Главные вкладки

    Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
    статья

    Попова Людмила Леонасовна
    Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца. Конаржевский В. С. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают учёные, приблизительно 350 лет. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и учащийся. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые учащиеся, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель, всё остальное играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. В настоящее время большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих никаких положительных результатов. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока. Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Осмысление ресурсов современного урока педагогами является одним из условий достижения нового качества образования, обеспечивающего устойчивое развитие общества. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК? Это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Три постулата современного урока говорят: • Урок есть открытие истины, и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Сегодня мы попытаемся выяснить, каковы ресурсы современного урока? Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов и форм обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету. Рассматривают следующие ресурсы современного урока • 1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии • 2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения • 3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке) • 4 место – материально-технический, финансовый ГЛАВНЫЙ РЕСУРС УРОКА – САМ УЧИТЕЛЬ Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный компонент школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания. Это и ресурсы книгопечатной продукции, и демонстрационные, звуковых пособия и цифровых образовательных ресурсов. Информационный вызов предполагает использование компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Это и применение презентаций, быстрая проверка домашней работы, быстрое компьютерное тестирование учащихся, объяснение нового материала, используя примеры предложений на слайде и т. д. Использование компьютера на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Ресурс времени. Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности? Конечно, важны и здоровьесберегающие ресурсы: какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения. Если ребёнок готов к уроку, ему комфортно, интересно, он не поглядывает на часы через пять минут. И учителю приятно, что его работа, вечера за компьютером при подготовке к урокам не в бездонную бочку. МОТИВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Умелая организация обучения усиливает желание учеников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, да и вообще прийти к учителю на урок. От плохой оценки знаний не прибавится, приходится «и кнутом, и пряником». Что эффективнее? Вопрос до сих пор спорный. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то в современной системе обучения учитель использует разные типы урока: • урок закрепления знаний; • урок комплексного применения знаний и умений; • урок обобщения и систематизации знаний и умений; • урок контроля оценки и коррекции знаний и умений. • модели нетрадиционных уроков. Высоко эффективными в нашей школе являются такие формы урока, как: • конкурсы; • путешествия; • интегрированные уроки; Современный урок должен формировать у учащихся основные компетентности 21-го века: • Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения. • Креативность и любознательность • Критическое и системное мышление • Информационная и медиа-грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования. • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; уметь сопереживать; уважать различные мнения. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом урока в любое время становился сам учитель. И нет такого учителя в нашей школе, который не старался бы приготовить урок интересным, полезным и , конечно, вкусным. А рецепт простой: организуй погружение в свой предмет и используй компьютерные технологии, люби детей и свой предмет, переживай за судьбу каждого ученика, учи внешним видом, делом и словом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

    Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца.
    Конаржевский В. С.

    С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают учёные, приблизительно 350 лет. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и учащийся. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые учащиеся, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

    Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель, всё остальное играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

    В настоящее время большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих никаких положительных результатов.

    В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока.

    Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

    Осмысление ресурсов современного урока педагогами является одним из условий достижения нового качества образования, обеспечивающего устойчивое развитие общества.

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

    ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?

    Это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

    Три постулата современного урока говорят:

    • Урок есть открытие истины, и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
    • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
    • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

    Сегодня мы попытаемся выяснить, каковы ресурсы современного урока?

    Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов и форм обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.

    Рассматривают следующие ресурсы современного урока

    • 1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
    • 2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
    • 3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
    • 4 место – материально-технический, финансовый

    ГЛАВНЫЙ РЕСУРС УРОКА – САМ УЧИТЕЛЬ

    Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный компонент школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания. Это и ресурсы книгопечатной продукции, и демонстрационные, звуковых пособия и цифровых образовательных ресурсов. Информационный вызов предполагает использование компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Это и применение презентаций, быстрая проверка домашней работы, быстрое компьютерное тестирование учащихся, объяснение нового материала, используя примеры предложений на слайде и т. д.

    Использование компьютера на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке.

    Ресурс времени. Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности?

    Конечно, важны и здоровьесберегающие ресурсы: какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения. Если ребёнок готов к уроку, ему комфортно, интересно, он не поглядывает на часы через пять минут. И учителю приятно, что его работа, вечера за компьютером при подготовке к урокам не в бездонную бочку.

    МОТИВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

    Умелая организация обучения усиливает желание учеников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, да и вообще прийти к учителю на урок. От плохой оценки знаний не прибавится, приходится «и кнутом, и пряником». Что эффективнее? Вопрос до сих пор спорный.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

    Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то в современной системе обучения учитель использует разные типы урока:

    • урок закрепления знаний;
    • урок комплексного применения знаний и умений;
    • урок обобщения и систематизации знаний и умений;
    • урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.
    • модели нетрадиционных уроков.

    Высоко эффективными в нашей школе являются такие формы урока, как:

    • конкурсы;
    • путешествия;
    • интегрированные уроки;

    Современный урок должен формировать у учащихся основные компетентности 21-го века:

    • Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.
    • Креативность и любознательность
    • Критическое и системное мышление
    • Информационная и медиа-грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.
    • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; уметь сопереживать; уважать различные мнения.

    Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом урока в любое время становился сам учитель. И нет такого учителя в нашей школе, который не старался бы приготовить урок интересным, полезным и , конечно, вкусным. А рецепт простой: организуй погружение в свой предмет и используй компьютерные технологии, люби детей и свой предмет, переживай за судьбу каждого ученика, учи внешним видом, делом и словом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

    Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это мат...

    «Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

    Модернизации современного российского образования  с введением новых федеральных образовательных стандартов предъявляет особые требования к работе учителя, к уроку. Учитель обязан  уметь пол...

    «Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

    Модернизации современного российского образования  с введением новых федеральных образовательных стандартов предъявляет особые требования к работе учителя, к уроку. Учитель обязан  уметь пол...

    Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

    Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим ...

    Выступление на Методическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

    Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с о...