Модернизация условий для погружения обучающихся лицея в цифровую среду»
статья

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей». образовательное учреждение сегодня должно развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует дополнительное образование (факультативы, предметные кружки). В материале представлена программа по погружению обучающихся в цифровую среду, созданию кружков математического и технического направления, интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования для погружения в цифровую среду, формирования предметных математических и информационных навыков и развития универсальных навыков обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация условий для погружения обучающихся ОГБОУ «Лицей №9 г. Белгорода в цифровую среду»

Неверова Л.И., заместитель директора

Шубная Я.А., заместитель директора

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей». Лицей сегодня должен развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует дополнительное образование (факультативы, предметные кружки).

Учебный план дополнительного образования лицея является компонентом основной образовательной программы, призван обеспечить выполнение основных целей:

 – реализация личностно-ориентированного подхода к ребенку;

 – развитие творческих способностей у детей;

 – интеграция общего и дополнительного образования.

Основными требованиями к организации дополнительного образования в лицее являются:

 - вовлечение в объединения дополнительного образования всех учащихся с учетом их интересов, способностей;

 - органичное единство учебной и внеучебной деятельности;

 - увлекательность внеурочных занятий.

По естественнонаучному и техническому направлениях  реализуются следующие кружки:

  • 3D - моделирование
  • Web-программирование
  • Занимательная информатика
  • Математика для увлеченных
  • Математический лабиринт
  • Прикладная математика
  • Программирование
  • Робототехника
  • Проектная робототехника. Старт в науку
  • Математика для увлеченных

Администрация и педагоги лицея считают, чтобы идти в ногу со временем, необходимо модернизировать существующую модель кружковой работы по математике и информатике под задачи «цифровой экономики». В  рамках реализации гранта мероприятия «Создание и поддержка функционирования организаций дополнительного образования детей и (или) детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»   педагоги усовершенствовали программы существующих кружков, которые предусматривают развитие творческих способностей детей, формирование углубленных технических и инженерных компетенций, а так же овладение soft, hard, life и work компетенциями, направленными на решение реальных практических задач.

Целевой аудиторией кружков углубленного изучения являются обучающиеся 5-11 классов лицея.

Актуальность модернизации условий погружения обучающихся в цифровую среду  в лицее обусловлена современными тенденциями развития высоких технологий и потребностью общества на технически грамотных специалистов с критическим мышлением в области робототехники и IT-технологий; максимальной эффективностью развития технических навыков со школьного возраста; передачей сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной деятельности на базе современного оборудования.

Использование современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать, создавать и моделировать различные объекты и системы из области робототехники, машинного обучения, искусственного интеллекта и IT-технологий обеспечивает новизну программы.

Особенность программы заключается в междисциплинарном подходе, направленном на формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков по различным направлениям, таким как: основы мехатронных и робототехнических систем, технология и производство электронных приборов и устройств, высокоуровневое и низкоуровневое программирование. Реальная практическая деятельность даёт возможность обучающимся почувствовать себя в роли инженера-проектировщика гибридных энергетических и робототехнических систем.

Перечень направлений для организации специализированных лабораторий:

- математика;

- информатика.

Целью модернизации условий для погружения обучающихся в цифровую среду является создание условий для повышения качества образования обучающихся путем реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей и молодежи в области математики, информатики, робототехники и IT-технологий.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

− формирование навыков проектной деятельности с использованием современных подходов, методик и программного обеспечения, позволяющих эффективно освоить командное взаимодействие и распределение ролей, критическое мышление, а также компетенции современного ученика, направленные на эффективное решение реальных задач в области мехатронных систем, электроники, робототехники, IT- технологий;

− разработка и сопровождение перспективных образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) вузов и представителей сферы IT.

Для деятельности кружков углубленного изучения имеется необходимая для использования инфраструктура (аудиторный фонд и т.п.), из средств гранта приобретено новое оборудование, расходные материалы, используются современные средства обучения.

Все объекты инфраструктуры (помещения, здания, строения, сооружения), а также оборудование и иное имущество, используемые для осуществления образовательных программ кружков углубленного изучения, соответствуют санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, необходимых для осуществления образовательной деятельности и требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности.

Перечень обязательных функциональных зон:

а) специализированные кружки по вышеуказанным направлениям с оборудованием, соответствующим возрасту слушателей;

б) помещения для проведения лекций (лектории) в малых группах (конференц-зал) и больших группах (актовый зал);

в) коворкинг-зона для творческих (технологических) стартапов, соответствующих направлениям, реализуемым в научно-учебных лабораториях.

Наставниками, реализующими дополнительные общеразвивающие программы для детей в кружках углубленного изучения в лицее являются:

− преподаватели вуза, имеющие практику работы в профессиональной среде;

 − инженеры и другие специалисты вуза, обладающие необходимой квалификацией и опытом.

Все педагогические работники и привлекаемые специалисты профессиональных областей, участвующие в реализации образовательных программ в кружках углубленного изучения, имеют профессиональное образование, обладают соответствующей квалификацией, имеют стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Результаты проекта предполагают  массовый охват обучающихся 5-11 классов по дополнительным общеобразовательным программам по математике, информатике и технологии в задачах релевантных цифровой экономике на базе кружков углубленного изучения, около 600 обучающихся, принявших участие в мероприятиях, акциях, мастер-классах, воркшопах и т.д. на базе кружков углубленного изучения,  4 проведенных проектных олимпиады, хакатона, и других конкурсных мероприятий по направлениям сквозных цифровых технологий национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», на базе кружков углубленного изучения, не менее 2 обучающихся, принявших участие в федеральных мероприятиях (согласно Постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2015 года № 1239). Для реализации программы привлекаются магистры, аспиранты  по профильным специальностям, доценты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система здоровьесберегающих технологий как обязательное условие внедрения ФГОС в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов.

В статье представлен материал по системе здоровьесберегающих технологий в  условиях внедрения ФГОС в лицеях и школах с углубенным изучением отдельных предметов....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА №5 ОАО «РЖД»

«Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время, недостатки развития и воспитания в этот период жизн...

Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся лицея

В статье 11 направлений организации воспитания и социализации обучающихся...

ЦИФРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Система образования, много лет успешно готовила для страны высококвалифицированные кадры. Обращение к информационно-коммуникационным технологиям расширяет состав и возможности  образователь...