Доклад на педагогический совет
статья по теме

Пахомова Виктория Георгиевна

Выступление заместителя директора по УВР на педагогическом совете о формировании универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedagogicheskiy_sovet.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное общеобразовательное автономное учреждени

   «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района

                                                           

                                ДОКЛАД

на тему:  Современные технологии обучения

        на уроке в начальной школе как условие

 достижения новых результатов образования.

                                                    Пахомовой Виктории Георгиевны,

                                                                  заместителя директора по УВР

                                                                  высшей квалификационной категории

                                                   2013г., г. Тында

Необходимость оптимизации начального образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы. Анализ развития современного отечественного образования позволяет говорить об изменении общей парадигмы образовательного процесса, что находит отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться.

В отечественной системе образования начинается значимый этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения.

Согласно требования ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций).; проектные и исследовательские формы организаций обучения.

Теоретической основой фундаментального ядра содержания общего образования   является ранее сформированные в отечественной педагогике идеи системно-деятельностного подхода, которые базируются  на теоретических положениях  Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова. В.В. Давыдова. А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова.

Перед педагогом вновь встает вопрос «Как учить?», «Какой инструмент позволит надежно формировать общеучебные умения и способности?». Ответ: «Это технологии. Впервые в стандарте появляются технологии обучения». (А. Асмолов).

В последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы «знания, умения, навыки» к системно-деятельностной парадигме образования. Он находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение, планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий, педагогика развития, психопедагогика «живого знания», педагогика вариативного развивающего образования, личностно ориентированное образование, школа диалога культур и т.д.

Кратко познакомимся с некоторыми из перечисленных технологий:

  1. Проблемно ориентированное развивающее образование, которое наиболее полно представлено в концепции Л.В. Занкова, получившей широкое распространение именно в начальной школе. Развивающие возможности обучения по системе Занкова связаны с усложнением программ обучения за счет увеличения удельного веса теоретических знаний и объема информации; особой организацией деятельности учащихся, индивидуализацией обучения. Соответственно принципы системы Л.В. Занкова включают: высокий уровень трудности обучения, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся, интенсификацию обучения за счет эмоциональной сферы.
  2. Личностно ориентированное развивающее образование (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская) ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий.
  3. В смысловой педагогике вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А. Ямбург) целью образовательного процесса выступает многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личностных смыслов, а учебный процесс выступает как смысловая реальность, требующая реализации принципа природосообразности в образовании и воспитании.                                         4.   Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученика поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.                                                                 5. Проектно-исследовательская деятельность – выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития. Новые образовательные результаты (прежде сего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность) могут быть достигнуты через проектную исследовательскую деятельность школьников.    Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса практически невозможно.

За этими направлениями выступает школа культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Основные положения его концепции легли в основу системно-деятельностного подхода, которые были доработаны Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым.  Ими было обосновано положение: содержание образования проектирует  определенный тип мышления – эмпирический  или теоретический – в зависимости от содержания обучения. Содержание учебного предмета при данном подходе выступает как система научных понятий, определяющих предметную область. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности.  В контексте Требований стандарта второго поколения речь идет о программе формирования универсальных учебных действий. Созданная на основе системно деятельностного подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в  терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Вывод: использование новых технологий на уроках в начальной школе являются условием успешного достижения планируемых результатов образования через:

  • Системно-деятельностный подход в образовании;
  • Принципы развивающего обучения, широко внедряемые в образовательный процесс
  • Выбор УМК (учебников, содержание которых соответствует ФГОС НОО)

- учебники, принадлежащие к системе учебников («Начальная школа ХХ1 век», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа»)

- учебники, принадлежащие  к завершенной предметной линии учебников («издательств «Дрофа», «Просвещение», «ВИТА-ПРЕСС», «Русское слово», «Титул»)

  • Программу формирования универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия. В широком значении этот термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком  (психологическом) значении этот термин можно  определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

   Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая  самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают  учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей  осознание ее целевой направленности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные   и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,  контроль и оценка).

Отсюда универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД обеспечивают  ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД – это действия, которые обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные УУД включают общеучебные и логические действия, обеспечивающие постановку и решение проблем.                                        

Диагностика УУД.

      Оценочная деятельность учителя.

Одной из особенностей стандартов второго поколения – изменение роли и функций системы оценивания. Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучении темы;

- учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;

- учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;

- побуждение детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

В системе оценивания в начальной школе используется преиущественно внутренняя оценка, выставляема педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений)Ю, результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.        Стартовая диагностика (на входе) – в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.                                 В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдение, самооценка, самоанализ) и объективные методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся.                                                                        Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение), а также самоанализ и самооценка обучающихся.                                                        Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. («Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» (комплексный подход в оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных).Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений - универсальные учебные действия), но и такие достижения ребенка, как  умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п.. а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.         Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио. Вместе с тем целесообразна и итоговая демонстрация общей подготовки, умения синтезировать и использовать полученные за четыре года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставки результатов проектной работ, которая велась ребенком на протяжении четвертого года обучения , так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные  и значимые для дальнейшего обучения аспекты.. Возможно сочетание тих форм.

  1. Портфолио младшего школьника.

Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Портфолио ученика – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Использование такой формы оценки учебных достижений позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

 В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать. По сути, портфолио – представленный отчет по процессу развития ребенка, который позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Педагогические задачи портфолио:

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • Выявлять существующий уровень сформированности УУД, и совершенствовать их путем внесения коррекции в учебный процесс;
  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • Формировать умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Структура портфолио ученика представляет собой комплексную модель, состоящую из трех разделов: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов».

  1. «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. В этом разделе помещаются документы или их копии по итогам олимпиад, мероприятий и конкурсов, проводимых школой, учреждениями системы дополнительного образования, а также результаты образовательного тестирования и участия в школьном научном обществе.  Итоговая бальная оценка делает портфолио данного раздела действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).
  2. «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и  творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах и тд. Данный раздел портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ.
  3. «Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Доклад к педагогическому совету Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит?

Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование...

Доклад к педагогическому совету

Этот материал поможет шире узнать об экологическом воспитании в дошкольных учреждениях.....

доклад на педагогическом совете

Технология проектирования социально-значимых дел на опыте  проведения акций милосердия...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...