методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме"Разложение многочлена на множители".
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Вахлаева Ольга Васильевна

представлена методическая разработка урока - путешествия по теме "Разложение многочлена на множители" и призентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx34.13 КБ
Office presentation icon razlozhenie_na_mnozhiteli.ppt766 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Учитель: Вахлаева Ольга Васильевна.

г.Саратов ,МОУ «СОШ №61».

Урок-путешествие  по теме: ”Различные способы разложения многочлена на множители”/

7 класс.

Тема урока: Различные способы разложения многочлена на множители.

 Тип урока:  повторительно - обобщающий урок, урок-игра

  Цели урока:

  Образовательные: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;

  Развивающие :способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, обобщения; развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания ;

  Воспитательные : содействовать формированию познавательного интереса к математике, воспитывать культуру общения.

 Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, алгебра 7 кл. В 2 ч. Ч. 1 . Учебник для учащихся образовательных учреждений/ А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2008. – 160 с.: ил.,алгебра 7 кл.,Ч.2. Задачник для учащихся образовательных учреждений/ под ред. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2008. – 223 с.: ил.

Ход урока.

1.  Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.

      Сегодня мы совершим путешествие по станциям «Разложи  многочлен на множители». Наш девиз  сегодня : « Презирай лень мысли». Как вы понимаете  этот девиз?

      Сегодня у нас урок обобщающий, мы уже работали с этой темой.  Какие цели на этот урок каждый из вас перед собой поставит? (Заслушивание нескольких учащихся). Ваши цели я предлагаю объединить в следующие: (презентация , слайд 1-4)

Чтобы  реализовать эти цели я  мы будем работать по плану маршрутного листа.

Маршрутный лист.

1.Станция «Теоретическая».

2.Станция «Журналистская».

3.Станция «Историческая».

4.Станция «Практическая».

А для того, чтобы путешествие было результативным и объективным, вы по ходу урока будете заполнять маршрутный лист путешественника, где будете ставить себе баллы за правильные ответы, и в конце урока вы сможете  вы сможете выставить себе отметку по баллам. Итак, вперед!

2. Станция «Теоретическая». (презентация , слайд 5-6)

         Нас ждет устная работа. За каждый правильный ответ- 1 балл.

 1)Какие знаете способы разложения на множители?

2) Какой закон используется при вынесении общего множителя за скобки?

 3) На доске записаны задания, на магнитной доске –карточки  с ответами.

      -Найти формулу  разность квадратов ;

      -записать формулу  квадрат разности;

      -найти правую часть формулы    а33=;

      -закончить формулу (а +в )3= ;          

       -найти формулу квадрат суммы.                                          

4)Применить один из методов разложения на множители (проверяют ответы на экране)

 

-      в2 – 2bc + c2 ;

-      9х2 -у2 ;

-      1-(2d)³ ;

-       а2 + 6a + 9;

-      25x2 – y2; 

-      5х7 +15у 4;

-      7х-7у+а(х-у);

-      a³+8.

3.Станция «Журналистская». (презентация , слайд 7-12)

        Корреспондент математического журнала «Квант» сообщил, что в адрес журнала пришло письмо из от ученика 7-А класса г.Нью-Йорка с просьбой разложить на множители и решить уравнения.  Выполняем самостоятельно с последующей проверкой  в парах. Каждое верно решенное задание-2 балла.

 -     a³+ а2-ав22

-       ах+ау-х²-2ху-у²

-       2x2 – х3=0

-       (х-2)2 –(х+2)2=-16.

                Корреспондент  журнала «Человек и закон» рассказал  о детективной  истории. В некоторых примерах похитили числа, буквы и целые выражения, на их местах остались зияющие пустые места. Надо немедленно все восстановить. Помогите детективам! Каждое верно решенное задание-2 балла. Решают  фронтально с комментарием. За правильный комментарий- 2 балла.

        

                Корреспондент газеты  «Школьники Саратова» подбирает материал для рубрики «Изюминка». Подскажите, как лучше выполнить задание: сравнить, не выполняя вычислений:

372  и  36*38

Правильный ответ- 2 балла.

4.Станция «Историческая». (презентация , слайд 13-15)

В математике много великих ученых. Сегодня поговорим об одном из них.

