Материалы к педсовету "Итоги работы над методической темой школы"
методическая разработка на тему

 Калинина Татьяна Владимировна

 Методическая тема школы  в 2012 - 2017 былаправление процессом достижения нового качества образовательных услуг как условие успешной реализации ФГОС".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

средняя общеобразовательная школа №10

х. Новосадковский

Протокол № 9

Заседания педагогического совета

от 13.04.2017 г.      

Присутствовало: 16 человек.

Отсутствовало: 2 человека

Повестка дня:

  1. Подведение итогов работы по методической теме школы.
  1. По основному вопросу выступила  руководитель методической службы школы, заместитель директора по УВР.

Целью работы по методической теме школы было совершенствование управления процессом достижения нового качества образовательных услуг как условие успешной реализации ФГОС.

Основными задачами стали:

  1. Продолжение работы по внедрению в педагогическую практику современных методик и технологий, обеспечивающих формирование УУД.
  2. Совершенствование системы внутриучрежденческого контроля и мониторинга
  3. Создание условий для развития управленческих компетенций педагогов как средства повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС.
  4. Выявление, обобщение и диссеминация положительного педагогического опыта реализации ФГОС.

 В процессе работы школа прошла следующие этапы:

Этапы

Содержание

1 этап

Организационный

2012-2013 уч. год

  1. Изучение и анализ научно-педагогической, методической литературы;
  2. Выбор тематики работы ШМК;
  3. Выявление основных проблем данной темы через анкетирование учителей, учащихся и родителей;
  4. Определение тематики педсоветов, «Круглых столов»
  5. Корректировка индивидуальных тем самообразования.

2 этап

2013-2014 уч. год

Развитие управленческих компетенций учителя в условиях введения ФГОС второго поколения

  1. Педагогическая и управленческая культура учителя как системообразующая составляющая общей профессиональной культуры современного учителя
  2. Законы педагогического менеджмента, проявляющиеся в системе «учитель–ученик».
  3. Основные проблемы на пути становления учителя как управленца в системе «учитель–ученик», способы их предупреждения. 

2014-2015 уч. год

Управление качеством ресурсов и условий образовательной среды в системе «учитель – ученик» в условиях введения ФГОС второго поколения

  1. Дидактический потенциал учебных заданий как управленческий ресурс учителя
  2. Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета
  3. Целеполагание и планирование как реализация управленческих функций учителя
  4. УУД как предмет педагогического проектирования, отслеживания и оценки

2015-2016 уч. год

Педагогический анализ результатов в системе «учитель–ученик» в условиях введения ФГОС второго поколения

  1. Критерии результативности образовательного процесса.
  2. Управление качеством образовательного процесса в системе «учитель–ученик»
  3. Управление качеством педагогического взаимодействия в системе «учитель–ученик»

3 этап

2016-2017 уч. год

Подведение итогов работы школы по единой методической теме  

  1. Анализ работы над единой методической темой. Анализ сформированности управленческих компетенций педагогов
  2. Изучение, обобщение и распространение    опыта учителей школы по проблемам    их самообразования в рамках единой   методической темы  
  3. Диагностика полученных результатов за последние 5 лет                                        
  4. Подведение итогов работы школьной методической службы,   психологической и социальных служб.

В 2014-2015 учебном году перед школой встала актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. В процессе работы по теме были выделены несколько позиций обобщающего характера, сделаны главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы формирования метапредметных результатов   осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.

В 2015-2016 учебном году в рамках методической деятельности была получена информация по мотивационной составляющей деятельности учащихся. Был сделан вывод о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьника ставить и успешно решать учебные задачи. Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, выявил качественные и количественные показатели мотивации учения: итоговый уровень развития мотивации в целом и уровни развития ее отдельных составляющих (наличие личностного смысла учения, способность к целеполаганию; преобладание познавательных или социальных мотивов, внешней или внутренней мотивации, стремления к достижению успехов или к недопущению неудачи, реализация учебных мотивов в поведении или отсутствие таковой).

Деятельность школы с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной в том случае, если от этапа к этапу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в образовательном учреждении. Было выявлено достаточно большое количество учащихся, не имеющих ярко выраженного направления мотива учения (средний показатель преобладает). Было предложено продолжить работу по формированию мотивации учения, сохранения количества учащихся, имеющих высокий уровень мотивации, перехода учащихся со средним уровнем мотивации в группу с высоким уровнем.

В 2015-2016 учебном году были проанализированы стили педагогического общения, существующие в школе. Был сделан вывод, что в чистом виде стили не существуют. От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Ведущую роль играет знание технологии общения, наличие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и "въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений.

В процессе работы по данной теме были сделаны следующие выводы:

1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.

2) Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога - залог прочных контактов с воспитанниками.

3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.

7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.

8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

На педсовете «Критерии результативности образовательного процесса» были выделены основные критерии, к которым отнесли:

  • Качество результатов образовательного и воспитательного процессов в школе
  • Расширение спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом.
  • Кадровые условия реализации образовательного процесса в ОУ.
  • Материально-технические условия реализации образовательного процесса в ОУ.
  • Создание комфортных условий для участников образовательного процесса.
  • Система управления организацией

Педагоги проанализировали результаты анкетирования родителей и учащихся и ими были сделаны следующие выводы:

  1. Рассмотренные критерии эффективности образовательного процесса в школе позволяют сформировать достаточно цельную картину функционирования школы.
  2. Согласно критериям школа работает на удовлетворительном уровне.  Значительная точка роста находится в критерии «Создание комфортных условий для участников образовательного процесса», поскольку школой недостаточно используется ресурс дистанционного обучения.
  3. Со стороны участников образовательного процесса было выявлено следующее: 72,6% родителей оценили деятельность школы высоко, 15,4% - на среднем уровне, 2% - на низком.  Обращает на себя внимание мнение родителей 5 класса, среди которых наибольшее количество человек, недовольных, либо оценивающих на среднем уровне, как общую организацию учебного процесса, так и воспитательную работу.
  4. Среди учащихся высоко оценивают деятельность школы – 51,5%, средне- 46,3%, низко – 2,2.
  5. Среди учителей 82% оценивают образовательный процесс высоко, 18% - средне, нет педагогов, которые считают, что школа работает неудовлетворительно.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  1. Педагогическая и управленческая культура учителя является системообразующей составляющей общей профессиональной культуры современного учителя.
  2. Взаимодействие в системе «учитель–ученик» подчиняются общим законам педагогической целесообразности и базируются на взаимном уважении учителя и ученика.
  3. Достижение метапредметных результатов –УУД делает возможным процесс самостоятельного и осознанного овладения новыми знаниями обучающимися, со стороны учителя это - предмет педагогического проектирования, отслеживания и оценки.
  4. Педагогический анализ результатов в системе «учитель–ученик» в условиях введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений, что от стиля педагогического общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие как обучающихся, так и учителя. Ведущую роль играет знание технологии общения, наличие у педагога нужных приемов общения.
  5. Рассмотренные критерии эффективности образовательного процесса в школе позволяют сформировать достаточно цельную картину функционирования школы. Данные критерии следует учитывать при составлении программы внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО).
  6. В процессе работы на методической темой, темами самообразования были сформированы методические материалы, опубликованные в сети интернет на различных порталах педагогических сообществ.
  7. В 2017-2022 запланировать работу над следующей методической темой: «Повышение качества образовательного процесса через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий в условиях ФГОС»