Анализ воспитательной работы
материал на тему

Бандура Ольга Александровна

Анализ воспитательной работы лицея за 2015-2016 учебный год по направлениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл анализ воспитательной работы83.36 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы МОУ «Лицей № 4»

за 2015-2016 уч.г.

  1. Приоритетные направления воспитательной работы лицея.

     Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса.

В соответствии с концепцией модернизации основная цель российского образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

     Система воспитательной работы лицея - это совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющая целостную социально-педагогическую структуру лицея и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.

Воспитательная система - это целостный социальный комплекс, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания, который включает в себя цель, идеи, деятельность, отношения и среду.

Воспитательная система лицея – это педагогическая концепция воспитания, охватывающая весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Система воспитательной работы лицея включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:

·  воспитательная работа в процессе обучения;

·  внеурочная деятельность;

·  внешкольная деятельность.

Концепция воспитательной системы лицея выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Исходя из этого, главной целью воспитательной работы лицея в 2015-2016учебном году является: Формирование креативной личности, способной реализовать себя в современной инфраструктуре и здоровьесберегающей среде.

     Для осуществления этой  цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:

- организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся, как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей жизни;

- совершенствование воспитательного процесса через внедрение новых форм деятельности;

- развитие системы ученического самоуправления;

- повышение профессионального уровня классных руководителей;

- развитие системы дополнительного образования в соответствии с потребностями и интересами учеников и возможностями нашего образовательного учреждения;

- создание системы мониторинга эффективности воспитательного процесса;

- воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, родной край;

- формирование у обучающихся  сознательного отношение к здоровому образу жизни;

- сохранение традиций лицея.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

     На основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795), одним из ведущих направлений в системе воспитательной работы лицея является патриотическое воспитание. Проблема гражданско- патриотического воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали, выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

В целях объединения усилий лицея, семьи, общественности в патриотическом воспитании школьников, также выработки единых подходов в воспитании, был разработан и успешно реализован план по патриотическому воспитанию обучающихся, а также программы «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ «Лицей № 4» Волжского района г. Саратова на 2014-2018 гг.», «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся МОУ «Лицей № 4». В рамках реализации вышеназванного плана и программ патриотическая работа велась по следующим направлениям:

- работа школьных музеев;

- поисковая работа;

- шефская помощь ветеранам;

- участие в конкурсах, смотрах, конференциях и т.д. по данному направлению;

- участие в акциях гражданско-патриотической направленности;

- участие в мероприятиях, посвященных 425-летию города Саратова, 55 - летию первого полета человека в космос, 80-летию Саратовской области.

      Особая роль в формировании гражданина, воспитании чувства патриотизма принадлежит школьному музею, где на конкретном материале ребята узнают о родном лицее, о наших земляках, их военных и трудовых подвигах во имя Родины. В лицее по-прежнему функционируют два музея: музей 53-ей стрелковой дивизии и музей Саратовского Суворовского военного училища. В течение учебного года на базе музея СВСВУ было проведено большое количество выставок, с использованием материалов, собранных в музее. Как и в предыдущем году особый интерес вызвала экспозиция «Новогодняя история», на которой были представлены новогодние и рождественские открытки прошлого века, времен Великой Отечественной войны и послевоенных лет. Выставка получила широкое освещение в СМИ. Актив музея активно взаимодействует с другими общеобразовательными учреждениями района и города, с профессиональными колледжами и ВУЗами. В 2015-2016 учебном году выставки посетили студенты СГУ факультета «Журналистика», СГМУ им. В.И.Разумовского, обучающиеся школ Волжского района и города.

В 2016 году Музей Саратовского Суворовского военного училища стал победителем в городском смотре-конкурсе музеев, залов, комнат, действующих на базе МОУ, в номинации «Лучшая выставка истории школы периода 1940-1950 гг.». Так же на основании документов, хранящихся в музее СВСВУ, был проведен круглый стол «Нюрнбергский процесс. Вчера, сегодня, завтра», в котором приняли участие прокурор Волжского района, представители администрации Волжского района и обучающиеся старших классов лицея.

Не менее плодотворно работает и музей53 Стрелковой дивизии. На базе музея несколько лет работает кружок «Патриот», воспитанники которого приняли участие в 22-ом городском слете активов музеев и музейных комнат «Память предков – наследие молодых», заняли 3 место в номинации «Лучший экскурсовод». На основании материалов музея 53СД приняли участие в городском конкурсе проектов «Моя школа на карте Саратова», завоевав 1 место в номинации «Исследовательский проект». В 2015 году появилась новая публикация о музее 53-ей Стрелковой дивизии в журнале «Школьный мир» (тема номера: «Школьные музеи»). В мае 2016 группа команда обучающихся лицея приняла участие в городском конкурсе «От Саратова-крепости до Саратовской области». Конкурс проводился по инициативе и при поддержке депутата Саратовской областной Думы Ерохиной Т.П., команды лицея была награждена Дипломом третьей степени.

Следует отметить, что 2015 год – год празднования 425- летия со дня основания города Саратова. В связи с этим, огромное число мероприятий было посвящено этой дате: это и спортивные эстафеты, и конкурсы рисунков и газет, конкурсы чтецов, сочинений, фоторабот, вокальные, хоровые и танцевальные фестивали-конкурсы.      Хочется отметить, что большое количество учеников лицея приняли участие в грандиозном театрализованном мероприятии, которое проходило на Театральной площади. Обучающиеся Волжского района с помощью учителей и педагогов-организаторов стали участниками «живой» картины о зарождении нашего города. А учащиеся старших классов открывали это торжественное мероприятие в качестве флагоносцев. За участие в районном конкурсе поздравительных открыток «Любимому городу – 425!» учащиеся лицея награждены грамотами за 1 и 2 место.

     12 апреля 2016 года отмечалась памятная дата – 55-летие со дня первого полета в космос Ю.А.Гагарина. В честь этого знаменательного события учащиеся лицея приняли участие в районном конкурсе детского рисунка «Дорога к звездам», где заняли одно 1, два 2-х и два 3-х места, а на городском уровне - одно 2 и 2 третьих места. Для обучающихся 3 - 4-х классов проводился районный литературный конкурс чтецов «Таинственный космос», в котором заняли 1 и 2 место. На базе нашего лицея прошел районный фестиваль «Галактика», по итогам которого дуэт занял 1 место и стал участником гала-концерта в Саратовском планетарии. Для обучающихся 1-4-х класса был проведен конкурс рисунка, в котором приняли участие около 200 ребят. По результатам конкурса лучшие работы были направлены на районный и городские конкурсы. Многие классные коллективы посетили место приземления Ю.А.Гагарина, а также музей им. Титова на МПК «Корпус». Ученики начальной школы приняли участие в конкурсе рисунков на асфальте. Так же, в рамках празднования Дня космонавтики, ученики 6 и 9 классов приняли участие в общегородской акции «Подними голову!» на Театральной площади.

     В 2016 году началась подготовка к празднованию 80- летия Саратовской области. В апреле в фойе лицея развернула свою работу фотовыставка, посвященная этой юбилейной дате. Так же учащиеся лицея приняли участие в районном этапе городского конкурса детского изобразительного творчества, посвященного 80-летию Саратовской области, заняв два 1-х, 2 и 3 место.

В рамках празднования Дня Победы обучающиеся приняли участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня: районный фестиваль семейный патриотической песни «Пою тебе, моя Россия» (лауреат), районный фестиваль детских хоров «Весна Победы» (1 место), районный конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим»

(2 место). 9 мая в Парке победы на Соколовой горе ученики 7 «Б» класса выступили с литературно-музыкальной композицией «Кто сказал, что можно бросить песню на войне», ученики 10-х классов приняли участие в акции «Вальс Победы» в парке Липки, а многие ученики нашего лицея вместе с родителями – в акции «Бессмертный полк».

     Конечно, патриотическое воспитание подрастающего поколения не может быть реализовано в полной мере без «живого» общения с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла. В 2015-2016 уч.г продолжилось  сотрудничество с ДОСААФ,  с Саратовской региональной общественной организацией «Саратовское морское собрание». В рамках этого сотрудничества прошли «Уроки мужества» с участием ветеранов боевых действий. 15 февраля 2016 года в рамках Дня памяти воинов-интернационалистов обучающиеся 8-х классов встретились с участником военных действий в Афганистане.  27 апреля в лицее прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы, в котором приняли участие ветераны ВОВ, труженики тыла, малолетние узники концлагерей, ветераны Прокуратуры, суворовцы.

     В конце учебного года, по традиции, выпускники приняли участие в городской акции «Выпускники 2016 года – выпускникам рокового 1941 года».

     Неотъемлемой частью патриотического воспитания обучающихся является и работа с допризывной молодежью. В этом учебном году наши ученики стали обладателями 1 места и переходящего знамени районной военно-спортивной игры «Осенний марафон», показав себя очень достойно и результативно на всех этапах игры: 2 место в сгибании, разгибании рук лежа, 3 место в метании гранаты, 1 место в подтягивании на перекладине, 3 место во встречной эстафете. 1 апреля, в дня весенних каникул, команда лицея приняла участие в районном конкурсе спортивно-познавательного турнира для молодежи допризывного возраста «Служу Отчизне!». Команда заняла два 2-х и одно 3 место. Традиционно мальчики 10-х классов побывали на учебных сборах в п. Рыбушка.

     Следует отметить, что многие спортивные мероприятия так же были посвящены памятным датам истории нашей Родины: «Космические страты», «Эстафета Победы» и т.п.

     В целом, работа по патриотическому воспитанию обучающихся поставлена в лицее на высоком уровне.

     По итогам воспитательной работы патриотической направленности обучающиеся приняли участие в 24 мероприятиях, из них  – 6 школьных, 7 районных, 10 городских, 1 областных.

3. Деятельность волонтерских отрядов.

Продолжается работа по вовлечению обучающихся в волонтерскую деятельность. В современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире.  Слово “волонтер” в переводе с французского означает “доброволец”. Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. У подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки. Почти все обучающиеся лицея вовлечены в волонтерскую деятельность: это участие в субботниках, трудовых десантах, концертах для людей с ограниченными возможностями здоровья, в акциях по профилактике здорового образа жизни («Мы выбираем жизнь!»), тематических акциях (Подари улыбку!», «Смотри на жизнь веселей!», «Радужный день»).

     В 2015-2016 учебном году на сайте «Технология добра» зарегистрировалось 60 волонтеров, многие из которых уже получили «Книжку волонтера».

     В течение учебного года волонтерский отряд «ЭкоПлюс» принял участие в районном слете волонтерских отрядов «Сердце отдаю Саратову», заняв 3 место в номинации «Лучший выставочный стенд»; 3 место в районном смотре-конкурсе агитбригад «Мы выбираем жизнь», 10 «А» класса, стала победителем районного Дня дублера, проводимого в администрации Волжского района. Также волонтеры принимали участие в социально значимых проектах: городская акция «Трезвые забавы» в рамках проекта «Саратов молодой», районный фестиваль «Карусель народных игр», «Фестиваль спорта», экологической акции «Земля – наш общий дом», Всероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью», «День белого журавля», «Праздник трезвости», «Марафон доверия», «Дарю тебе сердце», День памяти людей, умерших от СПИДа.

В городском конкурсе социально значимых проектов волонтерский отряд «Вектор» занял 2 место в номинации «Профессии разные нужны».

     В следующем учебном году планируется продолжить начатую работу по вовлечению обучающихся в волонтерскую деятельность. На том же уровне остается и работа ДОО «Лицейское братство», в которую входят обучающиеся 5-11-х классов. Актив ДОО составляет 150 человека. Активисты принимали участие во всех районных и городских мероприятиях и акциях. В рамках работы актива ДОО проводились не только акции, но и трудовые десанты, оказывалась посильная помощь ветеранам войны и труды, помощь в организации и проведении всех внеклассных общешкольных мероприятий. В следующем учебном году планируется наладить шефскую работу с обучающимися младшего звена (проведение совместных праздников, утренних зарядок, физкультминуток, организация подвижных игр на переменах и т.п.).

     Участие в социально-значимых акциях и проектах в 2015-2016 уч.г. было таким же активным, как и в предыдущие годы. Некоторые акции были традиционными, но появились и новые. В этом учебном году обучающиеся лицея приняли участие в 41 акции, что на 9 больше, чем в прошлом учебном году. Обучающиеся и педагоги лицея приняли участие практически во всех предложенных акциях. По сравнению с прошлым годом, увеличилось число всероссийских и международных акций.

Участие в акциях

Лицей

Район

Город

Область

Другие

«Подари улыбку»

«День Российского флага»

«Внимание, каникулы!»

«Читаем детям о войне»

Всероссийская акция «Сообщи, где торгуют смертью»

«День пожилого человека»

«Вахта Памяти»

«Фронтовой альбом»

«Трезвость – выбор сильных»

Всероссийская акция «Вальс Победы»

«Скажи курению НЕТ!»

Благоустройство парка «Липки»

«Подними голову!»

«Внимание, каникулы!»

Международный день отказа от курения

«Я выбираю жизнь!»

«Безопасность тепла»

«Земля – наш общийдом»

«Фестиваль спорта» в рамках «Саратов молодой»

Всероссийская акция «Оригами за мир»

«День борьбы со СПИДом»

«Поздравь ветерана с Новым годом!»

«Трезвые забавы»

Всероссийская акция «День белого журавля»

«Поздравляем!»

«Выпускник 2015 – выпускнику 1941 года»

Международная акция «Минута телефона доверия»

«Смотри на жизнь веселей!»

День защиты детей

Всемирная акция памяти людей, умерших от СПИДа

«Радужный день»

«Бессмертный полк»

Всероссийская акция «Урок безопасности для детей и родителей. Подготовка к весенним каникулам»

Всемирный День объятий

«Марафон доверия»

Областная акция «Внимание, летние каникулы!»

Цирковое шествие

Всемирный день охраны труда

Всероссийский День доброты «рок толерантности»

Всероссийская акция, посвященная Году Российского кино

Всероссийский день правовой помощи детям

Лицейские

Районные

Городские

Областные

Другие

2013-2014

10

10

4

5

6

2014-2015

7

7

8

4

6

2015-2016

9

5

10

4

13

4. Деятельность социально-психологической службы.

     Работа социально-психологической службы лицея в  2015-2016 учебном году проводилась согласно поставленным целям и задачам по основным направлениям, используя различные формы сотрудничества с другими структурами.

     На начало 2015 – 2016 учебного года социально – психологической службой была проведена следующая организационная работа: составлены планы работы  на 2015 – 2016 учебный год , согласованы программа «Мониторинга учащихся «группы риска», «Программа по профилактике вредных привычек, безнадзорности, правонарушений»,  «Программа кружка правовых знаний «Юный правовед» , оформлены и обновлены информационные стенды «Социальная служба МОУ «Лицей №4», «Большие права маленького человека».

Были составлены следующие планы работы на 2015-2016 учебный год:

  • Планработы социального педагога «МОУ Лицей № 4» на 2015– 2016 учебный год.
  • План профилактической работы по «Программе по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ».
  • Комплексный план работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма в МОУ «Лицей №4» на 2015-2016 учебный год.
  • План работы по профилактике наркозависимости в МОУ «Лицей № 4» в 2015-2016 уч. году.
  • План работы по правовому просвещению в МОУ «Лицей №4» на 2015-2016 уч. год.
  • План воспитательных и учебных мероприятий по профилактике суицидов на 2015-2016 уч. год»
  • План совместных мероприятий МОУ «Лицей №4» Волжскогорайона г. Саратова со специалистами ПДН ОП№ 1 в составе УМВД по городу Саратову по профилактике алкоголизма и табакокурения на 2015-2016 уч .год.
  • План совместных мероприятий МОУ «Лицей №4» Волжского района г. Саратова со специалистами ОДН Приволжского ЛУ МВД на транспорте на 2015-2016 уч. год.
  • План работы Совета по профилактике правонарушений на 2015-2016 уч. год.

     Так же были заключены договора о совместной работе с Обществом трезвости Саратовского отделения, с Региональном центром «Молодежь плюс».

В рамках предложенных направлений социальным педагогом своевременно были составлены социальные паспорта классов и Социальный паспорт МОУ «Лицей №4». Велась работа по выявлению многодетных, неполных и малообеспеченных семей, а также выявление детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов, детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

     Обновлены документы, подтверждающие статус льготных категорий: собраны справки, ксерокопии удостоверений, постановлений. Было проведено обследование жилищно - бытовых условий жизни опекаемых детей и составлены акты обследования, произведено оформление и обновление документов личных дел опекаемых детей, и оформление  документов наблюдательных дел вновь поступивших детей. Оформляются документы наблюдательных дел обучающихся, состоящих в «группе риска».

     В течение учебного года своевременно оформляются документы на получение льготных бесплатных проездных билетов на три вида городского транспорта детям из многодетных семей, опекаемые, дети–инвалиды. Дети этих категорий ежемесячно получают бесплатные проездные билеты. В связи с введением Единого проездного билета, в 2016 году велась работа по сбору информации о получении обучающимися СНИЛСов: разъяснительные беседы с родителями обучающихся и классными руководителями, информирование родителей о получении единого проездного и необходимых для этого документов.

     Также была организована работа по обеспечению учащихся этих категорий дотационным горячим питанием.

     Одной из составляющих работы социально-психологической службы является непосредственно работа психолога, которая ведется в соответствии с планом работы лицея и планом работы психологической службы. Основными задачами в этом учебном году было поддержание и развитие такой образовательной среды, которая формирует личностно-значимые качества и обеспечивает благоприятные условия для успешного обучения и социально-психологического определения детей на всех возрастных этапах. В соответствии с задачами работа школьной психологической службы осуществлялась в 3-х направлениях: работа с детьми, с родителями и педагогами.

     В 2015-2016 году была актуализирована проблема участившихся случаев жестокого обращения с детьми. В связи с этим, был разработан и реализован План работы по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми. В рамках этой работы были внесены необходимые дополнения в Положение о порядке взаимодействия лицея с правоохранительными органами и Положение о классном руководителе. В начале учебного года психологом лицея был проведен семинар для учителей начальных классов, на котором классные руководители были ознакомлены с методическими рекомендациями по вопросу защиты детей от жестокого обращения, а так же розданы материалы для практического применения. Во всех классах были проведены практические занятия «Скажи телефону доверия «Да!», организованные совместно с психологом службы «Телефон доверия». В течение года проводились классные и общешкольные родительские собрания, заседания МО классных руководителей  по данному направлению. В мае 2016 года обучающиеся лицея приняли участие в акции в рамках Международного дня телефона доверия. Во всех классных уголках, ПРЕССцентре, уголке социально-психологической службы была размещена информация о телефоне доверия. В течение учебного года классными руководителями начальных классов велась папка «Комплексная диагностика психо-эмоционального состояния учащихся». На основании собранных материалов, психологом лицея, был проведен мониторинг психо-эмоционального состояния детей, результаты которого доводились до родителей обучающихся в личной беседе. В 2015-2016 уч.г. фактов жестокого обращения с обучающимися лицея не выявлено.

     В 2015-2016 уч.году продолжила свою работу Школьная служба примирения (ШСП). По результатам прохождения педагогом – психологом специальных курсов, была сформирована команда волонтеров из числа обучающихся 9-11-х классов, с которыми проводились тренинговые занятия  по ознакомлению с принципами медиации, функции медиатора, процедурой медиации и т.д. За 2015-2016 уч.г. проведено одно занятие ШСП (по заявлению).

5. Профилактика правонарушений

     Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

     Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача лицея в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,  своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления,  вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

     На основании вышеизложенного, в 2015-2016  уч. году проводилась следующая работа:

     Формирование банка данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время. По разработанной «Программе мониторинга учащихся «группы риска» проводится диагностическое исследование учащихся с целью выявления учащихся «группы риска» по различным критериям.

Организации школьного совета по профилактике правонарушений: определен состав Совета и составлен план работы Совета по профилактике правонарушений на 2015 - 2016 учебный год, проведено 10 заседаний, на которых неоднократно рассматривали поведение и успеваемость 24 обучающихся. По результатам работы Совета приняты соответствующие меры:

- на внутришкольный учет поставлен 1 человек -  асоциальное поведение;

- на начало 2015-2016  учебного года в «группе риска» было 6 обучающихся, на конец года стало  10 обучающихся.

     С обучающимися, стоящими на учете в «группе риска», проводится постоянная индивидуальная профилактическая работа.   В течение всего учебного года принимались следующие меры по профилактике правонарушений среди обучающихся лицея:

- Реализован План по правовому воспитанию обучающихся лицея. Согласно плану было проведено 52 мероприятия, классных часов правовой тематики , проведена «Правовая неделя» с 16 по 21 ноября 2015 г.с участием учителей истории и учителей других предметов  на темы: «Вы и Ваши права», «Гражданин, гражданство, право»,  «Учимся быть достойными гражданами», «Гражданин – Отечества достойный сын», «Конституция РФ», «Толерантность», «Конвенция по правам ребенка», «Азбука прав ребенка», ток-шоу «Цена игры»,  «Я и общество», «Терроризм и его истоки», « «Вред и влияние алкоголя, табакокурения, наркотиков на организм подростков», организован просмотр фильма «Черный дельфин». Учащиеся 10б класса посетили музей УИИ УФСИН. Проведен конкурс рисунков «Азбука прав ребенка». Организовывались встречи с представителями РОВД, ст. инспектором ОДН Приволжского ЛУ МВД на транспорте, помощником прокурора Волжского района, со специалистами – психологами Национального фонда защиты детей от жестокого обращения

(«Телефон доверия»), КДН, здравоохранения, наркологом, специалистом ОМ и ГУЗ «Центр – СПИД»,  РЦ «Молодежь плюс», педагогом-психологом РЦ «Молодежь плюс», психологом ФКУ УИИ УФСИН России по Саратовской обл. Постоянно обновлялись информационные стенды: «Большие права маленького человека», «Социально-психологическая служба МОУ «Лицей №4», где отражены не только правовые сведения, но и информация о том, куда можно обратиться за консультацией и помощью в сложных жизненных ситуациях.

     Социальным педагогом и психологом лицея регулярно  проводились личные беседы,  консультации с учащимися и их родителями по проблемам дисциплины в лицее, опозданий, слабой успеваемости, соблюдения единой формы одежды, проявления толерантности, стрессоустойчивости,  табакокурению, алкоголизму, наркомании, о курительных смесях, правовая  ответственность родителей за воспитание детей.

     В 2015-2016 уч. году велась систематическая целенаправленная работа по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании. Проводились мероприятия по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям: курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ. Количество проведенных добровольных  анкетирований (тестирований)  обучающихся общеобразовательных учреждений на предмет отношения к спиртным напиткам, токсическим и психотропным веществам, наркотическим средствам, табачной продукции 10 ( 547 обучающийся): «Проблема подросткового табакокурения глазами самих подростков» в 6 - 11 классах, всего в анкетировании участвовало 547 обучающихся. Все несовершеннолетние информированы о вреде алкоголя, наркотиков и табакокурения и имеют отрицательное отношение к их употреблению (100%). Проведено ежегодное электронное социально-психологическое тестировании, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся 9-10 классов (91 чел.). Результаты размещены на сайте https://docs.google.com/forms/d/1hFxe47gDzXM4RvUT8PkdoYyEsX1LKEPzB62T767p9Mg/viewform и в  отделе мониторинга, анализа и статистики ГАУ ДПО «СОИРО».

     Количество анкетирований (тестирований) родителей (законных представителей), проведенных  в общеобразовательных учреждениях по данной тематике -0, не проводилось. В лицее ведется пропаганда здорового образа жизни: за 2015-2016 учебный год проведено 51 мероприятие (46 с учащимися , 5 с родителями).

    Разработан  и осуществляется проект «Курению скажем «НЕТ!», включающий в себя различные виды мероприятий. Проведено 46 мероприятия с обучающимися и 5 - с родителями.

     На протяжении учебного года лицей взаимодействовал с общественными, некоммерческими, религиозными организациями, со средствами массовой информации в сфере противодействия распространению наркомании:

  • Классный час по профилактике алкоголизма и табакокурения: «Вредные привычки» (9-11кл.), проведенные совместно с начальником ПДН ОП-1 в составе  УМВД  РФ  по  городу  Саратову. Участие в городском празднике-акции трезвости  11 сентября  на Театральной площади «Всесоюзный день трезвости».
  • Участие во Всесоюзном телемарафоне-акции «Телефон доверия».
  • Участие в Областной Акции «Выбираю жизнь без наркотиков».
  • Акция «Подари улыбку».
  • Акция «Курению скажем «НЕТ!» (5-11 кл.-435 чел.)
  • Акция «Скажи СПИДу «НЕТ»!
  • Акция «Красная ленточка» - день борьбы со СПИДом.
  • Акция «День памяти людей, погибших от СПИДа»
  • Акция, посвященная Международному дню Детского телефона доверия «Скажи, о чем молчишь».
  • Интеллектуальная игра «Здоровая молодежь» в формате «Что? Где? Когда?» по профилактике ПАВ зависимостей и пропаганде здорового образа жизни в подростково-молодежной среде.
  • Классные часы «Всемирный день борьбы со СПИДом»
  • Профилактика употребления курительных смесей, наркотиков, ПАВ (7-11 кл.)
  • Вредные привычки (5 -6-е кл.)
  • Классные часы по профилактике вредных привычек: «Вред алкоголя. Влияние алкоголя на подростка» (10,11-е кл.), проведенные совместно с врачом- наркологом «Саратовского городского психоневрологического диспансера» Герман Людмилой Владимировной.
  • Беседа «Профилактика табакокурения и алкоголизма среди несовершеннолетних», проведенная ст. инспектором ОДН Приволжского ЛУ МВД России на транспорте, майором полиции.
  • Лекция «Ответственность и последствия потребления несовершеннолетними наркотиков и психотропных веществ».
  • Беседа «СПАЙСы. Последствия употребления», проведенная врачом- наркологом «Саратовского городского психоневрологического диспансера»
  • «Мифы о наркотиках» - тренинг-игра, проведенная главным специалистом-экспертом отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФС России по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской обл. (8-е кл. – 80 чел.)
  • Лекция «Профилактика ВИЧ/СПИД и эпид.ситуация в Саратовской области», проведенная специалистом ОМР ГУЗ «Центр – СПИД» г. Саратова  
  • Классные часы «Профилактика детского травматизма на железной дороге», «Потребление ПАВ  вредят здоровью»  (6-7 кл.), проведенное совместно с ст.  инспектором  ОДН  Приволжского  ЛУ  МВД  на    транспорте  
  • Классные часы по профилактике вредных привычек: «Единый день борьбы с курением» (1-11 кл.).
  • Конкурс стенгазет «Будь здоров!».
  • Общешкольное родительское собрание «О проведении 235 чел. (7-11 кл.)
  • Родительские собрания «Вред и влияние алкоголя, табакокурения, наркотиков, СПАЙСов на подростков»», проведенные совместно с врачом – наркологом

В этом учебном году учащиеся лицея приняли участие в профилактическом медицинском осмотре с целью раннего выявления незаконного потребления наркотических и психотропных веществ совместно с районным врачом – наркологом и детским врачом.

     В целях профилактики асоциального поведения учащихся, совершенствования взаимодействия семьи и лицея осуществляется координация всех заинтересованных служб и ведомств: здравоохранения, социального обеспечения населения, службы занятости населения, правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних, ГУ ЦСПСиД, с сектором по опеки и попечительству - контроль за исполнением родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей.  и др., используются различные формы сотрудничества.  Благодаря тесному сотрудничеству с ПДН Волжского района ведется постоянный обмен информацией, четкое и быстрое реагирование на неадекватные поступки учащихся, выявление детей, склонных к правонарушениям.

6. Профилактика экстремизма, национализма и терроризма.

     Процессы распространения экстремистской и террористической идеологии, прикрывающейся религией, в последнее время практически во всем мире приобретают масштабный характер. На законодательном уровне установлены правовые основы противодействия экстремизму и терроризму, определена компетенция государственных органов в данном направлении, а также основные принципы обеспечения защиты прав и свобод граждан в этой сфере. При этом одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в современном обществе выступает их профилактика. В связи с этим в лицее в 2015-2016 учебном году проводились мероприятия по следующим направлениям:

- мероприятия по формированию правовой культуры в молодежной среде, систематическая пропаганда правовых знаний, информирование обучающихся  об уголовной ответственности за террористические деяния, знание своих собственных прав и свобод;

- воспитание толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств;

- совершенствование вопросов досуга и отдыха подростков.

     Реализация определенных мероприятий из общего комплекса осуществляется в тесном взаимодействии обучающихся с учителями, родителями, сотрудниками заинтересованных структур.

В течение учебного года в лицее рассматривались вопросы и проводилась разъяснительная работа среди учащихся лицея по профилактике экстремизма, национализма и терроризма: общешкольное мероприятие «Подари улыбку», «Радужный день». Учащиеся лицея совместно с родителями и учителями приняли активное участие в школьном и районном «Фестивале национальных культур». Проводились занятия и тренинги по теме «Толерантность». Среди учащихся проводились инструктажи об ответственности за заведомо ложные сообщения об актах терроризма и вызовах спецслужб (по отдельному плану). Обучающиеся класса посетили кинолекторий «Россия без террора» в РЦ «Молодежь плюс».

Были организованы конкурсы рисунков «Мы разные, но мы вместе», фотоконкурс «Мы вместе». Обучающиеся 5 «В» и 8 «Б» классов приняли участие в районном фестивале «Карусель народных игр» в парке Липки. Создан «Уголок антитеррористической и антиэкстремистской направленности».

Регулярно проводилось выявление экстремисткой литературы в школьной библиотеке  согласно предложенному списку. В дальнейшем планируется продолжить данную работу в том же направлении.

7. Формирование здорового образа жизни.

     Работа по формированию здорового образа жизни является приоритетным направлением в системе работы нашего лицея. Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладателя тратить значительную часть своей жизни на лечебные и восстановительные процедуры. Поэтому для того, чтобы обладать хорошим здоровьем, нужно вести здоровый образ жизни. Что мы понимаем под здоровым образом жизни? Как правило, в данном случае речь идет о правильном питании, занятиях физическими упражнениями, закаливании, соблюдении режима дня, соблюдении норм гигиены и отказ от вредных привычек. О работе по профилактике вредных привычек уже шла речь в предыдущем разделе.

Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у человека с детства, чтобы воспитать гармонично развитую, здоровую личность. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса. В основу концепции валеологического обеспечения образовательного процесса положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Неотъемлемой частью работы по формированию здорового образа жизни являются занятия физической культурой и спортом. Помимо учебных занятий физической культурой, в лицее работали спортивные секции: «Волейбол», «Настольный теннис», «Бадмитон», «Спортивные игры» и «Подвижные игры», которые посещают 120 человек. В каникулярное время в лицее проходят соревнования по пионерболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису среди учащихся всех параллелей.

     За период с сентября по июнь 2015 – 2016 учебного года обучающиеся лицея совместно с учителями  физкультуры приняли участие в 40 спортивных мероприятиях: 3 -  городских, 26  районных, 11 – внутришкольных. Из них на базе МОУ «Лицей №4» проведено 2  районных мероприятия: веселые старты «По следам Деда Мороза», веселые старты на Театральной площади в зимние каникулы. По результатам участия в соревнованиях различного уровня обучающиеся лицея заняли 7 первых мест, 4 вторых, 8 третьих мест, из них в личном зачете 6 призовых мест, что составило 47% от общего числа участия в мероприятиях.

     В течение всего учебного года проводились единые Дни здоровья, «Веселые старты» для обучающихся всех параллелей, как в спортивном зале, так и на открытой площадке лицея, открытие зимней спортивной площадки. Команда девушек 6-11-х классов, заняв впервые за много лет 1 место в районных соревнованиях по волейболу, достойно представила Волжский район в городских соревнованиях.

     Благодаря мастерству и таланту учителей физкультуры нашего лицея, были организованы и проведены многие районные спортивные мероприятия.

