Главные вкладки

    Статья по русскому языку на тему:
    Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

    Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. " Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра" Джон Дьюн Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon resursy_sovremennogo_uroka.doc.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.

    Дата: 30.12.2013

          Автор выступления: Лобанова Нина Святославовна

           Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение

    новых образовательных стандартов.

           Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

        А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

         " Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра"

    Джон Дьюн

          Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.

           Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

            Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету

       .Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

       Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

    Содержательная модель информационно-методических ресурсов обеспечения включает подробный перечень компонентов данного ресурса с выделением книгопечатной продукции, печатных, демонстрационных, экранно-звуковых пособий и цифровых образовательных ресурсов.

    Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Современные ученики предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.

    В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода: 1) комплексное их использование на различных этапах урока;

    2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном процессе;

    3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений.

    Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала.

    Средства ИКТ, применяемые в образовании

    В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

    С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

    Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания.

    Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

    Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

    ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...

    Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет реализовать учебный процесс с элементами эвристики.

    Виды ЦОР

    Электронные учебники и учебные пособия

    Электронные издания контроля ЗУН

    - прототипы традиционных учебников;

    - оригинальные электронные учебники;

    - репетиторы;

    - тренажёры;

    -обучающие;

    - обучающе-контролирующие;

    - игровые;

    - интерактивные;

    - предметные коллекции;

    - справочники, словари;

    - практические и лабораторные задания

    - предметные миры;

    - программно-методические комплексы;

    - предметные учебно – методические комплексы;

    - инновационные УМК

    - тесты; и тестовые задания;

    - методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;

    - инструментальные средства

    Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения:

    Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

    Можно выделить следующие основные педагогические цели использования ЦОР:

    - интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий;

    - развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества

    И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы.

    Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

    Что нового дают ЭОР учащемуся?

    Прежде всего – возможность действительно научиться.

    Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

    ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:

    • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

    • вводить текст с помощью клавиатуры;

    • фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

    • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

    • уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

    Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС).

    Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.

    С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

    Древняя китайская пословица гласит:

     " Расскажи мне, и я забуду,

    Покажи мне, и я запомню,

    Дай мне попробовать, и я научусь"

    Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы учащихся..

    Что дают ЭОР учителю? Учитель может:

    конспекты не писать;

    сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;

    решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

    вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

         Итогом введения новых стандартов, новых требований к современному уроку, использование образовательных ресурсов на уроке способствует новому портрету выпускников начальной и основной школы:

        - познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый

         - умеющий учиться

          - принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства)

        - умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли

        - умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером

         - инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий

       - осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект «Освоение технологии обеспечивающей достижения новых образовательных результатов обучающихся»

    Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:-разбудить активность детей;-вооружить их оптимальными спосо...

    «Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

    Модернизации современного российского образования  с введением новых федеральных образовательных стандартов предъявляет особые требования к работе учителя, к уроку. Учитель обязан  уметь пол...

    «Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

    Модернизации современного российского образования  с введением новых федеральных образовательных стандартов предъявляет особые требования к работе учителя, к уроку. Учитель обязан  уметь пол...

    Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

    Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим ...

    Выступление на Методическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

    Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с о...

    Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

    Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца. Конаржевский В. С. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают ...