Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
статья по русскому языку на тему

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. " Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра" Джон Дьюн Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resursy_sovremennogo_uroka.doc.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.

Дата: 30.12.2013

      Автор выступления: Лобанова Нина Святославовна

       Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение

новых образовательных стандартов.

       Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

    А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

     " Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра"

Джон Дьюн

      Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.

       Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

        Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету

   .Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

   Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

Содержательная модель информационно-методических ресурсов обеспечения включает подробный перечень компонентов данного ресурса с выделением книгопечатной продукции, печатных, демонстрационных, экранно-звуковых пособий и цифровых образовательных ресурсов.

Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Современные ученики предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.

В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода: 1) комплексное их использование на различных этапах урока;

2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном процессе;

3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений.

Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания.

Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...

Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет реализовать учебный процесс с элементами эвристики.

Виды ЦОР

Электронные учебники и учебные пособия

Электронные издания контроля ЗУН

- прототипы традиционных учебников;

- оригинальные электронные учебники;

- репетиторы;

- тренажёры;

-обучающие;

- обучающе-контролирующие;

- игровые;

- интерактивные;

- предметные коллекции;

- справочники, словари;

- практические и лабораторные задания

- предметные миры;

- программно-методические комплексы;

- предметные учебно – методические комплексы;

- инновационные УМК

- тесты; и тестовые задания;

- методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;

- инструментальные средства

Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения:

Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Можно выделить следующие основные педагогические цели использования ЦОР:

- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий;

- развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества

И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:

• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

• вводить текст с помощью клавиатуры;

• фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

• уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС).

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Древняя китайская пословица гласит:

 " Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь"

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы учащихся..

Что дают ЭОР учителю? Учитель может:

конспекты не писать;

сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;

решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

     Итогом введения новых стандартов, новых требований к современному уроку, использование образовательных ресурсов на уроке способствует новому портрету выпускников начальной и основной школы:

    - познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый

     - умеющий учиться

      - принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства)

    - умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли

    - умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером

     - инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий

   - осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.