урок-сказка "Пароходный дилижанец" 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

УРОК МАТЕМАТИКИ "ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ" ПРОХОДИТ В ФОРМЕ УРОКОКА-СКАЗКИ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИСТОРИЮ, КОТОРУЮ СОЧИНИЛИ УЧЕНИКИ В ЧЕСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_parohodnyy_dilizhanec.docx375.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Негосударственная общеобразовательная школа-интернат №9 ОАО «РЖД»

                  Урок  - сказка:

«Пароходный дилижанец»

Тема:

           Действие с десятичными дробями.

                                            (5 класс)

                                         

                                                                                   Учитель математики

                                                                                         Степанова О.А.

                                                     

                                                        2008 год

                                                                           

                                                                                       

(урок систематизации знаний учащихся по теме «Действия с десятичными дробями»)

Цели урока:

        - систематизировать знания учащихся по теме;

        - закрепить умения и знания учащихся по основным правилам и законам математики при                   решении задач, уравнений;

        - активизировать работу  учащихся через игровую форму урока на познание математики и исторических фактов образования РЖД.

 Оборудование:

Карта России;

Наглядный материал (иллюстрации паровозов, фото Черепановых);

Энциклопедия железных дорог;

Книга «История и современность железных дорог в фотодокументах».

Ход урока:  

1.Оргмомент.  

Постановка целей.

 - Ребята сегодня мы с вами на уроке закрепим все наши знания и умения выполнения действий с

десятичными дробями. Но урок у нас будет не простой. Вы много узнаете нового, интересного из истории нашего государства, земли Российской, нашего русского народа. А что я вам сейчас поведаю, вы узнаете после того, как решите небольшие примеры и отгадаете зашифрованное в них слово.

2. Устный счет (заготовить на доске)

2,54+0,06

6 – 0,02

25,5:25

240,3

0,598 10

0,0102 : 0,01

Р

Н

К

О

Т

З

А

С

0,72

3,14

5,98

1,2

0,04

7,2

1,02

2,6

Р

Т

К

З

Н

О

А

С

Слово  «СКАЗКА».

  - Верно, ребята! Я вам расскажу невероятно интересную историю с  названием «Пароходный   дилижанец».

 

                         

 У каждого народа есть свои герои, свои кумиры, о которых слагают  стихи, складывают былины и возводят их , чуть ли не в сказочных героев. Вот такую сказку – быль я вам сейчас поведаю. И многие факты являются достоверными историческими событиями.

3. Решение задач, уравнений, вычислительных примеров.

 

- И так в некотором царстве, в Российском государстве, жил-был царь-государь. И была у него дочь-красавица. А умница-другой такой не сыскать! Всем интересовалась, по «заграницам» ездила, уму – разуму училась. Вот и решил царь-государь, что пора ей замуж выходить, а не ездить по чужим странам. Разослал он приглашения добрым молодцам и, в назначенный срок, явились,  добры молодцы во дворец. Много их собралось. А сколько узнаешь, если  найдешь значение данного выражения:

                             

       (11,28 + 3,4:0,851,55):0,125-104,84 =              отв. 35

-Никак среди всех молодцев царевна выбрать жениха себе не может.  И решила она их испытать, тем более у неё была давняя мечта. Говорит: «Хочу, чтобы у меня был экипаж  невиданной конструкции, чтобы ездил он не по пыльной дороге, а по чугунной, и возил её не конь. И чтобы я могла на нем ездить куда угодно и где угодно: через поля и леса, через бурные реки и высокие горы».

  И тогда:

                   У нас изменятся безмерно:

                  Шоссе Россию здесь и тут,

                  Соединив  пересекут.

                  Мосты чугунные чрез воды

                  Шагнут широкою дугой.

                  Раздвинем горы, под водой

                  Пророем дерзостные своды….»

Кто быстрее всех на таком экипаже приедет за того и замуж пойду».

 Да, быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Долго думали , добры молодцы. Такой    Дилижанец одним топором не вырубишь. И поспешили на Урал (используется карта России), который славился своими недрами.

                           

 Кроме того прослышали они, что на уральском заводе работает «чудо-телега», которая возит руду и сделана она из железа и ездит она без лошади, а дымит как пароход. А сделали эту технику местные крепостные – мастеровые отец и сын  Ефим Алексеевич и Мирон Черепановы.

  Долго добирались,  добры молодцы. Дорога трудная была, опасная, через горные перевалы, и в пургу и в дождь.

  И мы последуем за ними. Я думаю,  для нас трудности в пути тоже будут преодолимы.

   Задание вам такое:

   Найти значение выражений, применяя удобный способ вычисления:

2,5  1,035 4 = 10,35

0,387 +0,613 +3,142 = 4,142            (?) Что нужно знать и уметь применять при решении (25,243+17,77)- 2,77 =40,243                 примеров?

