Главные вкладки

    Статья на тему "Кому нужны олимпиады" для участия во Всероссийской конференции учителей математики, физики, биологии, проводимый фондом "Династия".
    статья по алгебре (11 класс) на тему

     

    Неверовская Светлана Владимировна,

    учитель математики МОУ лицея №14

    города Тамбова.

    Грант YD32-07

     

    Внеклассная работа: от подготовки к олимпиадам для школьников до олимпиад для абитуриентов.

     

    В нашем лицее углубленное изучение математики является приоритетным, а одним из показателей работы учителя является выступление учеников на олимпиадах. Поэтому внеклассной работе по предмету я уделяю  большое внимание.  Она начинается с учащимися младших классов для подготовки к олимпиадам для школьников.  Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одаренности ученика. Недаром многие вузы для победителей и призеров различного уровня олимпиад устанавливают льготы.

    Не могу согласиться с мнением, что олимпиады это соревнование на «самого умного математика школы (города, области, …)». Будь это так, по-моему, олимпиады не стоили бы десятой доли тех усилий, которые вкладываются в них. К счастью, цели олимпиад гораздо богаче. Я считаю, что кроме спортивных, это:

    • повышение интереса школьников к занятиям математикой;
    • выявление одаренных учащихся и привлечение их к систематическим внеклассным и внешкольным занятиям математикой;
    • подведение итогов и стимулирование работы с одаренными детьми.

    Учителя часто спрашивают меня, как готовить учеников к олимпиаде. Между тем, сначала стоило бы спросить, надо ли вообще это делать специально. Для себя я эту проблему давно решила: лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия математикой, а специальные мероприятия можно ограничить решением задач из олимпиад прошлых лет за месяц до предстоящего соревнования. Но я уверена, что победа на олимпиаде не должна превращаться в самоцель, а подготовка к ней – в главное содержание внеклассной работы.

     Я категорически не согласна с суждением, что если ребенок одаренный, то он не нуждается в специальных занятиях, талант все равно проявиться! Как часто учащиеся, не получившие должной подготовки в школе под руководством учителя или самостоятельно, после неудач не только не заинтересовываются математикой, но, напротив, часто теряют веру в свои силы и вряд ли скоро возьмутся за решение трудных и даже просто занимательных заданий. Ведь на олимпиадах встречаются задачи, при решении которых используются специальные методы, как правило, не рассматриваемые в школе на уроке.

    Бывает другая крайность – учитель занимается только с одаренными детьми. Но в моей практике уже не единичны случаи, когда подающие большие надежды дети не выдерживают долгой, кропотливой работы и к старшим классам начинают уступать тем, кто одержим желанием познать больше, стремлением победить. Поэтому на занятия математического кружка я приглашаю всех желающих. За время работы  между мной и ребятами возникают отношения сотрудничества: я помогаю ученикам готовиться к олимпиаде, разбираю вместе с ними задачи по ее окончании. А они в свою очередь  помогают мне. Например, старшеклассники  готовят   тематическое занятие (математическую регату, КВН) для учеников младших классов. Отмечу, что такой взгляд на олимпиады способствует «профессиональному росту» в математике как учеников, так и меня как учителя.

                  Олимпиады для абитуриентов можно считать итогом работы ученика и учителя. Я считаю, что они необходимы и для учащихся, которые могут поступить в престижный вуз, и для институтов и университетов, заинтересованных в талантливых студентах. Разнообразные формы проведения (заочные, очные, Интернет - олимпиады) позволяют действительно определить лучших. Порой думаешь, что за двадцать лет работы каких только задач не встречала, но приезжают ученики с очередной олимпиады и привозят такие задания, что первой реакция – шок! Не знаешь,  с какой стороны к нему подступить. И как бывает приятно, когда ребята начинают рассказывать, что предложили различные решения, а ответы совпали, задания оказались посильными! Тогда понимаешь, что не зря прошли годы, в течение которых готовились к олимпиадам, решали задачи, радовались победам, закалялись на поражениях, гордишься  своими питомцами и надеешься, что в будущем их ждет успех!

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Моя статья "Хочу поделиться опытом" для участия во Всероссийском конкурсе среди учителей

    Статья  "Хочу поделиться опытом" . Приняла участие во всероссийском конкурсе на лучшую статью о своем опыте, проводимой издательством Макмиллан в декабре 2010г....

    Мое участие во всероссийском конкурсе "Учитель - славлю имя твое"

    Для конкурса "Учитель - славлю имя твое" я выбрала сюжет из своей жизни: общение в рамках виртуальности. Об этом мое эссе. Оно было приведено полностью в "УГ" от 10 марта 2011 г....

    Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

    Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

    Всероссийская конференция учителей физики, математики, химии и биологии.Фонд Д.Зимина "Династия"

    Всероссийская конференция  учителей физики, математики, химии и биологии.Фонд Д.Зимина " Династия" прошла в июле 2013г.  Москва. Пансионат"Клязьма"....

    Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в номинации : "Учитель года-2016", Академия интеллектуального развития

    Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в ном...