Подходы к оценке результатов учащихся по освоению дополнительных образовательных программ
статья на тему

Александрова Наталья Владимировна

Из опыта работы по аттестации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandrova_n.v._bratsk.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к оценке результатов учащихся по освоению дополнительных образовательных программ

Александрова Н. В.

заместитель директора по УВР

МАОУ ДОД «Дворец творчества

детей и молодёжи» МО г.Братска

В сфере дополнительного образования отсутствуют единые государственные образовательные стандарты, которые позволили бы определить уровень результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам учреждение самостоятельно определяет содержание программ. Таким образом, говоря о  качестве дополнительного образования, можно говорить о степени соответствия реальных достигаемых образовательных результатов детей требованиям дополнительных образовательных программ.

Лучшим средством для отслеживания достижений  учащихся является внешняя и внутренняя экспертиза результатов деятельности.

Формой внутренней экспертизы является аттестация учащихся.

В МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» МО  г.Братска в течение 6 лет действует система аттестации учащихся. Создана база локально-нормативных документов, регламентирующих эту деятельность, в которую входят: положение о проведении аттестации учащихся, методические рекомендации, а так же алгоритм создания ситуации успеха детей при подготовке и проведению аттестации.

Цель этой процедуры - выявление промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, развития практических умений и навыков, сформированных компетенций их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных образовательных программ для детей.

Задачи аттестации:

  • определение уровня теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области;
  • выявление степени сформированности практических умений, навыков и компетенций обучающихся в выбранном ими виде деятельности;
  • анализ полноты реализации дополнительной образовательной программы для детей;
  • соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
  • выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей;
  • внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности.

Виды аттестации в ДТДиМ:

Промежуточная аттестация – это оценка уровня достижений учащихся по дополнительным образовательным программам, срок обучения по которым более 1 года. 

Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений учащихся по завершении всего образовательного курса программы.

Деятельность педагогов дополнительного образования по аттестации просматривается в рамках разработки рабочих программ и календарно-тематического планирования учебного процесса.

Ежегодно в учреждении издается приказ о проведении аттестации, утверждаются графики и формы аттестации, а так же диагностические материалы для ее проведения. Формируются группы ассистентов из числа администрации, педагогов, родителей, проводятся инструктивные совещания и собеседования с педагогами. В течение учебного года проходит информирование родителей о процедуре аттестации через сайт учреждения, информационный киоск, а так же на ежеквартальной встрече директора с родителями – «Прием у директора».

Особое значение педагогический коллектив уделяет созданию ситуации успеха для каждого ребенка в ходе подготовки и проведения аттестации. В 2012 году созданная рабочая группа педагогов разработала алгоритм действий педагогов и учащихся для успешного прохождения аттестации, который был апробирован и принят к действию на педагогическом совете Дворца.

Многообразие направлений и видов дополнительного образования порождает многообразие форм и методов аттестации, разнообразие критериев оценки освоения образовательных программ. Наиболее популярные формы аттестации в ДТДиМ – выставки, презентации, защиты творческих, учебных работ и проектов, презентации и защита коллекций, творческих досье и портфолио, концерты, показы, дефиле, соревнования, запуски авиамоделей.

В течение четырех лет в нашем учреждении идет работа по внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс, поэтому использование компетентностных олимпиад как формы проведения аттестации является необходимым условием и возможностью определить уровень развития тех или иных компетенций учащихся.

Особое внимание при проведении аттестации уделяется детям дошкольного возраста и детям с ограниченными возможностями здоровья, детям инвалидам. Поскольку в программах для данных категорий детей предусмотрена диагностика развития личностных качеств и творческих способностей, то формой диагностики является педагогическое наблюдение.

Результатами деятельности учащихся, занимающихся исследовательской деятельность по утвержденным образовательным маршрутам, стала презентация их исследовательских работ на ежегодной учебно-исследовательской конференции Дворца и города.

  Формами фиксации результатов личных достижений детей являются:

  • Протокол аттестации учащихся установленного образца;
  • «Портфолио» учащегося;
  • Таблица квалификационных испытаний;
  • Карты творческой активности учащихся;
  • Индивидуальные карты развития ребенка;

Аттестация учащихся нашего учреждения это внутренняя экспертиза качества дополнительного образования. Результаты внешней экспертизы (результаты конкурсной деятельности наших учащихся на различном уровне) подтверждают её объективность. За три года  2138 учащихся ДТДиМ приняли участие в 110 конкурсах, фестивалях, соревнованиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня. 857 ребенка стали победителями и призерами, 350 обучающихся получили грамоты и сертификаты участников.

Все результаты аттестации учащихся анализируются педагогами, анализируются и обобщаются администрацией учреждения. Ежегодно в каждом творческом объединении проводится итоговое совещание, где рассматриваются результаты освоения учащимися дополнительных образовательных программ, определяется необходимость внесения корректив в программу, определения индивидуальных образовательных траекторий для отдельных детей.

По результатам итоговой аттестации, на основании Положения выдаче документа, свидетельствующего об освоении дополнительных образовательных программ, учащимся, успешно освоившим дополнительную образовательную программу, выдается свидетельство специального образца. Ежегодно около 400 ребят получают такие документы.

Во Дворце творчества создана система поощрения лучших учащихся по итогам учебного года, где результаты аттестации имеют большое значение. Ежегодно 5 человек Дворца получают премию мэра города Братска, 20 человек получают стипендии учреждения. Традиционно в день рождения Дворца 25 октября проходит открытие аллеи звезд, где зажигаются 25 новых звездочек Дворца.

Формой демонстрации достижений учащихся являются творческие итоговые мероприятия в каждом коллективе детей, с обязательным приглашением родительской общественности.

        Дворец сегодня позиционирует себя как территорию успешности для каждого ребенка. «Я+ДВОРЕЦ=УСПЕХ» - это не просто слоган, это программа действий всего педагогического коллектива. Механизм        оценки результатов деятельности учащихся по освоению дополнительных образовательных программ, который разработан и апробирован в учреждении, позволяет демонстрировать качество дополнительного образования и повышать имидж Дворца.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики

Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики...

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы ...

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы.

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Направление  «Развитие творческих  способностей»...

Динамика результативности достигаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы "Шахматы в сфере досуга"

Цель программы:  укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся при помощи организации отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.Главная задача - создан...

Результаты освоения дополнительных образовательных программ технической направленности 2020-2021 и 2021-2022 уч.год

Сведения о результативности и качестве реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности:«Стендовое моделирование. Макеты»(2020-2021 учебный год),«3D &nda...