«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА по географии»
материал по географии

Киряева Наталья Николаевна

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА по географии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resursy_sovremennogo_uroka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Выступление
учителя географии
Киряевой Н.Н.
по теме:

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА по географии»

2018 год

«Ничему тому, что важно знать,

научить нельзя, — все, что может

сделать учитель, это указать дорожки»

(Р.Олдингтон)

Урок был и остается самой распространенной формой обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения.

Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и ученика.

Новые образовательные стандарты включают три группы требований :

  • требования к структуре образовательных программ
  • требования к условиям реализации образовательных программ
  • требования к результатам их освоения.

ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?

Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени.

Итак, что же такое современный урок? Современный урок –это - сотрудничество на пути к общим целям, организованный при поддержки новых технологий; - урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал; - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания; - использование информационно – коммуникативных технологий. Это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Таким образом, современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные для себя выводы на будущее, извлекать полезное.

Сегодня мы попытаемся выяснить, каковы ресурсы современного урока?

Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов и форм обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.

К ресурсам современного урока можно отнести:

  1. Человеческие ресурсы включают в себя 3 взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.
  2. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приемы, методы обучения.
  3. Технологические ресурсы – это технологии, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, здоровьесберегающие технологии

Ресурсы можно представить и так: информационные, мотивационные, технологические и коммуникативные.

К ресурсам развития современного урока:

  • 1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
  • 2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
  • 3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
  • 4 место – материально-технический, финансовый ГЛАВНЫЙ РЕСУРС УРОКА – САМ УЧИТЕЛЬ

Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный компонент школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания. Это и ресурсы книгопечатной продукции, и демонстрационные, звуковых пособия и цифровых образовательных ресурсов. Информационный вызов предполагает использование компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Это и применение презентаций, быстрая проверка домашней работы, быстрое компьютерное тестирование учащихся, объяснение нового материала, используя примеры предложений на слайде и т. д. Использование компьютера на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Ресурс времени. Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности? Конечно, важны и здоровьесберегающие ресурсы: какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения. Если ребёнок готов к уроку, ему комфортно, интересно, он не поглядывает на часы через пять минут. И учителю приятно, что его работа, вечера за компьютером при подготовке к урокам не в бездонную бочку.

МОТИВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Умелая организация обучения усиливает желание учеников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, да и вообще прийти к учителю на урок. От плохой оценки знаний не прибавится, приходится «и кнутом, и пряником». Что эффективнее? Вопрос до сих пор спорный.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то в современной системе обучения учитель использует разные типы урока:

  • урок закрепления знаний;
  • урок комплексного применения знаний и умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний и умений;
  • урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.
  • модели нетрадиционных уроков.

Современный урок должен формировать у учащихся основные компетентности 21-го века:

- Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения. - Креативность и любознательность - Критическое и системное мышление - Информационная и медиа-грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования. - Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; уметь сопереживать; уважать различные мнения.

Итак, современный урок это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствоваться. Только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество образования, подготовить ученика к итоговой аттестации, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.

В своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения географии с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. Стремлюсь вдохновлять учащихся на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, повышение эффективности обучения.

Виды информационных ресурсов, используемых на уроке географии:

1.Электронные издания

2.Ресурсы сети Интернет

На разных этапах урока использую материалы Открытых образовательных ресурсов. Это позволяет решать следующие задачи:

1.Интенсификация образовательного процесса.

2.Активизация познавательной деятельности.

3.Формирование образовательных компетенций.

4.Формирование информационной культуры.

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов -это помощь учителю при подготовке к уроку: Использования информационных технологий, компьютера, интернета и на уроке является потребностью времени.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках географии включают:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • дистанционное обучение

Виды компьютерных программ

 1. Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.

2. Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.

3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений.

4. Демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Имитационные и моделирующие программы предназначены для демонстрации объектов и явлений.

6. Информациюнно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Для учителя компьютер, интернет выполняют функции:

Средства обучения, источник информации, наглядное пособие, тренажёр, индивидуальное информационное пространство, средство диагностики и контроля. Интернет помогает учителю экономить его время при подготовке к урокам.

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и применении всего того, что ты знаешь, чему учишься. «Не почитай знания за одно с мудростью» утверждал древнегреческий мыслитель – Пифагор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это мат...

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим ...

Выступление на Методическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с о...

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца. Конаржевский В. С. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают ...

Доклад на педагогическом совете "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА"

В докладе говорится об уроке как основной форме организации учебно-воспитательного процесса и качестве его проведения...