Дорожная карта "Одарённые дети"
рабочая программа на тему

Дорожна карта "Одарённые дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dor_karta_po_odar_detyam.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в ГБОУ школа  №152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей.

Задачи:

  • Развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
  • Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
  • Обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого- педагогическую поддержку одаренных детей;
  • Организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
  • Создать банк данных талантливых и одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов.

Планируемый результат:

  • Внедрение новых путей поддержки и развития одаренных детей;
  • Увеличение числа талантливых и одаренных детей и молодежи;
  • Создание единого банка данных одаренных детей;
  • Разработка оптимального индивидуального маршрута развития одаренного ребенка;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с талантливыми и одаренными детьми.

Процедуры. Организационно - информационные:

  • Организация сетевого взаимодействия учреждений образования.
  • Организация деятельности директора и заместителей директора ГБОУ школа №152 по оформлению правового поля: заключение договоров о сетевом взаимодействии, разработка положений о конкурсах, о мероприятиях и др.
  • Прохождение курсовой подготовки педагогов по проблеме организации развития талантливых и одаренных детей.
  • Расстановка кадров, разработка плана методической работы.
  • Мониторинг педагогических кадров: выявление и анализ уровня педагогического мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми.

 Кадровые. Мотивационные:

  • Обучение педагогов инновационным технологиям через систему постоянно действующих семинаров.
  • Ознакомление с системой контроля в организации развития одаренных детей.
  • Разработка и утверждение планов методической работы предметных кафедр, планов самообразования, аттестации педагогов.

Научно-методические:

  • Разработка плана-графика методической работы центра сетевого взаимодействия.
  • Организация работы и проведение постоянно действующих семинаров: «Современные образовательные технологии», «Педагогические техники в работе с одаренными детьми», «Формирование и реализация личностного потенциала учащихся», «Мониторинг продвижения одаренного ребенка».
  • Организация и проведение консультаций.
  • Организация работы с талантливыми и одаренными детьми.
  • Организация обмена опытом.
  • Работа с педагогическими коллективами образовательных учреждений по организации психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей.
  •  Освоение технологий индивидуализации образовательного процесса.

Программно-методическое:

  • Издание приказов по сетевому взаимодействию.
  •  Составление плана-графика сетевого взаимодействия: проведения семинаров, методической учебы, конференций, консультаций.

Материально-технические:

  •  Определение необходимого оборудования залов, компьютерных классов, лабораторий и других помещений для проведения занятий и мероприятий.

Финансовые:

  •  Изыскание дополнительных источников поощрения педагогов, работающих с талантливыми и одаренными детьми.

 Контрольно-диагностические:

  • Разработка критериев результативности сетевого взаимодействия по работе с талантливыми и одаренными детьми.

Направления

Деятельность

Субъекты (дети, родители)

1

Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей  

- Мониторинг продвижения одаренного ребенка в учреждении и вне его

- Создание карты успешности развития ребенка

- Расширение знаний детей и родителей об одаренности и собственных возможностей одаренных детей

2

Сетевое взаимодействие организации развития талантливых и одаренных детей, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми

- Предоставление одаренным детям возможности выбора модульных курсов дополнительного образования для апробирования и развития своих интересов и возможностей

- Реализация индивидуальных программ по работе с одаренными детьми

- Расширение связей с ОУ

- Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

- Привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми

- Проведение мероприятий (конференций, «круглых столов» и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми

- Организация и расширение контактов талантливых и одаренных подростков.

3

Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей

 - Создание единой системы планирования мероприятий

-Реализация разнообразных форм поддержки одаренных детей

- Мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении одаренного ребенка (родители – союзники)

 Проведение мероприятий (конференций, «круглых столов» и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми

4

Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми

- Организация тематических семинаров по распространению опыта сопровождения, развития одаренного ребенка

- Создание и обновление банка технологий работы с одаренными детьми

- Организация и проведение курсов повышения квалификации по работе с одаренными детьми 

Проведение КПК специалистами АППО, ИМЦ Красногвардейского района

5

Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми

- Разработка стимулирования педагога и одаренного ребенка на уровне учреждения

- Организация и проведение конкурсов и фестивалей, участие в конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней

- Привлечение средств спонсоров для поддержки одаренных детей

- Сбор индивидуального Портфолио достижений и практического результата деятельности ребенка

- Пропаганда детских достижений в социуме

- Чествование одаренных детей, наставников и родителей на уровне школы

- Размещение информации на сайте

6

Информационное обеспечение процесса поддержки и развития одаренных детей

_Создание банка данных об одаренных детях, технологиях работы с ними

- Осуществление информационной поддержки родителей одаренных обучающихся

- Размещение информации по работе с одаренными детьми в средствах СМИ, на сайтах

- Участие в деятельности сетевых сообществ детей, родителей по проблеме развития одаренности.

Ресурсное обеспечение.

Обоснование возможности инновационной деятельности в соответствии с законодательством об образовании.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности по развитию и сопровождению талантливых и одаренных детей заключается в исполнении:

  1. Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  2. Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  3. Федеральной целевой программы «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).
  4. Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
  5. Концепции развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726;
  6. Устава ГБОУ школа №152.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы учащихся и педагога.

2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.

3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного и воспитательного процесса дополнительного образования.

4. Принцип свободы выбора учащимися объединений.

5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности (реализация модульного обучения в рамках ФГОС, реализация долговременных воспитывающих игр и др.)

Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальный подход на занятиях;  
  • проведение нестандартных форм занятий;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, к исследовательской конференции, консультации по возникшим проблемам;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • проектная деятельность учащихся;
  • использования современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • создание ученических портфолио.

