Программа воспитательной системы «Школа – восхождение к культуре» 5 – 8 классы.
рабочая программа на тему

Данная программа разработана на основе технологии воспитания с позиций культурологического подхода. Новизна программы заключается в осуществлении процесса социализации и интеграции личности учащихся 5 – 8 классов по средством применения методики «социальных проб».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_-_voshozhdenie_k_kulture_5-8_klassy.docx73.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Школа – восхождение к культуре» 5 – 8 классы.

Добрая школа - это хорошо,

умная школа - это великолепно,

но ребенок должен быть еще и

подготовлен к жизни.

Д. Дьюи

Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники школы  должны быть  подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы  противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя.

Второй ступенью модели образовательной среды МБОУ СОШ № 28  позволяющей удовлетворить весь комплекс потребностей и личностных ценностей её субъектов является программа «Школа – восхождение к культуре», которая предназначена для учащихся 5 – 8 классов.

Цель программы: создание условий для саморазвития личности подростка в процессе формирования личностных и социальных компетенций по средствам методики  социальных проб.

Задачи:

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности;

• формирование первичных навыков успешной социализации представлений об общественных приоритетах и ценностях;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма

Нормативно правовая основа программы.

  1. Закон «Об образовании в  Российской Федерации».

 2. Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования.

 3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

 4. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы основного общего образования.

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)

 7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

11. Профессиональный стандарт педагога

12. Устав ОУ.

Концептуальное обоснование программы.

Данная программа разработана на основе технологии воспитания с позиций культурологического подхода, разработанной д. п.н., профессором Н. Е. Щурковой, как результат многолетней практической апробации элементов технологии под ее руководством. В основу программы положены также личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению и воспитанию. Культурологический подход (Н. Е. Щуркова) усилен за счет синтеза с методами социальной педагогики (А. В. Мудрик) - создание на практике системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социально-культурной среды, воспитание человека в социуме: формирование самостоятельно действующей нравственно гармоничной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений во всех сферах взаимодействия.

Согласно возрастным особенностям в качестве задачи-доминанты выдвигается формирование отношения к одной из наивысших ценностей  - жизни. В подростковый период правила и нормы жизни располагаются на периферии сознания, в центре же сознания размещается понятие Человек. Духовное, социальное  восхождение личности школьника совершается за счет выхода на все более обобщенный уровень представления о жизни и себе как человеке в этом мире  и происходит поэтапно:

- этап «Младший подросток» (5-6 классы) . Задача-доминанта этапа: формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Ведущая идея этапа - Я – Человек.

- этап «Старший подросток» (7-8 классы).  Задача-доминанта этапа: формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Ведущая идея этапа - народное благо – высший закон.

Таким образом, мы видим, что именно в подростковом возрасте  активизируется процесс интеграции индивида в общество - усвоение подростком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности, то есть происходит социализация.

В "Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе" дается определение социализации, которое, по нашему мнению, в большей степени отражает его сущность: "Социализация — процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой — в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт". (Бодалев А.А., Мальков З.А., Новикова Л.И., Караковский, В.А. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991).

Соглашаясь с данным подходом к социализации, мы считаем также, что, социализируясь, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Невозможно не согласиться с М.И. Рожковым, что социальная адаптация предполагает активное приспособление подростка  к условиям социальной среды, которая порой довольно активно воздействует на индивида. Именно в этот момент перед ним возникает противоречие "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой".

Это противоречие и порождает социальную активность личности, ориентированную на самоутверждение и самореализацию. Движущей силой этой активности является комплекс мотивов социальной деятельности, доминирующим в котором является мотив преодоления. Этот мотив является ядром социальной направленности конкурентно-способной личности.

Такой подход заставляет по-новому рассмотреть проблему педагогического регулирования процесса социализации учащихся, который строится на вариативном подходе и предполагает самостоятельный поиск варианта реализации социальных ролей.

Исследования, проводимые в течение двенадцати лет М.И. Рожковым и группой ученых под его руководством, позволили разработать новую концепцию социализации учащегося  - концепцию «социальных проб».

Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения в социальную среду. В духовной области — это формирование нравственной позиции в отношениях между людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманистических поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности.

Социальная проба — это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание.

Целями социальной пробы являются:

•        осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;

•        получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом);

•        присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.

Задачи социальной пробы:

•        собрать информацию о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде;

•        познакомиться с функционированием социального объекта;

•        проанализировать полученную информацию;

•        вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие способом, новым для подростка;

•        отрефлексировать полученный опыт взаимодействия.

В ходе социальной пробы подросток сталкивается с социальными объектами, и он уже имеет какой-то опыт общения с этими структурами, явлениями. Но эти представления подростка — житейские, обыденные, связанные с мифами общественного сознания.

Социальная проба должна помочь учащемуся отделить в своем сознании представление о социальном объекте, основанное на чужом мнении,  или на неполном, однобоком восприятии действительности, от собственно своего мнения — результата осмысления проблемы, перерастающего в убеждение.

В ходе социальной пробы опыт общения подростка с каким-то социальным явлением должен быть переведен на качественно новый уровень за счет расширения этого взаимодействия, за счет углубления его, в результате открытия подростком противоречивости объекта, неоднозначности своей собственной позиции, выхода на более высокий уровень самостоятельности.

Работая в условиях реализации инновационных технологий, для нас наиболее значимыми ценностями являются такие, как «самоопределение», «самореализация», «саморегуляция», «самопознание». Эти ценности играют роль принципов воспитательной системы и жизнедеятельности школьного сообщества. Программа «Школа – восхождение к культуре» разработана на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образовательную, нравственно и физически здоровую личность.

Деятельность, общение и отношения строятся на следующих педагогических принципах и подходах:

• принцип гуманистического воспитания предусматривает обращенность к человеку как субъекту воспитательного процесса, создание максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;

• принцип личностно-ориентированного воспитания – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

• принцип природосообразности предполагает организацию воспитательного процесса в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, способностями, интересами, биоритмами, индивидуальными способностями восприятия.

• принцип средового подхода в воспитании включает в себя различные варианты взаимодействия школы с социумом.

• принцип культуросообразности воспитания — опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую

обрядность, привычки.

• принцип дифференциации воспитания предполагает отбор его содержания, форм и методов с учетом специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе;

• деятельностный подход реализуется на основе преемственности, целенаправленной воспитательной работы и народной педагогики, в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе - растет самоуважение;

• преемственность и адаптивность (взаимосвязь и передача опыта; приобретение опыта);

• целесообразность и оптимальность (реализация целей и задач самоуправления и управления с наименьшими усилиями и наибольшими результатами, благодаря постоянному творческому поиску).

Механизм реализации программы.

Этапы реализации программы

Сроки выполнения программы —  2015-2018 гг.

Первый этап (март 2015 - июнь 2015 года) — аналитико-прогностический.

Второй этап (сентябрь 2015 - июнь 2017 учебного года) — организационно-исполнительный.

Третий этап (сентябрь 2017 - июнь 2018 года) — коррекционный и рефлексивно - оценочный.

Субъекты реализации программы и их функции

Программа реализуется через систему урочной и внеурочной деятельности, а так же через функционирование творческих объединений  дополнительного образования.

Кадровое обеспечение: заместитель директора по ВР, педагог – организатор, педагог – психолог,  классные руководители, учителя – предметники, родители, органы  самоуправления.

Заместитель директора по  воспитательной работе – разрабатывает план воспитательной работы, отвечает за реализацию программы воспитательной работы.

Педагог - организатор внеклассной и внешкольной работы – обеспечивает разработку и организацию мероприятий по успешности учащихся.

Классные руководители - планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся.

Учителя – предметники – строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех.

Родители - оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы.

Органы  самоуправления  – влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем

Педагог дополнительного образования - развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, реализует дополнительные образовательные программы и услуг в интересах личности, общества и государства. Обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.

Схема управления сопровождением реализации программы:

  • Бухарова Е.В - руководитель программы, зам. директора школы по ВР,
  • Фаткулина О.А. – координатор программы, директор школы,
  • Сидорова  Е. В. - психолог школы, социальный педагог

Состав рабочей группы:

1. Генераторы идей: директор школы № 28 О.А. Фаткулина

2. Разработчики идей: зам. директора Бухарова Е.В., Совет по эксперименту

3. Исполнители: классные руководители 1-11 классов, учащиеся, родители, руководители ШМО

4. Аналитики: зам. директора по ВР, Совет по эксперименту, студенты МПСУ

5. Консультанты: научный руководитель ОЭП, кандидат педагогических наук начальник управления образования Раевская И.И., научный консультант экспериментальной площадки, доцент кафедры педагогического менеджмента ВИПКРО, кандидат педагогических наук Разумовская Т.В.

6. Диагносты: психолог, социальный педагог, кафедра психологии МПСУ

Социальные партнеры -  участники программы:

учащиеся школы, родители, педагоги, социально-педагогическая служба школы, медицинская служба, учреждения социума и социальные институты, общественность микрорайона, комитет по проблеме семьи и молодежи, Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой – кафедра педагогического менеджмента, религиозные структуры православной церкви, религиозная общественная организация «Осознание», учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средствам массовой информации, МБУДО «Центр внешкольной работы», Детский оздоровительно - образовательный центр, центр реабилитации несовершеннолетних, Муромский центр занятости населения, Муромский психолого-социальный университет.

Новизна программы заключается в осуществлении процесса социализации и интеграции личности учащихся 5 – 8 классов по средством применения методики «социальных проб», а так же  в использовании модульной и блочной, воспитательной деятельности, в продолжении интеграции внеклассной  и внеурочной деятельности с  привлечением социальных партнеров как субъектов развития социальной культуры.

         Программа позволяет индивидуализировать образовательный процесс, учитывая особенности и интересы детей и стратегию развития образовательного учреждения школы «От ключевых компетенций        - к школе успеха».

Под результативностью деятельности мы понимаем достижение такого

качества организации деятельности учащихся, которое обеспечивает проявление личностных качеств, обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием. Главным результатом,  как всего педагогического коллектива,  так и отдельного  педагога – выведение  личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддержание  и стимулирование этого режима, формирование веры в себя, а также обеспечение   инструментарием саморазвития.

Становление и самопознание личности происходит, главным образом,  в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. С этой точки зрения, можно отметить следующие положительные результаты:

• возможно ежегодное обновление содержания программы, совершенствование форм и методов ее реализации;

• коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно - значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия

старшеклассников друг с другом и со взрослыми;

• благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям

деятельности, каждый ученик имеет возможность для удовлетворения своих

интересов, потребностей.

Содержание и организация образовательного процесса

на  ступени образования 5 – 8 классы.

Образ выпускника 8 класса школы, как главный целевой ориентир в реализации программы «Школа – восхождение к культуре»

Ориентированный на успех:

- Я нравлюсь!!!

- Я способен!!!

- Я значу!!!

Личность

Феномен

Нравственные ценности и идеалы

 - восприимчив к новому, к добру

- обладает общей культурой

- обладает задатками интеллигентности

- характерно упорство

- чаще искренность

- сострадательность

- общительность

- доброжелательность

 - чаще опрятен

- имеет мотивации к творчеству

 - обладает креативным мышлением

 - обладает образной эмоциональной речью

 - умеет найти нестандартное решение в неожиданной жизненной ситуации

- развиты эмпатия и рефлексия

- Стремится понять цель в жизни

- развита эмпатия

- выражены гражданская позиция и чувство патриотизма

- гуманность

- доброта

- милосердие

- стремится к профессиональному самоопределению

Стиль взаимоотношения в коллективе (с обучаю-щимися и педагогами)

Функциональная грамотность

Жизненные принципы

Основан на:

- взаимопонимании

- поддержке

- сотрудничестве

- взаимоуважении

(педагог-ребенок)

