Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы 2019-2020 учебный год
учебно-методический материал

Сухова Елена Николаевна

Анализ работы школьных методических объединений входит в годовой анализ школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_shmo_2019-2020ryalit.docx52.18 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШМО

учителей русского языка и литературы

за 2019-2020 учебный год

                                              Руководитель ШМО: Фомич Л.В.

Деятельность ШМО в 2019-2020 учебном году строилась в соответствии с требованиями всех нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность учителя в условиях современной системы школьного образования, планом работы школьного методического объединения  учителей русского языка и литературы, общешкольной методической темой, методической темой ШМО, отражая работу по реализации задач на учебный год.

ШМО учителей русского языка и литературы  работало над методической темой: «Современный урок как фактор формирования положительной мотивации к обучению». Как показала работа, члены школьного методического объединения приложили максимум усилий для реализации поставленных  целей и задач. В течение года методическим объединением решались следующие задачи:

1.Ориентация работы МО на национальный проект «Образование». Использование учителями ИКТ, исследовательских, здоровьесберегающих, проектно-дифференцированных методов обучения, применение активных форм работы, внедрение методики тестирования, анализа и подготовки к итоговой аттестации.

2.Совершенствование преподавания предметов гуманитарного цикла, использование различных методов контроля, межпредметных связей и преемственности в обучении и воспитании при переходе обучающихся из I ступени во II ступень для детального изучения личности ребенка и широкого применения результатов этой работы с целью повышения личностной ориентации.

4. Повышение результативности личностно-ориентированного образования в ходе заседаний МО, взаимопосещения уроков, оказание методической помощи и передача опыта работы учителей. Во внеклассной и учебной работе сосредоточение внимания на повышении духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

 В течение учебного года деятельность ШМО учителей русского языка и литературы носила творческий характер, отличалась стремлением проводить занятия методического объединения с целью совершенствования профессиональной подготовки и методического мастерства педагогов, обогащения практического опыта учителей – предметников.

Членами ШМО учителей русского языка и литературы являются три педагога: Фомич Л.В., Сухова Е.Н., Беляева Е.Н. Все учителя свой педагогический опыт распространяют через публикации на страницах школьного сайта, а также имеют личные сайты, которые систематически  пополняют своими методическими разработками и результатами своей работы. Все члены ШМО используют ИКТ в своей работе достаточно часто, владеют навыками работы с офисными программами Word, Excel, PowerPoint. В своей работе компьютер используют для распечатки наглядного материала и индивидуальных карточек, для проведения уроков и внеклассных мероприятий с мультимедиа аппаратурой. У каждого учителя РМО собрана медиатека ЦОР для использования на уроках. Оформлены рекомендации по использованию ресурсов сети Интернет для подготовки к ГИА. Разработаны уроки с применением ИКТ.

Заседания МО проводились по плану, который корректировался в течение года по мере необходимости. Осознавая и понимая требования к современному образованию, МО учителей русского языка и литературы на заседаниях обсуждало следующие вопросы:

  • анализ работы ШМО за прошедший год, знакомство с  планом работы ШМО на новый учебный год, согласование программ и календарно-тематических планов;
  • методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, вопросы преодоления неуспеваемости; методы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; формы и методы  промежуточного и итогового контроля,
  • проверка рабочих и контрольных тетрадей обучающихся, состояние выполнения программного материала, техника чтения среди школьников 5-7 классов,
  • обсуждение результатов школьных олимпиад по русскому языку и литературе и вопросы качественной подготовки ребят к районным олимпиадам,
  • вопрос преемственности языковых умений и навыков при переходе от начальной школы к основной, выработки единых требований к оценке работ обучающихся, соблюдение орфографического режима устной и письменной речи.
  •  вопросы участия в творческих конкурсах обучающихся и педагогов,
  •  анализ посещенных уроков,
  •  вопросы подготовки к итоговой аттестации обучающихся в формате ОГЭ, ЕГЭ

Повышение мастерства учителя.

В 2019 - 2020 учебном году учителя русского языка и литературы повышали свой профессиональный уровень,  участвуя в работе вебинаров, в инструктивных совещаниях предметных подкомиссий по проверке декабрьского сочинения, экзаменационных работ ОГЭ, олимпиадных работ и по оценке устного собеседования. Новой формой работы, которую осваивали с педагоги, стало дистанционное обучение. По расписанию учителя проводили онлайн - уроки, используя возможности сети Интернет (системы дистанционного обучения, открытые образовательные платформы и сервисы, электронную почта и т.д.).