     В соответствии с задачами на 2015-2016 учебный год учителями физкультуры проводилась целенаправленная работа по обеспечению участия обучающихся в мероприятиях по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В рамках этой работы был оформлен информационный стенд, проводились беседы, классные часы, на которых учителя физкультуры рассказывали о внедрении комплекса ГТО. Многие обучающиеся и учителя лицея зарегистрировались на официальном сайте ГТО. Еще в прошлом учебном году в лицее была сформирована команда из 6 обучающихся, на которых были заведены Зачетные книжки ГТО. Эти обучающиеся так же в течение года принимали участие во всех соревнованиях в рамках внедрения комплекса ГТО: соревнования по ОФП, стрельбе, плаванию, бегу.

     В связи с тем, что, начиная с 2015 года, результаты спортивных достижений школьников, в том числе результаты сдачи комплекса ГТО, будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения в дополнение к ЕГЭ, в лицее проводилась разъяснительная работа по данному направлению. Пятеро обучающихся 11 «А» класса

приняли участие в тестировании. Результаты сдачи норм ГТО размещены на официальном сайте ВФСК ГТО gto.ru.

     По итогам 2015-2016 уч.г. команда обучающихся лицея заняла 5 место в Спартакиаде школьников Волжского района.

     Формируя привычки к здоровому образу жизни, вопросы об охране жизни и здоровья обучающихся, укрепления здоровья, профилактика ОРВИ и ГРИППа, профилактике детского травматизма были рассмотрены на родительских собраниях, МО классных руководителей, совещаниях, педсоветах в течение учебного года. В течение учебного года, в рамках уроков ОБЖ, месячника ГО и ЧС, месячника безопасности с обучающимися проведены мероприятия, направленные на предупреждение детского травматизма:

- информация по профилактике травматизма в течение учебного года размещалась на информационных стендах в фойе лицея;

- проводились классные часы, беседы, инструктажи под роспись, родительские собрания, направленные на профилактику травматизма: «Моя личная безопасность», «Безопасное поведение на тепловых объектах», «Правила безопасного поведения на водных объектах в период ледостава», «Правила безопасного поведения при проведении массовых мероприятий», «Профилактика увлечений зацепингом и экстремальным селфи», «Правила безопасной перевозки детей автомобильным транспортом», «Использование детских удерживающих устройств при перевозке детей»;

- в течение года информация о мероприятиях по профилактике травматизма размещалась на сайте лицея sarlicey4.narod.ru: «Железная дорога – зона повышенной опасности», статистическая информация о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей;

- проводились совместные мероприятия с участием представителей заинтересованных структур: старшего инспектора ОДН Приволжского ЛУ МВД на транспорте, «Профилактика детского травматизма на железной дороге» - 2 мероприятия для обучающихся, охват  – 360 человек, 1 мероприятие с родителями, охват - 100 человек; с участием старшего инспектора по пропаганде ОГИБДД 2 мероприятия для обучающихся, охват – 150 человек, 1 мероприятие для родителей, охват – 100 человек.

- в лицее функционирует отряд «Юный инспектор движения», руководитель Письменная Валентина Андреевна, педагог дополнительного образования. В состав отряда входят 11 учащихся 6 класса. В 2016 году отряд «ЮИД» принял участие в районном конкурсе «Безопасное колесо», завоевав 1,2 и 3 место.

    В рамках данной работы обучающиеся приняли участие в районных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, завоевав 2 место в личном зачете; во Всероссийском конкурсе детского творчества МЧС России «Безопасность глазами детей», в традиционных военно-полевых сборах в п. Рыбушка. Второй год команда лицея «Мозг» принимает участие в районном слете Юных помощников полиции, заняв одно 2 и два 3-х места.

8.Летняя занятость обучающихся.

     С целью обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей, создания благоприятных условий для всестороннего развития учащихся летний оздоровительный лагерь " Солнышко" с дневным пребыванием детей при МОУ «Лицей № 4» в июле функционировал 21 день: с 01.06.2016 г. по 25.06. 2016 года (включительно). Количество детей 100 человек.  

     Летний оздоровительный лагерь работал с 3-х разовым питанием и дневным сном 50 человек, с 2-х разовым питанием 50 человек.

     Воспитательная работа первой половины дня была направлена на посещение культурно-массовых мероприятий, вторая половина дня - на воспитание здорового образа жизни, спортивные мероприятия, спортивные соревнования, которые проводили сами воспитатели, беседы, познавательные и игровые программы по ПДД, окружающему миру, экологии, ИЗО и литературе.        

     В план мероприятий были включены: посещение театра Оперы и Балета им. Н.Г. Чернышевского, Театра Юного Зрителя, театра «Балаганчик», Театра Кукол «Теремок», театра магии и фокусов «Самокат», филармонии, консерватории; планетария,  Культурно-выставочного центра «Радуга», Музея главного управления МЧС , Дворца творчества детей и молодежи, Эстрадно-циркового шоу.

    Воспитателями проводились мероприятия по предупреждению ДТТ: беседа «Моя личная безопасность», беседа «Железная дорога - зона повышенной опасности!», игровые программы «Красный, желтый, зелёный», «Правила движения достойны уважения», «Академия безопасности».

     Большое внимание уделялось не только укреплению физического здоровья: ежедневные занятия физической культурой, тематические экскурсии, спортивные  игры и состязания на свежем воздухе: «Весёлые старты», «Сдаем нормы ГТО», спартакиада «Летняя смена», спортивный праздник «Здравствуй, лето»,«Самый лучший прыгун через скакалку», «Лучший спринтер» и др., но и духовно-нравственных качеств: викторина «Мой любимый город Саратов», конкурс поделок  «Наша хата утехами богата…» (традиционная саратовская глиняная игрушка), конкурсы рисунков «Ах, война…», «Мы за здоровый образ жизни», конкурс рисунков на асфальте «Моя Россия», посещение Вечного огня с возложением цветов.

Воспитатели проводили специальные игры на сплочение детского коллектива: викторина «Моя личная безопасность», брейн-ринг «Тайны Вселенной», просмотр и обсуждение фильмов «Тимур и его команда», «Буратино».

    За время, проведенное в лагере, ребята подружились, научились использовать в труде свои силы и способности. Дети стали проявлять ответственность за свое поведение и поведение своих товарищей, научились прислушиваться к чужому мнению и отстаивать свою точку зрения. Характерными особенностями детей стали сообразительность, любознательность, эрудиция.

Ребята с удовольствием посещали площадку, получили большой заряд бодрости,

положительных эмоций, укрепили здоровье и повысили иммунитет.

    Со стороны родителей работа лагеря получила самые благожелательные отзывы.

9. Внеучебная деятельность.

     В течение 2015-2016 учебного года обучающиеся лицея приняли участие в 130 (155 в прошлом учебном году) мероприятиях различного уровня, считая школьный: 50 художественно-эстетического направления, 40 – спортивного, 24 – патриотического, по профилактике экстремизма – 8, профилактике ПДД – 4, 32 мероприятия по правовой, профориентационной, социально-значимой тематике. Следует учесть и то, что количество мероприятий, участие в которых принимали наши ученики, осталось почти прежнее,  возрос процент результативности участия с 61 до 70%.

2013/2014

2014/2015

2015/2016

Участие в районных, городских, областных конкурсах и мероприятиях

180

155

158

Количество призовых мест

104 – 58%

96 – 61%

105 – 66 %

Следует отметить, что результативность участия в конкурсах – 66% - превысила результативность за последние 2 года.

     По-прежнему, большую роль в достижениях обучающихся при участии в различных конкурсах играет занятость обучающихся через систему дополнительного образования.

      Внеучебная деятельность является важной частью школьной жизни, это богатейшие возможности в плане социализации ребенка. На базе лицея с начала учебного года действуют 51 кружок по интересам. Они представлены следующими направлениями: художественно – эстетическое, физкультурно – спортивное, эколого-биологическое, военно – патриотическое. Естественнонаучное направление объединяет 12 предметных кружков: «Юный математик», «Живое слово», «Проектная мастерская», «Готовим проект». Руководителями кружков являются как учителя лицея, так и специалисты других учреждений культуры. 4 кружка («Техническое моделирование», «Черлидинг», «Акварель», «Пчелка») ведут педагоги дополнительного образования из городского дворца творчества детей и молодежи, с которыми заключен договор о сотрудничестве, танцевальный кружок ведут на добровольной основе родители наших учеников. Охват данной  кружковой работой  составляет почти 100% от общего количества обучающихся всех возрастных групп, что на 8% больше, чем в прошлом учебном году.  Работа руководителей кружков строится согласно программам дополнительного образования, отражающих цели и задачи, учебно-тематический плана.

Общее кол-во кружков и спорт. секций

секций

Общий охват уч-ся

% от общего кол-ва уч-ся

В том числе уч-ся/% от общего кол-ва уч-ся

Направление работы кружков

(кол-во кружков/ них детей)

В том

числе кол-во

кружков,

которые ведут

 родители

1-4

5-9

10-11

Спорт.

Патриотическое

Хореогр.

Вокал

Правовое

Декоративно-прикладное

Биол.-эколог.

Предметное

Другие

Техническое

51

765

100

330

315

120

8

120

4

16

2

30

8

120

1

15

4

60

2

30

13

195

5

75

1

15

4

45

ИТОГО: 765/100

ИТОГО: 765/100

     Все преподаватели своевременно ведут кружковые занятия, владеют методикой, учитывают индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Проводят работу по развитию творческих способностей кружковцев. Хочется отметить, что особой популярностью пользуются такие объединения, как «Техническое моделирование» и «Хор», естественно, что посещаемость этих объединений составляет 100%.  К сожалению, в 2015-2016 учебном году было только 1 мероприятие, в котором смог принять участие ВИА «Гармония» - фестиваль «Виват, Эконом!», поэтому ВИА представлял нам  результаты совей работы только на общешкольных концертах и мероприятиях. В целом же, судя по отзывам учеников и родителей, целенаправленно формируемая совместная внеурочная деятельность дарит детям и взрослым ощущение сплоченности, взаимных достижений, радостную праздничную атмосферу, которая запоминается надолго.

     В 2015-2016 уч.г. планируется продолжить начатую работу, активизировать работу по созданию новых кружков (танцевальный, театральный).

Вся внеурочная работа в лицее строилась на принципах добровольности и самоопределения. И наша задача – создать все необходимые условия для этого.

    Все общелицейские мероприятия прошли при активном сотрудничестве педагогов-организаторов, ДОО и классных руководителей. Самые яркие и незабываемые мероприятия этого учебного года: «Лицейские балы», которые прошли впервые в этом году во всех параллелях; хоровой фестиваль «Хрустальные нотки»; фестиваль национальных культур для обучающихся начальных классов; Новогодний флешмоб.

Анализ проведенных мероприятий показывает, что нормой стало участие каждого ребёнка хотя бы в одном лицейском мероприятии, что свидетельствует о сформированной потребности в здоровом содержательном досуге большинства учащихся. Хочется отметить, что новшеством в 2015-2016 уч.г. стало проведение «Недели космоса», посвященной 55-летию первого полета человека в космос. В рамках недели были проведены мероприятия практически со 100% охватом обучающихся: конкурс рисунков на асфальте, акция ко Дню космонавтики, конкурс рисунков, фестиваль «Галактика». Все участники получили грамоты и подарки.

     Творческая активность наших обучающихся настолько велика, что в традиционном конкурсе «Лучший ученик – 2016» приняли участие сразу 3 ученицы нашего лицея, достойно представив наше образовательное учреждение на всех этапах конкурса. С большим удовольствием наши ученики и их родители принимают участие в акциях и костюмированных шествиях (Новогоднее костюмированное шествие и «Конфетти», посвященное Дню защиты детей). Так же нельзя не отметить и «Последний звонок – 2016» для выпускников 11-х классов, сценарий (в стихах) для которого был написан выпускницей 11 «А» класса.  Ни одна концертная программа в Волжском районе не обходится без участия наших вокалистов и танцоров.

10. Работа с родителями.

     «Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей» - писал  В.А. Сухомлинский.

     Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

     Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.

Взаимоотношения семьи и лицея важны на всех этапах школьной жизни. В чем конкретно  выражаются связи лицея и семьи? Мы обязаны помочь родителям, стать для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. Для этого мы используем диагностику, просвещение, совместную деятельность, оказываем психолого-педагогическую помощь через систему специальных занятий с родителями. В этом году социально-психологической службой лицея проведены консультации для родителей по вопросам, связанным с психологическими и учебными трудностями детей. Большой процент родителей обращались с проблемами поведенческого порядка, проблемами профессионального самоопределения лицеистов. Регулярно проводились тематические классные и общешкольные собрания: «Особенности самооценки», «Возрастные психологические особенности обучающихся», «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ» и др.

     На родительских собраниях учителя знакомят родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе школьников, но и во внеклассной деятельности, подчеркивают насколько необходимо и приятно детям их активное участие. Личные беседы позволяют выявить склонности, интересы и таланты родителей. Классные руководители привлекают родителей для проведения бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в Совете школы, Попечительском совете, Совете профилактики.

Содержание работы классного руководителя включает три основных блока:

-повышение психолого-педагогических знаний родителей;

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

-участие родителей в управлении школой.

     В 2015-2016 учебном году родители продолжают оказывать огромную помощь в организации воспитательного процесса педагогическому коллективу лицея. Родители принимали участие в совместных творческих мероприятиях, готовя номера художественной самодеятельности, костюмы, блюда национальной кухни. Также родители принимали участие в круглых столах, спортивных соревнованиях: Олимпийская неделя бега, Фестиваль национальных культур в лицее и районе, концерт ко Дню матери. В районном конкурсе «Лучшая молодая семья – 2016» семья одержала победу в номинации «Самая энергичная семья»; в фестивале семейной патриотической песни «Пою тебе, моя Россия» стали лауреатами; в районном семейном фестивале «Радуга семейных талантов» семья так же стала лауреатом. Традиционно прошли в лицее фото-конкурсы, посвященные временам года, городу Саратову, Саратовской области, выставки декоративно-прикладного творчества поделок из природного материала, в рамках реализации проекта «Я – талантлив!» так же прошла выставка работ учеников и их родителей. Особенно ярко был представлен материал на конкурс плакатов «Будь здоров!». Дети выполняли плакаты совместно с родителями, а команда учеников и родителей из 1 «А» класса даже сочинили целую поэму о здоровом образе жизни. Естественно, что без поддержки и помощи родителей проведение всех лицейских конкурсов и фестивалей не было бы таким полным и ярким. В конце каждой четверти и конце учебного года прошли торжественные линейки, на которых были подведены итоги и награждены участники всех мероприятий.

     Задача по совершенствованию работы с семьёй остается приоритетной  в следующем учебном году.

  1. Работа библиотеки.

«Школа – это прежде всего, книга,

а воспитание – прежде всего, слово, книга 

и живые человеческие отношения».

В.А. Сухомлинский

     Развитие образования сегодня невозможно без развития библиотеки образовательного учреждения и в первую очередь – школьной библиотеки. Школьная библиотека является   частью учебно-воспитательного процесса.

В течение  2015-2016 учебного года перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:

- обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно – библиографического обслуживания;  

- привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;  

- привлечение к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;  

- привлечение к чтению художественной литературы с целью духовного и нравственного развития личности школьников;  

- формирование интереса к здоровому образу жизни, экологической культуре учащихся, воспитание любви к Родине, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;

- внедрение в практику работы новых информационно – коммуникативных технологий;

- максимально возможное обеспечение учащихся бесплатными учебниками;

- повышение качества библиотечных и библиографических услуг;
- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.

Основные функции школьной библиотеки:

- образовательная: поддержание и обеспечение образовательных целей, сформулированных в концепции школы и программе развития;

- информационная: предоставление участникам образовательного процесса возможности использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя;

 - культурная: организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся, их родителей и педагогов.

Школьная библиотека постоянно выполняет поддержание и обеспечение образовательных целей, сформулированных в концепции школы и программе развития, предоставляет  участникам образовательного процесса возможности использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

Также проводит организацию мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся, их родителей и педагогов.

Положительные результаты за 2015-2016 уч.г. и задачи на 2016-2017 уч.г.

     На основании вышеперечисленного, воспитательную работу лицея можно считать организованной на достаточно высоком уровне. Следует отметить, что практически все направления системы воспитательной работы в лицее являются приоритетными. Очень трудно провести четкую грань, отделить одно направление от другого, так как зачастую одно мероприятие несет в себе и патриотическую, и духовно-нравственную, и эстетическую составляющую. Поэтому, можно сделать вывод, что мероприятия по всем направлениям реализованы на 100%.  

Результаты воспитательной работы за 2015-2016 уч.г.:

- организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;

- все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;

- воспитательная работа в лицее помогает созданию здорового детского коллектива; тесное сотрудничество учителей и учеников способствует формированию хорошей атмосферы, основанной на доверии, понимании и коллективном творчестве.

     Не смотря на спланированность воспитательной работы, не удается избежать и некоторых недостатков:

- по-прежнему не все направления воспитательной работы получили должное развитие;

- не во всех классах работает система самоуправления;

- не все классы принимают участие в школьных делах, что говорит о их невысоком уровне вовлеченности в школьную жизнь;

 - есть случаи нарушения школьной дисциплины, правил поведения учащихся со стороны ряда учеников, что говорит о недостаточном уровне их воспитанности и сознательности;

- остаются недоработки в области развития самоуправления и деятельности волонтерских отрядов. Причинами недостатков в этой области считаю: отсутствие высококвалифицированных работников, имеющих навыки работы именно в этой сфере деятельности, а также недостаточное количество мероприятий районного и городского уровня для обучающихся по выработке навыков школьного самоуправления;

- не работает система мониторинга воспитательной работы.

Задачами на 2016-2017 учебный год предлагаю считать:

     Главной целью воспитательной работы на 2016-2017 учебный год по – прежнему является формирование креативной личности, способной реализовать себя в современной инфраструктуре и здоровьесберегающей среде.

     Задачи на 2016-2017 учебный год:

- развитие системы мониторинга воспитательной деятельности;

- продолжение работы по созданию условий для развития личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленного на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания, воспитание любви к родной школе, отчему краю;

- продолжение работы по созданию условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний;

- формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

- повышение социальной активности учащихся, развитие деятельности классного и ученического самоуправления;

- формирование и развитие системы работы с родителями и общественностью, привлечение родителей к организации воспитательного процесса в школе;

- активизировать деятельность методического объединения классных руководителей; стимулировать работу классных руководителей к обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в практику новых педагогических технологий;

 - совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах;

- создать условия для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;

Заместитель директора по воспитательной работе                               О.А.Бандура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ воспитательной работы

 Несколько лет пользуюсь такой формой для анализа воспитательной работы в классе. Прежде чем составить ее, прочитала много методической литературы по данному вопросу. В анализе дается краткая характер...

Анализ воспитательной работы МОУ "Матюшинская СОШ" за 2009-2010 уч.г.

полный анализ воспитательной работы по школе...

Анализ воспитательной работы

Для достижения поставленных воспитательных задач было проведено большое количество индивидуальных и коллективных бесед, классные часы были посвящены вопросам успеваемости и отношению к учёбе, на родит...

Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы

Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.

В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе  9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...

Анализ воспитательной работы за учебный год с презентацией работы

Документ содержит анализ работы классного руководителя за учебный год. Сопровождается показом презентации с данными по классу и фотографиями...