взаимовыдержке, терпимости (ребенок-ребенок)

комфортный

- Владеет специальными умениями и навыками

- развита познавательная активность

- стремится к самообразованию и саморазвитию

- Гуманизм

- сотрудничество

- проявление к индивидуальности

Способен к жизненному самоопределению и самореализации

Выпускник 8 класса – личность, владеющая механизмом социокультурной деятельности и ценностей, т.е. личность, способная к персонализации. Личность, реализовавшая свой целевой выбор в области деятельности или знания, уровне освоения, мотивах, ценностных ориентациях, через приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Программа  «Школа – восхождение к культуре» рассчитана на 4 года обучения (5-8  классы). Для организации воспитательной деятельности с классом используется идея социальных проб, которые  должны дать подростку опыт социальной самостоятельности. Степень, уровень участия учителя в социальной пробе определяется уровнем социальной зрелости и характером коммуникативных навыков конкретного подростка или  конкретного классного коллектива. Чем ниже этот уровень — тем большее участие в социальном действе принимает взрослый. Важно осознавать и контролировать грань между позицией поддержки и позицией обучения, на которые может становиться взрослый.

Программа включает в себя 7 тематических блоков-модулей и 4 уровня их реализации:

5 класс (1-ый уровень) - «Мой мир» (самопознание),- предполагает приобретение навыков самоанализа, саморефлексии, потребность размышлять по поводу своего поведения, коррекцию представлений о себе на основе совести, понимания самоценности и самодостаточности, что в совокупности определяет культуру самообщения.

6 класс (2-ой уровень) - «Мой мир» (саморегуляция),- призван учить управлять человеком собственными психологическими  и физиологическими состояниями, а так же поступками.

7 класс (3-ий уровень) - «Я и другие!» (интеграция),- направлен на создание внутреннего единства, сплоченности группы, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности.

8  класс (4-ый уровень) - «Я+МЫ!» (самоорганизация) – приобретение навыков деятельности личности, связанных с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремлённости, активности, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них.

Программа «Школа – восхождение к культуре» осуществляет преемственность с программой   «Школа как семья» (1 – 4 классы),  и  так же

 предоставляет  возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы модулей социальной культуры, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы. В ходе реализации модулей развития социальной культуры повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность молодого поколения, успешность ученика.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

Блок – модуль

 «Восхождение учащихся к ценностям: ЧЕЛОВЕК. ОТЕЧЕСТВО»

Воспитание личности, политически грамотной, осознающей  свои права и обязанности по отношению к стране, где человек родился, испытывающей потребность и способной проявлять общественную активность, строящей отношения с окружающим миром на основе товарищеской заботы, творческого содружества и созидательного труда.

Задачи модуля:

  • изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;
  • знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны;
  • формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
  • развитие творческих способностей учащихся на примере жизни и деятельности творческих людей родного края, страны;
  • формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся;
  • воспитание у детей готовности к защите Отечества

Направление

модуля

Основное содержание

Ключевые дела

Формы работы

«Я живу на родной земле»

Знакомство с историей Владимирской  области, своего города, школы, семьи, жизнью и творчеством знаменитых людей.

Деятельность по благоустройству школьных дворов, школы, парков и скверов города.

Возрождение и развитие культурных традиций своей страны и родного края.

День города;

День школы;

День народного единства;

участие в окружных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.

Тематические классные часы, игры, викторины. Посещение выставок, музеев, театров. Экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми, вечера.

Субботники, трудовые десанты и акции.

«Защитники Отечества – истинные сыны России»

Знакомство и изучение военной и трудовой истории Отечества, жизни и деятельности истинных сынов России.

Благотворительная деятельность в адрес ветеранов, пострадавших от различных событий. Пропаганда героических профессий.