Работа учителей в качестве экспертов:

Фомич Л.В., Сухова Е.Н.-эксперты по проверке итогового сочинения в 11 классе, устного собеседования в 9 классе,

Фомич Л.В., Сухова Е.Н., Беляева Е.Н.-эксперты по проверке олимпиадных заданий по русскому языку и литературе школьного и регионального этапов.
Фомич Л.В.-эксперт  по проверке ОГЭ по русскому языку в 9 классах.

Учителя-словесники- частые члены жюри различных конкурсов в течение всего учебного года

Открытые уроки и мероприятия.

Учителя приняли активное участие в работе РМО, посетили уроки учителей-словесников района (МКОУ Юшинская ОШ, МКОУ Суторминская ОШ).

В ноябре в рамках Дня открытых дверей были даны открытые уроки русского языка и литературы, на которых присутствовали родители обучающихся.

С целью обмена опытом было организовано взаимопосещение уроков. ( См. Приложение)

Активное участие приняли учителя – словесники в метапредметной неделе, все уроки и мероприятия которой были посвящены 75-летию Победы и проведены на высоком методическом уровне.

  • «Подготовка к написанию сочинения «Казалось было так давно, НО...»; (урок в 6 «А» классе ) -учитель Беляева Е.Н
  • «Незабытые песни незабытой войны» (творческий вечер М. В. Исаковского, приуроченный к 120-летию со дня рождения поэта, в 5-ых классах) - учитель Фомич Л.В.
  • «Тихий Дон». Чудовищная нелепица войны» (урок в 11 классе) - учитель Сухова Е.Н.

Обучающиеся 5-х классов и 7 а класса приняли участие в традиционном всероссийском мероприятии «День словаря», посвященном дню рождения Владимира Даля и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями. Совместно с библиотекарем школы Калининой Л.И. учитель Фомич Л.В. провела урок «Где хранят вселенную?»

В рамках реализации Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» прошли уроки мужества, часы памяти, чтение стихов поэтов – блокадников.

Большое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности.

В текущем учебном году были подготовлены индивидуальные проекты:

«Актуальность фантастических образов Гоголя для современной России» -уч. Сухова Е.Н.

«Что в имени тебе моем?» - уч. Фомич Л.В.

На школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» Киселева Мария стала победителем в секции «Гуманитарные науки» (уч. Фомич Л.В.)

Предметные олимпиады

С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие в муниципальном этапе. (Результаты оформлены протоколами).

Конкурсы (10)

  • Во Всероссийском лингвистическом конкурсе «Русский медвежонок – 2019» участников с 5 по 11 класс   113 (89 участников в прошлом учебном году). По итогам конкурса 11обучающихся школы заняли 1-3 место в районе. 

В сотню по региону вошли:

Гунченкова Алена

Клюев Захар                                             учитель Беляева Е.Н.

Амосенок Дмитрий

Ходунова Анастасия

Барсова Полина

Зайцева Кристина     -                              учитель Фомич Л.В.

Скачкова Анастасия

Иванова Анжелика

Курчикова валерия                                учитель Сухова Е.Н.

Кирсова Анна

  • Во Всероссийском игровом конкурсе по литературе «Пегас» приняли участие  79 обучающихся 5-11 классов (54 в прошлом учебном году). По итогам конкурса 9 обучающихся школы заняли 1-3 место в районе. 

В сотню по региону вошли:

Кудряшова Татьяна,

Бастова Вероника,

Ларионова Виктория

Леонченкова Елизавета         9 класс, учитель Беляева Е.Н.

Амосенок Дмитрий

Матвеев Максим

Ермакова Дарья

Зайцева Кристина

Коварикова Полина

Зверева Ольга                         10 класс, учитель Фомич Л.В.

Орлов Артем

Корнеева Елена

Гусева Наталия

Коробов Александр

Капаева Светлана

Лобазова Юлия                   11 класс, учитель Сухова Е.Н.

Кирсова Анна

Сахаров Никита

  • Во всероссийском конкурсе чтецов прозы  «Живая классика» приняли участие 6 обучающихся

№ п\п

Ф.и. обуч-ся

класс

Рейтинг

Учитель

Смирнова Е.

5 Б

Призер школьного этапа

Участник районного этапа

Фомич Л.В.

Киселева М.

7 А

участник школьного этапа

Фомич Л.В.

Зверева А.

7 А

Призер школьного этапа

Участник районного этапа

Фомич Л.В.

Ефимов В.

6 А

участник школьного этапа

Беляева Е.Н.

Острижко В.

6 А

Победитель школьного этапа

Призер районного этапа

БеляеваЕ.Н.

Сахаров Н

11

Обладатель Гран-при конкурса

Сухова Е.Н.

  •   Во всероссийском конкурсе сочинений (сентябрь-октябрь- 2019) приняли участие

1.Усова А. (победитель районного, призер областного этапа) 5 а класс, учитель Фомич Л.В.

2.Леонченкова Л. 9 класс (участник районного этапа), учитель Беляева Е.Н.

3.Капаева С. 11 класс (участник районного этапа), учитель Сухова Е.Н.

  •   Во всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» приняли участие 6 обучающихся:

 Усова А.

 Козлова А.

 Кузьмин Е.            5 а класс, учитель Фомич Л.В.

Кирсова А.

Капаева С.              11 класс, 8 класс, учитель Сухова Е.Н.

Исаева М.

  • В региональном творческом конкурсе, посвященном сохранению памяти о Победе России в Отечественной войне 1812 года, «Живая память о Победе» участвовали

 Хизанишвили Д, Ермакова Д, обучающиеся 10 класса, учитель Фомич Л.В.

  • Всероссийский конкурс сочинений «Память сильнее времени». 10 участников. В районном этапе призер Бабин Артем. (учитель Фомич Л.В.),

  •        Школьный конкурс сочинений о Великой Отечественной войне:

Победители: Исаева М.(учитель Сухова Е.Н.), Бабин А. (учитель Фомич Л.В.), Гунченкова А. (учитель Беляева Е.Н.)

Призеры: Никонов Д.(учитель Сухова Е.Н.), Киселева М. (учитель Фомич Л.В.), Ефимов В. (учитель Беляева Е.Н.)

  •      В рамках городского мероприятия «Рождественские чтения» состоялся конкурс чтецов «Поэзия для души», в котором участвовало 6 обучающихся.

Леонченкова Н.-    6 б кл. - 1 место

Вальтер И.-             7 б кл. -  участник

Ходунова А.-          7 б кл. - участник                  (учитель Беляева Е.Н.)

Кудряшова Т.-         9 кл.   -   2 место

Ермакова Д.-     10 кл. -      2 место (учитель Фомич Л.В.)

Капаева С.-        11 кл.-      3 место (учитель Сухова Е.Н.)

  • В районном конкурсе сочинений «Их подвиг будет жить в сердцах» обучающаяся 7 б класса Ходунова А.- заняла 2 место. (учитель Беляева Е.Н.)

Активнее стали участвовать дети в онлайн-олимпиадах и конкурсах.

К районным фестивалям, которые проходят на сцене ДК, общешкольному родительскому собранию (ноябрь), к митингам учителя готовят номера с лучшими чтецами школы.

В течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода учителя ШМО русского языка и литературы проводят дополнительные занятия как с мотивированными, так и с неуспешными обучающимися. Учителями ШМО в течение года проводилась дифференцированная работа по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ: индивидуально-групповые занятия по подготовке к выпускным экзаменам, индивидуальные консультации, были составлены разноуровневые тесты по материалам выпускных экзаменов, велась углубленная работа с тестовыми заданиями, подготовка к сочинениям и изложениям.

Ведется систематическая работа в кабинетах по обновлению материалов на стендах, материалов к юбилейным датам писателей.

Приобщение к культурной литературной жизни района.

Обучающиеся продолжают сотрудничество с библиотеками города, музеем. 

Выводы:

Проанализировав состояние работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2019-2020 учебный год, можно отметить, что задачи, поставленные перед МО, выполнены в полном объеме, результаты работы положительные.

В следующем учебном году необходимо:

1.Активнее вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность.

2.Освоить новые формы обучения, более обстоятельно ознакомиться с открытыми образовательными платформы и сервисами, такими как: https://foxford.ru, https://zoom.us, https://school.yandex.ru, https://resh.edu.ru, https://uchi.ru и т.п..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год

За прошедший период (2011-2012 уч. год) методическое объединение учителей русского языка и литературы провело 8 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по ...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 113" за 2013-2014 учебный год

В данном материале представлен анализ работы  МО учителей русского языка и литературы...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год

Сводный отчет подробно отражает разноплановую деятельность МО: состав МО, проблемы, пути их реализации,  программное обеспечение, работа по обновлению содержания, углубленное изучение литературы,...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы 2020-2021 учебный год

Анализ работы школьных методических объединений является часть годового анализа школы...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы 2021-2022 учебный год

Анализ является составляющей Анализа школы за год...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы 2022-2023 учебный год

Анализ работы школьных методических объединений является частью годового анализа ОУ...