Урок на тему: "Наибольшее и наименьшее значения функции".
план-конспект урока алгебры (10 класс) по теме
В системе упражнений на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции в отличие от учебного пособия содержатся в основном задания на «прямое» применение правила, когда заданы и функция и отрезок, на котором нужно найти наибольшее и наименьшее значения. Именно на таких упражнениях учащимся легче проследить применение теоретического материала. Кроме того, появляется возможность рассмотреть различные комбинации соотношений между значениями функции в критических точках и на концах отрезка.
Усвоению правила нахождения наибольшего и наименьшего значений функции способствует выполнение обучающей самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naibolshee_i_naimenshee_znacheniya_funkcii_.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Наибольшее и наименьшее значения функции (1 курс, 2 ч)
Цели: ознакомление учащихся с понятием наибольшего и наименьшего значения функции;
введение правила для нахождения наибольшего и наименьшего значения функции; развитие познавательных интересов учащихся и любви к математике; систематизировать знания учащихся по изученной теме; проверить уровень усвоения изученного материала; применять теоретический материал при решении задач.
Ход урока:
1. Повторение:
Учитель: Какие точки называются стационарными?
Ученик: Стационарными называются точки, в которых производная функции f/ (x)=0.
Учитель: Чтобы найти стационарные точки надо: найти производную функции f/ (x) и решить уравнение f/ (x)=0
2. Объяснение нового материала:
- Решение многих практических задач часто сводится к нахождению наибольшего и наименьшего значений непрерывной на отрезке функции.
- Теорема Вейерштрасса.
- Записать в тетрадях алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции y=f(x) на отрезке [a;b].
Алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке [a;b]:
- найти f '(x);
- найти точки, в которых f '(x)=0 или f '(x) не существует, и отобрать из них те, что лежат внутри отрезка [a;b];
- вычислить значения функции y=f '(x) в точках, полученных в п.2, и на концах отрезка и выбрать из них наибольшее и наименьшее; они и будут соответственно наибольшим и наименьшим значениями функции y=f(x) на отрезке [a;b], которые можно обозначить так: max y(x) и min y(x).
[a;b] [a;b]
4.(Объесняет учитель.) Найти наибольшее и наимеьшее значения непрерывной функции у= х3-3х2-45х+225 на отрезке [0;6]
Р е ш е н и е.
D(y)=R.
a)y' = 3x2-6x-45;
б)y' существует при всех х. Найдем точки критические, в которых у' =0. Имеем:
3x2-6x-45=0, х2-2х-15=0, х1= -3, х2=5. Отрезку [0;6] принадлежит лишь точка х=5.
в)вычислим значения функции в точках 0, 5, 6:
у(0)= 225, у(5)=50, у(6)=63.
О т в е т: max y(x) =у(0)=225; min y(x)=у(5)=50.
[0;6] [0;6]
3. Закрепление изученного материала. Устная работа:
- Назовите наибольшее (наименьшее) значение функций у=х3; у=-5х; н=2 на отрезке [-2;3].
- Известно, что на рассматриваемом промежутке [a;b] области определения функция f имеет уmax=2, ymax=4, ymin=1; y(a)=-2, y(b)=0. Чему равны наименьшее и наибольшее значения функции на отрезке?
- На отрезке [a;b] ymax=8, ymin=4, ymin=-3. Каких условий недостает, чтобы определить наименьшее и наибольшее значения функции на отрезке?
- Известно, что на отрезке [a;b] функция f имеет две критические точки х1 и х2: fmax(x1)=8, в точке х2 производная не существует, но f(x2)= -3. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции, если f(a)=6, f(b)= -2.
- Найдите наибольшее и наименьшее значения функции у=х3-6х2+9х на отрезке а)[-3;2]; б)[-3;4].
4. Математический диктант.
Вариант 1. Запишите наибольшее и наименьшее значения функции f, непрерывной на отрезке [a;b], если известно, что на этом отрезке fmax = -3; fmin= -4; fmax=2, f(a)= -7, f(b)=0.
Вариант 2. Запишите наибольшее и наименьшее значения функции f, непрерывной на отрезке [a;b], если известно, что на этом отрезке fmin= -3; fmax=0, fmin= -2, f(a)= 5, f(b)=1.
5. Самостоятельная работа 1 (СО) (карточки - задания)
Карточка - задания №1:
Вариант 1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции g(x) =1-4x+x2 на отрезке [0;4].
П л а н р е ш е н и я:
1) Найдите производную функции g.
2) Найдите критические точки функции.
3) Вычислите значения функции на концах отрезка и в критических точках.
4) Среди найденнных значений функций выберите наибольшее и наименьшее.
5) Запишите ответ.
Карточка - задания №2:
Вариант 2. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции f(x) =x3/3-x2+1 на отрезке [-1;1].
П л а н р е ш е н и я:
1) Найдите производную функции f.
2) Найдите критические точки функции.
3) Вычислите значения функции на концах отрезка и в критических точках.
4) Выберите из найденнных значений функций наибольшее и наименьшее.
5) Запишите ответ.
Карточка — задания №3:
Вариант 3. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции g(x) = x3/3+x2+1 на отрезке [-3;1].
П л а н р е ш е н и я:
1) Найдите критические точки функции.
2) Вычислите значения функции на концах отрезка и в критических точках.
3) Среди найденнных значений функций выберите наибольшее и наименьшее.
4) Запишите ответ.
Карточка — задания №4:
Вариант 4. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции t(x) = x3- 2x2 - 4x+2 на отрезке [-1;1].
П л а н р е ш е н и я:
1) Найдите критические точки функции.
2) Вычислите значения функции на концах отрезка и в критических точках.
3) Среди найденнных значений функций выберите наибольшее и наименьшее.
4) Запишите ответ.
6. Самостоятельная работа 2 (СК)
Карточка- задания №1:
Вариант 1. Определите наибольшее и наименьшее значения функции у= 4х-х2 на отрезке [-1;6].
Варианты ответа: а) min y(x)= -12, max y(x)= -5; б) min y(x)= 0, max y(x)= 4;
[-1;6] [-1;6] [-1;6] [-1;6]
в) min y(x)= -12, max y(x)= 4
[-1;6] [-1;6]
Карточка — задания №2:
Вариант 2. Определите наибольшее и наименьшее значения функции у= х2-2х на отрезке [1/2;4].
Варианты ответа: а) min y(x)= -1, max y(x)= -3/4; б) min y(x)= -1, max y(x)= 8;
[1/2;4] [1/2;4] [1/2;4] [1/2;4]
в) min y(x)= -3/4, max y(x)= -1
[1/2;4] [1/2;4]
Карточка — задания №3:
Вариант 3. Определите наибольшее и наименьшее значения функции у= х3- 3х2 на отрезке [-2;2].
Варианты ответа: а) min y(x)= -4, max y(x)= 0; б) min y(x)= -20, max y(x)= 0;
[-2;2] [-2;2] [-2;2] [-2;2]
в) min y(x)= -32, max y(x)= 0
[-2;2] [-2;2]
Карточка — задания №4:
Вариант 4. Определите наибольшее и наименьшее значения функции у= 2х3- 3х2 +5 на отрезке [-1;3].
Варианты ответа: а) min y(x)= 0, max y(x)= 32; б) min y(x)= 4, max y(x)= 5;
[-1;3] [-1;3] [-1;3] [-1;3]
в) min y(x)= 0, max y(x)= 5
[-1;3] [-1;3]
7. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"
Конспект урока и презентация к нему...
Разработка урока по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке».
Урок изучения нового материала по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"...
План-конспект урока по алгебре и началам анализа-11 по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке»
Урок – исследование по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке» нацелен на то, чтобы проверить, как учащиеся усвоили различные приемы нахождения производных...
Открытый урок по математике на тему «Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке»
Занятие проводится по теме «Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке» для студентов первого курса.Данный урок - урок усвоения новых знаний. Его основная цель - изучить поняти...
Методическая разработка урока по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"
Методическая разработка урока. Подготовка к ЕГЭ....
Конспект урока по теме: "Наибольшее и наименьшее значение функции"
Применение алгоритма нахождения наибольшего наименьшего значения функции при решении задач ЕГЭ (12 задания из профильной математики)Вводное слово учителя: ребята, мы уже ...