Функции. Область определения функции.
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Урок алгебры 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока алгебры по теме

«Функция. Область определения функции». 9 класс.

Цели:

Обучающая цель: систематизировать знания учащихся по теме; ввести понятия области определения, формировать умение их находить.

Развивающая цель: способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать; побуждать учеников к самоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности, развитие грамотной математической речи обучающихся.

Воспитательная: воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность при работе на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение  темы  и  целей  урока.
  2. Актуализация  знаний.  

В курсе алгебры 7 и 8 классов вы уже многое узнали о функциях. Вспомним: какие функции мы изучали – название функций, каков вид графиков этих функций, формулы, задающие данные функции. (Презентация, слайды 2,3).

  1. Изучение нового материала.

- Что же такое функция?  (Опр. Функцией называют такую зависимость переменной y от переменной x, при которой каждому значению переменной x соответствует единственное значение переменной у).

- Как называют переменные x и y? ( x называют независимой переменной или аргументом. Переменную y называют зависимой переменной, говорят также, что переменная y является функцией от переменной x).

- Как читают запись y = f(x)? (Читают:«y равно f от x») Символом f(x) обозначают значение функции, соответствующее значению аргумента, равному x.

- Пусть, например, функция задана формулой у = 2x2 – 6.Тогда можно записать, что

f (x)= 2x2 – 6. Найдём значения функции f для значений x, равных 2,5 и -3:

f (2,5) = 2 · 2,52 – 6 = 6,5; f(-3) = 2 · (-3)2 – 6 = 12.(Презентация, слайд 4 ).

  1. Закрепление.

Решить из учебника №1(в) и №2(f(-1)) с последующей самопроверкой (два ученика решают эти номера с обратной стороны доски).

  1. Решить устно. Найдите g(5), если g(x) =  . Сделайте вывод. (Вывод: выражение не имеет смысла, так как делить на 0 нельзя).

- В каких случаях выражение может не иметь смысла? (Выражение может не иметь смысла, если оно представлено в виде дроби с переменной в знаменателе или в виде корня четной степени из выражения с переменной).

  1. Изучение нового материала.

- Что такое область определения функции ? (Все значения независимой переменной образуют область определения функции). Область определения может быть бесконечным и конечным множеством чисел.

- Попробуем вывести правила для нахождения области определения функции, в зависимости от её вида.

После обсуждения с классом данной проблемы, приходим к следующим выводам (правила и примеры записываем в тетрадь).

Правило 1. Если функция представлена в виде многочлена, то областью её определения является множество действительных чисел. (Презентация, слайд 5).

Пример. Областью определения функции  f(x) = 5x2 + 6x – 4 является множество всех действительных чисел, т.к. 5x2 + 6x – 4 – многочлен.

Правило 2.Если функция представлена в виде дроби, то областью её определения является множество действительных чисел, при которых знаменатель отличен от нуля. ( Презентация, слайд 6).

Пример. Найдите область определения функции, заданной формулой: у = .

Решение. Так как в области действительных чисел делить на нуль нельзя, то область определения функции найдем из условия: знаменатель не равен нулю.

x 2  - 6x + 8 ≠ 0, отсюда x ≠ 2. x ≠ 4.

Ответ: областью определения функции у =  является множество действительных чисел, кроме х = 2 и х = 4.

Правило 3. Если функция представлена в виде корня четной степени из выражения с переменной, то областью её определения является множество действительных чисел, при которых подкоренное выражение неотрицательно. (Презентация, слайд 7).

Пример. Найдите область определения функции, заданной формулой: у = .

Решение. Так как в области действительных чисел под знаком квадратного корня может находиться только неотрицательное число, то область определения функции найдем из условия: подкоренное выражение больше либо равно нуля.

-6х + 8 ≥ 0, отсюда x ≤  .

Ответ: (-.

Пример. Найдите область определения функции, заданной формулой: у =  .

Решение. Учитывая, что в области действительных чисел под знаком квадратного корня может находиться только неотрицательное число и делить на нуль нельзя, то область определения функции найдем из условия: подкоренное выражение больше нуля.

-6х + 8  0, отсюда х   .

Ответ: (-.

Пример. Найдите область определения функции, заданной формулой: у = .

Решение. Областью определения функции  у =  является множество всех действительных чисел, т.к.  – многочлен.

  1. Закрепление. Решить из учебника № 11 (под диктовку).
  2. Обучающая самостоятельная работа из сборника Л.А.Александрова. Вариант 1, стр.26,  №1 (а, б, в). Вариант 2, стр.27, №1 (а, б, в). (По окончании работы взаимопроверка по образцу). (Презентация, слайды 8, 9)
  3. Итоги урока.

- Что называют областью определения функции?

- Назовите области определения всех элементарных функций.

- Какие выражения должны входить в формулу записи функции, чтобы областью её определения не являлось множество всех чисел?

X.  Домашнее  задание. п.1, № 3, № 9, № 29.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функции. Область определения функции. АЛГЕБРА 9 КЛАСС

Слайд 2

На рисунках показаны графики некоторых функций. Укажите название функции, название графика и формулу, задающую данную функцию. у = k / x Гипербола х у Функция обратная пропорциональность у х y = ах + b Прямая Линейная функция ( a > 0) ( k > 0) у х ( a = 0) y = ах + b b O O O Линейная функция b Прямая

Слайд 3

На рисунках показаны графики некоторых функций. Укажите название графика и формулу, задающую данную функцию. у у у х х х O O O Парабола Кубическая парабола Ветвь параболы вдоль оси ОХ y = x 2 y = x 3

Слайд 4

Функция задана формулой у = 2 x 2 – 6. Можно записать, что f(x) = 2 x 2 – 6. Найдите f(2,5) и f(-3). Решение . f(2,5) = 2 * 2,5 2 – 6 = 6,5; f(-3) = 2 * (-3) 2 – 6 =12.

Слайд 5

Правило 1. Если функция представлена в виде многочлена, то областью её определения является множество действительных чисел. Пример. Областью определения функции f ( x ) = 5 x 2 + 6 x – 4 является множество всех действительных чисел, т.к. 5 x 2 + 6 x – 4 – многочлен.

Слайд 6

Правило 2. Если функция представлена в виде дроби, то областью её определения является множество действительных чисел, при которых знаменатель отличен от нуля. Пример. Найдите область определения функции, заданной формулой: у = Решение. Так как в области действительных чисел делить на нуль нельзя, то область определения функции найдем из условия: знаменатель не равен нулю. х 2 - 6х + 8 ≠ 0, отсюда х ≠ 2. х ≠ 4. Ответ: множество действительных чисел, кроме х = 2 и х = 4.

Слайд 7

Правило 3. Если функция представлена в виде корня четной степени из выражения с переменной, то областью её определения является множество действительных чисел, при которых подкоренное выражение неотрицательно. Пример. Найдите область определения функции, заданной формулой: у = Решение. Так как в области действительных чисел под знаком квадратного корня может находиться только неотрицательное число, то область определения функции найдем из условия: подкоренное выражение больше либо равно нуля. -6х + 8 ≥ 0, отсюда х ≤ . Ответ: (-

Слайд 8

Найдите область определения функции: Вариант 1 а) у = х 2 – 3х + 4 Решение. х 2 – 3х + 4 – многочлен, значит областью определения функции является множество всех действительных чисел. б) у = Решение. Так как в области действительных чисел делить на нуль нельзя, то область определения функции найдем из условия: знаменатель не равен нулю. х – 2 ≠ 0, отсюда х ≠ 2.. Ответ: множество действительных чисел, кроме х = 2. Вариант 2 а) у = х 2 – 5х Решение. х 2 – 5х – многочлен, значит областью определения функции является множество всех действительных чисел. б) у = Решение. Так как в области действительных чисел делить на нуль нельзя, то область определения функции найдем из условия: знаменатель не равен нулю. 2х – 3 ≠ 0, отсюда х ≠ 1,5 Ответ: множество действительных чисел, кроме х = 1,5.

Слайд 9

Найдите область определения функции: Вариант 1 у = Решение. Учитывая, что в области действительных чисел под знаком квадратного корня может находиться только неотрицательное число и делить на нуль нельзя, то область определения функции найдем из условия: подкоренное выражение больше нуля. 6 – 3х > 0 , -3х > -6, х < 2 Ответ: х < 2. Вариант 2 у = Решение. Так как в области действительных чисел под знаком квадратного корня может находиться только неотрицательное число, то область определения функции найдем из условия: подкоренное выражение больше либо равно нуля. 8х + 5 ≥ 0, отсюда х ≥ - 0,625 . Ответ: х ≥ - 0,625 .

Слайд 10

Используемая литература 1.Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова ] ; под ред. С.А.Теляковского.- М. : Просвещение, 2014. 2.Алгебра. 9 класс. Самостоятельные работы для учащихся Общеобразовательных учреждений : к учебнику А.Г.Мордковича, П.В.Семенова / Л.А.Александрова ; под ред. А.Г.Мордковича. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение числовой функции. Область определения, область значений.

Урок изучения новых знаний по теме "Определение числовой функции. Область определения, область значений. " содержит презентацию, что значительно облегчает работу учителя на уроке. Материал для 9 ...

Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции.

Квадратичная функция. Функция. Свойства функций.  Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции....

«Определение числовой функции. Область определения и область значений функции»

Уточнить понятие функции, её основных характеристик - области определения и области (множества) значений...

«Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» Урок математики Корниенко Анны Михайловны МБОУ СОШ № 9 Староминская

Уточнить понятие функции, её основных характеристик - области определения и области (множества) значений...

Урок алгебры в 9 классе "Определение числовой функции. Область определения и область значений функции"

Урок «Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» по учебнику  А. Г. Мордковича. Тип урока: обобщение и систематизация знанийЗадачи: создать усл...

Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.

Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...