Главные вкладки

    урок математики в 5 классе"Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа"
    план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

    Урок изучения новых знаний с применением технологии деятельного метода (по учебнику Зубаревой, Мордковича) с использованием электронного приложения к учебнику

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_5_klasse.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 классе

    Учитель: Шишова Н.К,, МОУ-СОШ с. Раскатово

    Тема «Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа»

    Тип урока: урок формирования знаний

    Цель: ввести понятия «правильные и неправильные дроби, смешанные числа ».

    Задачи:

              1) учебные – познакомить обучающихся с понятиями «правильные и неправильные дроби, смешанные числа»; сформировать умение заменять неправильную дробь смешанным числом; проконтролировать степень усвоения ЗУН по теме «обыкновенные дроби»;

                 2) воспитательные – формировать вычислительные навыки, навыки самоконтроля, культуры общения;

                 3) развивающие – развитие мыслительной деятельности:  анализ, обобщение, систематизация; развитие интуиции, смекалки.

    Средства обучения:

    1.Учебник «Математика-5» (авторы Зубарева И.И., Мордкович А.Г.),

    2. Электронное учебное пособие к учебнику (раздел «Правильные и неправильные дроби»:

    1. иллюстрация к теме «Правильные и неправильные дроби»-слайд №1;
    2. иллюстрация I к теме «Смешанные числа»-слайд №2;
    3. «Представление неправильной дроби в виде смешанного числа»-слайд №3 (5 заданий);

    3.Тесты по теме «Обыкновенные дроби» (Контрольно-измерительные материалы, Математика, 5 класс. Составитель Л.П.Попова, Москва «ВАКО», тест №23), два варианта.

    Этапы урока:

    1. организационный;
    2. актуализация знаний;
    3. введение новых знаний;
    4. первичное закрепление;
    5. самостоятельная работа;
    6. итог урока, рефлексия;
    7. оценивание обучающихся;
    8. домашнее задание.

    На левой доске высказывание: «Самое ценное знание – добытое собственным трудом» (древняя мудрость)

                                                                  Ход урока

    Действия учителя

    Действия обучающихся

    Средства обучения

    1

    Организационный момент .

    Девиз урока

    Проверяют готовность к уроку.

    2

    Цель урока:

    -Ребята, какую тему мы изучаем, с какими числами знакомимся?

    - Как называется число над дробной чертой? – под дробной чертой?

    - что показывает знаменатель дроби? – числитель дроби?

    - покажите с помощью отрезка, как найти 2/3 от 12; сформулируйте соответствующее правило;

    - покажите с помощью отрезка, как найти число, если 2/3 его равны 12; сформулируйте соответствующее правило;

    - с каким свойством обыкновенных дробей мы познакомились на предыдущем уроке?

    - поясните это свойство на дробях:

      15/25;  ¾.

    -Сегодня мы познакомимся с новыми свойствами обыкновенных дробей.

    -Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    Отвечают на вопросы учителя, формулируют соответствующие правила

    на средней доске:

    Записи и

     2 отрезка

    3

      Нужно разделить  поровну  яблоки между тремя детьми:

    а) 6 яблок; б) 2 яблока; в) 5 яблок.

    Сколько получит один ребенок?

    А) 6:3=2;  б) 2:3=2/3;  в) 5:3=5/3.

    Как это сделать практически?

    Организуется работа в группах:

    1 ряд получает 5 «яблок» и ножницы,

    2 ряд – 2 «яблока» и ножницы.

    (я во время работы в группах спускаю экран)

    В процессе отчета о работе выясняется, что 5/3= 1 + 2/3. (удобнее не разрезать все 5 яблок на 3 части, а дать каждому по 1 целому яблоку и разрезать 2 оставшихся.

    А почему другой группе не удалось так поступить?

    Как называется дробь 2/3, дробь 5/3?

    Итак, сформулируйте тему урока.

    Дайте определение правильной и неправильной дроби.

    Обобщим наши знания (работа по слайду №1).

    Составим опорную схему.

     (На доске (слева под высказыванием) постепенно заполняю по итогам ответов на мои вопросы, в тетрадь тоже вносят опорную схему):

                          а/в

       правильная    неправильная

            а‹в                      а»в

             ‹1                        »1

    Выполнение упражнения  № 377 (стр107), затем его проверка.

    А)3/7, 13/14,19/20;1/4,3/16;

    В)8/3,15/6,17/3,32/32,28/28. (Промежуточный итог): что мы сейчас делали? («сортировали» обыкновенные дроби на правильные и неправильные).

    Как вы думаете, почему одни дроби получили название «правильные», а другие – «неправильные»? ( воспитательный момент: Как и наши действия, поступки. Неправильный поступок надо исправить, заменить правильным.).

    Проанализируем еще раз пример с яблоками (пишем в тетрадь):

     5/3=5:3=1(2 ост)=1+2/3=1 2/3.

    Как называются такие числа? Почему?  Как заменить неправильную дробь смешанным числом?

    Обобщим наши знания (работа со слайдом №2).

    Фронтальная работа по презентации – заменить неправильную дробь смешанным числом, назвать целую и дробную части (на доске (справа) ведется подробная запись для 2-3 дробей, затем договариваемся, что подробное решение будем проговаривать устно, продолжаем далее).

    -(промежуточный итог):Что мы сейчас делали? Этот процесс называют выделением целой части  дроби.

    (убираю экран)

    Выполнение упражнения  № 393 (у доски), остальные работают самостоятельно, кто сколько успеет.

    1) 583/45= 12 43/45;  424/31=13 21/31

    2)321/75= 4 21/75; 719/83= 8 55/83

    3) 648/15= 43 3/15;   142/7= 20 2/7.

    (промежуточный итог: что делали? Выделяли целую часть дроби)

    Дополнительный вопрос (все слушают): перечислите натуральные числа, расположенные между вашими смешанными числами. Покажите их на координатном луче. Сколько их?    

    ФИЗМИНУТКА: ( на листочке)

    Самостоятельная обучающая работа по тестам (два варианта)

    Выходят к доске и показывают решение, все в тетради пишут:

    а) 6 яблок на троих:  6:3=2

     б) 2 яблока на троих: 2:3=2/3

    в) 5 яблок на троих: 5:3=5/3.

    Собираются в группу и решают проблему.  Представляют свои решения классу (сначала группа  2 ряда).

    Сравнивают числитель со знаменателем дроби.

    Формулируют тему урока: правильные и неправильные дроби.

    Дают определения.

    Работа по слайду №1 – 1 ученик читает вслух.

    (самостоятельно, затем зачитывают ответы).

    Высказывают свои мнения

    Работа по слайду №2-чтение вслух

    Выходят к доске по одному, решают, набирают ответ на компьютере, проверяют правильность решения; все пишут в тетрадях.

    У доски работают одновременно 3 «сильных» учащихся

     по 2 дроби

    Остальные работают устно

    Выполняют задания А-В, показывают учителю. Сразу проверяются, указываются неверные ответы (обвожу неверные задания кружком), ребята исправляют.  Кто всё решил верно, работают над заданием С (самостоятельно).

    на доске справа краткие записи к задаче о яблоках

    круги- «яблоки», ножницы.

    Слайд №1

    Учебник,

    стр 107

    Слайд №2

    Слайд №3

    Учебник,

    стр 111

    Тесты № 23

    (ключ на стр 94)

    Итог урока:  Над какой темой работали? Какую цель преследовали? Добились ли цели? Что нового узнали? Чему научились?

    Сообщаются и комментируются оценки за урок (с учетом с/р).

    Дается и комментируется домашнее задание.1) (обязательное): стр 109-111 №385, 386, 394;

    2)(по желанию):  тесты, задание С1 (если не успеем на уроке).

    Если останется время, разбираем С1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби"

    Урок построен с применением ЭОР. Ориентирован на УМК И.И. Зубаревой...

    Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

    Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

    Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

    Презентация для 5 класса Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа...

    Урок математики 5 класс "Правильные и неправильные дроби"

    Правильные и неправильные дроби_(Тема урока)  Цель  урока: Формирование знаний  учащихся о правильных и неправильных дробях      Задачи:- обучающие: Добить...

    Урок в 5 классе "Правильные и неправильные дроби"

    Технологическая карта урока математики в 5 классе к учебнику Виленкин Н. Я. и др. по теме "Правильные и неправильные дроби"...

    Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

    Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа...