Карина Аркадьевна Филиппова. Профильные предметы в гимназии.
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Карина Аркадьевна Филиппова,

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель иностранных языков высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Профильные предметы в гимназии

В современном мире тема ранней и своевременной профориентации как никогда актуальна. Насущную необходимость активно работать с детьми, выявлять их способности и предпочтения, знакомить с профессиями и помогать выбрать правильную образовательную траекторию и профессию признают как родители, так и государство. Статистика утверждает, что сегодня 40% выпускников вузов работают не специальности. Есть, несомненно, и исключения из правил, но в большинстве случаев это происходит из-за неправильного выбора старшеклассников – они просто не понимают, что выбрать.

Государство не может не заботить эта проблема, ведь от этого страдает экономика страны – не хватает увлеченных и высококвалифицированных специалистов. Поэтому в школьном образовании появился новая тенденция – ранняя профилизация.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования была принята еще в 2002 году. Главная задача ПО - создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, которая была бы ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленное на развитие способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута. Профилизация обучения в старших классах на сегодняшний день в значительной мере соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» определяет стратегические задачи модернизации российского образования - модернизация образовательных программ, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020» Миссия Петербургской Школы определена в следующем: обеспечение равенства в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга. Не вызывает сомнений тот факт, что приоритетной задачей российской школы в условиях действия закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ и реализующей новые ФГОС является социализация обучающихся. В связи с этим на уровне управления школой важно решать задачи практикоориентированного образования, формирования универсальных учебных действий, популяризации профессий, востребованных сегодня на рынке труда Санкт-Петербурга. Введение ФГОС предъявляет к организации профильного обучения новые требования - его реализация с помощью принципов, обусловленных личностно ориентированной парадигмой образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippova_k_a.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Карина Аркадьевна Филиппова,

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель иностранных языков высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Профильные предметы в гимназии

В современном мире тема ранней и своевременной профориентации как никогда актуальна. Насущную необходимость активно работать с детьми, выявлять их способности и предпочтения, знакомить с профессиями и помогать выбрать правильную образовательную траекторию и профессию признают как родители, так и государство. Статистика утверждает, что сегодня 40% выпускников вузов работают не специальности. Есть, несомненно, и исключения из правил, но в большинстве случаев это происходит из-за неправильного выбора старшеклассников – они просто не понимают, что выбрать.

Государство не может не заботить эта проблема, ведь от этого страдает экономика страны – не хватает увлеченных и высококвалифицированных специалистов. Поэтому в школьном образовании появился новая тенденция – ранняя профилизация.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования была принята еще в 2002 году. Главная задача ПО - создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, которая была бы ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленное на развитие способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута. Профилизация обучения в старших классах на сегодняшний день в значительной мере соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» определяет стратегические задачи модернизации российского образования - модернизация образовательных программ, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020» Миссия Петербургской Школы определена в следующем: обеспечение равенства в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга. Не вызывает сомнений тот факт, что приоритетной задачей российской школы в условиях действия закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ и реализующей новые ФГОС является социализация обучающихся. В связи с этим на уровне управления школой важно решать задачи практикоориентированного образования, формирования универсальных учебных действий, популяризации профессий, востребованных сегодня на рынке труда Санкт-Петербурга. Введение ФГОС предъявляет к организации профильного обучения новые требования - его реализация с помощью принципов, обусловленных личностно ориентированной парадигмой образования. В соответствии с требованиями ФГОС профильное обучение должно:

- быть нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;

- иметь деятельностный, продуктивный характер;

- обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом;

- отличаться вариативностью;

- обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования;

- быть ориентированным как на потребности личности, так и на потребности рынка труда; - учитывать потребности регионов в специалистах определенных профессий.

Профильное обучение позволяет формировать группы учащихся с высокой мотивацией на изучение конкретных дисциплин и профессий. К сожалению, приходится признать тот факт, что у многих из них отсутствует видение того, чем им придется заниматься в будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому раннее погружение в профессию имеет большое значение. Учащийся сможет «примерить на себя» то, чем ему придется заниматься в дальнейшей жизни. И в этом состоит специфика профильного обучения, задача которого - вовремя помочь учащемуся не сделать ошибку в выборе своего дальнейшего жизненного пути через детальное знакомство с возможной будущей специальностью. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, с 2020 года в школах должно быть предусмотрено профильное обучение для старшеклассников. Учащиеся 10-11 классов должны будут выбрать одно из четырех направлений: гуманитарное, технологическое, естественнонаучное или социально-экономическое.

