Компьютер на уроке
статья по теме

Коробкина Юлия Леонидовна

Статья посвящена вопросу использования компьютерных технологий в совремнном учебном процессе. Автор приводит модели установки техники и опыт внедрения технологических средств в традиционный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komputer_na_uroke.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер на уроке

Коробкина Юлия Леонидовна

учитель математики и информатики, заместитель директора по ИТ

ВВЕДЕНИЕ

В последние 10-15 лет компьютеры и информационные и коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Понятно, что трудностей на этом пути более чем достаточно, основная из которых - недостаточное или нулевое финансирование их развития в наших школах. Эти технологии являются дорогими: приобретение компьютеров, их текущая модернизация, а развитие технологической базы и уровня безопасности требуют обновления компьютерного парка не реже, чем каждые 2-3 года, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к Internet. Помимо этого требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.

ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

И поэтому прежде чем начать говорить об опыте использования компьютера на уроках в нашей школе, стоит познакомить ВАС со школьной образовательной средой.

На сегодняшний день информатизация школьного образования предполагает не только обучение взаимодействию с компьютером на уроках информатики, но и актуальным является организация системной целенаправленной педагогической работы с детьми на основе использования компьютерных средств, формирование школьной образовательной среды на основе их применения.

Под школьной образовательной средой, формируемой на основе использования компьютерных средств, будем понимать целенаправленно конструируемую систему условий обучения, воспитания и развития учащихся на основе применения компьютерной техники и средств информационно-коммуникационных технологий для достижения планируемых образовательных результатов.

При анализе нашей школьной образовательной среды мы выделили такие критерии и соответствующие им показатели:

Материально-техническая оснащенность:

- количество компьютеров в школе – 35

- количество компьютерных классов – 2 (13 штук)

- количество кабинетов, оснащенных компьютерной техникой – 8

- количество лицензионных программных средств в школьном УМК –

Наличие профессионально подготовленных кадров (наличие у педагогов информационно-технологических знаний и умений, востребованных в профессиональной деятельности):

- количество учителей, которые прошли обучение на курсах повышения квалификации в области информационных и коммуникационных технологий – 29

- количество учителей, которые систематически используют средства ИКТ в учебно-воспитательной работе с детьми – 16

Вместе с тем анализ качественных характеристик школьной образовательной среды, формируемой с использованием компьютерных средств, должен включать в себя такие направления, как достижение планируемых образовательных результатов и обеспечение условий для решения поставленных педагогических задач.

Для анализа и оценки образовательного результата можно сказать о следующих показателях:

- увеличилось количество детей, принимающих участие в творческих конкурсах компьютерных работ: 2010 год – 7 человек

- каждый 2-3 учащихся используют приложение PowerPoint при защите рефератов на экзаменах по выбору

К группе показателей для анализа обеспечения условий решения педагогических задач можно отнести следующие:

- соблюдение временных норм и санитарно-гигиенических требований при обучении с использованием компьютерных средств лекции, беседы для учащихся по обеспечению сохранности своего здоровья при работе за компьютером

- обеспечение вариативного использования компьютерных ресурсов в учебно-воспитательной работе с детьми (уроки, логопедические занятия, занятия с психологом, внеклассные мероприятия)

- вариативные формы учебных занятий с учащимися (виртуальные экскурсии, творческие работы, электронное тестирование …)

Очень коротко я представила школьную образовательную среду, формируемую с использованием компьютерных средств.

МОДЕЛИ УСТАНОВКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Возможны различные варианты (или модели) установки и использования компьютерной техники в школе.

Наиболее распространенный – компьютер и видеопроектор в учебном классе (компьютер с монитором диагональю 22 дюйма).

Этот вид размещения техники приоритетно ориентирован на фронтальную работу учителя с классом.

Компьютер и видеопроектор позволяет учителю представлять учебный материал, используя различные средства наглядности: иллюстративные материал (рисунки, чертежи, схемы и т. п.), демонстрационные материалы (видеофрагменты, анимированные карты и схемы, динамические модели процессов и явлений и т.д.), звуковое сопровождение, что делает изложение учебного материала более понятным и доступным, способствует более качественному усвоению его учащимися.

Вместе с тем эта модель может и должна использоваться для решения и других важных педагогических задач, в частности: развитие речевой культуры учащихся, их коммуникативных умений, способности к самопрезентации. Для этого учащимся должна быть предоставлена возможность использования этих технических средств на уроке при выступлении перед классом. Методические приемы организации такого вида педагогической работы с учащимися могут быть различны и зависят от возраста детей, например: рассказы детей с опорой на иллюстративный материал, подготовленный учителем (начальная школа); что сегодня вы видели на уроке литературы и многих других уроках; ответы на вопросы домашнего задания с опорой на слайды презентации, выполненной самим учащимся (основная школа).

Компьютерный класс. Занятия в компьютерном классе приоритетно ориентированы на организацию самостоятельной работы учащихся с программными средствами, при которой учитываются индивидуальные особенности детей, их возможности и способности, уровень овладения ребенком знаниями и умениями по учебной дисциплине и уровень подготовки ребенка в области информационных технологий и др. Компьютерные программы учебного назначения (электронные учебные пособия, обучающие программы, тренажеры и др.), с которыми работают учащиеся на занятиях в компьютерном классе, дают возможность детям выбирать индивидуальные приемы и индивидуальный темп работы с ними; при их разработке учитываются возрастные особенности детей; многие из них ориентированы на индивидуальные особенности восприятия информации (например, информация представлена в виде текста и дублируется в речи диктора) и др.

