Современные результаты и оценка качества образования._из Резолюции российского дидактического форума _2022
учебно-методический материал

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Современные результаты и оценка качества образования.

3.1. ФГОС основного общего образования определяет три вида образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. Чаще школа осуществляет текущее оценивание образовательных результатов только в отношении усвоения («прохождения») учебного материала по той или иной учебной дисциплине. Отметки учащимся выставляются по пятибалльной шкале. На практике пятибалльная шкала превращена в трехбалльную, а предметом оценивания является степень прохождения учебного материала («предметные результаты»). Такая шкала и предмет оценки не отражает ни разнообразия видов образовательных результатов учащихся, ни необходимой «разрешающей способности» шкалы, ни оснований текущего оценивания.

Ответом на данный вызов может быть расширение видов оценивания (выставления отметок), в частности, освоение школьным коллективом четырех видов оценивания: накопительного, тематического, вариативного, критериального. Кроме этого, возможно введение более дробных шкал оценивания (отметки) – десяти- или даже «стобалльных» шкал.

3.2. Оценка предметных результатов учителем зачастую отличается от одной школы к другой. «Пятерка» по математике в одной школе может оказаться «тройкой» в другой. Такое противоречие в оценивании может быть разрешено через автоматизацию оценки на основе декомпозиции учебного материала до «дидактических единиц» и присвоения им соответствующих категорий сложности и «веса» в оценке (отметке). Такая работа проведена московскими учителями и отражена в информационной системе «Московская электронная школа» (МЭШ). Важно отметить, что такая автоматизация может быть проведена только на основе большой совместной работы учителей-предметников, договаривающихся о составе и содержании тех или иных «дидактических единиц» школьных учебных дисциплин. Такой сервис для учителей может быть создан на региональном уровне. Также необходимо разделить понимание трех различных сущностей: образовательный результат (имея в виду их большое разнообразие), запись об образовательном результате (отметка или запись оценки), системы обработки записей об образовательных результатах (например, вычисление среднего балла, отклонений от среднего и т.п.).

3.3. Самооценка учащегося также является важнейшим образовательным результатом, но не вовлекается в систему оценивания. Для повышения учебной мотивации и для формирования сбалансированной самооценки (особенно на уровне начальной школы) важно предлагать учащимся самостоятельно определять и выбирать уровень сложности учебной задачи или учебного задания. Предоставление такого выбора позволит сравнивать самооценку (уровень притязаний) и объективную внешнюю оценку, формируя балансы субъективных и объективных оснований.

3.4. Внутри школьных коллективов зачастую учителя применяют разные основания и аргументы для выставления отметки по предмету. Это противоречие оснований негативно влияет на учащихся, нарушает принципы справедливости. Школьные коллективы должны регулярно проводить обсуждение оснований и аргументов для выравнивания («калибровки») оснований и аргументов отметок.


Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rezoljucija_rossijskij-didakticheskij-forum1.pdf113.98 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...

Содержание и цели современного образования_из Резолюции_Российского дидактического форума

Содержание и цели современного образования.https://interactiv.su/2022/04/22/российский-дидактический-форум-резо/1. 1 Трансформация сущности современных образовательных результатов в сторону новых видо...

Принципы и методы современные образования_из Резолюции Российского дидактического форума

Принципы и методы современные образования.2.1. Качественно новые результаты образования требуют новых современных методов, но учитель в большей степени нацелен на оценку результатов и часто на элемент...

Приказ Отдела по образованию № 19 от 04.02.2022 Об организации и проведении мониторингов по оценке качества образования в 2022 году

Приказ Отдела по образованию № 19 от 04.02.2022 Об организации и проведении мониторингов по оценке качества образования в 2022 году...


 

Комментарии

Светлана Борисовна Носова

Спасибо за статью. Прочитала документ, очень важная тема. "Самооценка учащегося также является важнейшим образовательным результатом, но не вовлекается в систему оценивания. Для повышения учебной мотивации и для формирования сбалансированной самооценки (особенно на уровне начальной школы) важно предлагать учащимся самостоятельно определять и выбирать уровень сложности учебной задачи или учебного задания. Предоставление такого выбора позволит сравнивать самооценку (уровень притязаний) и объективную внешнюю оценку, формируя балансы субъективных и объективных оснований.".Как правильно!!!