0,03454х +0,06546х-0,37= 1            (?) Записать законы сложения и умножения у доски.

если  Х = 13,7

-  Слушаем дальше.

 Не все добры молодцы выдержали такого изнуряющего перехода из Петербурга через Урал. Осталось их немного - не мало-10 чел. Прибыли они в Уральский рабочий город Нижний  Тагил и отправились прямо на Вийский завод, посмотреть эту «чудо-телегу» и найти чудо-мастеров.

    Пришли на завод, бьют челом оземь и просят заводчиков Демидовых, помочь им в выполнении каприза государевой дочки, и чтобы они  разрешили Ефиму и Мирону Черепановым смастерить дилижанец новой конструкции и чтобы добры молодцы были у них в подмастерьях.

   Как только прослышали это отец и сын, так с большим удовольствием принялись за это дело – давно у них была мечта смастерить «паровую телегу», которая могла перевозить людей быстрее, чем любой запряженный лошадьми экипаж.

     Мы тоже немного поработаем.                                      

     Решить уравнения:                                                             

(3-е учащихся у доски работают по карточкам)

а) (8,3-х)4,7 =5,64          х=7,1

б) 1,2х+4,5х-0,7=1,02      х=0,3

в) 5,04:(104,2-х)=1,2      х=100

Мастера – самородки Ефим и Мирон Черепановы сами делают чертежи деталей, сами потом их изготавливают и собирают. И вот он первый отечественный «Паровой дилижанец» - так они его называли сами, или ещё «сухопутный пароход» (демонстрируется фото).

 18 мая 1833 года они приступили к работе, а уже 21 января 1834 года начали его испытания и пробные поездки.

18 мая    1833 года

             -----

21 января 1834 года

      Показать таблицу.

                                                                             

Как говорилось в письме государю: «паровой дилижанец  постройкою совершенно готов и для ходу оного строится чугунная дорога, а для сохранения дилижанца отстраивается деревянный сарай».

- Посмотрите, какой получился красавец (демонстрируется фото).

Чтобы подняться во внутрь нужно преодолеть ступеньки:  

                           

:0,2

 

-0,8

*3

+0,31

0,72

Отв : 8.     -    8 месяцев трудились мастера над данной машиной.

 

 А тут и царь-государь прибыл вместе со своей свитой. Сам лично хотел провести испытания дилижанца. А свита немного немало 35 человек. Выдержит ли их всех  дилижанец, если его грузоподъёмность была 3,3т, а вес одного человека в среднем – 75 кг.

 Задача:  грузоподъёмность – 3,3 т.

                 Вес 1 чел.   – 75 кг.

                 Всего – 35 чел.

Решение

7535=2625 (кг) =2 т.625 кг=2,625 т.

3,3 т2,625 т.

Ответ: выдержит.

Так вот появился на Руси первый паровоз .Длина первой чугунной дороги для общего пользования была всего лишь 27 км и проложена она была между Петербургом и Царским Селом, а скорость «пароходного дилижанса» была 15 км/ч.

Задача: За какое время преодолевали путь в 27 км со скоростью 15 км/ч на паровозе

               Черепановых?

   N=15 км/ч

   S=27 км

   t=?                  t= S:N =27:15=1,8(ч)

Ответ: 1,8 ч.    

Вот такая история. История создания 1 паровоза. А вам интересно, что стало с добрыми молодцами?   А всё очень просто – они все передумали и отказались от царской короны. Уж больно мил стал им Урал, завод и работа у них очень увлекательная – строить новые «сухопутные пароходы», которые в дальнейшем стали называть паровозами.  

     Благодаря этой сказке мы с вами попытались заглянуть в историю нашего государства, в историю железных дорог и познакомились с прородителем нынешних локомотивов – пароходным дилижансом». И уже в 1837 году такие «сухопутные пароходы» были более совершенными, развивали большую скорость.

   А вот послушайте как описывает свою поездку на такой железной дороге один из участников поездки по Царскосельской  железной дороге. (стр.27 «История ж/д в фотодокументах»)  (демонстрируется рисунок).

   История железных дорог очень интересная.

                                       

Викторина:

 1.Кто предложил именовать «сухопутные пароходы» паровозами?  

Ответ: (Русский писатель Н.И.Греч, издавший газету «Северная пчела» в 1831-1859г).

2.В каком году и где был открыт первый «воксал» или вокзал?

Ответ: (В 1838 г, возле станции Павловск на Царскосельской дороге).

Задание на дом.

Индивидуальные карточки с проверочной работой, 4 варианта разного уровня сложности.

Итог урока.

а) выставление оценок.

б) подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...