Проект собственного профессионального развития
проект на тему

Молчанова Любовь Дмитриевна

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурентоспособным на рынке продолжения образования и трудоустройства.

Весь учебно - воспитательный   процесс направлен на решение этой миссии.  Деятельность школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sobstvennogo_professionalnogo_razvitiya.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа

им. Н.В.Архангельского»

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»

 

  Проект

 собственного профессионального развития

заместителя директора по воспитательной работе

«Современная школа как социальная система

и как объект управления»

(из опыта работы)

Автор:  заместитель директора

 по воспитательной работе

Молчанова

Любовь Дмитриевна

с.Мужи,2014

Проект

собственного профессионального развития

«Современная школа как социальная система и как объект управления»

(заместитель директора по воспитательной работе

Л.Д.Молчанова)

1. Теоретическое обоснование деятельности заместителя директора по воспитательной работе.

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурентоспособным на рынке продолжения образования и трудоустройства.

Весь учебно - воспитательный   процесс направлен на решение этой миссии.  Деятельность школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования.

Основной целью педагогического коллектива является – Создание системы, обеспечивающей необходимые условия для качественного обучения и воспитания современного гражданина России, ориентированной на индивидуализацию обучения.

     В связи с этим на протяжении длительного времени педагогическим коллективом школы решаются следующие задачи:

  1. Обеспечение государственных гарантий и равных возможностей для получения общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования;
  2. Повышение качества образования и воспитания;
  3. Обеспечение условий для формирования ЗОЖ;
  4. Создание условий для успешной социализации выпускников школы;
  5. Организация профильного обучения;
  6. Совершенствование школьной системы воспитательной работы;
  7. Достижение оптимального уровня воспитанности учащихся;
  8. Гармоническое развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов;
  9. Выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика, одаренность;
  10. Совершенствование системы обучения и воспитания, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.

Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.

В связи с этим одной из важнейших задач для обеспечения эффективности развития воспитательной системы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена. Ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения.

Таким образом, формирование представлений о важности управленческого труда, о его влиянии на жизнедеятельность школы, как части всей образовательной системы, о целостной работе руководителя и заместителей руководителя и обусловливает актуальность темы «Современная школа как социальная система и как объект управления».

Объектом исследования проекта собственного профессионального является: современная школа как социальная система.

Предметом - процесс управления и воспитания в современной школе.

Поставленная в проекте цель обусловила ряд задач, а именно:

  • Повышение профессиональной компетентности заместителя директора по воспитательной работе:
  • Использование и применение инновационных технологий   в построении воспитательной системы школы;
  • Разработка и создание базы нормативных документов по воспитательной работе (положения, программы, локальные акты и др.);
  • Использование различных методов и форм воспитательной работы при взаимодействии с учащимися (разновозрастные ступени);
  • Применение диагностики уровня воспитанности, интеллектуального и личностного развития учащихся;
  • Внедрение и реализация направлений Программы развития воспитательной компоненты в школе;
  • Развитие традиций школы, через сеть воспитательных мероприятий;
  • Проектирование и вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность педагогов школы, классных руководителей, родителей, учащихся;
  • Развитие социального взаимодействия со структурными подразделениями села.

Педагогические системы нашей школы можно представить, как:

  1. систему воспитания;
  2. систему образования;
  3. система воспитательной деятельности учителя;
  4. систему воспитательной деятельности классного руководителя, классного   воспитателя;
  5. систему воспитательной деятельности педагога-организатора, ССШ, педагога дополнительного образования и т.д.

Только в интеграции всех систем, можно наблюдать как развивается школа, и только тогда видны будут результаты построения единой целостной системы воспитания и образования.

В различных источниках «педагогическая система представлена различными аспектами.

  • Б.С. Гершунский предлагает следующее определение: «Педагогическая система объединяет целостные педагогические объекты - личность воспитуемого, воспитательно-образовательный процесс, воспитательно-образовательную систему, систему педагогического управления».
  • В.С. Ильин рассматривает педагогическую систему, которая объединяет многие педагогические процессы: систему внешкольной работы с детьми, систему воспитательно-образовательной работы школы, систему работы коллектива учителей с учащимися отдельного класса, систему обучения циклам предметов, систему уроков, систему формирования умений, качеств личности, систему работы классного руководителя и др.
  • М.М.Поташник называет следующие структуры педагогических систем: управленческая (программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, корригирование и анализ; деятельностная (мотивы, цель, содержание, формы, методы, результаты); содержательная (в основе лежат направления воспитания - нравственное, гражданское, трудовое, физическое, эстетическое и др.); возрастная (воспитательная работа с младшими школьниками, подростками, старшими школьниками); субъектные (деятельность учителя - родителей - школьников); типы коллективов (школьный - педагогический - классный и т.д.).
  • Ю.П.Сокольников дает следующую характеристику педагогической системы: они существуют как относительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности, имеющие определенную организацию.
  • Т.Н. Шамова, под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и. материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.
  • В.П.Беспалько, считает, что «Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания, организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с определенными качествами, необходимыми как самой личности, так и обществу»

В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы.

Признаки любой системы:

- наличие компонентного состава, структурность;

- многоуровневость, иерархичность;

- присутствие системообразующего компонента;

- зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;

- обусловленность действия системы свойствами ее структуры;

- несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;

- взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широких систем и содержать в себе более мелкие.

Особенностью школы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и развития личности.

Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двум ми.

 Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели.

Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.

Отличительным признаком всех целеустремленных систем является их полифункциональностъ, т.е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов.

Существенным для педагогических систем является:

- целенаправленность любой системы;

- динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов, и системы в целом;

- способность к саморегуляции и самоорганизации.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему.

Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования.

Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.

К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Несмотря на разночтение в определении «педагогическая система», многочисленные педагогические системы подчинены общему закону организационного строения и функционирования как процесса. Так или иначе, общим положением в указанных определениях является то, что взаимосвязанные структурные компоненты систем объединены одной целью - всестороннего и гармоничного развития личности.

Нашу школу можно считать, системой взаимодействия, определяющейся направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой - адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

1. Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме;

2. Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов,

3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

4. Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

5. Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

После принятия Закона об образовании (2012 г.) внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами, которые выполняют задачи дополнительного образования, образуя сферу наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка.

Разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т. п.

Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

В современных условиях на образовательное учреждение оказывают влияние процессы, происходящие в обществе, которые, несомненно, положительно сказываются на развитии учреждений.

Однако идут и другие процессы, приводящие к снижению роли общественных организаций,- к крушению идеалов, к пересмотру ценностных ориентации в жизни молодого человека.

Все это требует мобилизации как внешних, так и внутренних возможностей образовательных учреждений для нейтрализации негативных явлений.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.

Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.

3.Управление школой

Управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте.

Структура управленческих органов в школе является весьма многообразной. Условно их можно разделить на три группы.

  • Первую группу составляют органы коллективного управления школой — общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.
  • Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, помощник директора по хозяйственной работе и др.
  • Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).

        Исходя из вышесказанного и реализуя проект собственного профессионального развития, я добилась следующих результатов в построении системы воспитания и управления воспитательным процессом школы и в течение последних лет у меня выстроилась траектория моего личного опыта в МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского».

Такую траекторию системы воспитания я выстроила благодаря интеграции как учителя биологии и заместителя директора по воспитательной работе (стаж соответственно 33/13, в данном образовательном учреждении 32 года) (см. Приложение1)

Приложение № 1

Результативность

реализации проекта собственного профессионального   развития

Планируемое

Выход

1.

Профессиональная подготовка

Диплом ВВАГМУ (управление персоналом); Модульные курсы -дистанционно, г.Москва.

2.

Создание детских школьных объединений.

«Галактика Добрых сердец» (1-4);

«РИТМ»(5-8), Совет старшеклассников (9-11)

3.

Внедрение программы Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности»

 С 2004 года, в интеграции с разработанной программой Духовно-нравственного воспитания (в рамках ФГООС)

4.

Разработка положений, локальных актов, программ (с принятием Закона об Образовании (2012 г.)

  • Положения и локальные акты по ВР размещенные на сайте ОУ (в том числе должностные инструкции – всего 16):
  • Программа по военно-патриотическому воспитанию на 2012-2020 г г.;
  • Программа по предупреждению беспризорности, безнадзорности и пропусков уроков без уважительной причины;
  • Концепция развития воспитательной системы школы на 2011-2017г.г.
  • Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период с 2012 по 2015гг.
  • «Одаренный ребенок в школе»
  • «Программа по профилактике ПАВ и правонарушений»
  • Программа «Здоровье»
  • Программа духовно-нравственного воспитания

5.

Распространение личного опыта

сайт ОУ –scoolmuji3dn.ru, сайт первое сентября, личный сайт работников образования, сайт департамента образования КДН И ЗП., СМИ «Северная панорама», «ТРВ-Мужи», ОГТРК –Ямал.

6.

Реализация проектно-исследовательской деятельности

Практико-ориентированный проект «Цветы у школы», проект «Открытия мемориальной доски Н.В.Ахангельскому», проект оформление образовательно -воспитательной среды школьников,

«Фестиваль кружков». «Галлерея Славы» и др.

7.

Педагогические советы, работа с родительской общественностью, структурными подразделениями села

  1. «Воспитание –глазами родителя, учителя, ребенка»,
  2. «Этика и культура общения учитель, родитель, ученик».
  3. День открытых дверей;
  4. Родительские (классные, общешкольные) собрания.
  5. Внеклассные мероприятия.

8.

Создание банка данных «Одаренные дети» (призеры, лауреаты, грантеры и др.)

Постоянно (сканирование, вручение на линейках)

9.

Отслеживание уровня воспитанности обучающихся и предупреждение правонарушений среди школьников.

Мониторинг, диагностика.

10.

Использование современных технологий.

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  2.   Личностно – ориентированные технологии;
  3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного-воспитательного процесса и управлениекачеством образования и воспитания школьника;
  4. Мониторинг интеллектуального развития;
  5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика;
  6. Дидактические технологии как условие развития учебно-воспитательного процесса ОУ;
  7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
  8. Технология портфолио 

11.

Создание информационно-аналитической базы по ВР

  1. Проекты приказов по ВР (более 100 в год);
  2. Информации (более 50);
  3. Посещение и анализ воспитательных мероприятий с выходом на сайт (более 150);
  4. Справки (не менее 30);
  5. Сценарии
  6. Фотоотчеты
  7. План ВР на год, на месяц;
  8. Протоколы род. Собраний и др.

12.

Использование методической литературы в реализации проекта собственного профессионального развития.

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников.
  2. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.:
  5. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.
  6. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы.
  7. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.:
  8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя.
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения.
  10. Закон Об Образовании;

13.

Организация пресс-центра школы.

Выпуск газеты «Ступени», буклетов, памяток и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период

Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Профессиональная рефлексия как элемент самоактуализации и стимул профессионального развития педагога

Аналитическая статья-размышление об особенностях профессиональной педагогической рефлексии и  рассмотрения её в качестве инструмента профессионального роста.Подлинно профессиональное развитие нем...