Развитие одаренных детей в СОШ № 24 г.Рыбинска
статья по теме

Наша школа - обычная общеобразовательная, но мы ежегодно входить в 5 лучших школ города по выступлению детей на олимпиадах разного уровня. Эта статья о том, как мы добиваемся таких успехов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikulina_e.v._-_razvitie_odarennosti_v_sosh_24.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение условий для реализации творческого потенциала

одаренных детей в общеобразовательном учреждении

Никулина Елена Валентиновна,

заместитель директора по УВР

МОУ СОШ № 24

«Школа – это, образно говоря, тонкий и чуткий музыкальный

инструмент, который творит мелодию человеческой гармонии,

влияющую на душу каждого воспитанника, - но творит лишь

при условии, что этот инструмент хорошо настроен;

настраивается же он личностью педагога, воспитателя».

В.А. Сухомлинский

        «Одаренные дети» – это особый мир детства, и задача педагога понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Можно сказать, что каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не только выявление уровня, но и качества одаренности.

Развитие одаренности школьников возможно при реализации комплекса дидактических условий: своевременная диагностика способностей, адекватное содержание обучения, внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологий, психологическое сопровождение личности учащегося, побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

Основной идеей работы нашей школы является объединение усилий администрации, педагогов, родителей, социальных партнеров с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей школы.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:

1. Выявление одаренных и талантливых детей:

анализ особых успехов и достижений ученика;

создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

диагностика потенциальных возможностей

детей с использованием ресурсов психологических служб;

преемственность между звеньями начальное – основное – среднее образование.

2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

включение в учебный план школы факультативных курсов, элективных предметов по углубленному изучению предметов школьной программы;

формирование и развитие сети дополнительного образования;

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

психологическое сопровождение одаренного ребенка.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.

4. Поощрение одаренных детей:

звание «Ученик года»;

дополнительные дни отдыха;

стенды «Лучшие ученики школы» и «Лучшие спортсмены школы»;

рекомендации на получение премий разного уровня.

5. Работа с родителями одаренных детей:

психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.

6. Работа с преподавателями:

психологическое сопровождение преподавателей, работающих с одаренными детьми;

обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми;

повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

Работа с потенциально одаренными детьми строится на основании программ «Достижени-Я» (5-11 класс) и «Азбука Достижении-Я» (1-4 класс), которые руководят ростом интеллектуальных способностей на основе индивидуального маршрута ребенка. Эти программы направлены на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании, исследовательской деятельности.

Программы выстроены как индивидуальный маршрут каждого участника, состоящий из ряда этапов, каждый из которых является определенной ступенькой в овладении технологией научно-исследовательской деятельности и шагом в развитии интеллекта. Программа личностного роста - основа Достижения-Я.

Реализацией программы руководят учителя-предметники, имеющие опыт руководства научно-исследовательской деятельностью учащихся, научные сотрудники музеев, библиотек, вузов, научно-исследовательских центров. Каждый составляет свою часть программы с учетом возрастных особенностей и исходного уровня, возможностей каждого ученика - участника программы или группы участников.

Виды занятий: индивидуальные работа по персональным планам, групповые: консультации, работа в секциях НОУ «Эврика», коллективные: интеллектуальный марафон, командные олимпиады, конференции и т.д.

Итогом претворения в жизнь программы должно стать максимальное развитие генетических возможностей и способностей личности; устойчивые научные взгляды на природу, общество; самостоятельное, рациональное, критическое мышление; убежденность; готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах; личностные продуктивно-практические достижения, индивидуальный рост.

Программа помогает отслеживанию индивидуальных результатов движения по программе, фиксированию личных достижений учащегося (Лист Достижений). Результаты, занесенные в Лист Достижений, анализируются наМС с целью коррекции индивидуальных планов работы с учащимися на следующий учебный год.

Педагоги школы внедряют программы дополнительного, предпрофильного и профильного образования, включают в свою деятельность индивидуальный и дифференцированный подходы, способствующие выявлению и развитию способностей школьников.

Выявление одаренных и талантливых детей пересекаются с такими направлениями работы, как:

вовлечение детей в деятельность по интересам;

организация олимпиад, соревнований, конкурсов;

развитие умений самостоятельно работать;

обучение творческим методам работы;

интеллектуализация учебно-воспитательного процесса;

создание «Портфолио»;

Это даѐт новые возможности для дальнейшего развития и удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей и организации деятельности вовторой половине дня, в рамках дополнительного образования учащихся по различным направлениям: краеведческое, экологическое, театральное, 18


издательское, спортивное и другие. Так, младшие школьники могут удовлетворить свои индивидуальные познавательные потребности в рамках работы специально организованного «Клуба по интересам». Для среднего и старшего предусмотрены другие формы работы, например, исследовательские группы, дискуссионные клубы.

Пять ступеней включѐнности учащихся в научно - исследовательскую деятельность (программа «Достижени-Я»):

ступень «Азбука Достижени-Я» - начальная школа, 0 - цикл - развитие интереса к познанию, самосовершенствованию;

ступень «Претенденты» - учащиеся 5-6 класса, имеющие желание заниматься творческой исследовательской деятельностью, выполняющие под руководством учителя мини-исследования (мини-реферат, микро-проект);

ступень «Кандидаты» - учащиеся 7-8 классов, имеющие начальный опыт

выполнения творческих исследовательских работ под руководством учителя, выполняющие частично самостоятельные исследования, имеющие опыт публичных выступлений по результатам работы перед учащимися класса, параллели, представившие результат своей работы на школьной и городской научно-практической конференции учащихся;

ступень «Бакалавры» - учащиеся 9-11 классов, самостоятельно выполнившие одну-две исследовательские работы и под руководством учителя работающие над углублением темы, результаты своей работы представляют на школьной и городской научно-практической конференции учащихся;

ступень «Магистры» - учащиеся 9-11 классов, самостоятельно и под руководством кураторов из числа научных сотрудников вузов, научно- исследовательских центров; выполняющие творческие работы по темам, выходящим за «рамки школьной программы», результаты своих исследований представляют на городских, областных, региональных конференциях, слетах.

Таким образом, программа «Достижени-Я» позволяет нам осуществлять интеллектуализацию учебно-воспитательного процесса в школе, создавать условия для развития потенциально одарѐнных обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей

При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.Использо...

Мастер-класс "Поиск, выявление и развитие одаренных детей в условиях ОУ""

Разработка мастер-класса для педагогов (текст мастер-класса, презентация). Идея может быть использована при проведении заседаний методических объединений....

Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми

В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Программа профессионального развития педагога «Система сопровождения и развития одаренных детей» на 2019-2021 год

Цель:Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии спо...


 

Комментарии

Хотелось бы узнать мнение коллег по теме - развититие разного типа одаренности