Не называя его имени, я  расскажу вам, что этот известный математик (1707 - 1783 гг.) родился в Швейцарии. В 1727 г. двадцатилетним юношей он был приглашен в Петербургскую Академию наук. Этот математик был соратником Ломоносова. В Петербурге он попадает в круг выдающихся ученых математиков, физиков, астрономов, получает широкую возможность для создания и издания своих трудов (их у него было более 800, и заняли они 72 тома). Среди его работ - первые учебники по решению уравнений. Старшеклассники учатся по учебникам, прообразы которых создал этот ученый. Его считают великим учителем математики. Последние в научном мире он работал слепым, но продолжал работать, диктовал труды своим ученикам. Однако в научном мире он больше известен как физик, который построил точную теорию движения луны с учетом притяжения не только Земли, но и Солнца.

Фамилию этого ученого вы узнаете, если правильно решите следующие пять заданий : разложите на множители способом группировки (Ученики решают эти задания, находят буквы в таблице результатов. Читают слово: Эйлер). За каждую правильно найденную букву- 2 балла        . (презентация , слайд 16)

№ п/п

Разложение на множители

Ответ

Буква

1.

2.

3.

4.

5.

32х – 8а

4х² +36х³

15с(а+b) + 8(a+b)

4ac+4ad – b(c + d)

ax– 3x+4a – 12

   8(4х–а)

4х² (1+ 9х)

(a+b)(15c + 8)

(c + d)(4a – b)

(a– 3)(x + 4)

Э

Й

Л

Е

Р

4х² (1+9х)

(a– 3)(x + 4)

23с(а+b)

(c+d)(4a–b)

8(4х–а)

(a+b)(15c+8)

 

24(x-a)

й

р

а

е

э

л

к

5.Станция «Практическая». (презентация , слайд 17-21)

        На этой станции мы  постараемся применить все имеющиеся у нас знания по теме для рационального , удобного и правильного выполнения всех заданий. Задания выполняются по вариантам самостоятельно, два ученика работают на откидной доске. Последующая проверка в парах, выставляется 2 балла за верное решение одного каждого примера.( при необходимости для проверки  используют решения на слайдах).

1 вариант

2 вариант

1.Вычислить:

  1,39 ·15+18 ·1,39+15 ·2,61+18 ·2,61

.   1,39 ·15+18 ·1,39+15 ·2,61+18 ·2,61

2.Упростить и найти значение выражения:

2–5ах–7а+7x, если  x=–3, а=4

а2+аb – 5а – 5b, если а=6,6;  b=0,4

3.Решить уравнение:

2 – 4х)+х – 4 =0;

5x² – 10х + (х – 2) = 0

6.Подведение итогов ». (презентация , слайд 22)

           Итак, наше  путешествие закончилось. Как вы считаете, достигли мы  поставленных в начале урока целей? (ответы нескольких учеников) Каковы результаты нашей работы узнаем, когда подсчитаем   получившийся суммарный результат: выставляем отметки

больше 25 баллов – «5»

                                      18-24балла – «4»

                                      10-17баллов-«3»

                                          <10 баллов- «2».

      Понравился ли вам урок?  Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?  Как вы думаете, пригодятся ли вам в следующих классах эти способы разложения?

7.Домашнее задание.

 Домашнее задание. (Раздаются карточки)

1. Заполни пропуски так, чтобы полученные выражения могли быть разложены по формулам разности квадратов:

c 2- …;

 a… - b…;

… - 4x2;

0,04 - …;

2. Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства:

(2x + y) 2= 4x 2+ … + y; 2

 9a2 - … = (3a + 2b)(3a – 2b);

16y4 - … = (3x + …)(… - 3x);

(3a2 + …)2 = … + 6a2b + b; 2 

(… - 9b4) 2= 4a2-… + …;

(0,8у - …)(… +0,8y) = … - 0,25x6;

(4x3-  …) 2= … … … + y4;

(-2y4+  …) 2= … - 4y4z 2+ …;

25m2 – 9n2 = (5m + 3n)(… - …).

Использованные материалы и интернет-ресурсы.

1. Материалы  газеты «Первое сентября»,2006- г.

2..http://festival.1september.ru/articles/579245/

 3.. Ч. 1 . Учебник для учащихся образовательных учреждений/ А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2008. – 160 с.:

4. Ч.2. Задачник для учащихся образовательных учреждений/ под ред. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2008. – 223 с.: ил.

 5.Компьютерная презентация, создавалась  с использованием материалов Фестиваля педагогических идей( материалы   рубрики  «Открытый урок" учителей  Филимоновой И.В.,  Сергеевой  Е.В.)

6.Занимательные задания в обучении математике.М.Ю.Шуба,М.,Просвещение,1995.-221с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разложение многочлена на множители .

Слайд 2

урок-путешествие Презирай лень мысли.

