Формирование УУД и критерии их оценивания
презентация к уроку ( класс) на тему

Ильина Римма Алексеевна

Цели педсовета:
• раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»;
• рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;
• познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;
• приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx35.37 КБ
Файл formirovanie_uud_i_kriterii_otsenivaniya.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

                      К знанию через УУД

  1. Организационный момент (ситуация успеха)

           Отрывок из мультфильма « 38 попугаев»

(вхождение) Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеюсь, что наша встреча будет для нас полезна и интересна.

(звучит отрывок песни «Ужасно интересно»)

Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Ужасно неизвестно,
Все то, что интересно!

Мы с вами путешествуем  по неизведанному маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

Диагностика: Кто ты будешь такой? ( слоненок,  Удав, Попугай)

СII. Актуализация опорных знаний. Определение темы, постановка цели.

  1. Тест ( индивидуально)
  2. Проверка выполнения теста

Какие слова чаще встречались в тесте. Посмотрите на ключевые слова и сформулируйте тему педсовета.

Формирование УУД и критерии их оценки.

Каковы цели педсовета?

Цели педсовета:

  • раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»;
  • рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;
  • познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;
  • приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Если разобраться, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД, то общая цель педсовета:  - Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

! В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход. ( слайды 12-16)

Попробуем ответить, что такое УУД.

Если затрудняемся, где можно найти ответ? (в педагогической литературе, справочниках, Интернете и т.д.)

УУД- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик

УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Чтобы отработать понятие УУД, поработайте в группах

Вывод

В широком смыслеУУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Предлагаю вам прочитать характеристику УУД и определить, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД.

Во время чтения определите основные действия, которые позволяют формировать УУД. Прочитав тексты, поработайте в парах и обобщите сведения в виде таблицы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Личностные:

  • Осмысление (Смыслообразование)
  • Осознание (Самоопределение)
  • Принятие жизненных ценностей

(Нравственно- этическое оценивание)

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Познавательные

  • Общеучебные
  • Логические
  • Постановка и решение проблем

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества;
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов
  • контроль, коррекция, оценка действий партнера
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • владение монологической и диалогической формами речи

Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в группах.

Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов.

Вам даны будут карточки с заданиями из разных предметов.

Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, поместите данную карточку в соответствующий столбик таблицы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Распределяем задания в соответствии с УУД

Русский язык:

  • В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
  • Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?
  • Соотнесите предметы и звуковые модели слов
  • Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окружающий мир:

  • Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
  • Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны
  • В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему

Литературное чтение:

  • Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
  • Как нужно было ухаживать за репкой?
  • Почему репка выросла большая – пребольшая?
  • Сочини продолжение сказки с друзьями.

Английский язык:

  • Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему?
  • Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?
  • Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером
  • Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года

Изобразительное искусство:

  • С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?
  • В какой последовательности будет выполнен портрет?
  • Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.
  • Какой цвет является твоим любимым и почему?

Проверка работы

  • Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.
  • Оцениваем выполненную работу (по “линеечке оценки”)
  • Возникли ли у вас затруднения при распределении заданий на группы?
  • Если есть затруднения, что нужно делать?

Теперь мы предлагаем вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД (Каждый участник семинара получает раздаточный материал – Педагогические приемы,  описание педагогических приёмов).

Во время чтения каждый должен отметить знаком “+” тот прием, который он уже использует в своей практике, Прием, который вам покажется интересным – обведите в  кружочек. Прием, который вы хотели бы изучить и узнать о нем поподробнее – поставьте !

РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ. Выполнение работы. Обсуждение.

А есть ли у вас свои приемы? Расскажите.

  • Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС

Интересный приём «Чему учит лавочка?»  Что можно делать на лавочке?  На лавочке можно: отдыхать, играть в разные игры, грызть семечки, читать книгу, общаться с друзьями и т.д.

