Профессиональное развитие педагога в современном образовании
статья по теме

Комарова Светлана Александровна

Профессиональное развитие педагога начальной школы неразрывно связано  пониманием деятельности. В науке понятие «деятельность» коррелирует с понятием «профессионализм», «активность», «жизнедеятельность», «развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное развитие педагога  в современном образовании

Комарова С.А., зам дир. по УВР ГБОУ СОШ №527

Пошибайлова Н.В., зам дир. по УВР ГБОУ СОШ №527

Профессиональное развитие педагога начальной школы неразрывно связано  пониманием деятельности. В науке понятие «деятельность» коррелирует с понятием «профессионализм» , «активность», «жизнедеятельность», «развитие».

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм человека – это не только достижения им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций.

При рассмотрении понятия активности важно соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

1. Форме деятельности, свидетельствующей о сущностном единстве понятий активности и деятельности;

2. Деятельности, к которой возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

3. Личностно  значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения, как продукт активного и инициативного взаимодействия с социальной средой;

4. Деятельности направленной на преобразование окружающего мира;

5. О качестве личности, личностном образовании, проявляющемся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, интересах личности, характеризуемой стремление и желанием действовать, целеустремленностью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Определяя активность педагога начальной школы как особую форму деятельности, требуется осознавать ее отличия и особенности. Уровень активности педагога, её длительность, устойчивость и другие показатели от согласованности и оптимальных сочетаний в зависимости от способа связи личностных уровней активности, когда она может приобретать оптимальный или неоптимальных характер.  Например, поддерживать определенный уровень активности педагога можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведет к утомлению, падению активности, либо за счет эмоционально-мотивационного подкрепления (К.А Абульханова-Лавская[1]).

Формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Деятельность задает требование к личности, выступает стимулом ее развития и условием формирования ее качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности.

Выделяют компоненты эффективности педагогической деятельности -процессуальный, результативный и личностный, причем результативный компонент – структура личности педагога (направленность, черты личности педагога).

В целом в профессиональном развитии человека проявляются с разной степенью выраженности определенные противоречивые тенденции;

Противоречение между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон;

  1. Противостояние результатов и процессов труда (несовпадение объективного результата и его психологической цены для человека).
  2. Несовпадение в ряде случаев предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями. Индивидуальные способности, притязания человека могут провоцировать его или обгонять, опережать принятые в профессии нормы либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности труда;
  3. Несогласованность становления разных видов компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной);
  4. Рассогласованность темпов развития мотивационной и операционной сферы профессиональной деятельности ( например, сочетание высокого проофессианализма с беспринципностью);
  5. Разная роль и степень выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах (недостаток опыта в молодости компенсируется жизненными силами, дерзостью ланов, а по мере старения – отсутствие жизненных сил, снижение психической функции (памяти, внимания и др.) компенсируются приспособительными примерами для поддержания и усилия эффективности деятельности);
  6. Несовпадение проявлений у одного и того же человека психических качеств в профессиональной и непрофессиональной сферах ( например, человек может быть импульсивен, несдержан в непрофессиональной сфере, но в профессиональной – очень организован, аккуратен, выдержан);
  7. Несогласованность ценностного отношения к себе в труде и к труду в себе;
  8. Противостояние дела и жизни, когда увлеченность  профессией ограничивает личностное пространство человека и, как следствие, возникает неудовлетворенность;
  9. Расхождение между услилвающейся конкурентностью на рынке труда, безработицей и умением предложить себя как профессионала, раскрыть другим свои профессиональные возможности и т.д.[2].

Нами замечено, что одна из главных трудностей, встречающихся при изучении личности профессионала обусловлена тем. Что изменились требования, предъявляемые к профессионалам. Сложилось двойственное положение, характеризуется тем, что требования, предъявляемые к личности профессионала, стали более высокими, на фоне снижения общего профессионализма в профессиональных сообществах.

Повышение устойчивости при неблагоприятных условиях развития лежит в сфере оптимизации ценностно-смысловых ориентирах педагогов.

Профессиональное становление является лишь частным случаем общего развития педагога в процессе всего жизненного пути. При анализе целостной картины личности профессионала часто периодизация его становления рассматривается как совпадающая с этапами жизненного пути, и потому жестко ограничена временными рамками.

Профессиональное развитие начинается с момента проявления активности личности,  выбора собственной стратеги жизни, построением своего жизненного пути и обычно рассматривается либо как процесс, либо как совокупность способов деятельности, которые могут осуществляться в трех основных формах: личностной, профессиональной и индивидуально-социальной:

Личностная - представляет собой ломку старых способов и средств деятельности, стремлением к новым смыслам, которые требуют нового уровня регуляции деятельности.

Профессиональная – характеризует стремление к сохранению усвоенных фор действий.

Индивидуально-социальная – происходит либо как регресс, либо как восхождение к личностной форме развития.

Профессиональное развитие человека зависит не только от совокупности исходных профессионально важных качеств, сколько определяется их внутренней организацией. С его точки зрения – это вся совокупность психологический качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними и определяется по результатам психологического анализа деятельности и уровня развития профессионализма.

Стагнации профессиональной деятельности не существует. Профессиональное развитие детерминируется противоречиями:  на стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которое оно реализует. Основой профессионального развития выступает саморазвитие, определяющее способность профессиональной педагогической личности превращать собственную жизнедеятельность предмет практического преобразования, управляя ее продолжительностью.

Профессиональное развитие учителя начальной школы характеризуется неравномерностью,  гетерохронностью,  многофакторностью и противоречивостью. Стремясь к росту, педагог постоянно меняется, пребывает внутри действия жизни. Если педагог замедляет движение, он снижает свой внутренний мир и успех в обществе.

Особенности взглядов на профессиональное развитие заключается в том, что центральным ценном встает неповторимость личности профессионала в индивидуальном наполнении профессионально-важных и профессионально-значимых качеств.

Рассматривая динамику овладения педагогом стадий адаптаций, становления и стагнации подробно изучаются особенности проявления педагогической деятельности. Так на стадии профессиональной адаптации требования деятельности вступают в противоречия со сформированными в процессе обучения характеристиками личности, а при профессиональном становление возникает необходимость приспособления к внешним требованиям. На стадии профессиональной стагнации наблюдается снижение активности, невосприимчивость к новому.

При этом личностно – профессиональное саморазвитие педагога рассматривается как внутренний ориентир, направляющий деятельность педагога, в сочетании с ценностно-смысловыми компонентами структуры личности. Анализ факторов саморазвития личности педагога влияют на социально-экономические условия, систему повышения квалификации и включенность педагогов в инновационную деятельность, направленное на саморазвитие его личности, выражающееся в отношении к себе как к деятелю. Переход на более высокий уровень развития профессионального самосознания – определяющее условие творческой реализации собственных  целей и ценностей, безграничный путь к профессиональному самосовершенствованию, которое принимается как осознание педагогом себя в пространстве педагогического труда, в системе педагогического общения и собственной личности.

Получение дополнительного образования педагогами зрелого возраста является значимым фактором саморазвития на этапе взрослости, когда преобладают специальные мотивы, а на этапе зрелости – познавательные мотивы и мотивы творческого достижения.

В направлении профессионального саморазвития важно педагогическое творчество, предполагающее  формирование творческих способностей, оптимальную организацию рабочего времени. Оценка развития педагогического творчества педагогов в системе повышения квалификации возможна при развитии следующих свойств и развития личности:

  1. Мотивационно-творческой активности  и направленности личности;
  2. Интеллектуално-логических способностей;
  3. Интеллектульно-эврестических способностей[3].

Творческое развитие и саморазвитие основывается на потребности и достижении более высоких результатов по сравнению с имеющимися.  Рост достижений образовательной деятельности определяется наличием системы поддержки и стимулирования учителя, его мотивации; учетом («портфолио»); сравнения достигнутых успехов учителя с его прошлыми успехами в учебно-воспитательной работе в системе непрерывного образования.

Попытаемся прояснить суть понятия развития в постдипломном образовании. Развитие, на которое нацелено постдипломное образование. Характеризуется тремя основными аспектами:

Развитие понятийных структур педагога, формирование новых понятий при освоении нового содержания деятельности;

Развитие ценностно-смысловых отношений педагога к изучаемому предметному содержанию;

Развитие инструментальных умений педагога выносить инновации, осмысливать и оценивать их эффективность [4]. В действительности же развитее является целостным многосторонним процессом, характеризующимся взаимосвязанным движением понятий, ценностей, технологий.

Таким образом, истоки и проявления профессионализма , объективно предопределены и субъективно обусловлены сущностью человеческой жизни в разных аспектах профессиональной деятельности педагога.

Профессиональное развитее понимается как длительный, целостный процесс развития личности,  имеющий смысловые факторы отношения к жизни, жизненную стратегию, баланс ресурсов, жизненные приоритеты,  позволяющие выделить предпочитаемые смыслы  как показатель осмысленного отношения к труду. Повышения устойчивости при неблагоприятных условиях развития лежит в сфере оптимизации ценностно-мысловых ориентиров педагога.

Процесс проявления профессионализма объективно предопределены и субъективно обусловлен сущностью человеческой жизни в разных аспектах профессиональной деятельности педагога и связан с регуляцией профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991
  2. Геберт В.К, развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации: автореф.  дис… канд. пед. наук.- Чита,2006
  3. Панова Н.В. Профессиональная жизнь педагога:монография.- СПб.: ИПКСПО, 2007.-244с.
  4. Чудновский В.Э. к проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии.- 1999.- №2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования

В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...

Профессиональное развитие педагога в современном образовании

Профессиональное развитие педагога неразрывно связано  с пониманием деятельности. В науке понятие «деятельность» коррелирует с понятием «профессионализм», «активность», «жизнедеятельность», «разв...

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Роль курсового обучения в профессиональном развитии педагога дополнительного образования

Катастрофически быстро меняется время, стремительно развиваются информационные технологии, взрываются привычные представления о жизни и обществе. Процесс изменений не прекращается ни на минуту. А совр...

Выступление к семинару «Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности."

Педагог  дополнительного  образования - фигура, которая определяет разрешение  всех  проблем  учебно-воспитательного  процесса в  учреждении. Обязательное  усло...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога дополнительного образования

В условиях модернизации образования и введения профессионального стандарта становится актуальным вопрос профессионального развития педагога дополнительного образования. Учитывая специфику организации ...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....