Слайд 3

Цели урока: Образовательная –: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений; Развивающая – способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, обобщения; развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания ; Воспитательная – содействовать формированию познавательного интереса к математике, воспитывать культуру общения

Слайд 4

Ход урока 1.Обсуждение темы, цели урока. 2 .Станция «Теоретическая». 3.Станция «Журналистская». 4.Станция «Историческая». 5.Станция «Практическая». 6.Подведение итогов. 7.Домашнее задание.

Слайд 5

Станция «Теоретическая» 1)Какие знаете способы разложения на множители? 2) Какой закон используется при вынесении общего множителя за скобки? 3) -Найти формулу разность квадратов ; -записать формулу квадрат разности; -найти правую часть формулы а 3 +в 3 =; -закончить формулу (а +в ) 3 = ; -найти формулу квадрат суммы.

Слайд 6

4)Применить один из методов и разложить на множители: 1) в 2 – 2 bc + c 2 ; 2) 9х 2 -у 2 ; 3) 1-(2 d )³ ; 4) а 2 + 6 a + 9; 5) 25 x 2 – y 2; 6) 5х 7 у +15ху 4; 7)7х-7у+а(х-у); 8) a³+8.

Слайд 7

Станция «Журналистская» Корреспондент математического журнала «Квант» сообщил, что в адрес журнала пришло письмо от ученика 7-А класса из г.Нью-Йорка с просьбой разложить на множители и решить уравнения. Выполняем самостоятельно с последующей проверкой в парах. Каждое верно решенное задание-2 балла.

Слайд 8

Станция «Журналистская» а)Разложить на множители: - a³+ а 2 -ав 2 -в 2 ; - ах+ау-х²-2ху-у²; б)Решить уравнение: - 2 x 2 – х 3 =0 - (х-2) 2 –(х+2) 2 =-16.

Слайд 9

а)Разложить на множители: 1) a³+ а 2 -ав 2 -в 2 =а 2 (а+1)-в 2 (а+1)=(а+1)(а 2 -в 2 ) = (а+1)(а-в)(а+в). 2) ах+ау-х²-2ху-у²=а(х+у)-(х+у)²=(х+у)* (а-(х+у))=(х+у)(а-х-у). б)Решить уравнение: 2 x 2 – х 3 =0 (х-2) 2 –(х+2) 2 =-16. х 2 (2-х)=0 (х-2-(х+2))(х-2+(х+2))=-16 х 2 =0 2-х=0 (х-2-х-2)(х-2+х+2)=-16 х=0 , х=2 -4(2х)=-16, -8х=-16, х=2 Ответ:0;2. Ответ:2.

Слайд 10

Станция «Журналистская» Корреспондент журнала «Человек и закон» рассказал о детективной истории. В некоторых примерах похитили числа, буквы и целые выражения, на их местах остались зияющие пустые места. Надо немедленно все восстановить. Помогите детективам! Решаем вместе с комментированием. Каждое верно прокомментированное задание-2 балла.

Слайд 11

-

Слайд 12

Станция «Журналистская» Корреспондент газеты «Школьники Саратова» подбирает материал для рубрики «Изюминка». Подскажите, как лучше выполнить задание: сравнить не выполняя вычислений 37 2 и 36*38 Правильный ответ- 2 балла .

Слайд 13

Математик (1707 – 1783гг.) Родился 15 апреля 1707 года В швейцарском городе Базеле В семье священника. Как зовут математика В 16 лет присвоена ученая степень магистра искусств

Слайд 14

20 лет приглашен в Петербургскую Академию Соратник Ломоносова 1727 год Как зовут математика

Слайд 15

Создание трудов Последние 17 лет он слепой продолжал работать и диктовал свои труды ученикам. Умер в России…..

Слайд 16

Фамилию великого ученого вы узнаете, если правильно выполните задание. . № п/п Разложите на множители Ответ Буква 1. 2. 3. 4. 5. 32х – 8а 4 х ² +36х³ 15с(а+ b ) + 8(a+b) 4ac+4ad – b(c + d) ax – 3x+4a – 12 4 х ² (1+9х) (a – 3)(x + 4) 23с(а+ b ) (c+d)(4a – b) 8(4х–а) (a+b)(15c +8 ) 24(x-a) й р а е э л к Оцените себя: за каждое верно решённое задание – 2 балла и 2 балла за угаданное слово 8(4х–а) 4 х ² (1+ 9х) (a+b)(15c + 8) (c + d)(4a – b) (a – 3)(x + 4) Э Й Л Е Р

Слайд 17

Станция «Практическая» На этой станции мы постараемся применить все имеющиеся у нас знания по теме для рационального, удобного и правильного выполнения всех заданий. Задания выполняются по вариантам самостоятельно, два ученика работают на откидной доске. Последующая проверка в парах, выставляется 2 балла за верное решение одного каждого примера.

Слайд 18

1 вариант 1.Вычислить: 1,39 ·15+18 ·1,39+15 ·2,61+18 ·2. 2.Упростить и найти значение выражения: 5а 2 –5ах–7а+7 x , если x =–3, а=4. 3.Решить уравнение: (х 2 – 4х)+х – 4 =0. 2 вариант 1.Вычислить: 14,7 · 13 - 2 · 14,7+13 · 5,3 - 2 · 5,3. 2.Упростить и найти значение выражения: а 2 +а b – 5а – 5 b , если а=6,6; b =0,4. 3.Решить уравнение: 5 x ² – 10х + (х – 2) = 0.

Слайд 19

Вычисли ть: 1. 1,39 · 15+18 · 1,39+15 · 2,61+18 · 2,61= =(1,39+2,61)(15+18) = = 4 · 33 = 132 2 ) 14,7 · 13 - 2 · 14,7+13 · 5,3 - 2 · 5,3= =(14,7+ 5,3)(13 – 2) = 20 · 11 = 220 =14,7(13 – 2) +5,3(13 – 2) = =( 1,39 · 15+18 · 1,39 ) + ( 15 · 2,61+18 · 2,61 )= = 1,39 ·( 15+18 ) +2,61 ( 15 +18 )= Станция «Практическая»

Слайд 20

Применение разложения многочлена на множители Упростите выражение и найдите его значение 1) 5 а 2 –5 ах –7 а +7x = 5а(а – х) – 7(а – х) = ( а – x)(5 а – 7) Если x=–3, а =4 , то ( а – x)(5 а – 7) = (4+3)(20-7)=7 · 13 = 9 1 2) а 2 +а b – 5 а – 5b = =(а+ b )(а – 5 ) = ( а +b)( а – 5) Если а =6,6; b=0,4, то ( а +b)( а – 5) = (6,6+0,4)(6,6-5) = 7 · 1,6= 1, 1 2 =а(а+ b ) – 5(а+ b ) =

Слайд 21

2 ) 5 x ² – 10х + (х – 2) = 0; 5х(х – 2 ) + 1(х – 2 ) = 0; (х – 2)(5х + 1) = 0; х – 2 = 0 или 5х + 1 = 0; х = 2 , 5х = -1; х = - 0,2 Ответ: 2; -0,2. Решить уравнение: 1)(х 2 – 4х)+х – 4 =0; х(х – 4) + 1(х – 4)=0; (х – 4)(х+1) = 0; х – 4=0 или х+1 =0; х = 4, х = -1. Ответ: 4; -1.

Слайд 22

Подведение итогов больше 25 баллов – «5» 18-24балла – «4» 10-17баллов-«3» <10 баллов- «2».

Слайд 23

Используемые материалы: Предметные недели в школе. Математика./сост. Л.В.Гончарова . Материалы газеты «Первое сентября»,2006- г. Занимательные задания в обучении математике.М.Ю.Шуба,М.,Просвещение,1995.-221с. Компьютерная презентация, создавалась с использованием материалов Фестиваля педагогических идей.

Слайд 24

Благодарю вас за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочлена на множители".

Представлена методическая разработка  урока алгебры в 7 классе ао теме "Рапзложение многочлена на множители" и призентация к нему....

Урок алгебры в 7 классе по теме: «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов»

Данный урок является третьим уроком по теме «Разложение многочлена на множители» в 7 классе по алгебры. По структуре этот урок является  уроком формирования навыков и закрепления умений....

Методическая разработка урока алгебры 11 класс по теме "Степень с рациональным показателем"

Методическая разработка урока алгебры 11 класс по теме "Степень с рациональным показателем"...

Методическая разработка урока алгебры 8 класс по теме "Теорема Виета"

Методическая разработка соответствует УМК«Алгебра 8 класс», авторы: А.Г. Мордкович, Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, Л.А. Александрова. В учебнике тема соответствует Главе IV «Квадратные уравнения», на ...

Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме "Разложение многочлена на множители различными способами" УМК Макарычев и др.

Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме "Разложение многочлена на множители различными способами" УМК Макарычев и др....

Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки»

Тип урока: урок закрепления знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС. Рассмотрены задания типа: задания с проверкой по эталону, групповая работа, физкульминутка, рефлексия...