательные:

  1. Формирование умения работать в команде и индивидуально;
  2. Проведение эксперимента развивает такие черты, как наблюдательность,  точность и аккуратность, формирует настойчивость в работе;
  3. Создание условий для исключения «аутсайдерства» детей.

Схема взаимодействия школы и учреждений города

Ребенок должен знать, что результаты его исследований и творческого проектирования интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения. Во время выступления учащихся очень важно учитывать необходимость создания благоприятной психологической обстановки. Для этого необходимо тщательно подготовить текст выступления, настроить учащихся на корректно-доброжелательное отношение к коллегам.

Наш Лицей предоставляет возможность презентовать свою работу школьникам на самых разных конкурсах, конференциях и семинарах – во всех доступных учащимся формах научного общения. Если получены результаты, представляющие научный интерес, они могут быть опубликованы в научных и педагогических изданий.

                      Пределы наук походят на горизонт:

                                                                 Чем ближе подходят к ним,

                                                                     Тем более они отодвигаются.

П. Буаст

МЕНДЕЛЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Лекции:

9 апреля   1500 – 1545                Современные подходы к вопросу     генетической связи органических                  соединений        

       14 апреля   1315 - 1400                Нанотехнологии в химии

                             1450 – 1540               Неонатология  

                                                           

       15 апреля   1500 – 1530               Материалы современной энергетики                            

Экскурсии:

     

       18 апреля  1300 – 1530                Современное  электрохимическое производство

       17 апреля  1500 – 1630                Прогулка по звездному небу  

Творческий вечер:

             

             23 апреля  1400 – 1500                 Посвящение в химики  

                                                                 ( приглашаются учащиеся 7  классов)

     

Педагогический коллектив.  

5  -   24 апреля                                   Современные педагогические технологии в лицее

                                                               (декада педагогического мастерства)

14 апреля    1500 – 1630                      Лекция «Современная школа  -  основные направления  развития»                                        

27 апреля    1500 – 1630                      Круглый стол «Опыт применения  инновационных технологий в   лицее»                                

 

Мы считаем, что учитель должен понимать, какие элементы исследовательской деятельности он должен формировать  в процессе работы над исследованием и каким образом его оценивать.

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования.

При оценке успешности обучающегося в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. В баллах провести оценку достаточно сложно, но учитель - исследователь может провести диагностику по следующим критериям и отследить: 

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

            

           В заключение замечу, что научно-исследовательская работа в Лицее носит системный характер и по содержанию, и по форме. Это во- первых, обоюдный процесс саморазвития и самосовершенствования учителя и ученика, а, во – вторых, участник образовательного процесса, достигая уровня исследовательской компетенции( как части методологической), может широко мыслить, ориентироваться в состязательной ситуации, проявлять силу воли, психическую выносливость и устойчивость.

        Надеемся, что исследовательская деятельность учащихся, став  неотъемлемой частью содержания лицейского образования, позволит выстроить бесконфликтную педагогику в нашем ОУ и  вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Литература

1. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П.Тряпициной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

2. А.И.Савенков  Психологические основы исследовательского обучения школьников. // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2007. № 3. С. 14–24.

3. А.В. Леонтович  Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 65-71, 94-96.

4. А.И.Савенков Исследовательское обучение - возможность преодолеть «образовательный предел». // Директор школы. - 2003. -  № 10. -  С. 35-

5.  Исследовательская практика учащихся: методические рекомендации для учителей и учащихся средней школы № 89.- СПб, 2000.

6. Использованы материалы сайта http: // psylist.net.

---------------------------------------------------------------------------------------------

7. И.В Зверева Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007/

8. А.В. Леонтович  Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Интернет-портал

« Исследовательская деятельность школьников»  Исследователь. ru.

Совет ШНО

Экспертный Совет

Председатель  

Руководитель

Руководитель секции или отделения

Председатель секции или отделения

Заместитель председателя

Научный консультант

Члены Научно-методического совета школы

Секции

Естественно - научная

Филологическая

Историко-общественная

Информатика

Математическая

Художественно-эстетическая

Отделение «Исследователь»

Отделение

«Школа молодого лидера»

ЛИЦЕЙ

Учреждения дополнительного образования

ВУЗЫ

Научно-исследовательские институты и др. учреждения города

1.Технологический институт

2. Политехнический институт

1.Институт Высокомолекулярных соединений

2. Институт Растениеводства

3. Стоматологическая клиника

ЭБЦ. Секции: Микробиологическая

Аквариумистика

Минизоопарк

 Малый медицинский факультет

Родители

Выпускники

Преподаватели учреждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности в Профессиональном лицее кулинарного мастерства

В статье содержится обзор направлений исследовательской деятельности в лицее за три года. Приводятся конеретные примеры проектов, цели и задачи, используемые технологии.  Работа состоит из статьи...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Система работы по организации исследовательской деятельности филилогической направленности обучающихся основной школы.

Данный материал является статьей, написанной в соавторстве с учителем русского языка и литературы Шохиревой Е.В....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Организация и проведение исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях....

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации

В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....