Заседание Школы молодого педагога
методическая разработка

Ситникова Светлана Витальевна

 Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_molodogo_pedagoga.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им.Д.Ж.Жанаева»

Заседание «Школы молодого педагога»

                   Ситникова С.В., заместитель директора по НМР

Лодойбалова Д.В., педагог-психолог школы

 Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

Первое место работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому.

Насколько интересные, разносторонние слушатели Школы, настолько разнообразна программа её работы. Это не только лекции и семинары, а и развлекательные мероприятия, экскурсии, конкурсы… Это доверительные взаимоотношения между молодыми и опытными учителями, возможность проявить свои творческие способности, поделиться секретами, педагогического мастерства в неформальной атмосфере. Это теоретические и практические занятия по психологии, педагогике, тренинги, тесты, открытые уроки, выставки педагогических находок…

В нашей школе накоплен богатый позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Прежде всего, мы красиво встречаем их в коллективе. На заседании педсовета директор приветствует их, знакомит с коллективом, с традициями школы, её достижениями и проблемами. В общении с молодыми администрация и опытные учителя выясняют их увлечения, желания, интересы. Стараемся понять, какой помощи потребуется каждому, как рациональнее использовать их способности.

Первым шагом в адаптации является знакомство учителя с методическими материалами по предмету, библиотекой, учебными кабинетами. Психолог знакомит начинающих с классными коллективами, в которых им предстоит работать, дают характеристику классам, отдельным ученикам. Заместители директора знакомят со структурой (планами, расписанием, графиками) учебной, методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями по её ведению.

    Цель:  формирование  у  молодых  педагогов  профессионально-педагогических компетенций (педагогических, общекультурных, социально-нравственных).

    Задачи: развитие профессионального и творческого потенциала молодых специалистов, оказание помощи молодым педагогам в решении сложных педагогических задач, научить строить эффективное педагогическое общение, формирование компетентности молодых педагогов в основных сферах профессиональной деятельности: коммуникативной,  креативной, технологической.

План проведения:

  • вступительное слово зам.директора по НМР ;
  • визитные карточки – самопрезентации молодых учителей «Кто я …»;
  • блиц-опрос «Учитель! Кто он?» (составление словесного портрета учителя);
  • Тренинг «Это моя профессия», педагог- психолог  школы Лодойбалова Д.В.
  • «Требования к современному уроку», Мангатаева Е.Ц., руководитель МО учителей истории, химии, биологии, географии
  • решение педагогических ситуаций;
  • наказы молодым учителям, вручение памяток «Советы молодому учителю»;

1. Вступительное  слово  

Когда-то великий Пушкин сказал о не менее великом Ломоносове, что тот

И ритор, и механик, и стихотворец.

2. Есть на земле еще один человек, которому можно присвоить множество титулов:

- он титан, держащий связь времѐн;

- Колумб, открывающий в беспечной стране детства ум, силу и талант будущего общества;

 психолог, которому ведомы все движения человеческой души;

 мудрец, умеющий объяснять все сложное легко, просто и доступно.

Вы, конечно, догадались, что имя этого человека – учитель! Вот такую сложную и многогранную профессию, мои уважаемые молодые коллеги, вы для себя выбрали. Позади школьные годы, беззаботное детство. Вы помните напутствия учителей и родителей, суть которых сводилась к тому, чтобы во взрослой жизни каждый из вас сумел найти и правильно выбрать свой единственный путь. Это было очень для вас, наверное, сложно, потому что дорог сто, а ваша одна. И привела она вас в школу.

  Итак, сейчас наши молодые педагоги выступят с самопрезентацией –и мы ближе познакомимся с каждым из вас.

2. Визитные карточки молодых педагогов «Кто я…?

Однажды после успешно проведѐнного урока известного учителя – новатора Е.И.Ильина, обступили коллеги: «Евгений Николаевич! Как это всѐ у вас получается?». «А вот как!» – воскликнул он, снимая пиджак. Его спина была мокрая. Вот такой ценой даются открытые уроки. У вас тоже прошли ваши первые уроки. А сейчас проведем блиц-опрос «Учитель! Кто он?»

- Блиц - опрос по составлению словесного портрета учителя «Учитель! Кто он?»

3. Тренинг «Это моя профессия», педагог- психолог  школы Лодойбалова Д.В.

4. «Требования к современному уроку», Мангатаева Е.Ц., руководитель МО учителей истории, химии, биологии, географии

5. Решение педагогических ситуаций.

Сегодня мы проведем педагогическую игру «Экология воспитания: что можно, а чего нельзя?» Наша задача – помочь молодым педагогам в выборе форм, методов, приемов в работе с детьми. Попробуем показать, что допустимо использовать в своей практике, а что запрещено.

Первое и, наверное, основное кредо педагога – любовь и уважение к ребенку. Но любовь, как известно, требует подготовленности: душевного тепла, заботливости, внимательности, непринужденности, нежности и мастерства.

Но, что такое учительская любовь? Попробуем найти ее критерии сегодня. Существует старинный спор: что важнее теория или практика? На него нельзя дать однозначный ответ. Сейчас вам предстоит решить несколько ситуаций, которые происходят в классе каждый день и найти практической ситуации теоретическое обоснование.

Задания для молодых учителей: прочитать ситуацию, ответить на поставленный вопрос, наставники помогают.

Педагогические ситуации.

Ситуация 1. Краешком глаза учитель заметил, что Лена передает однокласснице записку. Он вскочил с места и выхватил записку из рук девочки. Затем начал было читать ее вслух, но внезапно остановился; он наткнулся на свое имя, к которому прилагались отнюдь не лестные эпитеты. Лицо учителя побагровело – так он разъярился.

– Ты, маленькая негодница! – заорал он на Лену. – Да как ты смела?!

Девочка расплакалась.

– На этот раз крокодиловы слезы тебе не помогут. Хочу увидеться с твоими родителями и рассказать им, что за мерзкую девчонку они воспитали.

Какие ошибки совершил учитель?        

Комментарий: Записку нужно было уничтожить, не читая. Оказанное учителем «лечение» было опаснее самого «заболевания». Учитель оскорбил ученицу на глазах у всего класса. Брань вообще не уместна в речи учителя, он показал, что сам плохо воспитан.

Ситуация 2. Учитель задал задание классу. Оля не справилась в срок.

Учительница сказала ей: – Ты ленива, легкомысленна и безответственна.

После урока Оля сказала учительнице: – Вы, очевидно, плохо меня знаете. Я не ленива и не легкомысленна. Я внимательно отношусь к своей учебе. Я очень стараюсь делать все как можно лучше. Я прихожу на ваш урок только на сорок минут, потому, возможно, вы не знаете меня так, как другие мои учителя. На что учительница ответила:

– Ты дерзкая юная леди, вот ты кто. У тебя слишком длинный язык. Скажи своей маме, чтоб пришла в школу поговорить со мной о своей слишком несдержанной дочери.  Объясните, какие ошибки допустил учитель.

Комментарий:  Брань – табу для педагога. Брань вызывает чувство обиды. Ребенок часто смотрит на себя глазами учителя. То, что учитель говорит о ребенке, имеет серьезные последствия. Необходимо выбирать слова, средства и приемы. Было бы лучше, если бы учитель поддержала положительную самооценку ученицы. Она могла бы сказать: «Спасибо тебе за то, что ты рассказала мне о своем внимательном отношении к учебе. Я, возможно, слишком поторопилась оценивать твои способности». Эти слова сохранили бы мир и пробудили энтузиазм ребенка. Еще одна ошибка учителя: нужно говорить о ситуации, но не о личности и ее характере – вот основной принцип взаимоотношений.

Ситуация 3. Шел сильный снег. Несколько детей смотрели на падающий снег через расписанные морозом стекла. Учитель разозлился: ―Что случилось? Вы что, никогда снег не видели? Вам все равно, что делать, лишь бы не заниматься. Если вы не перестанете смотреть, я вас выгоню. Последнее предупреждение! Вам понятно?‖

К чему может привести злость учителя? Как лучше поступить?

Комментарий: Не нужно подавлять любознательность детей. И помните: поэзия победит любую прозу жизни. Наслаждайтесь красотой природы вместе с детьми!

6. Совместная деятельность наставников и молодых педагогов по выстраиванию доверительных отношений. Педагогическая игра «Слепой и поводырь».

- Думаю, что вы согласитесь, что в работе любого педагога очень важно установить теплые,  доверительные  отношения  со  своими  коллегами, учениками, их родителями. Это +10 баллов успеха в нашей непростой деятельности. Сегодня на нашей встрече присутствуют наставники молодых учителей.

Разбейтесь на пары : наставник и молодой учитель. Молодой учитель закроет глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их передвижения и т. п.

   Хорошо, теперь сядьте и подумайте, кто чувствовал себя уверенно, надежно. У кого было желание полностью довериться партнеру? Что вселило в вас эту уверенность? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным количеством пальцев - оцениваем по пятибалльной системе.

7. Наказы наставников, вручение памяток «Советы молодому учителю»:

НАКАЗ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Вы – учитель! Это очень гордое и высокое звание. Работайте так, чтобы дети ценили и уважали вас. Учите своих детей честности, справедливости, добру.

Помните! Ученик – это факел, который нужно зажечь, в каждом ребенке есть свои колокольчики, и если их затронуть - они заговорят. Пусть в вашей жизни будет больше зажженных факелов и нежно звенящих колокольчиков!

Вставайте рано, вместе с солнышком, ведь самые лучшие и творческие мысли приходят к человеку на восходе солнца. А творчество - это лучший друг учителя.

Мы все желаем вам, талантливых и остроумных учеников!

Все эти и другие полезные советы внесены в наказ на всю оставшуюся жизнь, которые мы Вам вручаем. Не сомневайтесь, у вас всѐ получится. У них это получилось /показывает в сторону учителей-наставников/, и у вас получится.

Помните! Ученик, это не сосуд который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь! В каждом ребенке есть свои колокольчики, и если их затронуть, то они заговорят. Я желаю, чтобы у вас было как можно больше зажженных факелов и нежно звенящих колокольчиков.

Школа – это прежде всего учитель. Ваша учительская деятельность только началась. Хочется, чтобы вы были оптимистами, чтобы у вас не пропало желание работать. Не изменяйте себе и другим. Всегда помните, что человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни. Кипят жаркие споры о школе. Какой ей быть, школе? Чем она несовершенна? Что ей мешает? Много еще не решенных проблем и вопросов, тысячи не разгаданных тайн хранит в себе школа, без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Школа ждет ваших идей, дел, решений.

Полѐт начинается с желания летать. Я хочу, чтобы у вас было желание идти на урок, встречаться с детьми, чтобы время, ограниченное двумя школьными звонками пролетало для ребят как одно мгновение, чтобы оно приносило детям радость.

Уважаемые коллеги! Я всей душой желаю вам такой жизни, чтобы каждое утро по школьному звонку вы входили в класс навстречу детям, их улыбкам,  их  распахнутым  душам.  И  чтобы  слова  «добрый день», «здравствуйте, дети» звучали как музыка, как самый главный и важный аккорд вашей жизни. Пусть школа станет для вас родным домом, а дети самым святым, что есть на свете.

Хочу я сказать вам, мои дорогие,

Сейчас вы стоите в начале пути

Такие красивые и молодые,

Дай Бог его твердо и мудро пройти.

Учитель подобен актеру на сцене:

Как ни было б плохо на сердце у вас,

Поплачьте украдкою на перемене,

А к детям идите с улыбкою в класс.

Не все будет гладко на этой дороге,

Не падайте духом, идите вперед!

Кто сердцем открыт, не живет без тревоги,

К успеху надежда и вера ведет.

Хороших минут будет тоже немало,

И счастье тебе через годы сказать,

Что если бы жизнь повернуть на начало,

Я б снова учителем стала опять!

Желаю успехов, здоровья, удачи,

В семье – пониманья, любимыми быть.

Желаю решать вам любые задачи,

С коллегами верно и крепко дружить.

Еще мы хотим вам сказать, дорогие,

Лишь только тогда станет счастьем ваш труд,

Когда вы добьетесь признанья, и дети

Любимым учителем вас назовут.

Счастливого вам пути в учителя!

ПАМЯТКА  СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ

 Вчитайся в раздел программы.

 Изучи научный материал для данного урока, проштудируй учебник по данному уроку.

 Представь мысленно конкретно коллектив класса, сумей каждого ученика увидеть отдельно, как личность.

 Сформулируй для себя цель урока: что бы ты хотел добиться в ходе урока.

 Выбери для данного урока наиболее результативный прием.

 Мысленно составь общую конструкцию урока.

 Зафиксируй все продуманное в плане - конспекте урока.

 Повтори про себя или шепотом все узловые моменты урока и ответь на вопрос "Ты готов к уроку?". Это не считай зубрежкой, т.к. этим ты обретешь свободу в изложении материала.

 Приходи в кабинет пораньше.

 Продумай: все ли готово? Красиво ли в кабинете? ТСО? Наглядность?

 Добивайтесь, чтобы все вас приветствовали организованно.

 Осмотрите класс. Взглядом молча одарите недисциплинированных.

 Пусть ученики видят красоту начала урока. Начинайте урок доброжелательно.

 Не перелистывайте журнал. Для этого найдете время потом.

 Урок начинайте энергично и не задавайте вопрос "Кто не сделал ДЗ?" чтобы не приучать к разгильдяйству.

 Увлекайте класс темпом и содержанием урока, а слабым помогите поверить в свои силы, класс держите, как бы на ладони.

 Когда говорите  оценку, придайте интонации заинтересованный и деловой характер.

 Урок заканчивайте со звонком.

 Налаживайте дисциплину сами. Помните, налаживание дисциплины ваше личное дело, единственная область, где никто не может помочь. Обратитесь за помощью к классу, т.к. с нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.

 Не допускайте конфликта с классом или группой, если конфликт возник, не затягивайте его. Если есть сомнения, разрешайте его в пользу ученика.

КОГДА ИДЕТЕ НА УРОК

 Будьте доброжелательны.

 Удивляйтесь, будьте артистом.

 Всегда думайте, что идете к умным людям.

 Будьте внимательны к каждому ученику.

 Не критикуйте ученика, а воодушевляйте его.

 Не спрашивайте того, чего вы сами не знаете.

 Не вкладывайте всего, что знаете, а оставляйте кое-что в тайне.

 Давайте ученику время на размышление.

 Запомните, что трудно то, что интересно, а не то, что действительно трудно.

 Учитывайте, что на уроке ребенок устает, изменяйте ритм, голос, делайте паузы для отдыха.

 Умейте находить в ученике союзника, а не исполнителя приказа.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности «Школы молодого педагога» в период профессионально - личностной адаптации

Мы предлагаем проект программы деятельности «Школы молодого педагога», рассчитанной на 2года.Цель программы: оказание помощи начинающим учителям в профессионально-личностной адаптации....

программа "Школа молодого педагога"

Подготовка, полученная в колледжах и институтах, не может решить проблемы формирования мастерства. Только путем самообразования и творческих поисков придет педагог к своему мастерству. Помочь ему в эт...

Школа молодого педагога. Тема: «Типы современных занятий»

Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, ...

Приказ Управления образования "О проведении заседания школы молодого учителя "Ступеньки"

Приказ Управления образования "О проведении заседания школы молодого учителя "Ступеньки"...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...

тренинг для педагогов (школа молодого педагога)

Цель тренинга для молодых педагогов: знакомство и сплочение,  снятие эмоционального напряжения,  укрепление психологического здоровья....