Область определения функции. Урок алгебры в 9 классе
презентация к уроку алгебры (9 класс) по теме

Алексеева Каролина Евгеньевна

Урок №1 в теме: «Степенная функция», глава №3, учебник «Алгебра-9» под ред. Ш. А. Алимова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon oblast_opredeleniya_fuknkcii.ppt997 КБ
Microsoft Office document icon urok_oof-9.doc647.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Область определения функции Урок индивидуального обучения Алексеева Каролина Евгеньевна Учитель 1 категории ГОУ СОШ №648 СПб

Слайд 2

Цель урока: организовать деятельность учащегося по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний по теме.

Слайд 3

Задачи урока: расширить понятие учащегося о функциях путем введения области определения функции; формировать навыки нахождения области определения функции; развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии.

Слайд 4

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: компьютер, учебник, рабочая тетрадь. Материалы: электронная презентация урока, раздаточные карточки, опорный конспект по теме: «Функция».

Слайд 5

Беседа о функции Почти всё, что происходит с нами или вокруг нас, связано с понятием « функция », потому что всё вокруг взаимосвязано, а « функция »- это зависимость между двумя величинами, которая обладает определённым свойством, которое сегодня мы должны выяснить.

Слайд 6

Графический диктант Возраст человека зависит от его роста. Урожайность зависит от количества полезных веществ в почве. Суточный привес телёнка зависит от количества потребляемого молока. Количество плохих оценок зависит от количества пасмурных дней в году. Длина волос зависит от промежутка времени между стрижками. « ^»-утверждение неверно «_»- утверждение верно определить верными или неверными являются высказывания

Слайд 7

Ключ к графическому диктанту ^--^ - … Очевидно, что возраст не зависит от роста (1) и плохие оценки от пасмурных дней (4).

Слайд 8

Термин «функция» употребляется в двух смыслах: Им обозначается сама зависимость определённого вида, зависимая переменная . График, таблица, формула – различные способы задания функции. Посмотрим в опорный конспект.

Слайд 10

Вопросы по опорному конспекту: Что такое функция ? Какая переменная называется зависимой , а какая независимой ? Что такое область определения функции ? Какими способами задаётся функция?

Слайд 11

Объяснение нового материала (учебник стр. 65-66). Для области определения функции у=f(х) удобно использовать обозначение D(f). Примеры. 1) Для функции у=х³-7х, многочлен х³-7х имеет смысл при любом х , поэтому D ( f )=( - ∞ ;+ ∞ ). 2) Для функции у= √х , подкоренное выражение х ≥ 0 имеем D ( f )=[0;+ ∞ ). 3) Для функции у=1 / х , знаменатель х ≠ 0 имеем D ( f ) ≠ 0.

Слайд 12

Работа с формулой Задание. Найти область определения функции: а) у= √х+4 ; б) у=5 / х+4 ; в) у=5 / √х+4 . Решение. а) х+4 ≥ 0 . Ответ: D ( f )= [-4;+ ∞ ) или х ≥ -4 . б) х+4 ≠ 0 . Ответ: D ( f )=( - ∞ ; -4) U ( -4;+ ∞ ) или D ( f ) ≠ -4 или х ≠ -4 . в) х+4 > 0 , что следует из пунктов а) и б). Ответ: D ( f )=( -4;+ ∞ ) или х > -4 .

Слайд 13

Работа по карточкам (задания из ГИА). 1. При каком значении х выражение не имеет смысла? 1) -2 ; 2) 2 ; 3) 0 ; 4) -1 . 2. Даны выражения А . ; Б . ; В. . Какие из этих выражений не имеет смысла при х=4 ? 1) Б ; 2) А ; 3) Б и В ; 4) А и В .

Слайд 14

Работа с таблицей Функция у= f(x) задана таблицей . Принадлежат ли числа -4; -1,5; 8,5 области определения этой функции? х -3 -1,5 0 1 2 4 у -8 -2 1 4 8,5 10

Слайд 15

Работа с графиком Как найти D(f), если функция задана графиком ? Найдите проекцию графика на ось ОХ . Как называют выделенное множество точек? Вывод : если функция задана графиком, то чтобы найти D(f), надо…

Слайд 16

7 8 -6 -9 [-9;7] Область определения на графике

Слайд 17

Найти область определения функции

Слайд 18

Подведение итогов Рефлексия: определи тот материал, который ты усвоил хорошо, и тот, над которым ещё надо поработать дома. Домашнее задание : теория по опорному конспекту, № 158 (устно), 208 (1, 3); задания по графику на карточках.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме:

«Область определения функции» (слайд 1)

(Урок №1 в теме: «Степенная функция», глава №3, учебник «Алгебра-9» под ред. Ш. А. Алимова.).

Количество учащихся в классе:1.

Цель урока: (слайд 2) организовать деятельность учащегося по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Задачи урока (слайд 3): расширить понятие учащегося о числовых функциях путем введения области определения функции;

формировать навыки нахождения области определения функции;

развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии,

формировать исследовательские умения, функционально-графическую и математическую культуру;

воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья, поддержания на высоком уровне общей работоспособности для учения.

Тип урока: (слайд 4) урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

Материалы: электронная презентация урока, карточки для самостоятельной работы, опорный конспект по теме: «Функция».

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли посмотреть, как мы работаем. Постараемся работать как обычно и даже лучше.

Проверка домашнего задания

Учитель: На предыдущем уроке проводилась контрольная работа, поэтому домашнего задания не было.