Методическая поддержка.

На сегодняшний момент, возникшие вопросы по проблеме развития одаренных детей обсуждаются на заседаниях методических объединений педагогов ОУ. В ГБОУ школа №152 разработана дорожную карту сетевого взаимодействия организации развития талантливых и одаренных детей. Дорожная карта меняет систему методической работы в образовательном учреждении, требует создание новых структурных элементов – формирование школьного методического объединения педагогов в виде предметных кафедр, работающих с одаренными детьми, творческой группы по реализации Проекта, совершенствование научно-методической базы для реализации спектра образовательных услуг и возможностей выстраивать индивидуальные образовательные траектории талантливых и одаренных детей.

Основными направлениями реализации являются:

  1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей.
  2. Сетевое взаимодействия организации развития талантливых и одаренных детей, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми.
  3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей.
  4. Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми.
  5. Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми.
  6. Информационное обеспечение процесса поддержки и развития одаренных детей.

Информационная поддержка.

        Для полной и эффективной реализации проекта важнейшей задачей является информатизация образования, создание и развитие универсальной ИКТ-насыщенной образовательной среды, создание единого информационного образовательного пространства (ЕИОП).

Кадровое обеспечение.

Разработка образовательных модулей и учебных занятий по ним проводится педагогами дополнительного образования детей научно-технической, художественно-эстетической, социально-педагогической, военно-патриотической, туристско-краеведческой направленности.

Наличие базы.

Наличие базы для реализации проекта определено через изучение:

  • образовательных возможностей
  • воспитательных  возможностей
  • социального заказа общественности на разработку образовательных модулей, на основе лицензированных образовательных программ дополнительного образования детей;
  • социального заказа на сетевое взаимодействие по организации развития талантливых и одаренных детей.

Материально-техническая поддержка.

Для ведения образовательного процесса на базе ГБОУ школа №152 имеется достаточное количество кабинетов, существенно обновлена материально-техническая база для осуществления теоретического и практического обучения: обновлены компьютеры в кабинетах информатики с выходом в Internet; приобретена множительная техника.

Оценка результатов и мониторинг.

При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:

  • комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей);
  • обязательный учет зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка;
  • комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;
  • разнообразное включение ребенка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;
  • экспертизу продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одаренных детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.).

Оценка реализуемости проекта.

В ходе оценки реализуемости проекта предполагается оценить эффективность в форме отчетности  о внедрения и реализуемости проекта.  

Оценка и контроль результатов  эффективности внедрения проекта осуществляется через:

1) качественный и количественный анализ степени интеллектуальной и творческой активности одаренного ребенка, т.е. степень участия данного контингента учащихся в  творческих  заданиях,  конкурсах,  викторинах, выставках,  как  в школе,  так  и  в организациях дополнительного образования и т.д. Оценка индивидуального развития талантливого и одаренного ребенка предполагается через качественный и количественный анализ развития компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования, опыта самостоятельного общественного действия.

2)  качественный и количественный анализ уровня удовлетворенности детей и родителей образовательными услугами, т.е. сбор и анализ данных по результатам анкетирования, опроса и/или интервьюирования всех субъектов сетевого взаимодействие организации развития талантливых и одаренных детей (педагогов, учащихся, родителей);

3) отчетность об эффективности результатов внедрения проекта

Управление реализацией инновационной деятельности.

Направления

Система образования в учреждении

1

Координация работы с одаренными детьми

- Изучение и формирование социального заказа на работу с одаренными детьми

- Создание системы конкурсов, конференций и др. мероприятий с одаренными детьми.

- Выстраивание системной работы сетевого взаимодействия ОУ

2

Нормативное обеспечение сопровождения одаренных детей

- Создание нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми

- Разработка Положений о конкурсах, фестивалях для детей разного возраста

- Дополнения в действующие нормативные документы ГБОУ школа №152 с целью активизации работы с одаренными детьми

3

Финансовое обеспечение сопровождения одаренных детей

- Создание материальных ресурсов, соразмерных поставленным задачам

- Укрепление материально-технической базы ОУ, приобретение материалов и инструментов для обеспечения образовательного процесса

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

  • теоретические знания по вопросу одарённости;
  • наличие практического опыта;
  • позитивная Я-концепция;
  • целеустремлённость и настойчивость;
  • зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
  • эмоциональная стабильность;
  • чуткость;
  • креативность.

 Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Внимание дети!»

Программа по профилактикедорожно-транспортных происшествийи изучению правилдорожного движения учащихсяМБОУ «Мульминская СОШ«Внимание дети!»...

Социальный проект "Дорожные знаки - детям!"

Пешеход – это тоже участник дорожного движения, который должен ориентироваться на дороге по дорожным знакам. Дорожные знаки – это стандартизированные графические рисунки, передающие опред...

ПРОГРАММА изучения правил дорожного движения «ДЕТИ - участники дорожного движения »

Программу «Дети-участники дорожного движения» создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироват...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...

Единый день детской дорожной безопасности «Детям Подмосковья- безопасность на дорогах»

Во исполнение телеграммы министра образования Московской области и начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области от 21.08.2015г. № 777, а также приказу по школе от 01.09.2015г. № 167...

Программа по изучению правил дорожного движения «Азбука дорожной науки» для детей школьного возраста с 1 по 11класс на 11 лет обучения

Программапо изучению правил дорожного движения«Азбука дорожной науки»для детей школьного возраста с 1 по 11классна 11 лет обучения...

Проект по правилам дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено»

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых ...