Признаки делимости на 9 и на 3.
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Шилова Ирина Викторовна

Конспект урока по математике для 6 класса. Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Признаки делимости на 9 и на 3_v.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Второвская основная общеобразовательная школа

Методическая разработка урока по математике

«Признаки делимости на 9 и на 3»

для учащихся 6 классов

Муниципальный конкурс «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования школьников»

Автор: Шилова И. В.,

учитель математики,

стаж работы 6 лет,

I квалификационная категория

Пояснительная записка

Тема урока «Признаки делимости на 9 и на 3».

Тип урока – урок изучения новых знаний.

Форма урока – урок-исследование.

     Преподавание математики в 6-м  классе ведется по учебнику Н. Я. Виленкина,

В. И. Жохова «Математика, 6 класс». По учебному плану на изучение математики

в 6-м классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).

     В соответствии с программой изучается раздел «Делимость чисел». В рамках этого раздела содержится тема «Признаки делимости». Урок изучения новых знаний «Признаки делимости на 9 и на 3» является третьим уроком в данной теме.

    Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные. 

     Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа.

     Цели урока (формирование УУД):

Личностные:

  1. формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: развитие у учащихся умений:

  1. находить  необходимую информацию в тексте;
  2. анализировать информацию;
  3. формулировать гипотезы;
  4. устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
  5. соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные: 

  1. формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
  2. развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.

Этапы урока.

1 этап.   Сообщение темы урока и постановка целей. Актуализация знаний.

2 этап.  Исследование.

3 этап.  Обмен информацией.

4 этап.  Закрепление изученного материала. Рефлексия.

5 этап.  Домашнее задание.

Ход урока.

1 этап.   Сообщение темы урока и постановка целей. Актуализация знаний.

Цель: создание проблемной ситуации, которая вытекает из-за невозможности выполнения задания (не хватает определенных знаний).

Деятельность  Учителя

Деятельность  Ученика

Слайд

Формируемые УУД

на данном этапе

Здравствуйте! Садитесь!

Все мне улыбнитесь!

У меня сегодня вот такое настроение ,     а у вас?

Дети поднимают приготовленные карточки.

         

                 

Личностные:

  1. формирование у учащихся готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению.

Предметные: 

  1. формирование представлений учащихся

       о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства.

Метапредметные:

  1. поиск  нового способа действия в измененной ситуации в связи с невозможностью использования уже освоенных способов (познавательные УУД).

Ребята, на наших уроках  мы работаем с числами, которые составляют основу математической науки. О каких числах я говорю?

Мы работаем с натуральными числами.

Что нового мы узнали о натуральных числах?

Мы узнали, что натуральные числа бывают простые и составные, а также мы познакомились с признаками делимости на 2, 5, 10.

Где и для чего используются признаки делимости?

При решении задач, для быстроты счета.

Предлагаю выполнить задание: проверьте, делится ли на 2 сумма чисел (3899 + 4968).

Так как 4968 делится на 2, а 3899 не делится на 2, то сумма этих чисел не делится на 2.

№4

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно было складывать эти числа, а затем выполнять деление

на 2?

Нет. Нужно применить признак делимости чисел на 2.

Следующее задание: проверьте, делится ли на 5 сумма (85675 + 765)?

Да, делится. Применяем признак делимости на 5. Так как каждое слагаемое делится на 5, то и вся сумма делится на 5.

№5

Делится ли число 1110 на 3?

Да, делится. Так как число 1110 = 111 . 10 и

111 = 37 . 3, а если один из множителей делится на 3, то и все произведение делится на 3.

№6

Усложним задачу. Перед вами число:

1111111…..111.  

       2025 штук

Вопрос: делится ли данное число на 3, на 9?

Дети не могут сразу ответить.

??????

№7

Кто хочет попробовать разделить у доски это число на 3? Может быть, найдутся желающие разделить данное число на 9?

Попробуйте это сделать дома.

Нам не хватит целого урока для этого.

Желающих нет.

Мы уже пользовались признаками делимости, когда по внешнему виду числа, не прибегая к делению, можно определить, делится одно число на другое или нет. Чтобы ответить на поставленный вопрос, делится данное число на 3 и на 9, нужны какие-то другие признаки делимости.

Подумайте, какие условия должны выполняться, чтобы число делилось на 3 и на 9?

Дети выдвигают предположения (гипотезы). Можно разбить уч-ся на группы. Например, группа №1 и №2 выдвигают гипотезы о делении на 3; группа №3 и №4 – на 9.

Результат: выдвижение гипотез о делении на 3 и на 9.

2 этап. Исследование.

Цель: доказательство выдвинутых предположений.

       Учащиеся работают в группах по 4 человека. Отбор детей в группы зависит от способностей учащихся.

      Группа №1 и №2 получают легковыполнимое задание (слайд №8): на конкретных примерах трех чисел, заполняя соответствующую таблицу, учащиеся отвечают на вопрос, какое условие должно выполняться, чтобы число делилось на 3 (на 9).