Школьный конкурс военно-патриотической песни «О подвигах, о доблести, о славе»;

  • Месячник гражданско-патриотического воспитания;
  • Уроки мужества;
  • Митинги и мероприятия, посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана;
  • Акция «Поздравь ветерана» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда, детей войны);
  • «Вахта Памяти» (мероприятия, посвящённые перезахоронению останков солдат, погибших в годы ВОВ); Факельное шествие

Тематические классные часы, уроки мужества, конкурсы, Вахта Памяти, акции «Ветеран», «Посылка солдату», «Милосердие».

Участие в митингах.

Просмотр документальных и художественных фильмов о войне, о защитниках Родины.

Встречи с ветеранами войны, Афганистана и чеченских событий – нашими земляками. Празднование дня Победы, Защитников Отечества.

Экскурсии в музей Боевой славы.

«Жить в XXI веке!»

Расширение знаний и представлений о достижениях человеческой цивилизации за прошедшее тысячелетие и  в начале нового тысячелетия, направленных на воспитание ответственности, гражданской активности, стремлению к самореализации. Проектирование своего будущего в системе будущего страны.

  • День России;
  • интеллектуальные игры;
  • участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»;
  • День космонавтики

Классные часы, дискуссии, проблемные столы.

Проведение конкурсов по теме «Я – гражданин третьего тысячелетия».

Организация научно-исследовательской деятельности. (Разработка и защита проектов)

Участие в общественных программах.

Блок – модуль «Восхождение учащихся к ценностям творчества через организацию работы ДОО «Стимул».

Освоение обучающимися социального опыта, основных

социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного

возраста, норм и правил общественного поведения по средством метода социальных проб. Развитие личностного роста подростка путем активизации его творческого потенциала, самоопределение и самореализация в различных видах деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для приобретения детьми социально значимых

отношений.

  • Помощь ребёнку в самопознании и самореализации.
  • Формирование у детей и подростков активной гражданской позиции.

Направление

модуля

Основное содержание

Ключевые дела

Формы работы

Организация школьного ученического самоуправления

- социально-значимое

- информационно-познавательное

- спортивно-оздоровительное

- художественно-эстетическое

- гражданско-патриотическое,

- правовое

- Выборы в президенты ДОО «Стимул»

- Отчетная конференция  ДОО «Стимул»

- Коммунарские сборы активистов ДОО «Новая цивилизация» «Я - лидер»

- Слет активистов школьных музеев «Жива народная память»

- Организация и проведения «День дублера»

КТД

Слеты

Организация общешкольных творческих мероприятий

Формирование способности к личностному развитию, реализации творческого потенциала в социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания

- День знаний «Здравствуй школа!»

- Праздник «До свидания, лето»

- Участие  в окружном конкурсе школьных столовых «Наша любимая школьная столовая!»

«Хэллоуин» - вечер старшеклассников

«Вечер встречи выпускников»

Организация и проведение Новогодних праздников «В гостях у елки», «Новогодний стартинейджер»,

«Посвящение в Лукоморцы», «Посвящение в пятиклассники»

Открытие школьных городов (смотр - конкурс)

Участие в Фестивале ДОО «Заяви о себе»

Участие в слете активистов «Взвейтесь кострами»

Организация КТД «Ребенок+Мамочка=золотая парочка», «Для милых женщин наш концерт»,

Проведение Праздника «Последний звонок»

Концертные программы,

Сценические праздники, вечера старшеклассников,

Общешкольные КТД

Блок – модуль «Восхождение учащихся к ценностям труда:

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Ознакомление  учащихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями общества в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, региональным рынком образовательных услуг, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально- квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, предоставление учащимся информации о профессиональных учебных заведениях.

Направление

модуля

Основное содержание

Ключевые дела

Формы работы

Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету

 Организация факультативных занятий и работы предметных кружков

Проведение интеллектуального марафона

Проведение предметных недель

Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

Неделя иностранных языков;

Неделя психологии;

Факультатив «Мир профессий»

Тренинговые занятия «Мои склонности»

Тренинги

Деловые игры

Беседы

Работа классных руководителей по профориентации учащихся

Организация тематических классных часов, праздников «Мир профессий»

Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»

Оформление классных стендов о профессии

Организация и проведение встреч с людьми различных профессий «Мое место в государстве»

Организация и проведение экскурсий на различные предприятия

Праздник «Мой папа – самый лучший»

Организация и проведения «Дня Дублера»

 Общешкольный праздник «Есть такая профессия – Родину защищать»

Участие в творческой конкурсе «Мир профессий»

Классные праздники, заседания сообщества детей и родителей,

Конкурс стендов по профориентации,

экскурсии

Общешкольные внеклассные мероприятия по профориентации учащихся

Проведение конкурных программ

Конкурсы рисунков и сочинений «Профессия моих родителей»

Знакомство с образовательными услугами округа, области:

Выпуск стенгазет к профессиональным праздникам

Празднование Дня Учителя:

Выпуск газет, посвященных Дню Учителя,

Конкурс сочинений «Учитель в моей жизни»

Проведение Дня самоуправления

- «Урожай года»- выставка

- «Молодые хозяюшки» (5-6 классы)

- «Юные модельеры» (8-9 классы)

Встречи с представителями вузов, ссузов

Праздничный концерт «Учитель! Как много в этом слове…»

Конкурсы рисунков:

«Моя школа»,

«Портрет моего учителя

- выставка ДПИ «Твори, выдумывай, пробуй»

«Радуга профессий» - конкурс профессионального мастерства

Выставка «мир моих увлечений»

Участие в научно – практической конференции «Шаг в будущее»

КТД,

конкурсные программы, оформление стенгазет, буклетов,

Конкурсы рисунков, сочинений.

Блок – модуль «Восхождение учащихся к ценностям ЗОЖ:

«Здоровым быть модно»

Формирование и воспитание  гармонично развитой личности, создание физического и психического комфорта в условиях школы.

 Задачи программы:

•        Сохранение и поддержание здоровья детей.

•        Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.

•        Обучение основам здорового образа жизни.

•        Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ  по оптимизации             образовательного процесса на валеологической основе.

•        Мониторинг здоровья.

•        Организация   и   проведение   пропагандистской   работы   по   вопросам   здоровья   и       здорового образа жизни.

•        Создание условий для социально-психологической защищенности детей и подростков в общеобразовательном учреждении.

Направление

модуля

Основное содержание

Ключевые дела

Формы работы

Воспитательные мероприятия по формированию ЗОЖ

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного процесса

Организация образовательной среды, отвечающей всем требованиям педагогики здоровьесбережения

- Создание благоприятного психологического микроклимата

•        проведение ежедневной общешкольной утренней зарядки;

•        День Здоровья; Турслет

•        система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;

•        работа школьного общественного наркопоста;

•        участие в  спартакиаде школьников;

•         акция «Живи ярко и стильно без наркотиков»;

•        Акция «Мы выбираем жизнь!»

•        спортивные мероприятия;

•        беседы врачей с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;

•        участие в массовых мероприятиях  «День защиты детей»;

•        акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

•        мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

•        проведение диспансеризации;

•        вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.

Акции общешкольныеДни здоровья,

Турслеты, спортивные соревнова-

ния, мониторинг физического развития

Воспитательные мероприятия направленные на формирование экологического здоровья

Поисково-исследовательская деятельность

Природоохранная деятельность

Просветительская и пропагандистская деятельность

Интернет - форум «Я и мой мир» в рамках месячника экологической безопасности

Экологическая акция «Чистый город»

Акция «Посади дерево»

Окружные акции

Общешкольные КТД

Блок – модуль «Восхождение учащихся к семейным ценностям:

«Ты + Я = вместе школьная семья»

Реализуется через программу «Семейная культура: ценности духовно – нравственного обновления».

Цель и задачи:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

развитие сотрудничества между родительским сообществом и детьми; повышение воспитательного воздействия семьи;

помощь ребёнку в осознании роли в обществе и семье.

Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Направление модуля

Основное содержание

Ключевые дела

Формы работы

Взаимодействие

с родителями

учащихся

Работа опорной школы  направлена на совершенствование педагогических технологий заместителей директора по воспитательной работе, руководителей методических объединений классных руководителей, социальных педагогов, психологов, оказание помощи в поисках новых приемов,  интерактивных форм и методов работы с родителями и детьми.

