Урок математики в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями" УМК Мордкович А.Г.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Гейваронская Марина Михайловна

 

Цель: Закрепление изученных действий с дробями при решении примеров и задач;  развитие познавательной активности учащихся.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Урок математики в 5 классе

Тема: «Действия с обыкновенными  

             дробями»

Учитель первой категории

МОУ «Гимназия №1 г. Майский» КБР

 Гейваронская Марина Михайловна


Тема: «Действия с обыкновенными дробями»

Цель: Закрепление изученных действий с дробями при решении

          примеров и задач;

          развитие познавательной активности учащихся.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: карточки, рисунки, плакаты, схемы для решения

                           задач, магнитофон, реквизиты для

                           сценки: Пятачок, Кролик, Мартышка, снеговики.

   Учитель объявляет тему урока.

-  Дети, сегодня мы покажем гостям какие действия мы можем выполнять с             обыкновенными дробями,  приложим к этому все свои умения и навыки.

- Ну-ка! В сторону карандаши!

  Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

  Устный счет, мы творим это дело

  Только силой ума и души.

  Цифры сходят где-то во тьме,

  И глаза начинают светиться

  И кругом только умные лица

  Потому что считает в уме!

- Разминка. У каждого на столе лист.

Выполняем №1 (1-12)

        №2 А) 5/9  В) 5/10  С)10/20  D) 3/9=1/3

        №3 А) 1/2  Б) 1/3     В) 1/6     Г) ¾

-Дети,  внимание!

У нас муха появилась. Муха – муха Цокотуха! Позолоченное брюхо. На базар пошла она, и вдруг дробь нашла.

Открывается дробь 5/7

-  Что вы знаете об этой дроби?

Выходит ученик, рассказывает все о дроби:

-  Правильная, m/p, m

Сначала 1 разделили на 7 равных долей – так появился знаменатель,  а потом взяли 5 таких долей – появился мой числитель! Знаменатель показывает, на сколько равных долей разделили 1,  а числитель – сколько таких долей взято.

-  Какие действия можно выполнить с ней? Ответы учеников.

-  Переходим к решению. На доске примеры,  все пишут в тетрадях.

Учитель:

-  Чтобы спорилось нужное дело,

   Чтобы в жизни не знать неудач,

   Мы в поход отправляемся смело –

   В мир загадок и сложных задач.

I.

1. Примеры. Приведите дробь 1/3 к знаменателю 6,9,12,15.

А) 1/3=2/6=3/9=4/12=5/15

б)  2/7=8/28=14/49=20/70

2. Сократите дробь:

А) 2/4=1/2,  8/12=2/3  5/25=1/5

Б) 15/27=5/9  9/15=3/5  30/130=3/13  22/33=2/3

3. Сравните а) 5/8<7/8,  11/12>5/12,  1>3/4,  7/10<7/9

        б) 1/3>1/4,  3/5<4/5,  5/8>1/4

  4. Выполните действия:

А) 2/7+3/7=5/7        в) 4/13+8/13=12/13

В) 2/9 + 1/9=3/9=1/3

     3/       4/

г) 1/4  + 1/3    = 3/12+4/12 =7/12

              4/

д) 3/8 + 1/2  = 3/8 + 4/8=7/8

      2/         3/

е) 8/15  + 3/10   = 16/30 + 9/30 = 25/30=5/6

5. а) 7/15 – 4/15 = 3/15 = 1/5

                   2/

   б) 9/14 – 2/7  = 9/14 – 4/14 = 5/14

        3/            5/

   в) 4/5 – 1/3  =12/15 – 5/15 = 7/15

-  Переходим к решению задач

-  Найдите на листе №865

   Имеется кусок ткани, длиной 2м 50см. Из 1/5 куска сшили платье  для куклы. Сколько ткани ушло на платье и сколько осталось?

1 способ:

   50см = 250см

  50:5 * 1 = 50см платье

  250-50 = 200см осталось.

2способ:  Какая доля осталась?

  5/5 -1/5=4/5 куска

  250 : 5*4= 200 см. осталось.

   №4 Оля купила мороженое за 13 копеек, истратив 1/5

всех денег.  Сколько всего денег было у Оли?

  13*5:1 = 65копеек всего.

«Веселая минутка» ( физминутка)

-  Как живешь?        -  Ночью спишь?        -  Как шалишь?

Вот так!        Вот так!        Вот так!

-  Как идешь?        -  Как берешь?        -  А грозишь?

Вот так!         Вот так!        Вот так!

-  А бежишь?        -  А даешь?

Вот так!        Вот так!

-  Дети! Муха по полю пошла!

 И вторую дробь нашла!

(Открывается дробь 4/3)

-Что вы знаете об этой дроби?

Выходит ученик, рассказывает об этой дроби:

-Неправильная, ,  m ≥ p,    ≥ 1

(можно +,-,выделять целую часть ,сокращать)

II.

1.Выделите целую часть из дроби.

а) 4/3 = 1                б) 9/5 = 1                  в)  41/7 = 5

2.Сравните а) 1<5/4   б) 15/4=3        в)8/8 =1

3. Задача. 10 кг конфет разложили поровну в 4 пакета. Сколько кг. конфет в каждом пакете?

10/4= 5/2 = 2  кг в каждом.

4.Выполните действия:

А) 12/7 + 2/7=14/7=2       б) 1-4/7=7/7-4/7=3/7

-Откройте учебник на странице 143

№528.Задача.

   10 дн.-2/3 дров -?          1) 2/3:10=2/30 дров за 1 день.

За один день -?                 2) 2/30 *15=30/30= 1 всё необходимое кол-во    дров.

Музыкальная пауза.

I.Дроби разные писать

Тонким пёрышком в тетрадь

}

Учат в школе(3р.)Пр-в: Вычитать и умножать

           Сокращать и превращать                2р.            

           Учат в школе(3р.)      

II. Брёвна нужно распилить

    И в бассейн воды налить

}

    Учат  в школе(3р.)Пр-в: Часть от целого найти

           Дробь к чему-то привести                2р.

          Учат в школе(3р.)

                 

 

Частушки.

I.Пропоём мы вам частушки,                          II. Вот почистить  раз в году

  Просим не смеяться!                                           Я решил сковороду,

  Мы артисты молодые-                                        А потом 4 дня

  Можем застесняться                                           Не могли отмыть меня

III Шла кукушка мимо рынка                         IV Ну, а папа наш старался,

     Дроби были с ней в корзине,                           С нами дроби он учил,

     И упала в яму, бух                                            С математикой сражался

     Раздавила 40 мух.                                             До инфаркта доходил.

V На болоте 2 подружки,                                VI Огорчённая сорока

   2 зелёные лягушки,                                             Возвращается с урока

   Утром рано умывались,                                      Весь урок болтала с сойкой

   Полотенцем растирались.                                   И домой вернулась с двойкой.

5.Представить в виде неправильной дроби:

А) 1 =7/4      б)2= 13/5           в)1= 37/30

6.Вычислите:

  А) 3+5/12=3=3                          Б) 1 – 1=4/11

  В) 3 - 1=2 - 1 =1 =1                 Г) 3+1=3 + 1=4=5

 Д) 5-1=4 -1=3

-Ребята! Людям часто приходится делить целое на равные части.

Каким термином можно заменить равные части (доли).

Где вы встречались с понятием доля в окружающем мире?

 

Толковый словарь русского языка.

Дети сообщают:

-Доля-часть чего-нибудь ,долька, долюшка.

-Знаете ли вы: что такое «Львиная доля»- большая и лучшая часть чего-нибудь.

- На его долю выпало много испытаний,

-Счастливая доля,

-Лекарство в аптеке отвешивают в тысячных долях грамм,

- Часто от взрослых можно услышать : 2Хотя бы долю зарплаты выдали.»

БСЭ.

-Доля-единица старой русской системы мер массы(веса)=1/96 золотника.Доля=44,43 мг

-В России в 710 г каждая доля охватывала 5536 тяглых дворов,

-Доля – единица ритма;

Музыка.

-Нота «до»-целая, нота «до»-половинная, четвёртая;

-Что такое ½, ¼ , 1/8 , 1/16 ноты? Это характеристики длительности звучания ноты.

-А теперь дети покажут сценку.

Выходят Пятачок, Мартышка, Кролик.

Пятачок:

-Погодите, погодите! Я не совсем понимаю, как можно единицу разделить на доли? Вот если бы это был пирог - тогда другое дело.

Кролик:

-Ну, смотри! Вот, представь себе, что был 1 пирог. И этот пирог: на 7 равных долей. А потом тебе дали сразу 5 долей. Это означает, что тебе повезло - ты получил – 5/7 пирога.

Мартышка:

-Или вот, смотри! Разделили банан на 5 долей и дали мне 3 доли. Получается ,что я съела 3/5 банана. Хотелось бы, конечно побольше!

Итог урока, выставление оценок.

Творческое домашнее задание: составить на карточках 2 задачи на действия с дробями.

Урок закончен.

Литература:

И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович  Математика 5

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. Математика 5класс (№ 865, 866, 867)

Л.В. Гончарова Предметные недели в школе. Математика. Волгоград

Л. Короткова, Н. Савинцева Математика 5. Тесты. Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Еще раз об обыкновенных дробях"

Урок, завершающий тему "Действия с дробями"...

Урок математики по теме: "Деление обыкновенных дробей"

Урок математики на тему: "Деление обыкновенных дробей", для учащихся 6 классов. Поможет учащимся легко справиться с темой....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Обыкновенные дроби" представлена в форме урока - путешествия. В работе представлен большой объем игрового и занимательного материала для повышения ...

Урок математики 5 класс "Деление обыкновенных дробей"

Это урок - презентация по теме: "Деление обыкновенных дробей "...

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...