Урок "Деление дробей" 6 класс
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Урок содержит технологическую карту, дидактические материалы к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon delenie_drobey_6_klass.zip47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Деление обыкновенных дробей»

Класс: 6

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

образовательная: способствовать формированию умений выполнять деление дробей;

развивающая: продолжать развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательная: формировать дружеские взаимоотношения, умение работать в группе; способствовать развитию интереса к математике через различные формы работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения:

  1. Виленкин Н.Я. и др. Математика: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006.
  2. Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика, 6 класс. Тетрадь 1, 2. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  3. Дидактические материалы, составленные учителем.
  4. Пирамидка с пятью кольцами.

Ход учебного занятия.

 

  1. Организационный момент.

Добрый день! Сегодня нам предстоит активно и плодотворно поработать. Проверьте, все ли готово у вас к уроку.

  1. Целеполагание и мотивация.

В начале нашего урока я бы хотела показать пример на вычисления:  (пример записан на доске). Этот пример я нашла в одном из учебников математики и решила его за несколько секунд.

А вы сможете его решить? (Возможные ответы: нет; да, если изучим тему и т.п.).

Каких знаний и умений вам не хватает для вычислений? (Не умеем выполнять деление дробей).

Этот пример отражает тему сегодняшнего урока «Деление дробей», запишите ее себе в тетрадь.

Деление каких чисел нужно выполнить в примере? (натуральных, о

быкновенных дробей, десятичных дробей, смешанных чисел).

Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшний урок? (Изучить правило деления дробей, научиться выполнять деление на обыкновенную дробь, десятичную дробь, смешанное число и решить пример).

Если вы сегодня будете активно работать, то тоже сможете очень быстро решить этот пример.

  1. Актуализация знаний и умений.

Для работы на уроке вам необходимо объединиться в группы по 4 человека (каждая группа получает порядковый номер). А девизом в работе возьмем слова:

Вместе не трудно, вместе не тесно,

вместе легко и всегда интересно!

Работать мы будем в несколько этапов, которые будут символизировать кольца пирамидки. Если мы правильно соберем эти кольца, то на вершине пирамидки нас ждет успех.

Итак, нанизываем первое кольцо. Это самое широкое кольцо придает пирамидке прочность, и оно символизирует те знания, которыми вы уже обладаете, они должны вам помочь в изучении новой темы.

У каждой группы на парте лежат карточки №1. Задача группы в течение минуты обсудить ответы на вопросы карточки. (По истечении времени выслушиваются ответы каждой группы.)

Для изучения новой темы нам пригодятся некоторые ваши умения, а именно умения выполнять умножение дробей. Эти умения будет символизировать второе кольцо пирамидки. Каждой группе необходимо выполнить вычислительные примеры с карточки № 2, выбрать букву, указанную в задании карточки, и записать эту букву  на доске под номером своей группы. (пока учащиеся работают в группах, учитель записывает на доске числа:  1, 2, 3, 6, 4, 5, 2; учащиеся, выполнив задание, записывают на доске нужные буквы и получают слово ДЕЛЕНИЕ.

Вы верно выполнили задание. А вы знаете, что в глубокой древности и почти до восемнадцатого века русский народ в своих вычислениях обходился без умножения и деления? (сообщает историческую справку).

  1. Первичное усвоение учебного материала.

Мы дошли с вами до середины пирамидки (нанизывает третье кольцо), на этом этапе вы должны получить необходимые знания.

Предлагаю решить вам следующую задачу: 12 кг конфет раскладывают по 4 кг в пакет. Сколько пакетов потребуется? (3) А если будут раскладывать по 3 кг? (4) По 2 кг (6) ? По 1 кг, по полкилограмма, по четверти килограмма? (12, 24, 48).

(Учитель записывает на доске решения):

12 : 4 = 3

12 : 3 = 4

12 : 2 = 6

12 : 1 = 12

Посмотрите на два последних примера. Как другим способом получить из 12 число 24; из 12 число 48. (умножить на 2, умножить на 4).

Получается, что  .

Как называются числа 2 и ½; 4 и ¼ ? (взаимнообратными)

Сформулируем правило деления на дробь (учитель выслушивает варианты учащихся). Итак, чтобы выполнить деление числа на дробь, нужно это число умножить на обратную дробь.

У вас на партах лежат карточки № 3, вам нужно из них получить пример на деление дробей с решением, расположив карточки в нужном порядке. Получите код из многоугольников, изображенных на карточке, и запишите его в тетрадь. (проверяет код, полученный каждой группой                            ).

  1. Осознание и осмысление учебного материала:

В делении, как и в умножении, есть разные случаи выполнения действия. Каждая группа получает задание сформулировать правило деления для одного случая, записанного на карточке № 4. Затем мы выслушаем результаты работы групп.

Новые знания вы получили, попробуем применить их на практике. Посмотрите, насколько четвертое кольцо пирамидки, символизирующее умение выполнять деление дробей, меньше первого и второго колец, но в ваших силах «расширить это кольцо умений» (нанизывает четвертое кольцо пирамидки). Выполните № 112 из тетради на печатной основе. Обратите внимания, что в задании встречаются разные случаи деления, быстро их выполнить вам помогут те правила, которые вы только что получили, работая в группах.

  1. Домашнее задание.

Мы добрались с вами до вершины пирамиды (нанизывает пятое кольцо), на этом этапе нужно определить, где могут пригодиться знания, полученные на уроке. Для этого я предлагаю вам творческое домашнее задание: придумать жизненную задачу, в которой встречается деление дробей. (учащиеся записывают домашнее задание)

  1. Рефлексия. Итоги урока.

А сейчас давайте проведем соревнование, кто быстрее решит пример, который я показала в начале урока. (учащиеся выполняют задание)

В начале урока я сказала, что на вершине пирамидки нас ждет успех. А в чем же заключается наш сегодняшний успех? (научились выполнять деление дробей)

Благодарю всех за работу и желаю вам достижения успеха и в дальнейшем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....