Вместе с тем хотелось бы особо подчеркнуть, что организация занятий в компьютерном классе предполагает, что учитель предусматривает работу учащихся с заданиями разного уровня сложности и трудоемкости; планирует работу учащихся с компьютерными программами по индивидуальному образовательному маршруту, учитывая степень подготовленности ребенка в предметной области и его интересы. Кто бы сегодня на уроке английского языка, тот смог это увидеть.

Компьютерные учебные зоны. Так называют способ размещения компьютерной техники, при котором в одном помещении, предназначенном для учебных занятий, устанавливается от трех до семи компьютеров. В нашей школе, к таким зонам я бы отнесла кабинеты специалистов (психологов, логопедов). Такой вид размещения компьютерной техники приоритетно ориентирован на организацию индивидуальной работы с детьми, направленной на развитие их познавательных потребностей и творческих способностей.

 Собственные компьютеры учащихся. Сегодня многие дети имеют компьютеры дома, которые важно и нужно использовать в учебно-воспитательной работе с детьми в рамках внеурочной и дополнительной работы по учебным предметам. Индивидуальная работа со школьниками по учебному предмету с использованием собственных компьютеров детей приоритетно направлена на развитие их интереса к предмету, на формирование знаний по предмету (теоретических и практических) с учетом способностей и склонностей учащихся. Примерами учебной работы с использованием компьютеров, которые дети имеют дома, могут быть различные виды учебной деятельности детей: выполнение репродуктивных учебных заданий компьютерной программы в рамках домашнего задания по теме урока; выполнение вариативных творческих по содержательным разделам учебных дисциплин и т. д. Эта работа может осуществляться с учащимися начальной, основной  школ с учетом методических аспектов ее организации со школьниками указанных возрастных групп.

КОМПЬЮТЕР НА УРОКЕ

Но как писал академик Г.Н. Александров: «Нельзя учить, используя какие бы то ни было средства обучения, какими бы совершенными они ни были, не следуя закономерностям процесса обучения, не проникая в его сущность».

Проникнем в сущность …

Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника.  

В свете развития этой задачи мы постепенно внедряем в учебный процесс информационные технологии в обучение. Как в самом начале освоения этого процесса, так и сейчас мы стараемся оптимально и органично ввести новые технологические средства в  традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

Мы используем компьютерные технологии в процессе обучения  с различными целями:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
  • для оптимального закрепления изученного материала;
  • для улучшения контроля знаний учащихся;  
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Для реализации данных целей,  это могут быть:

  • уроки, полностью построенные от начала и до конца на использовании компьютера,
  •  использование  мультимедийного комплекса на различных этапах урока.

        

Однако, объективно воспринимая современные реалии (нехватку компьютерной техники), можно  говорить  только об использовании элементов проникающей компьютерной технологии, то есть об использовании компьютеров лишь на отдельных уроках для решения отдельных задач.

Урок с компьютерной поддержкой имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности. Главной задачей является организация такого урока. Урок может быть с использованием программных средств и тогда …

С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроке:

· сокращается время при выработке технических навыков учащихся;

· увеличивается количество тренировочных заданий;

· достигается оптимальный темп работы ученика;

· легко достигается уровневая дифференциация обучения;

· учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;

· в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;

· обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;

· диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому необходимо учитывать и недостатки:

· диалог с программой обычно лишен эмоциональности;

· программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;

· не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

· помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;

· материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;

· контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;

· от учителя-предметника требуются специальные знания.

В своей практической работе мы остановились на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Такой выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью - любой человек имеющий представление хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

Power Point позволяет любому преподавателю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может  добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаем   уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint. Подобные программы  может составлять для себя каждый учитель,  сканируя имеющиеся иллюстрации, таблицы, портреты, схемы. Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет. К данному иллюстративному материалу  добавляю цитаты из произведений, исторические и искусствоведческие справки, теоретический материал, термины. Таким образом,  демонстрирую  отдельные слайды-иллюстрации,  и целые слайд - фильмы при объяснении новой темы. Вообще это процесс творческий. Но когда такой урок готов, то работа на нем становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.

 

Используя отдельные «изюминки» различного рода электронной продукции  демонстрируем учащимся  видеоролики  по теме, показываем фрагменты фильмов. Звуковые файлы помогают  познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или  с декламацией произведения в исполнении известного актёра на уроках литературы, осуществить прослушивание материалов на уроках английского языка  и т.д.. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно,  являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

Конечно, надо помнить о педагогическом дизайне при создании своего собственного мультимедийного продукта – о педагогическом инструменте, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными и эффективными.

Но ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то, знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». В своей педагогической деятельности мы стараемся  использовать прием яркого эмоционального начала урока. Такой используемый прием развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся.

Компьютер на уроке не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много, но, как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий». 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 1. Богатырев А.И., Коптелов А.В., Некрасова Г.Н. Современные информационные технологии// Школа и производство.-2001г.- №1. - с. 14 - 19.

 
2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М, 2004г., 238 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера на уроках технологии

Презентация по использованию компьютера на уроках технологии....

О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики

В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...

использование компьютеров на уроках русского языка

использование компьютеров на уроках русского языка...

Формы работы с компьютером на уроках иностранного языка

Использование компьютерных технологий на занятиях иностранным языком можно представить в разнообразных формах. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текст...

Применение компьютера на уроках черчения

В статье освещены основные моменты применения ИКТ на уроке черчения....

"Архитектура компьютера" открытый урок

для 8 классаЦели:Обучающая. Обобщить и систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, назначении его устройств, продолжить формирование навыков работы с компьютером.Развивающая. Спо...

Компьютер на уроке математики

Мир меняется стремительно. Совершенствуются технологии практически во всех отраслях науки и техники. Количество информации удваивается каждые 15 лет. Современные дети не мыслят своей жизни без к...