Методическая разработка "Проектирование урока в свете новых требований ФГОС"
методическая разработка на тему

Жуланова Татьяна Борисовна

Цель: Повышение методического мастерства учителей через активизацию их   знаний  по вопросу проектирования урока в свете новых требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Урок -  это  зеркало  общей и педагогической культуры учителя,

 мерило его интеллектуального  богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование его гражданской идентичности. Интегрированный урок является одной из возможностей формирования метапредметных компетенций.Социализация – это процесс усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и .навыков,позволяющим ему стать успешным человеком в обществе.( гендерная социализация – мальчики учатся быть мальчиками, девочки – девочками.)

Что нам помогает в подготовке к уроку?

  • Знание класса, его возможностей
  • УМКа
  • ИКТ, информационные ресурсы
  • Опыт,  знание методики
  • Четкое планирование

Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС


Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные.

Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы следующие:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Программа развития УУД на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Программа должна содержать:

  • описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
  • описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
  • перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;
  • планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
  • описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
  • методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках мира, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть  
этапы конструирования урока.

  1. Определение темы учебного материала
  2. Тип дидактической цели темы
  3. Тип дидактической цели урока
  4. Определение типа урока
  • изучения и первичного закрепления новых знаний
  • закрепления новых знаний
  • комплексного применения ЗУН
  • обобщения и систематизации знаний
  • проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
  1. Продумывание структуры урока
  2. Обеспеченность урока *
  3. Отбор содержания учебного материала
  4. Выбор методов обучения
  5. Выбор форм организации педагогической деятельности
  6. Оценка ЗУН
  7. Рефлексия урока

Какие  УУД  формируются в результате следующих заданий?

  1. Составление схем и таблиц  ( ПОЗ.УУД )
  2. Оцените свою работу        ( РЕГ.)
  3. Определите, что лишнее   ( ПОЗ.УЛД )
  4. Прослушайте музыку и представьте картину природы ( ЛИЧ.)
  5. Выскажите свое мнение по вопросу  ( ЛИЧ.)
  6. Найдите отличия      ( ПОЗ,УЛД )
  7. Задайте вопрос учителю, другу   ( КОМ, )
  8. Заучиваем правило хором  ( РЕГ,)
  9. Ученик планирует свою деятельность  ( РЕГ,)
  10. Оцените смайликом свое настроение ( РЕГ,)

Что вы делали сегодня на уроке?

  • Думали
  • Сравнивали
  • Выделяли УУД
  • Анализировали видиофрагмент
  • Работали с таблицей
  • Анализировали свои затруднения
  • Задавали вопросы
  • Рисовали
  • Обсуждали

Марина Григорьевна Ермолаева – канд.пед. наук  АППО

Ирина Владимировна Муштавинская – кан.пед.наук. проректор АППО по метод. Работе

Александр Григорьевич Асмолов – академик Рос.Академии образования, психолог  МГУ.

Светлана Степановна  Татарченкова - канд.пед. наук  АППО

Список литературы

  1. Анализ современного урока. – М, 2001.
  2. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
  3. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
  4. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
  5. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
  7. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка урока  в соответствии с требованиями ФГОС по истории на тему "Отечественная война 1812 года"...

Разработки уроков биологии по новыми требованиями ФГОС

Разработки уроков биологии  по новыми требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".

Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему  "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".

Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему  "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Уравнение».

Урок  открытия нового знания, разработан в системе деятельностного подхода в обучении.  На уроке совершенствуются навыки решения, уравнений и задач.  На уроке использовались различные в...

Методическая разработка урока французского языка согласно требованиям ФГОС

Данный урок был разработан для 7го класса по учебнику Н.А. Селивановой и А. Ю. Шашуриной "Синяя птица 6". Французский является вторым иностранным языком....