Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
статья по русскому языку на тему
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. " Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра" Джон Дьюн Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resursy_sovremennogo_uroka.doc.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. |
Дата: 30.12.2013 Автор выступления: Лобанова Нина Святославовна Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. " Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра" Джон Дьюн Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике. Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету .Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве. Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения. Содержательная модель информационно-методических ресурсов обеспечения включает подробный перечень компонентов данного ресурса с выделением книгопечатной продукции, печатных, демонстрационных, экранно-звуковых пособий и цифровых образовательных ресурсов. Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Современные ученики предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс. В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода: 1) комплексное их использование на различных этапах урока; 2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном процессе; 3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений. Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала. Средства ИКТ, применяемые в образовании В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Классификация средств ИКТ по области методического назначения: ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме... Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет реализовать учебный процесс с элементами эвристики. Виды ЦОР Электронные учебники и учебные пособия Электронные издания контроля ЗУН - прототипы традиционных учебников; - оригинальные электронные учебники; - репетиторы; - тренажёры; -обучающие; - обучающе-контролирующие; - игровые; - интерактивные; - предметные коллекции; - справочники, словари; - практические и лабораторные задания - предметные миры; - программно-методические комплексы; - предметные учебно – методические комплексы; - инновационные УМК - тесты; и тестовые задания; - методические рекомендации по тестированию и контролю знаний; - инструментальные средства Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения: Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Можно выделить следующие основные педагогические цели использования ЦОР: - интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий; - развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Что нового дают ЭОР учащемуся? Прежде всего – возможность действительно научиться. Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен: • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; • вводить текст с помощью клавиатуры; • фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины; • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; • уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС). Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Древняя китайская пословица гласит: " Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь" Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы учащихся.. Что дают ЭОР учителю? Учитель может: конспекты не писать; сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь; решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен; вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно. Итогом введения новых стандартов, новых требований к современному уроку, использование образовательных ресурсов на уроке способствует новому портрету выпускников начальной и основной школы: - познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый - умеющий учиться - принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства) - умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли - умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером - инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий - осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды. |