урок математики в 5 классе"Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа"
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Урок изучения новых знаний с применением технологии деятельного метода (по учебнику Зубаревой, Мордковича) с использованием электронного приложения к учебнику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_5_klasse.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 классе

Учитель: Шишова Н.К,, МОУ-СОШ с. Раскатово

Тема «Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа»

Тип урока: урок формирования знаний

Цель: ввести понятия «правильные и неправильные дроби, смешанные числа ».

Задачи:

          1) учебные – познакомить обучающихся с понятиями «правильные и неправильные дроби, смешанные числа»; сформировать умение заменять неправильную дробь смешанным числом; проконтролировать степень усвоения ЗУН по теме «обыкновенные дроби»;

             2) воспитательные – формировать вычислительные навыки, навыки самоконтроля, культуры общения;

             3) развивающие – развитие мыслительной деятельности:  анализ, обобщение, систематизация; развитие интуиции, смекалки.

Средства обучения:

1.Учебник «Математика-5» (авторы Зубарева И.И., Мордкович А.Г.),

2. Электронное учебное пособие к учебнику (раздел «Правильные и неправильные дроби»:

  1. иллюстрация к теме «Правильные и неправильные дроби»-слайд №1;
  2. иллюстрация I к теме «Смешанные числа»-слайд №2;
  3. «Представление неправильной дроби в виде смешанного числа»-слайд №3 (5 заданий);

3.Тесты по теме «Обыкновенные дроби» (Контрольно-измерительные материалы, Математика, 5 класс. Составитель Л.П.Попова, Москва «ВАКО», тест №23), два варианта.

Этапы урока:

  1. организационный;
  2. актуализация знаний;
  3. введение новых знаний;
  4. первичное закрепление;
  5. самостоятельная работа;
  6. итог урока, рефлексия;
  7. оценивание обучающихся;
  8. домашнее задание.

На левой доске высказывание: «Самое ценное знание – добытое собственным трудом» (древняя мудрость)

                                                              Ход урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Средства обучения

1

Организационный момент .

Девиз урока

Проверяют готовность к уроку.

2

Цель урока:

-Ребята, какую тему мы изучаем, с какими числами знакомимся?

- Как называется число над дробной чертой? – под дробной чертой?

- что показывает знаменатель дроби? – числитель дроби?

- покажите с помощью отрезка, как найти 2/3 от 12; сформулируйте соответствующее правило;

- покажите с помощью отрезка, как найти число, если 2/3 его равны 12; сформулируйте соответствующее правило;

- с каким свойством обыкновенных дробей мы познакомились на предыдущем уроке?

- поясните это свойство на дробях:

  15/25;  ¾.

-Сегодня мы познакомимся с новыми свойствами обыкновенных дробей.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют соответствующие правила

на средней доске:

Записи и

 2 отрезка

3

  Нужно разделить  поровну  яблоки между тремя детьми:

а) 6 яблок; б) 2 яблока; в) 5 яблок.

Сколько получит один ребенок?

А) 6:3=2;  б) 2:3=2/3;  в) 5:3=5/3.

Как это сделать практически?

Организуется работа в группах:

1 ряд получает 5 «яблок» и ножницы,

2 ряд – 2 «яблока» и ножницы.

(я во время работы в группах спускаю экран)

В процессе отчета о работе выясняется, что 5/3= 1 + 2/3. (удобнее не разрезать все 5 яблок на 3 части, а дать каждому по 1 целому яблоку и разрезать 2 оставшихся.

А почему другой группе не удалось так поступить?

Как называется дробь 2/3, дробь 5/3?

Итак, сформулируйте тему урока.

Дайте определение правильной и неправильной дроби.

Обобщим наши знания (работа по слайду №1).

Составим опорную схему.

 (На доске (слева под высказыванием) постепенно заполняю по итогам ответов на мои вопросы, в тетрадь тоже вносят опорную схему):

                      а/в

   правильная    неправильная

        а‹в                      а»в

         ‹1                        »1

Выполнение упражнения  № 377 (стр107), затем его проверка.

А)3/7, 13/14,19/20;1/4,3/16;

В)8/3,15/6,17/3,32/32,28/28. (Промежуточный итог): что мы сейчас делали? («сортировали» обыкновенные дроби на правильные и неправильные).

Как вы думаете, почему одни дроби получили название «правильные», а другие – «неправильные»? ( воспитательный момент: Как и наши действия, поступки. Неправильный поступок надо исправить, заменить правильным.).

Проанализируем еще раз пример с яблоками (пишем в тетрадь):

 5/3=5:3=1(2 ост)=1+2/3=1 2/3.

Как называются такие числа? Почему?  Как заменить неправильную дробь смешанным числом?

Обобщим наши знания (работа со слайдом №2).

Фронтальная работа по презентации – заменить неправильную дробь смешанным числом, назвать целую и дробную части (на доске (справа) ведется подробная запись для 2-3 дробей, затем договариваемся, что подробное решение будем проговаривать устно, продолжаем далее).

-(промежуточный итог):Что мы сейчас делали? Этот процесс называют выделением целой части  дроби.

(убираю экран)

Выполнение упражнения  № 393 (у доски), остальные работают самостоятельно, кто сколько успеет.

1) 583/45= 12 43/45;  424/31=13 21/31

2)321/75= 4 21/75; 719/83= 8 55/83

3) 648/15= 43 3/15;   142/7= 20 2/7.

(промежуточный итог: что делали? Выделяли целую часть дроби)

Дополнительный вопрос (все слушают): перечислите натуральные числа, расположенные между вашими смешанными числами. Покажите их на координатном луче. Сколько их?    

ФИЗМИНУТКА: ( на листочке)

Самостоятельная обучающая работа по тестам (два варианта)

Выходят к доске и показывают решение, все в тетради пишут:

а) 6 яблок на троих:  6:3=2

 б) 2 яблока на троих: 2:3=2/3

в) 5 яблок на троих: 5:3=5/3.

Собираются в группу и решают проблему.  Представляют свои решения классу (сначала группа  2 ряда).

Сравнивают числитель со знаменателем дроби.

Формулируют тему урока: правильные и неправильные дроби.

Дают определения.

Работа по слайду №1 – 1 ученик читает вслух.

(самостоятельно, затем зачитывают ответы).

Высказывают свои мнения

Работа по слайду №2-чтение вслух

Выходят к доске по одному, решают, набирают ответ на компьютере, проверяют правильность решения; все пишут в тетрадях.

У доски работают одновременно 3 «сильных» учащихся

 по 2 дроби

Остальные работают устно

Выполняют задания А-В, показывают учителю. Сразу проверяются, указываются неверные ответы (обвожу неверные задания кружком), ребята исправляют.  Кто всё решил верно, работают над заданием С (самостоятельно).

на доске справа краткие записи к задаче о яблоках

круги- «яблоки», ножницы.

Слайд №1

Учебник,

стр 107

Слайд №2

Слайд №3

Учебник,

стр 111

Тесты № 23

(ключ на стр 94)

Итог урока:  Над какой темой работали? Какую цель преследовали? Добились ли цели? Что нового узнали? Чему научились?

Сообщаются и комментируются оценки за урок (с учетом с/р).

Дается и комментируется домашнее задание.1) (обязательное): стр 109-111 №385, 386, 394;

2)(по желанию):  тесты, задание С1 (если не успеем на уроке).

Если останется время, разбираем С1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби"

Урок построен с применением ЭОР. Ориентирован на УМК И.И. Зубаревой...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

Презентация для 5 класса Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа...

Урок математики 5 класс "Правильные и неправильные дроби"

Правильные и неправильные дроби_(Тема урока)  Цель  урока: Формирование знаний  учащихся о правильных и неправильных дробях      Задачи:- обучающие: Добить...

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа...

Конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" 5 класс

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Ход урока:Организационный этап:Здравствуйте, присаживайтесь! Сегодня на уроке мы с Вами вспомним одну из изученных тем, но для того чтобы узнать каку...