  • Что можно узнать на лавочке?  На лавочке можно узнать:  новости, обычаи людей разных национальностей, узнать мнение о себе и своих друзьях, познакомиться с новыми людьми.
  • Чему можно научиться, сидя  на лавочке? На лавочке  нужно уметь соблюдать правила поведения: не пачкать, не царапать, не забираться с ногами, не сорить рядом.

Какие же универсальные действия сформировала лавочка?

  • Коммуникативные УУД: научила взаимодействовать с разными людьми, умения с достаточной полнотой выражать свои мысли, умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.
  • Личностные УУД: адекватно реагировать на замечания, умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, ответственность за поведение и действие других и себя.
  • Познавательные УУД: выбор необходимой информации, установление причинно – следственных связей.
  • Регулятивные УУД: установление связи между целью деятельности и ее мотивом, прогнозирование результатов деятельности.

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности.

Таким образом, универсальные действия формируются и на лавочке в том числе. Назовите ещё места, где можно чему – либо научиться? Учиться можно всегда и везде. Вокруг нас богатый материал для формирования универсальных действий.

Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Проанализируем нашу работу. С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении ? Какие УУД мы формировали на каждом этапе?

Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД))

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)

Формулировка темы совещания, цели и задачи. (Регулятивные УУД) На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД).

Работа по теме. Чтение и самостоятельное изучение предложенного материала. (Познавательные УУД)

Выполнение практической работы в парах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД.РегулятивныеУУД. Личностные УУД)

Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД (Познавательные УУД)

Подведение итога. Рефлексия.(Слон внутри удава)  Самооценка

Какие цели мы решали на семинаре?

  • Раскрыть и осмыслить понятие “универсальные учебные действия”
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобрести практический опыт выполнения
  • УУД в процессе работы с информацией

Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД – достигнута.

Оцените уровень своих знаний по теме семинара –практикума  и готовность эти знания применять.

  • Смогли ли Вы сделать для себя маленькое «открытие», найти неизвестное в известном и известное в неизвестном.  Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?
  • Эмоциональная разрядка.
  • Обратите внимание на героев мультфильма.
  • А где же Мартышка? Это наши дети, их непосредственность, которая подталкивает нас вперед и учит никогда не сдаваться.

Литература:

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  2. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
  3. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.  Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  5. М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
  6. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
  7. . Шалашова М.М. ФГОС как инструмент модернизации сисетмы образования;

Традиционно процедура оценивания была прерогативой учителя. В новых условиях ситуация меняется. В процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1. Как расшифровывается аббревиатура ФГОС? а) Федеральный государственный основной стандарт; б) Федеральный гражданский образовательный стандарт; в) Федеральный государственный образовательный стандарт; г) Федеративный гражданский основной стандарт

Слайд 4

2. В основе ФГОС: а) системно-деятельностный подход; б) информационно-коммуникативный подход; в) интегративный подход; с) все ответы верны.

Слайд 5

3. Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является: а) эксперимент б) наблюдение в) измерение г) анкетирование

Слайд 6

4. Способ деятельности, направленной на достижение определенной цели, - а) прием; б) метод

Слайд 7

5. Кем осуществляется внутренняя оценка достижения планируемых результатов? а) органами управления образованием;. б) самой школой — учениками, педагогами, администрацией; в) родителями обучающихся; г) все ответы верны.

Слайд 8

1 в 2 а 3 б 4 б 5 б Проверяем !

Слайд 9

Сформулируем тему ФГОС, критерии, УУД, оценки

Слайд 10

Формирование УУД и критерии их оценки

Слайд 11

Цели раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»; рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности ; познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД; приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Слайд 12

Цель Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Слайд 13

Структура деятельностного урока: От цели – к результату

Слайд 14

Структура урока: Учебная деятельность Проблема НАЧАЛО Результат ИТОГ

Слайд 15

Перспектива Структура урока: Учебная деятельность Проектная, ТКМ… Проблема Цель Необх . знания Результат Оценка Рефлексия

Слайд 16

Проблема (интерес) Цель / Предполагаемый результат/План Актуализация знаний и умений Учебные действия, направленные на достижение цели: изучение нового, закрепление, применение Результат/ Оценка Рефлексия Перспектива 1 3 2 Деятельностные связи этапов урока

Слайд 17

Что такое УУД? УУД- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых характеристик УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Слайд 18

в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Универсальные учебные действия

Слайд 20

Виды универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 26

Литературное чтение Личностные УУД Регулятив ные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой? Как нужно было ухаживать за репкой? Почему репка выросла большая – пребольшая? Сочини продолжение сказки с друзьями.

