Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
материал

 Ирина Алексеевна

Составляя  положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (ДООП) посчитала обязательным прописать требования к содержанию и структуре, пеорядок утверждения и внесения изменений, хранения, и реализация ДООП,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_doop.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕПАНОВСКОГО РАЙОНА

Рассмотрено

на педагогическом совете

МКУ ДО-Дома детского творчества

 Черепановского района

протокол №     от 20.11. 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКУ ДО-

Дома детского творчества

__________Стеба О.В.

 Черепановского района

 №       от 20.11. 2018 г.    

ПОЛОЖЕНИЕ

о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

1.Ощие положения

  1. Настоящее Положение разработано в целях регламентации деятельности учреждения и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МКУ ДО-Дома детского творчества Черепановского района;

  1. Положение разработано на основании:

Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);

6.        Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской  области" (утвержден 21.07.2017 г.).

Устава МКУ ДО-ДДТ Черепановского района

1.3. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (далее-ДООП) является локальным нормативным актом МКУ ДО-Дома детского творчества Черепановского района (далее - Учреждение) и представляет собой комплекс основных характеристик образования и комплекс организационно-педагогических условий.

2.Требования к содержанию и структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

2.1. ДООП должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности, реалистичности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объём.

2.2. Проектирование и реализация ДООП должны строиться на следующих основаниях:

-свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

- возможность взаимозачета результатов;

-ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

-творческий и продуктивный характер образовательных программ;

-открытый и сетевой характер реализации

 2.3. ДООП реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются. ДООП могут быть направлены на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени, обеспечение адаптации детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

 2.5. Проектирование содержания ДООП осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательного компонента).

2.6. При проектировании программы учитываются требования к уровню ее освоения. Содержание и материал Программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:


1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

2.7. Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся и требований СанПиН 2.4.4.3.172-14.

2.8. Структура ДООП является целостной системой и отражает внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

-титульный лист; паспорт программы;

- комплекс основных характеристик Программы;

- комплекс организационно-педагогических условий;

- список литературы;

- приложения

2.9. Содержание структурных компонентов программы.

2.9.1. Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации для идентификации документа.  На титульном листе указывается:

- полное наименование учреждения;

- номер протокола и дата принятия педагогическим советом учреждения, номер приказа директора об утверждении программы;

- название программы;

- направленность программы;

- возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;

- срок реализации программы;

-ФИО, должность автора (-ов) (составителя (-ей) программы;

-ФИО, должность педагога(-ов), реализующих программу;

- город;

- год разработки программы.

2.9.2. Комплекс основных характеристик программы.

2.9.2.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы):

-  нормативно-правовая основа

-  ключевая педагогическая идея

- направленность программы - техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;

- форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная, или комплексная, или модульная;

- уровни реализации программы - стартовый (начальный , ознакомительный), базовый (основной, общекультурный), или продвинутый (углубленный, профессионально-ориентированный);

- актуальность программы – своевременность, современность программы;

- отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

-  адресат программы – примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;

- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

- формы обучения (очная, заочная, очно-заочная);

- срок освоения программы определяется содержанием программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.

2.9.2.2. Цель и задачи программы:

Цель может быть направлена на развитие определенных способностей ребенка; формирование личности, владеющей определенными навыками; создание условий развития ребенка в целом; формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами различных направлений развития личности ребенка, способного к творчеству, самовыражению через овладение основами мастерства различных направлений дополнительного образования; социализацию ребёнка в обществе.

Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности: воспитательные (ценностные ориентации, отношения, личностные качества, которые будут сформированы); развивающие (способности, творческие возможности, которые будут реализованы, получат развитие); обучающие (что узнает обучающийся, освоив программу, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.).

2.9.2.3. Содержание программы:

- учебный план – содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;

- содержание учебно-тематического плана – это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.

2.9.2.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.

 2.9.3. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.9.3.1.Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным компонентом  дополнительной общеобразовательной программы и составляется для каждой группы.

2.9.3.2.Календарно-тематическое план (далее-КТП) составляется ежегодно на каждую группу обучения

2.9.3.3.Условия реализации программы.

 Материально-техническое обеспечение

В ДООП прописываются сведения о помещении, в котором проводятся занятия, сведения о наличии подсобных помещений, перечень оборудования необходимого для проведения занятий, перечень технических средств обучения, перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других
инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п., перечень материалов, необходимых для занятий, учебный комплект на каждого обучающегося, требования к специальной одежде обучающихся.

 Кадровое обеспечение

Для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации
ДООП необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или иные специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.

Методическое обеспечение

В данном пункте указывается: обеспечение программы методическими видами продукции с указанием тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения;

2.9.3.4.Формы аттестации – зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественноприкладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.

2.9.3.5.Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

2.9.3.6.Список литературы

        В приложении к ДООП может быть репертуарный план на каждый год обучения (для музыкальных, театральных, хореографических, цирковых коллективах, где присутствует репертуар) и План воспитательной работы

  1. Порядок утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

3.1. ДООП, разрабатываемая  в образовательном учреждении проходит внутреннюю экспертизу, которая осуществляется в три этапа:

1)        экспертиза программы методистом соответствующей направленности;

2)        обсуждение программы на методическом объединении профильной направленности;

3)        рассмотрение программы на Педагогическом совете учреждения (результаты рассмотрения Программы фиксируются в протоколе).

Утверждение ДООП осуществляется приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

3.2.        Экспертиза осуществляется, исходя из следующих критериев: актуальность, стратегичность, соответствие требованиям данного Положения, научная обоснованность (психолого-педагогическая), системность раскрытия содержания, комплексность структурных элементов, технологичность (вариативность), безопасность образовательного процесса, возможность реализации программы, стиль и логичность изложения, оформление программы.

 3.3. Учреждение ежегодно (до 1 сентября  текущего календарного года) утверждает допущенные к реализации ДООП.

  1. Порядок внесения изменений в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

4.1. ДООП обновляются педагогами с учетом изменений в  развитии науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы 1 раз в год и при необходимости с учетом изменений в нормативно-законодательной базе

4.2. Ежегодно в ДООП вносятся изменения, связанные с календарным учебным графиком и календарно-тематическим планированием.

4.3.При  изменениях  в календарно-тематическом планировании в течение учебного года педагогом заполняется лист корректировки, который согласовывается  с заместителем директора по УВР  и утверждается директором учреждения.

 4.4. Корректировка ДООП осуществляется педагогом, реализующим программу, ежегодно в срок до 1 сентября текущего календарного года.

4.5. Скорректированная  программа проходит внутреннюю экспертизу в установленном данным Положением порядке.

5. Порядок хранения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

5.1. Оригинал ДООП находится в методическом отделе учреждения, копия ДООП у педагога.

5.2. Все экземпляры ДООП, включая титульные листы, должны быть идентичны.

5.3. Ответственность за сохранность оригинала ДООП заместитель директора по УВР.

6. Требования к оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

6.1. Программа должна быть набрана шрифтом Times New Roman размер шрифта 14. Межстрочный интервал – одинарный. Параметры страницы: верхнее, нижнее, правое поле – 1,5 см, левое – 2 см. Общее выравнивание текста (без оглавлений) – по ширине. Листы формата А4.

6.2. ДООП скрепляется и заверяется печатью учреждения и подписью руководителя.

7. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

7.1. Педагоги дополнительного образования могут использовать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, разработанные другими педагогами, по согласованию с разработчиком (ами) программы и администрацией учреждения.

7.2. Учреждение реализует ДООП в течение всего календарного года, включая каникулярное время, с использованием кадровых и материальных ресурсов учреждения.

7.3. Программы могут быть реализованы организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм совместно с научными, физкультурно-спортивными, организациями культуры, и иными организациями. Сетевая форма реализации программ обеспечивает возможность освоения обучающимися программы с использованием ресурсов нескольких организаций.

7.4. Использование сетевой формы реализации Программ осуществляется на основании договора между организациями.

7.5. При реализации ДООП может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

7.6. Педагог, реализующий ДООП, обязан обеспечивать качество реализации, а также объективность контроля достижений учащихся.

7.7. В процессе образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагог ведет утвержденную в учреждении документацию с обязательным соблюдением сроков, определенных нормативными документами Учреждения.

7.8. ДООП текущего года обучения конкретной учебной группы считается выполненной (реализованной), если количество часов в календарно-тематическом плане и журнале учета рабочего времени по факту совпадает с количеством часов учебного плана данного года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, регламентирующее порядок разработки и утверждения программы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Методическая разработка. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ структурного подразделения

Настоящее положение регулирует организацию и проведение контроля за освоением дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Отделения дополнительного образования детей (далее по тексту -...

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Настоящее Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирует проектирование и формирован...