Урок- вертушка "Иррациональные уравнения"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Тип урока:урок -повторения.  Урок проходит в форме игры.Работа на уроке проходит в группах, где сильные направляют работу слабых учащихся данной группы. позволяют им преодолевать данный уровень.В каждой группе консультант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon irracionalnye_uravneniya.doc75 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list.doc74 КБ
Microsoft Office document icon termin.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иррациональные уравнения

Урок- вертушка

Цели урока:

  1. Образовательная : закрепить навыки в практическом применении полученных знаний.
  2. Развивающая : формирование умений применять приемы обобщения.
  3. Воспитательная : воспитывать потребность в пополнении знаний, развитие познавательных интересов учащихся и любви к математике.

Тип урока :  совершенствование знаний, умений, навыков.

Перед уроком столы расставить так , чтобы было 3 больших стола. На столы ставятся указатели А , Б, С. За столами сидят эксперты- консультанты, у которых карточки с заданиями. Каждому эксперту было дано домашнее  задание. Учитель заранее проверяет выполненные задания.

Стол А

1)  =2

2)= 3    

3) = 4

4)  =5

Стол Б

1) =

2) =

3) =

4) =

Стол С

1) = Х-1

2) = Х-4

3) =3-Х

4)= 7-Х

Аналитики

  1. Найдите наибольший корень уравнения  √( х –х -6) = х-2
  2. Решить уравнение :  х - √а-х  =1
  3. Решить уравнение: √х-3-2√х-4  -  √х+5-6√ х-4  =2

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Историческая справка
  3. Теоретические сведения
  4. Решение уравнений
  5. Отчет аналитиков
  6. Подведение итогов.

Ведущий игры вручает каждому учащемуся ( кроме консультантов) карточку- маршрутку, в которой указывается за каким столом  он будет сидеть на каждом ходе игры и какой номер будет выполнять за этим столом.

Маршрутный лист.

Фамилия

ход

стол

задание

Баллы

1

2

3

4

Общее количество баллов

Маршрутные листы для 12 участников, играющих за 3 столами.

Задание

Участник

1 ход

2 ход

3 ход

1

А1

В4

С1

2

А2

В3

С2

3

А3

В2

С3

4

А4

В1

С4

5

В1

С4

А4

6

В2

С3

А3

7

В3

С2

А2

8

В4

С1

А1

9

С1

А1

В1

10

С2

А2

В2

11

С3

А3

В3

12

С4

А4

В4

По команде ведущего « сесть по 1 ходу » учащиеся рассаживаются за те столы, которые указаны в их маршрутках. Консультант этого стола выдает каждому учащемуся карточку- задание в соответствие с номером в маршрутке, и они начинают выполнять на отдельных листочках.

 В случае затруднения консультант проверяет задание ( сверяясь с ключом) и выставляет оценки в маршрутку ( 3 балла за правильно выполненное задание). Кто справился раньше можно дать дополнительное задание, добавив баллы в маршрутный лист. За помощь, оказанную товарищу, добавляется 1 балл;  за дополнительное задание- 2-3 балла. Консультант определяет лидера стола в данном ходе и сообщает ведущем .  Ведущий отмечает лидеров в каждом ходе на специальном табло.

Ход

А

В

С

место

1

1-5 раз

2

2-4 раза

3

3- 3 раза

4

4- 2 раза

5

5- 1 раз

После всех 3 ходов определяются победители. Первое место занимают те, кто в лидерах 5 раз оказался;  второе- 4 раза; третье – 3 раза и т.д. Этим  учащимся дополнительно в журнал выставляется оценка ( 4). Остальные учащиеся оценивают себя в соответствии с критериями в таблице.

Баллы

8-11

12-16

16-21

оценка

3

4

5

   

Затем  консультанты собирают листы у учащихся и сдают на проверку. В соответствии с качеством проверки работ консультантами, их работа также оценивается учителем.



Предварительный просмотр:

ХОД 1

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

А

1

2

В

4

3

С

1

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 2

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

А

2

2

В

3

3

С

2

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 3

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

А

3

2

В

2

3

С

3

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 4

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

А

4

2

В

1

3

С

4

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД5

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

В

1

2

С

4

3

А

4

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 6

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

В

2

2

С

3

3

А

3

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 7

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

В

3

2

С

2

3

А

2

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 8

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

В

4

2

С

1

3

А

1

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 9

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

С

1

2

А

1

3

В

1

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 10

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

С

2

2

А

2

3

В

2

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 11

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

С

3

2

А

3

3

В

3

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 12

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

С

4

2

А

4

3

В

4

Общее количество баллов

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ХОД 1

СТОЛ

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

1

А

1

2

В

4

3

С

1

Общее количество баллов



Предварительный просмотр:

Термин “рациональное” (число) происходит от латиноамериканского слова ratio – отношение, которое является переводом греческого слова “логос”в отличие от рациональных чисел, числа, выражающие отношение несоизмеримых величин, были названы еще в древности иррациональными, т.е. нерациональными (по-гречески “алогос”) правда, первоначально термины “рациональный” и “иррациональный” относились не к числам, а к соизмеримым и соответственно не соизмеримым величинам, которые пифагорейцы называли выразимыми и невыразимыми, Теодор Киренский же симметричными и ассимметричными. В V-VI вв. римские авторы Капелла и Кассиодор переводили эти термины на латынь словами rationalis и irrationalis. Термин “соизмеримый” (commensurabilis) ввел в первой половине VI в. другой римский автор- Боэций.

Древнегреческие математики классической эпохи пользовались только рациональными числами (вернее целыми, дробными и положительными). В своих “Началах” Евклид излагает учение об иррациональностях чисто геометрически.

Математики Индии, Ближнего и Среднего Востока, развивая алгебру, тригонометрию и астрономию, не могли обойтись без иррациональных величин, которые, однако, длительное время не признавали за числа. Греки называли иррациональную величину, например, корень из квадратного числа, “алогос” – невыразимое словами, а позже европейские переводчики с арабского на латынь перевели это слово латинским словом surdus – глухой. В Европе термин surdus- глухой впервые появился в середине XII в. у Герарда Кремонского, известного переводчика математических прозведений с арабского на латынь, затем у итальянского математика Леонардо Фабоначчи и других европейских математиков, вплоть до XVIII в. Правда уже в XVI в. Отдельные ученые, в первую очередь итальянский математик Рафаэль Бомбелли и нидерландский математик Симон Стевин считали понятие иррационального числа равноправным с понятием рационального числа. Стевин писал: “Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, иррациональных, неправильных, необъяснимых или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью.”

Еще до Бомбелли и Стевина многие ученые стран Среднего Востока в своих трудах употребляли иррациональные числа как полноправные объекты алгебры. Более того, комментируя “Начала” Евклида и исследуя общую теорию отношения Евдокса, Омар Хайям уже в начале XII в. теоретически расширяет понятие числа до положительного действительного числа. В том же направлении много было сделано крупнейшим математиком XIII в. ат-Туси.

Математики и астрономы Ближнего и Среднего Востока вслед за астрономами древнего Вавилона и эллинистической эпохи широко пользовались шестидесятеричными дробями, арифметические действия с которыми они называли “арифметикой астрономов”. По аналогии с шестидесятеричными дробями самаркандский ученый XV в. ал-Каши в работе “Ключ арифметики” ввел десятичные дроби которыми он пользовался для повышения точности извлечения корней. Независимо от него по такому же пути шел открывший в 1585 г. десятичные дроби в Европе Симон Стевин, который в своих “приложениях к алгебре” (1594 г.) показал, что десятичные дроби можно использовать для бесконечно близкого приближения к действительному числу. Таким образом, уже в XVI в. зародилась идея о том, что естественным аппаратом для введения и обоснования понятия иррационального числа являются десятичные дроби. Появление “Геометрии” Декарта облегчило понимание связи между измерением любых отрезков (и геометрических величин вообще) и необходимости расширения понятия рационального числа. На числовой оси иррациональные числа, как и рациональные, изображаются точками. Это геометрическое толкование позволило лучше понять природу иррациональных чисел и способствовало их признанию.

В современных учебных руководствах основа определения иррационального числа опирается на идеи ал-Каши, Стевина и Декарта об измерении отрезков и о неограниченном приближении к искомому числу с помощью бесконечных десятичных дробей. Однако обоснованием свойств действительных чисел и полная теория их была разработана лишь в XIX в.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Равносильность уравнений (Логарифмические уравнения)"

урок с использованием ИКТ, в рамках подготовки к ЕГЭ по математике...

Урок "Алгебраические уравнения.Системы нелинейных уравнений". 9 кл

Обобщающий урок по алгебре в 9 классе "Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений"...

Урок математики "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения"; 9 класс

С помощью путешествия по стране Математики" учащиеся рассмотрят способы решения уравнений, приводимых к квадратным уравнениям; преобретут навыки групповой работы...

Конспект урока: "Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения"

Данный урок _ урок изучения нового материала. На уроке применяются ЭОР, определены цели согласно ФГОС....

урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений"(урок одного уравнения) 08.03.16

методическая разработка урока  алгебры и начал математического анализа в 10 классе по УМК Мордкович, содержит спсобы решения тригонометрического уравнения вида asinx +bcosx=c...

Открытый урок «Квадратное уравнение и его корни. Решение полных квадратных уравнений»

Открытый урок для учеников 8 класса «Квадратное уравнение и его корни. Решение полных квадратных уравнений»...