Заполнить таблицу:

Число

Сумма цифр числа

Делится сумма цифр числа на 3?

Делится число 

на 3?

384

2097

111111

       После заполнения таблицы, учащиеся делают вывод, при каких условиях число будет делиться на 3.

           Группа №3 и №4 получают задание повышенного уровня (слайд №9): заполняя пропуски в выражении, доказать, что число 384 (можно взять любое число из таблицы группы №1 и №2) делится на 3, не прибегая к делению столбиком.

384 =  3 ∙ 100 + 8 ∙ 10 + 4 =      ∙ (99+1) +       ∙  (9+1) +        =

    =         ∙ 99 +           +        ∙ 9 +         +        =          ∙ 99  +            ∙ 9  +   (         +          +           ).

Дети должны заметить, что в скобках стоит сумма цифр числа 384.

Формируемые УУД на данном этапе:

Личностные:

  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).

Предметные: 

  1. формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;

Метапредметные:

  1. развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей,  анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);
  2. устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).

Результат: подтверждение или опровержение гипотез, выдвинутых детьми на первом этапе.

3 этап. Обмен информацией.

Цель: представить результаты работы групп всему классу.

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Слайд

Формируемые УУД

Отчет групп №1 и №2

№10

Метапредметные:

  1. развитие у учащихся умений анализировать информацию, формулировать гипотезы;
  2. создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
  3. соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные: 

  1. формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства.

Ребята группы №1 и №2 на  примере трех чисел показали, что  если сумма цифр числа делится на 3, то и число делится на 3.

А может, этот вывод справедлив только для этих 3-х чисел? Может, это совпадение? Давайте послушаем отчет группы №3 и №4

Отчет групп №3 и №4

№11

Выводы, которые получили ребята из групп №3 и №4, объясняют, почему  делимость числа 384

на 3 зависит от суммы цифр числа.

А что изменится, если вместо трехзначного числа взять четырехзначное?

Ничего не изменится, нужно будет найти сумму четырех цифр этого числа.

Я предлагаю вам самостоятельно сформулировать признак делимости чисел на 3.

Если сумма цифр числа делится на 3, то само число делится на 3.

Аналогично проводится работа с признаком делимости на 9.

Результат: в ходе исследования учащиеся ознакомились с выводами о делимости чисел на 3 и на 9 и самостоятельно сформулировали признак делимости на 3 и на 9.

4 этап. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Цель: использовать новые знания при решении задач.

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Слайд

Формируемые УУД

Вернемся к нашей первой задаче и проверим, делится ли число 1111111…..111

                 2025 штук             на 3?

Вооружимся новым знанием и проверим, делится ли 2025 на 3. Найдем сумму цифр этого числа.

В нашем числе две тысячи двадцать пять  единиц. Значит, сумма цифр этого числа  2+2+5=9. Число 9 делится на 3.

Отсюда следует, что наше большое число тоже будет делиться на 3.

№12

Предметные: 

  1. формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
  2. развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.

А на 9 это число будет делиться?

Будет, так как сумма цифр этого числа равна 9, а число 9 делится на 9.

Решение задач.

1. Из всех чисел, удовлетворяющих неравенству 1420 < x < 1432   выберите числа, которые:

а) делятся на 3;

б) делятся на 9.

2. Для числа 1147 найдите ближайшее к нему натуральное число, которое:

а) кратно 3;

б) кратно 9.

3. Замените звездочки двумя одинаковыми цифрами так, чтобы

а) число  2**2 делилось на 3;

б) число  *18* делилось на 9.

4. Делится ли число (2  + 10811) на 9?

№13,14

Что нового для себя вы открыли на уроке?

Новые признаки делимости

Как вы думаете, почему признаки делимости на 3 и на 9 объединили в одной теме?

Потому что в обоих случаях, чтобы проверить делимость числа, нужно найти сумму цифр числа.

Результат: актуализация знаний в ходе решения задач.

5 этап. Домашнее задание.

Решить на выбор любые две задачи из предложенных (Слайд №15).

1. Даны числа: 157 , 825, 5652, 936, 8025, 7662, 207, 835, 1506, 225.  Из этих чисел выбери и внеси в таблицу те, которые делятся на …

Делятся на 2

Делятся на 3

Делятся на 5

Делятся на 9

2. Запишите наименьшее трехзначное число, которое состоит из нечетных цифр и делится на 9.

3. Дано число 10 401. Вычеркните в данном числе одну цифру так, чтобы полученное число делилось на 3.

4. У Стаса не более ста марок. Их можно разложить либо в 2, либо в 3, либо в 5 альбомов, но нельзя разложить в 4 альбома. Сколько марок у Стаса?

Используемая литература (Слайд №17).

1. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений  / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2009.

2. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. – М. : ИЛЕКСА, 2009.

3. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2011.  – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки делимости

презентация учеников 6 класса...

ЦОР "Делимость. Признаки делимости"

Презентация по теме "Делимость. Признаки делимости"...

Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ

Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.

Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.

Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел.

Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел....

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...