Статья
статья

Данилова Елена Викторовна

Непрерывное профессиональное развитие педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_danilova_e.v.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  образования Московской области

Академия социального управления

Кафедра общей и педагогической психологии

Практико-значимая работа на тему:

"Непрерывное профессиональное развитие педагога"

                                                  Выполнила  директор МБОУ «Шабурновская ООШ»  

                                       Сергиево – Посадского г.о. Данилова Елена Викторовна

Научный  руководитель -  Олиференко Л.Я, профессор,

доктор педагогических наук,  профессор.

2019

Материал наблюдений обнаруживает следующие проблемы и трудности педагогических работников, затрудняющие достижение целей ФГОС.  Педагоги затрудняются в определении форм активности детей, за счет которых возможно достижение ими метапредметных результатов. Содержащиеся в ФГОС формулировки требований к метапредметным результатам зачастую непонятны педагогам. Учителя путают метапредметные, предметные и личностные результаты, затрудняются в указании конкретного УУД, актуализирующегося в учебной ситуации, испытывают трудности в проектировании формы учебной работы, способствующей формированию конкретного УУД. Для многих учителей неясна логика взаимосвязи предметного и метапредметного результата, они не обнаруживают ресурса привычных учебных заданий и ресурса учебного материала в отношении формирования метапредметного результата.  Педагоги испытывают серьезный дефицит средств и способов оценки метапредметных результатов, не готовы не только к самостоятельной разработке инструментов и процедур оценки предметных грамотностей и метапредметных результатов, но и к корректному использованию имеющихся измерительных средств.  

Педагоги испытывают трудности в анализе эффективности урока (в том числе, и собственного). Вместо содержательного анализа они попросту пересказывают план урока, добавляя к этому пересказу формальные перечисления использованных ими методов, приемов и т.д. Анализ эффективности урока невозможен без наличия у учителя средств диагностики образовательного результата, в том числе включенных в ход урока.

Педагоги неохотно используют формы и методы обучения, выходящие за рамки уроков: лабораторные эксперименты и т.п. Они не видят ресурса других образовательных форм и типов деятельностей (проектной, исследовательской) в получении нового образовательного результата.  

Педагоги испытывают недостаток средств и технологий для включения в образовательный процесс всех учеников – с повышенными познавательными потребностями и со специальными потребностями в образовании, одаренных и отстающих, учеников с ограниченными возможностями и т.д.  Хотя разнообразие форм оценивания образовательной успешности является необходимым условием полноценной реализации ФГОС, педагоги по-прежнему предпочитают учительский контроль в форме самостоятельных, контрольных и тестовых работ прочим формам, не придавая должного значения воспитанию оценочной самостоятельности, формирующему оцениванию школьников.  

Учителям часто трудно найти баланс разного рода деятельностей - учебной, проектной, исследовательской, игровой, состязательной, трудовой, спортивной, художественной.

  Учителя не умеют создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. Совместные образовательные и социальные проекты, таким образом, не становятся точкой роста и развития для всех субъектов образовательной среды. Родители, как правило, привлекаются школой в утилитарных целях и в качестве «скорой помощи» для решения задач и проблем разного рода, конструктивные усилия и возможности семьи учителями недооцениваются.  

Педагоги испытывают трудности в реализации идеи индивидуализации, объясняющиеся, в первую очередь, недостаточным уровнем психологической подготовки к работе с детьми с разнообразными особенностями развития, оценкой динамики развития, не владеют специальными методиками коррекционно-развивающей работы, методами разработки и реализации индивидуальных  программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.  

Учителя весьма ограниченно используют возможности информационно-образовательной среды школы, прибегая к ИКТсредствам в основном, в функции технических средств обучения – пренебрегая ресурсами открытой образовательной среды, возможностями виртуального экспериментирования, дистанционными формами образовательного взаимодействия, в том числе дистанционными формами освоения компетенций профессионально-методического плана.

        В условиях изменения содержания образования, форм, методов, технологий образования возникают  различные профессиональные затруднения. В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны  личностными качествами, образовательным уровнем,   владения предметным содержанием, профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью.

Анализ результатов показал, что   по отношению к введению ФГОС ОО определено 4 группы учителей:

1 группа - учителя, с недоверием относящиеся к  изменениям в их профессиональной деятельности, ориентированные на предметные результаты образования, отторгающие те виды деятельности, где присутствуют   субъект-субъектные  отношения.

2 группа - учителя, в целом отличающиеся безразличным отношением к инновациям. Этим учителям свойственно стремление оправдать свою инертность дефицитом времени,  большой загруженностью, связанной с выполнением профессиональных обязанностей.

3 группа - учителя, у которых имеются определенные образовательные потребности, стремление к саморазвитию, но в то же время сохраняется установка на имитационную деятельность, порою без учета реальной педагогической ситуации и своих личностных особенностей.

4 группа - учителя-исследователи, осваивающие ФГОС на основе личных убеждений, стремящиеся к глубокому осмыслению теоретических основ новых подходов к обучению и умеющие реализовать соответствующие принципы, методы, формы  на практике; способные адаптировать учебный материал к реальным условиям школы, исходить из возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также собственных интересов и возможностей.

Выявлены следующие основные субъективные  профессиональные затруднения руководителей  и  педагогических работников:

 субъективные затруднения педагогов:    

разработка рабочих программ, содержание которых не связано с формированием  у обучающихся универсальных учебных действий;

 реализация системно-деятельностного подхода

применение новых педагогических технологий;

методика использования ИКТ в образовательном процессе;

разработка программ воспитания и социализации обучающихся;  

формирование у обучающихся метапредметных  компетенций;

работа с одаренными детьми;

критериальное  оценивание учебных достижений обучающихся;

организация уроков с учетом требований ФГОС ООО;

организация внеурочного занятия с учетом требований ФГОС ООО;

подготовка к выпускным экзаменам;

работа со слабыми учениками;

затруднения в планировании и прогнозировании конечных результатов   обучающей деятельности;

понять структуру преобразований в школе;

формирование  мотивации  учеников в овладении предметом с целью успешной подготовки к  ГИА и ЕГЭ.

Объективные затруднения:

психологическая неготовность  кадров к работе в новых условиях;

недостаточно точное понимание целей и задач образования, трудности в их реализации;

трудности в реализации новой системы оценки результатов образования (сложность в подборе и применении методик оценки планируемых результатов.

введение Стандарта происходит без изменения традиционной системы работы школы, результат деятельности которой  оценивается по степени успешности  итоговой аттестация  обучающихся;

воспитательная работа, в основном, проходит с учащимися всего класса, на индивидуальную работу времени не остаётся (на что постоянно жалуются родители);

для организации внеурочной деятельности нет  специалистов,  материально-технической базы, внеурочные занятия никак не связаны с содержанием стандартов, а это основная идея внеурочной деятельности на этапе его введения, требование  обязательности посещения  всеми детьми класса внеурочных занятий неправомерно и приводит к конфликтам;

выпускники ВУЗов не обучены работать по новым стандартам, что требует от школы серьёзной дополнительной работы с ними;

чрезмерное количество отчетных материалов по мониторингам, которые должен оформлять учитель, не позволяет ему уделять  достаточно времени для  работы с  учащимися, сокращает его свободное время на  собственное развитие.

недостаточное материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС;

затруднения в разработке программы развития школы, основной образовательной программы учреждения и рабочих программ по предметам;

не все учителя повысили  квалификацию по ФГОС ОО;

нехватка спортивных залов, инвентаря, пособий по введению  стандарта для учителей физической культуры;

невозможно проведение  урока с 2, 3 группами разных параллелей;

нет у детей потребности в систематических занятиях физкультурой;

проведение массовых мероприятий по разным видам спорта школьной программы.

Обобщенные потребности

повышение уровня профессиональной компетентности;

понять структуру преобразований в школе;

необходима теоретическая  подготовка  по ФГОС ООО;

эффективное использование педагогических технологий;

овладеть  методиками проведения проектной и исследовательской  деятельности;

изучить методы альтернативного обучения;

знать особенности технологии групповой работы;

ознакомиться с методиками проведения интегрированных уроков, активных форм уроков, методы, приемы, средства;

 получить информацию об организации уроков с учетом основных положений ФГОС ООО;

организация внеурочного занятия с учетом требований ФГОС ООО;

 подготовка к выпускным экзаменам;

 материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС;

получить  информацию об организации уроков с учетом основных положений ФГОС ООО;

преобразовать содержание и механизмы внедрения инноваций с учетом приоритетов времени и возможностей школы;

хотелось бы увидеть новое в проведении сдвоенных уроков и проведении массовых мероприятий по разным видам школьной программы.

отработка организации внеурочной деятельности по четырём моделям, предложенным Федеральным Министерством образования и науки.

Проведя анкетирование учителей нашей школы, можно сделать следующие выводы.

В анкетировании приняли участие 10 педагогов.

На вопрос №1 Знаете ли Вы Профессиональный стандарт своей деятельности:

8 человек ответили – да (80%)

2 человека – отчасти (20%).

На вопрос №2 Достаточно ли Вы информированы о приоритетных  направлениях развития образования системы РФ?

9 человек ответили – да (90%)

1 человек – отчасти (10%).

 На вопрос №3 В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативными документами о порядке новой аттестации?

5 человек ответили – да (50%)

5 человек – отчасти (50%).

На вопрос №4 Владеете ли Вы умениями объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля?

Назовите методы контроля, которыми пользуетесь?

10 человек ответили – да (100%)

Учителя пользуются следующими методами контроля:

1) индивидуальный опрос,

2) фронтальный опрос,

3) тестирование.

На вопрос №5 Испытываете ли Вы затруднения в разработке и реализации программ учебных дисциплин?

8 человек ответили – да (80%)

2 человека – отчасти (20%).

Трудности:

1) В области мотивации учебной деятельности школьников,

2) Проблема преодоления «универсальности» школьной отметки.

На вопрос №6 Способны ли Вы использовать и апробировать специальные подходы к обучению обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья?

Назовите их.

5 человек ответили – да (50%)

5 человек – нет (50%).

На вопрос №7 Имеете ли Вы необходимость в разработке и применении современных психолого-педагогических технологий?

2 человека ответили – да (20%)

3 человека – отчасти (30%)

5 человек – нет (50%)

На вопрос №8 Испытываете ли затруднения в планировании и проведении учебных занятий?

10 человек – нет (100%).

На вопрос №9 Способны ли Вы в соответствии с ФГОС организовывать различные виды внеурочной деятельности?

6 человека ответили – да (60%)

2 человека – отчасти (20%)

2 человек – нет (20%)

Учителя организовываю следующие виды внеурочной деятельности:

1) Игровые,

2) Художественное творчество,

3) Проблемно – ценностное общение,

4) Проектная

5) Спортивно- оздоровительная

На воппрос №10 Какие испытываете проблемы  с основами методики преподавания, основными принципами деятельностного подхода?

1 человека– отчасти (10%)

9 человек – нет (90%)

Проблема: познание и знание как следствие преодоления трудностей.

На вопрос №11 Испытываете ли Вы проблемы в связи с необходимостью учета основных закономерностей возрастного развития обучающихся?

Какие возрастные особенности учитываете Вы при обучении?

10 человек – нет (100%)

Учителя учитывают следующие возрастные особенности:

1) Избирательность внимания,

2) Физическое состояние,

3) Эмоциональное развитие,

4) Когнитивное развитие,

5) Психологические.

На вопрос №12 Знаете ли Вы преподаваемый предмет  в пределах требований ФГОС?

10 человек – да (100%)

На вопрос №13  Следуете ли Вы требованиям Конвенции о правах ребенка и Трудовому законодательству?

10 человек – да (100%)

 Необходимо повышение квалификации по теме:

1) «Трудности в области мотивации учебной деятельности обучающихся начальной школы»

2) «Возрастная психология ребенка»

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

Учителя реально оценивают свою деятельность. Однако анализ анкет позволил определить ряд вопросов, которые необходимо более глубоко изучить на заседаниях методического объедения, используя опыт работы педагогов у которых данные вопросы не вызывают затруднения. Скорректировать план работы методического объединения и рассмотреть следующие вопросы:

  1. Организация и применение элементов современных психолого – педагогических технологий.
  2. Выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока.
  3. Организация внеурочной деятельности.
  4.  Ввнедрение проектной,  исследовательской деятельности, применение активных форм работы, групповых и индивидуальных в урочной и внеурочной деятельности, что требует изменения структуры классно-урочной системы школы.
  5. Ознакомление с нормативными документами о порядке новой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....