 «Формирование семейной культуры как фактор социокультурного развития личности».

Заседание круглогодичной  творческой группы с привлечение родительского сообщества

"Организация комплексного подхода в работе с неблагополучной семьей"

Окружной семинар с приглашением представители «Совета отцов», духовенства, инспектор КОС №3, инспектор ОДН, представитель «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»

«Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования»

Детско – родительское мероприятие «Мой папа – самый лучший»

«Вера, надежда, любовь… любить как научиться»

Интернет – форум в преддверии Дня семьи, любви и верности

Блок – модуль «Восхождение учащихся к правовым ценностям:

«В ладу с законом и собой»

Формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних обучающихся, их социальной реабилитации в современном обществе.

Задачи:

1. Создание благоприятного микроклимата для обучающихся

2. Всестороннее развитие способностей творческой и социальной активности обучающихся

3. Воспитание духовно-нравственных ценностей у обучающихся

4. Проведение психолого–педагогической работы по предупреждению правонарушений, коррекционной работы с обучающимися девиантного поведения, формирование здорового образа жизни, воспитание толерантности и уважения к правам человека.

5. Оказание педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также социальная и психологическая поддержка семьям.

6. Обеспечение законных интересов и защиту прав несовершеннолетних обучающихся.

Данный блок реализуется через ряд программ профилактической направленности:

- «Программа профилактики правонарушений среди учащихся МБОУ СОШ № 28»;

- «Программа профилактики суицидальных наклонностей среди учащихся МБОУ СОШ № 28»

- «Программа профилактики экстремизма и ксенофобии среди учащихся МБОУ СОШ № 28»

Блок – модуль «Восхождение учащихся к ценностям познания:

«Знание – сила!»

Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых

учащихся  их сопровождения в течение всего периода становления личности

Задачи:

  • создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
  • углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры;
  • развитие творческого мышления;
  • совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности.

Направление

модуля

Основное содержание

Ключевые дела

Формы работы

Работа с одаренными детьми

Вовлечение школьников в деятельность школьных кружков, учреждений дополнительного образования по интересам и склонностям. Обеспечение участия школьников в районных,  региональных, российских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

Функционирование Школьного научного общества;

Участие в научно – практической конференции по краеведению;

Участие в научно – практической конференции по экологии;

Участие в исследовательской и поисковой деятельности отряда «Поиск».

занятия  с сильными учащимися;

факультативы;

конкурсы ;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

Предполагаемый результат и способы их фиксации.

5 класс (1 уровень результатов) - «Мой мир» (самопознание)

Приобретение навыков самоанализа, саморефлексии, потребность размышлять по поводу своего поведения, знание потенциальных возможностей человеческого организма, в том числе и человеческой психики, сформированность  адекватной самооценки,  обоснованный  выбор позитивного социально значимого поведения, освоение волевого баланса «хочу - могу - надо».

6 класс (2-ой уровень) - «Мой мир» (саморегуляция)

Приобретение навыков  управления  собственными психологическими  и физиологическими состояниями, а так же поступками. Умение вести себя в конфликтных ситуациях. Освоить технику социального закаливания. Путем социальных проб приобрести уроки противодействия вредным факторам социальной среды.

7 класс (3-ий уровень) - «Я и другие!» (интеграция)

 Создание внутреннего единства, сплоченности группы, которая выражается в  коллективистской идентификации,  объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности.

8  класс (4-ый уровень) - «Я+МЫ!» (самоорганизация)

Приобретение навыков деятельности личности, связанных с умением организовать себя: планирование работы, организация рабочего места, сознательная мобилизация внутренних ресурсов организма (внимания, памяти) для выполнения поставленной цели, самоконтроль качества действий и самооценка успехов в достижении цели; успешное применение общих приёмов учебной (работа с книгой, составление условно логических схем и опорных конспектов) и специальных приемов исследовательской, проектной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.

Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...