Признаки делимости на 9 и на 3.
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Конспект урока по математике для 6 класса. Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Второвская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка урока по математике
«Признаки делимости на 9 и на 3»
для учащихся 6 классов
Муниципальный конкурс «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования школьников»
Автор: Шилова И. В.,
учитель математики,
стаж работы 6 лет,
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Тема урока «Признаки делимости на 9 и на 3».
Тип урока – урок изучения новых знаний.
Форма урока – урок-исследование.
Преподавание математики в 6-м классе ведется по учебнику Н. Я. Виленкина,
В. И. Жохова «Математика, 6 класс». По учебному плану на изучение математики
в 6-м классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).
В соответствии с программой изучается раздел «Делимость чисел». В рамках этого раздела содержится тема «Признаки делимости». Урок изучения новых знаний «Признаки делимости на 9 и на 3» является третьим уроком в данной теме.
Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.
Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа.
Цели урока (формирование УУД):
Личностные:
- формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
- находить необходимую информацию в тексте;
- анализировать информацию;
- формулировать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:
- формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
- развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.
Этапы урока.
1 этап. Сообщение темы урока и постановка целей. Актуализация знаний.
2 этап. Исследование.
3 этап. Обмен информацией.
4 этап. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
5 этап. Домашнее задание.
Ход урока.
1 этап. Сообщение темы урока и постановка целей. Актуализация знаний.
Цель: создание проблемной ситуации, которая вытекает из-за невозможности выполнения задания (не хватает определенных знаний).
Деятельность Учителя | Деятельность Ученика | Слайд | Формируемые УУД на данном этапе |
Здравствуйте! Садитесь! Все мне улыбнитесь! У меня сегодня вот такое настроение | Дети поднимают приготовленные карточки. | Личностные:
Предметные:
о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства. Метапредметные:
| |
Ребята, на наших уроках мы работаем с числами, которые составляют основу математической науки. О каких числах я говорю? | Мы работаем с натуральными числами. | ||
Что нового мы узнали о натуральных числах? | Мы узнали, что натуральные числа бывают простые и составные, а также мы познакомились с признаками делимости на 2, 5, 10. | ||
Где и для чего используются признаки делимости? | При решении задач, для быстроты счета. | ||
Предлагаю выполнить задание: проверьте, делится ли на 2 сумма чисел (3899 + 4968). | Так как 4968 делится на 2, а 3899 не делится на 2, то сумма этих чисел не делится на 2. | №4 | |
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно было складывать эти числа, а затем выполнять деление на 2? | Нет. Нужно применить признак делимости чисел на 2. | ||
Следующее задание: проверьте, делится ли на 5 сумма (85675 + 765)? | Да, делится. Применяем признак делимости на 5. Так как каждое слагаемое делится на 5, то и вся сумма делится на 5. | №5 | |
Делится ли число 1110 на 3? | Да, делится. Так как число 1110 = 111 . 10 и 111 = 37 . 3, а если один из множителей делится на 3, то и все произведение делится на 3. | №6 | |
Усложним задачу. Перед вами число: 1111111…..111. 2025 штук Вопрос: делится ли данное число на 3, на 9? | Дети не могут сразу ответить. ?????? | №7 | |
Кто хочет попробовать разделить у доски это число на 3? Может быть, найдутся желающие разделить данное число на 9? Попробуйте это сделать дома. | Нам не хватит целого урока для этого. Желающих нет. | ||
Мы уже пользовались признаками делимости, когда по внешнему виду числа, не прибегая к делению, можно определить, делится одно число на другое или нет. Чтобы ответить на поставленный вопрос, делится данное число на 3 и на 9, нужны какие-то другие признаки делимости. | |||
Подумайте, какие условия должны выполняться, чтобы число делилось на 3 и на 9? | Дети выдвигают предположения (гипотезы). Можно разбить уч-ся на группы. Например, группа №1 и №2 выдвигают гипотезы о делении на 3; группа №3 и №4 – на 9. |
Результат: выдвижение гипотез о делении на 3 и на 9.
2 этап. Исследование.
Цель: доказательство выдвинутых предположений.
Учащиеся работают в группах по 4 человека. Отбор детей в группы зависит от способностей учащихся.
Группа №1 и №2 получают легковыполнимое задание (слайд №8): на конкретных примерах трех чисел, заполняя соответствующую таблицу, учащиеся отвечают на вопрос, какое условие должно выполняться, чтобы число делилось на 3 (на 9).
Заполнить таблицу:
Число | Сумма цифр числа | Делится сумма цифр числа на 3? | Делится число на 3? |
384 | |||
2097 | |||
111111 |
После заполнения таблицы, учащиеся делают вывод, при каких условиях число будет делиться на 3.
Группа №3 и №4 получают задание повышенного уровня (слайд №9): заполняя пропуски в выражении, доказать, что число 384 (можно взять любое число из таблицы группы №1 и №2) делится на 3, не прибегая к делению столбиком.
384 = 3 ∙ 100 + 8 ∙ 10 + 4 = ∙ (99+1) + ∙ (9+1) + =
= ∙ 99 + + ∙ 9 + + = ∙ 99 + ∙ 9 + ( + + ).
Дети должны заметить, что в скобках стоит сумма цифр числа 384.
Формируемые УУД на данном этапе:
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).
Предметные:
- формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
Метапредметные:
- развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);
- устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).
Результат: подтверждение или опровержение гипотез, выдвинутых детьми на первом этапе.
3 этап. Обмен информацией.
Цель: представить результаты работы групп всему классу.
Деятельность Учителя | Деятельность Ученика | Слайд | Формируемые УУД |
Отчет групп №1 и №2 | №10 | Метапредметные:
Предметные:
| |
Ребята группы №1 и №2 на примере трех чисел показали, что если сумма цифр числа делится на 3, то и число делится на 3. А может, этот вывод справедлив только для этих 3-х чисел? Может, это совпадение? Давайте послушаем отчет группы №3 и №4 | |||
Отчет групп №3 и №4 | №11 | ||
Выводы, которые получили ребята из групп №3 и №4, объясняют, почему делимость числа 384 на 3 зависит от суммы цифр числа. | |||
А что изменится, если вместо трехзначного числа взять четырехзначное? | Ничего не изменится, нужно будет найти сумму четырех цифр этого числа. | ||
Я предлагаю вам самостоятельно сформулировать признак делимости чисел на 3. | Если сумма цифр числа делится на 3, то само число делится на 3. | ||
Аналогично проводится работа с признаком делимости на 9. |
Результат: в ходе исследования учащиеся ознакомились с выводами о делимости чисел на 3 и на 9 и самостоятельно сформулировали признак делимости на 3 и на 9.
4 этап. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Цель: использовать новые знания при решении задач.
Деятельность Учителя | Деятельность Ученика | Слайд | Формируемые УУД |
Вернемся к нашей первой задаче и проверим, делится ли число 1111111…..111 2025 штук на 3? Вооружимся новым знанием и проверим, делится ли 2025 на 3. Найдем сумму цифр этого числа. | В нашем числе две тысячи двадцать пять единиц. Значит, сумма цифр этого числа 2+2+5=9. Число 9 делится на 3. Отсюда следует, что наше большое число тоже будет делиться на 3. | №12 | Предметные:
|
А на 9 это число будет делиться? | Будет, так как сумма цифр этого числа равна 9, а число 9 делится на 9. | ||
Решение задач. 1. Из всех чисел, удовлетворяющих неравенству 1420 < x < 1432 выберите числа, которые: а) делятся на 3; б) делятся на 9. 2. Для числа 1147 найдите ближайшее к нему натуральное число, которое: а) кратно 3; б) кратно 9. 3. Замените звездочки двумя одинаковыми цифрами так, чтобы а) число 2**2 делилось на 3; б) число *18* делилось на 9. 4. Делится ли число (2 + 10811) на 9? | №13,14 | ||
Что нового для себя вы открыли на уроке? | Новые признаки делимости | ||
Как вы думаете, почему признаки делимости на 3 и на 9 объединили в одной теме? | Потому что в обоих случаях, чтобы проверить делимость числа, нужно найти сумму цифр числа. |
Результат: актуализация знаний в ходе решения задач.
5 этап. Домашнее задание.
Решить на выбор любые две задачи из предложенных (Слайд №15).
1. Даны числа: 157 , 825, 5652, 936, 8025, 7662, 207, 835, 1506, 225. Из этих чисел выбери и внеси в таблицу те, которые делятся на …
Делятся на 2 | |
Делятся на 3 | |
Делятся на 5 | |
Делятся на 9 |
2. Запишите наименьшее трехзначное число, которое состоит из нечетных цифр и делится на 9.
3. Дано число 10 401. Вычеркните в данном числе одну цифру так, чтобы полученное число делилось на 3.
4. У Стаса не более ста марок. Их можно разложить либо в 2, либо в 3, либо в 5 альбомов, но нельзя разложить в 4 альбома. Сколько марок у Стаса?
Используемая литература (Слайд №17).
1. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2009.
2. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. – М. : ИЛЕКСА, 2009.
3. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Признаки делимости
презентация учеников 6 класса...
Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ
Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.
Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.
Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел.
Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел....
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...