Профильное обучение предполагает изучение непрофильных предметов на базовом уровне, а профильных дисциплин – на углубленном. Многие школы уже сейчас предлагают такой подход, но к 2024 года почти все школы (90%) должны будут перейти на профиль.

ГБОУ Гимназия 61 предоставляет углубленное изучение отдельных предметов. Причем начинается оно, как правило, с пятого класса. Профильными предметами для нашей гимназии стали: английский язык, литература и история. Обучение английскому языку в нашей гимназии уже несколько десятилетий является профильным. Ранее предмет изучался со второго класса, в последние годы с пятого.

Глубокие политические, социально-экономические и социокультурные изменения в российском обществе в последние десятилетия XX и начало XXI века оказали существенное влияние и на развитие образовательной сферы.

Интеграция России в единое европейское общеобразовательное пространство, процесс реформирования и модернизации российской школьной системы образования в целом и языкового образования в частности в свою очередь привели к переосмыслению целей, задач и содержания обучения иностранным языкам.

Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения.

В современной школе учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания других народов и стран, их культуры, инструментом межкультурного общения, способом более глубокого осмысления родного языка, родной культуры, а это, в свою очередь, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения.

Специфика школ с углублённым изучением иностранных языков в целом и нашей гимназии в частности заключается в ориентированности на подготовку учащихся к межкультурному общению. Этому способствует участие школьников в международных акциях, международных обменных программах, выезды на учёбу в летние языковые школы и другие формы межкультурного общения учащихся в школе и за её пределами.

Целью обучения английскому языку является формирование межкультурной компетенции как компетенции особой природы. Она должна быть основана на знаниях и умениях, способности осуществлять межкультурное общение посредством создания общего для говорящих значения происходящего и достигать в итоге позитивного для обеих сторон результата общения. Целью межкультурного обучения иностранным языкам является формирование такого качества языковой личности, которое позволяет ей выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности.

В процессе изучения английского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования реализуются следующие цели:

•        дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

•        развитие и воспитание способностей к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания;

приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

  • развитие умения «учись учиться»

Иностранный язык вместе с такими предметами, как русский язык и литература, определяет направленность филологического профиля в старшей школе.

С учётом меж предметных связей иностранный язык вносит вклад в формирование у школьников представлений о/об:

  •         таких лингвистических дисциплинах, как фонетика, лексикология, грамматика, стилистика, лингвистика, социолингвистика;
  •         тесной связи лингвистики с гуманитарными науками (например, с историей, страноведением, культуроведением, литературоведением);
  •         культурно-исторических вехах в возникновении и изучении языка, родственных языках, классификации языков, о различиях между русским и иностранными языками;
  •         повествовании, описании, рассуждении как композиционных типах речи; содержательных, риторических, языковых, стилистических и интонационных средствах связи в тексте; об особенностях построения диалогической и монологической речи;
  •         функциональных стилях: публицистическом, разговорном, научном, деловом и художественно-беллетристическом; языковых средствах английского языка, характерных для книжного (высокого), среднего (нейтрального) и сниженного (разговорного) стилей; способах интерпретации художественного текста.

Однако, как заявили эксперты, часто все потраченные усилия на изучение профильных предметов ни к чему не приводят, когда наступает время сдавать ЕГЭ. Когда 11-классник узнает результаты своих экзаменов, он начинает выбирать не дело своей жизни, а вуз, в который его примут с этими баллами. В итоге по окончании вуза молодые люди разочаровываются в освоенной профессии, вузы получают безразличных студентов, а работодатели – не готовых и не желающих работать и развиваться специалистов.

Поэтому факт остается фактом: безусловно, профильное обучение необходимо, но в совокупности с активной профориентационной работой.  Ребенок должен быть уверен в своем выборе, чтобы в результате получал удовольствие от профессиональной деятельности. Кроме того, его нельзя лишать возможности получать разностороннее развитие, значительно сокращая количество часов по «непрофильным» дисциплинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье»  в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая  программа курса биологии для 11 класса составлена на основе•          Государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования п...

Элективный курс для 9х классов, изучающих химию и биологию, как профильные предметы.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5641403","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5641405","at...

Ступени профильного обучения в гимназии № 12 г. Омска

В стаье представлен опыт организации профильного обучения в гимназии № 12 г. Омска...