Актуализация знаний(слайд 5)

Учитель: Почти все, что происходит с нами или вокруг нас связано с понятием «функция», потому что все вокруг взаимосвязано, а «функция»- это зависимость между двумя величинами, которая обладает определённым свойством, которое сегодня мы должны выяснить.

Сначала мы выполним разминку в виде графического диктанта. Нужно определить верными или неверными являются высказывания.

Задания для диктанта (слайд 6)

  1. Возраст человека зависит от его роста.
  2. Урожайность зависит от количества полезных веществ в почве.
  3. Суточный привес телёнка зависит от количества потребляемого молока.
  4. Количество плохих оценок зависит от количества пасмурных дней в году.
  5. Длина волос зависит от промежутка времени между стрижками.

« ^»-утверждение неверно

«_»- утверждение верно

Ключ: (слайд 7) 

^

-

-

^

-

Учащийся сверяет свои результаты с ключом. Проводится обсуждение полученных результатов.

Учитель: Мы рассмотрели зависимости между двумя величинами. Они могут быть представлены различными способами:

  1. Графиком
  2. Таблицей
  3. Формулой

Все они обладают одним свойством: каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.

Именно такие зависимости называются функциями.

График, таблица, формула – различные способы задания функции (слайды №8 и опорный конспект – №9)

Учащемуся выдается отпечатанный опорный конспект. (Приложение)

Систематизируются сведения по опорному конспекту. Параллельно вводятся понятия «аргумент», «значение функции», «область определения функции».

Задание по опорному конспекту (слайд 10):

  1. Что такое функция?
  2. Какая переменная называется зависимой, а какая независимой?
  3. Что такое область определения функции?
  4. Какими способами задаётся функция?

Объяснение нового материала (учебник стр. 65-66) (слайд 11).

Постановка учебной задачи:

Учитель: Установить способы нахождения области определения функции, если она задана формулой (или несколькими формулами на разных промежутках) или графиком.

Как записывают эти множества?

В виде неравенств или числовых промежутков (или их объединений).

Для области определения функции у = f(х), иногда удобно использовать обозначение D(f). Например: 1) для функции у=х³-7х, выражение х³-7х имеет смысл при любом х, поэтому D(f)=( -;+);

2) для функции у=, х0 имеем D(f)=[0;+);

3) для функции у=, х0 имеем D(f)0.

Нахождение ООФ по формуле (слайд 12)

Задание. Найти область определения функции: а) у=; б)у=; в) у=.

Решение. а) Так как область определения функции явно не указана, подразумевается, что она совпадает с областью определения выражения. Под знаком квадратного корня может находиться только неотрицательное число, значит, задача сводится к решению неравенства х+40.

б)    Функция  определена в любой точке х, за исключением точки— 4, при этом значении знаменатель дроби обращается в 0. Ответ можно записать так: D(f)=[-4;+).

Впрочем, на практике можно использовать сокращенную запись: D(f)-4.

в)    Здесь задача сводится к решению неравенства х+4> 0.

Воспользовавшись решением пункта а), но исключив из рассмотрения точку х=-4, получим: D(f)=( -4;+).

Работа по карточкам (слайд 13).

1. При каком значении х выражение  не имеет смысла?

1) -2; 2) 2; 3) 0; 4) -1.

2. Даны выражения

А. ; Б. ; В. .

Какие из этих выражений не имеет смысла при х=4?

  1. Б; 2) А; 3) Б и В; 4) А и В.

Работа с таблицей (слайд 14). Функция у=f(x) задана таблицей:

х

-3

-1,5

0

1

2

4

у

-8

-2

1

4

8,5

10

Принадлежат ли числа -4; -1,5; 8,5 области определения этой функции?

Работа с графиком (слайды 15, 16 и 17)

Как найти D(f), если функция задана графиком?

Выполните задания со слайдов 16 и 17. Сделайте соответствующий вывод.

Найдите проекцию построенных графиков на ось абсцисс. Выделите построенное множество точек. Как называют выделенное множество точек?

Вывод: если функция задана графиком, то чтобы найти D(f), надо…

Первичное закрепление во внешней речи

Учащийся решает типовые задачи  на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Подведение итогов (слайд 18). 

Рефлексия.

Организуется самооценка деятельности на уроке.

Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:

Что нового можно добавить в известную схему изучения функций?

Намечаются цели последующей деятельности:

На какие вопросы еще предстоит уточнить ответы? (что называют функцией, какими свойствами обладает функция, как задать функцию и т.д.)

Домашнее задание: теория в учебнике на стр. 65-66 и по опорному конспекту, № 158 (устно), 208 (1, 3); задания по графику на карточках.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

«Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» Урок математики Корниенко Анны Михайловны МБОУ СОШ № 9 Староминская

Уточнить понятие функции, её основных характеристик - области определения и области (множества) значений...

Самостоятельна работа по алгебре 9 класс по теме: « Область определения функции»

Самостоятельная работа в двух вариантах для учащихся в 9 классе....

"Свойства функций" Урок алгебры 9 класс, учебник Мордковича

1. Тип урока: комбинированный; содержит следующие учебно-воспитательные дидактические моменты: организационный момент, этап проверки домашнего задания, устная работа, закрепление темы, этап прове...

СЦЕНАРИЙ РАЗНОВОЗРАСТНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ «Нахождение области определения функций» в 9б и 11а классах

Тема урока: " Нахождение области определения функции".Тип урока: Урок отработки умения и рефлексия....