Слайд 27

Русский язык Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Соотнесите предметы и звуковые модели слов. В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Слайд 28

Изобразительное искусство Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Какой цвет является твоим любимым и почему? В какой последовательности будет выполнен портрет? С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Слайд 29

Английский язык Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему? Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны? Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года. Определите Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером. критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Слайд 30

Окружающий мир Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. .

Слайд 31

Что можно делать на лавочке? Что можно узнать на лавочке? Чему можно научиться, сидя на лавочке? Прием «Чему учит лавочка?»

Слайд 32

Какие же универсальные действия сформировала лавочка? Коммуникативные УУД: научила взаимодействовать с разными людьми, умения с достаточной полнотой выражать свои мысли, умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы. Личностные УУД: адекватно реагировать на замечания, умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, ответственность за поведение и действие других и себя. Познавательные УУД: выбор необходимой информации, установление причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: установление связи между целью деятельности и ее мотивом, прогнозирование результатов деятельности.

Слайд 33

Вывод Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий . УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности , включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться . В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Слайд 34

Образовательный результат К знанию через его открытие, осмысление, добывание (УУД) или К УУД (способу) через оперирование знанием

Слайд 35

Какие УУД мы формировали на каждом этапе? Оргмомент . Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Личностные УУД

Слайд 36

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания. Познавательные УУД. Регулятивные УУД

Слайд 37

Формулировка темы , цели . На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи. Регулятивные УУД

Слайд 38

Работа по теме. Чтение и самостоятельное изучение предложенного материала. Познавательные УУД

Слайд 39

Выполнение практической работы в парах по определению действий. Распределение заданий в соответствии с УУД. Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. РегулятивныеУУД . Личностные УУД.

Слайд 40

Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД. Познавательные УУД. Подведение итога. Рефлексия. Самооценка. Личностные УУД. Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД.

Слайд 41

Достигли ли мы цели? Раскрыть и осмыслить понятие “универсальные учебные действия” Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией

Слайд 42

Этапы формирования УУД

Слайд 43

Развитие личности

Слайд 44

Ребенок- «деятель»

Слайд 45

Слон внутри удава Удав Самым главным сегодня было… Хобот слона Показалось любопытным… Голова слона Понял, что… Попробую применить… Хвост слона Осталось непонятным Попробую сам разобраться..

Слайд 46

…и зеленый попугай Интеллект/Эрудиция Житейская мудрость/Опыт Креативность /творчество

Слайд 48

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО Критерии для оценивания профессиональных достижений

Данный материал представляет собой описание моих педагогических достижений для участия в конкурсе на поощрение лучших учителей Краснодарского края в рамках ПНПО...

Проектная работа учащихся на уроках английского языка. Система работы с мультимедийными презентациями и критерии их оценивания

Проект всегда имеет положительный результат: во-первых, происходит совершенствование речевых умений и навыков, формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, ...

Критерии при оценивании на уроках технологии

Критерии при оценивании на уроках технологии...

Критерии для оценивания на уроках химии

Оценивание  устного и письменного ответа на уроках химии...

Формирование единых требований для обьективности оценивания работ

В статье разбтраются наиболее часто встречающиеся ошибки при оценивании второй части  диагностических работ по математике учащихся 9 классов....

№10 Проектная деятельность на уроках английского языка и критерии ее оценивания

В особой степени реализации системно - деятельностного подхода способствует использование проектной методики. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них т...