Главные вкладки

    Выступление на Методическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
    статья

    Шишпор Александр Евгеньевич

    Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой. Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_metodicheskom_sovete.docx22.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на Методическом совете

    Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

    «Ничему тому, что важно знать,

    научить нельзя, — все, что может

    сделать учитель, это указать дорожки»

    (Р.Олдингтон)

    1)Урок был и остается самой распространенной формой обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения.

    Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура .Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и ученика.

    2)Новые образовательные стандарты

    включают три группы требований :

    • требования к структуре образовательных программ
    • требования к условиям реализации образовательных программ
    • требования к результатам их освоения.

    Требования к результатам освоения образовательных программ включают не только знания, но и умения их применять, выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой.

    Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

    Три постулата современного урока

    • Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
    • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
    • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.



     Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

      Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки и практики

    А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам

    – личностной ориентации и

    - вариативности образования;

    двум подходам – событийному и ресурсному и

    двум дидактическим технологиям – проектной и рефлексивной.

    Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию эту личность.

    Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

    Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель. Рассматривают следующие ресурсы современного урока

    • Временные
    • Информационные
    • Технологические
    • Мотивационные
    • Инновационные
    • Здоровьесберегающие
    • Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
    • Материально-технические

    1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии

    2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

    3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

    4 место – материально-технический, финансовый

    Главный ресурс урока – сам учитель


    Ресурс времени

    Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности? 

    Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в первую очередь - временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата. 

    Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае - организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели. 

    Мотивационные ресурсы современного урока

    По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников. 

    По направленности и содержанию мотивы могут быть: 
    •    Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества). 

    •    Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным). 
    •    Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии). 
    •    Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты). 

    •    Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам). 
    •    Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.). 
    •    Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).

    •    Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место). 

    •    Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию). 

    •    Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу). 

    Технологический ресурс современного обучения

    Известный американский социолог Чарлз Перроу определяет технологию в любой области деятельности как «средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги», будь то металл, информация или люди. Звучит не совсем корректно применительно к процессу обучения, но сущность технологии в этом определении «схвачена» достаточно точно.

    Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.

    Создание технологии обучения нельзя представлять как плод творческого озарения или смелого эксперимента педагога-одиночки. В лучшем случае это будет яркий педагогический опыт, а не технология обучения. Признаками результативной технологии обучения являются:
    1. Системность. Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.

    2. Воспроизводимость. Технология должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.
    3. Определенная модель педагогического взаимодействия. Технологии, построенные на ведущей роли учителя по модели «субъект» — «объектного» взаимодействия, как правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету. «Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной.

     В настоящий период идет полемика в отношении ресурсов развития урока. Среди таких ресурсов обсуждается ресурс образовательных технологий. Так, В.Лизинский в своей работе «Ресурсный подход в управлении развитием школы» отмечает, что «образовательные технологии имеют свои положительные и не очень особенности». Так, образовательные технологии игнорируют воспитательную функцию по определению; образовательные технологии не учитывают индивидуальное состояние ребенка, его мучения, страдания, переживания, недомогания. Для них ребенок - синоним ученика, ученик обязан учиться, значит, знать, выполнять, соответствовать. К сожалению, большинство авторов, агрессивно внедряющих свои технологии в учебный процесс, приравнивают ученика к техническому средству, подопытному существу, которое обязано выполнять предписания в нужное время, в нужном месте, в соответствии с запланированными результатами.



    «Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет  на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

    Современный  урок     начинается  с учителя.. Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!  

    В своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. Стремлюсь вдохновлять учащихся на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, повышение эффективности обучения.

    Виды информационных ресурсов, используемых на уроке:

    1.Электронные издания

    2.Ресурсы сети Интернет

    На разных этапах урока использую материалы Открытых образовательных ресурсов. Это позволяет решать следующие задачи:

    1.Интенсификация образовательного процесса.

    2.Активизация познавательной деятельности.

    3.Формирование образовательных компетенций.

    4.Формирование информационной культуры.

    Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов -это помощь учителю при подготовке к уроку:

    - компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

    - большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

    - эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

    - подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

    - подготовка творческих заданий;

    помощь при проведении урока:

    - демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

    - компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

    - индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

    Практика моей работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

    - при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

    - при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;

    -мотивация введения нового понятия; моделирование фигур в геометрии,

    -при проверке самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);

    - при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);

    На уроках математики использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.

    При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты:

    * учет индивидуальных особенностей учащихся;

    * развитие творческих способностей школьников;

    *воспитание интереса к предмету;

    * обеспечение качественного усвоения программного материала;

    Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

    Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это мат...

    «Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

    Модернизации современного российского образования  с введением новых федеральных образовательных стандартов предъявляет особые требования к работе учителя, к уроку. Учитель обязан  уметь пол...

    Доклад для выступления на педагогическом совете "Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС ООО"

    В докладе рассматриваются особенности и основные этапы урока в соответствии с требованиями  ФГОС ООО. Приводятся примеры из опыта работы на уроках истории....

    «Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

    Модернизации современного российского образования  с введением новых федеральных образовательных стандартов предъявляет особые требования к работе учителя, к уроку. Учитель обязан  уметь пол...

    Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

    Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим ...

    Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

    Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца. Конаржевский В. С. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают ...