Профессиональные качества современного учителя общественных дисциплин: компетентностный подход.
статья по теме

Чарнецкий Сергей Николаевич

Статья подготовлена для сборника V Шамовских чтений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Профессиональные качества современного учителя общественных дисциплин: компетентностный подход.

Чарнецкий Сергей Николаевич, соискатель кафедры управления образовательными системами МГПУ, учитель обществознания и права ГБОУ СОШ №1234, Email: mongooserpro@mail.ru

У современного учителя общественных дисциплин должна быть сформирована не столько предметно-методическая, а именно предметно-методологическая компетентность, позволяющая ему использовать содержание предмета как ресурс развития и социализации ученика, свободно структурируя предметное содержание, целенаправленно выбирая методы, формы, приемы обучения и учения.

Важнейшими качествами современного учителя являются коммуникативность и педагогическое творчество. Коммуникативность – важнейшее личностное качество учителя. Он должен уметь устанавливать и поддерживать субъектные отношения с учениками. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности обучающихся, сможет добиться больших результатов. Для современного учителя неприемлема авторитарная позиция в общении педагога с учеником, необходимо развития диалог, сотрудничество, субъект-субъектных отношений с учащимися. Диалог является основой творческого учения. Ценность диалога состоит в том, что он способствует порождению интереса и мотивации обучения. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников диалог создает условия для их максимального полного творческого роста каждого ученика.

По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет на себе учебный процесс, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения, не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процесса, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности [1, с.82].

Задача учителя общественных дисциплин обеспечить педагогическую поддержку виктимным школьникам, быть неравнодушным к жизненным проблемам ученика, готовым подставить свое плечо для опоры. При этом учитель создаёт условия, в которых ребёнок сам ищет пути решения жизненных проблем и ситуаций, помогает ученику найти опору в самом себе. Педагог должен не вмешиваться в процесс, а лишь корректировать его с помощью логических задач. Ведь предупредительные методики более эффективны, так как они учат избегать или предотвращать опасность правонарушения.

Какой бы совершенной не была программа нравственно-правового воспитания и образования, какие бы замечательные учебники не были написаны, основная роль в процессе освоения правовой культуры принадлежит учителю. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности. Учитель является ключевой фигурой в формировании и развитии правовой компетентности обучающихся. Общество предъявляет к учителю общественных дисциплин высокие требования. Отношение учителя к тем или иным проблемам, его подход к решению различных задач транслируется впоследствии его учениками. Поэтому учитель, являясь членом общества, воспринимая общественное правосознание, участвует в формировании правосознания у молодого поколения граждан.

При передаче нравственно-правовых ценностей сам учитель должен обладать: выраженной гражданской позицией, демократическим стилем работы, высокой коммуникативной культурой, предполагающей вовлечение учеников в регулирование образовательного процесса. От двух установок – «дети ищут», «я ищу», перейти к третьей – «мы ищем».

Основная задача учителя в процессе нравственно-правового обучения – добиваться того, чтобы ученики почувствовали, что право и мораль имеют непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни. На уроках обществознания необходимо инициировать самостоятельную активность учащихся. В процессе изучения новой темы целесообразно предлагать учащимся небольшие вопросы для обсуждения. Алгоритм ответа нужно пояснить старшеклассникам заранее.

На основе новых информационных и педагогических технологий развивающего и проблемного обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы старшеклассника, выступить в качестве проводника в массиве разнообразнейшей информации, научить думать, анализировать, рассуждать, рефлексировать, уметь пользоваться справочными пособиями. Создание проблемных ситуаций и проектная деятельность способствует переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Подготовка учителя к уроку должна носить системный характер. Правовая информация может устаревать, в стране принимаются новые законодательные акты, а потому учитель права должен вести постоянную работу по отслеживанию новой информации. Целесообразно также знакомиться с материалами судебной практики. Это особенно важно для решения правовых казусов и организации деловых игр на занятиях (учитель обществознания не имеет собственной юридической практики, а потому его знакомство с применением норм права может осуществляться на основе публикуемых материалов) [3, с.173].

Учитель при этом является организатором процесса обучения, а не просто источником информации. Система «учитель-ученик» достигает своих максимальных показателей в том случае, когда наступает «дидактический резонанс» (согласованность) между деятельностью учителя и ученика, т.е. совпадают обучающие усилия учителя с усилиями ученика [4, с 63].

Таким образом, заинтересованным в конечном результате урока становится не только учитель, но и ученик и складываются субъектно-субъектные отношения с учащимися.

Преподаватель общественных дисциплин,  несмотря на инновационные процессы в системе образования, продолжает оставаться  одним из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит, насколько грамотно и верно будет организовано нравственно-правовое обучение и воспитание. Профессионализм современного учителя постоянно совершенствуется, а значит, постоянно появляются новые требования к его личности и профессиональной деятельности.

Список литературы:

1.Выготский, Л.С. Биологический и социальный факторы воспитания// Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – С. 81-83

2.Козленко, С.И. Учитель права московской школы// О преподавании права в 2010-2011 учебном году. – М.: МИОО, 2010. – С. 5-15

3.Певцова, Е.А. Теория и методика обучению праву. - М.: Владос, 2003.- 400с.

4.Шамова, Т.И. Активизация учения школьников// Избранное. – М.: Центральное издательство, 2004. – 320 с.

Resource id #3992

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Профессиональные качества современного учителя общественных дисциплин: компетентностный подход.

Статья подготовлена для сборника V Всероссийских Шамовских педагогических чтений...

«Современные образовательные технологии и компетентностный подход. Решение уравнений с модулем».

laquo;Современные образовательные технологии и компетентностный подход. Решение уравнений с модулем»....

Чарнецкий С. Н. Правовая компетентность современного учителя общественных дисциплин

Статья опубликована в журнале "Эксперимент и инновации в школе", 2014 №1...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...

Повышение качества подготовки выпускников на основе компетентностного подхода в условиях инновационной среды и реализации ФОП через построение индивидуальной образовательной траектории и развитие функциональной грамотности

Повышение качества подготовки выпускников школы во все времена являлось важной задачей, поскольку от качества образования зависит успешность дальнейшей жизни молодого поколения и развитие общества в ц...