Рабочая программа по математике 5-6 кл.
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку,  содержание курса, тематическое планирование уроков  математики 5-6 класса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно- методического обеспечения, критерии оценки знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-6.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Усть-Пинежская средняя общеобразовательная школа»

МО «Холмогорский муниципальный район»

Архангельской области

                                                                                                                           «Утверждаю»

Директор школы

_________________/ Е.Б. Везирова/

«_____» __________________ 2012г.

                                                                                                                              «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________________ /И.Н. Орехова/

«_____» __________________2012г.

Рабочая программа

по математике в 5-6 классах

учителя первой квалификационной категории

Хошевой Эльвиры Юрьевны

п. Усть-Пинега

2011г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета математики для 5-6 классов  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования. Основой построения курса математики 5-6 классов являются идеи и принципы развивающего обучения. В качестве главных  принципов развивающего обучения становится обучение на высоком уровне трудности, а также ведущая роль теоретических знаний в обучении.  Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии.

При изучении учебного курса 5-6 классов уделяется внимание задачам, направленным на развитие естественно - научного мировоззрения. Планирование рассчитано на 5 часов в неделю в каждом классе, всего 340 часов (170 часов-5класс и 170 часов -6 класс). Изучение учебного курса в 5 и 6 классах заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.

Изучение математики в 5-6-х классах направлено на достижение следующих целей:

воспитание у обучаемых средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюции математических идей;

развитие навыков вычислений с натуральными числами;

освоение навыков действий с десятичными дробями;

формирование умений: использование букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, построение геометрических фигур, измерение геометрических величин.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символьным языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Содержание тем учебного курса

Название раздела

Кол-во часов

Кол-во к/р

Содержание раздела

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Натуральные числа и шкалы.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Умножение и деление натуральных чисел.

Делимость чисел.

Площади и объемы.

Обыкновенные дроби.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Умножение и деление десятичных дробей.

Инструменты для вычислений и измерений.

Отношения и пропорции.

Положительные и отрицательные числа.

Решение уравнений.

Координаты на плоскости.

18

     21

     27

20

12

    25

22

32

13

26

17

19

36

15

13

1

      2

      2

1

1

2

2

3

1

2

2

2

3

2

1

Цель: Систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Цель: закрепить и развивать навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

Цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для изучения действий с обыкновенными дробями

Цель: расширить представления учащихся об изменении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

Цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

Цель: выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание дес.дробей.

Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

 Цель: сформировать умение решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Цель: сформировать понятие пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.

Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с полож. и отриц.числами.

Цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

Цель: познакомить с прямоугольной системой координат на плоскости..

Итого:   340 ч.

Учебно-тематическое планирование.

5 класс.

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов

Кол-во к/р

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

Натуральные числа и шкалы.

Обозначение натуральных чисел.

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Плоскость, прямая, луч.

Шкалы и координаты.

Меньше или больше.

                   Контрольная работа №1.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Вычитание.

                  Контрольная работа №2.

Числовые и буквенные выражения.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Уравнение.

                  Контрольная работа №3.

Умножение и деление натуральных чисел.

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Деление.

Деление с остатком.

                  Контрольная работа №4.

Упрощение выражений.

Порядок выполнения действий.

Степень числа. Квадрат и куб числа.

                   Контрольная работа № 5.

Площади и объемы.

Формулы.

Площадь. Формула площади прямоугольника.

Единицы измерения площадей.

Прямоугольный параллелепипед.

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

               Контрольная работа № 6.

Обыкновенные дроби.

Окружность и круг.

Доли. Обыкновенные дроби.

Сравнение дробей.

Правильные и неправильные дроби.

            Контрольная работа № 7.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Деление и дроби.

Смешанные числа.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

            Контрольная работа № 8.

Десятичные дроби.

Десятичная запись дробных чисел.

Сравнение десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Приближенные значения чисел. Округление чисел.

                Контрольная работа №9.

Умножение и деление десятичных дробей.

Умножение десятич.дробей на натуральные числа.

Деление десятич. дробей на натуральные числа.

           Контрольная работа  № 10.

Умножение десятичных дробей.

Деление на десятичную дробь.

Среднее арифметическое.

            Контрольная работа № 11.

Инструменты для вычислений и измерений.

Микрокалькулятор.

Проценты.

        Контрольная работа № 12.

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

Измерение углов. Транспортир.

Круговые диаграммы.

                 Контрольная работа № 13.

Повторение.

3

3

2

3

3

4

5

3

3

4

5

7

3

5

3

2

2

2

3

1

3

2

5

3

3

3

2

2

3

2

3

5

2

3

5

5

7

4

2

5

3

3

2

14

1

1

1

         1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

                                                                                              Итого:                       170ч.

Учебно - тематическое планирование

6 класс

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов

Кол-во к/р

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

Делимость чисел.

Делители и кратные.

Признаки делимости на 10, на 5, на 2.

Признаки делимости на 9 и на 3.

Простые и составные числа.

Разложение на простые множители.

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

Наименьшее общее кратное.

Контрольная работа № 1.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Основное свойство дроби.

Сокращение дробей.

Приведение дробей к общему знаменателю.

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Контрольная работа №2.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Контрольная работа № 3.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

Умножение дробей.

Нахождение дроби от числа.

Применение распределительного свойства умножения.

Контрольная работа № 4.

Взаимно обратные числа.

Деление.

Контрольная работа № 5.

Нахождение числа по его дроби.

Дробные выражения.

Контрольная работа № 6.

Отношения и пропорции.

Отношения.

Пропорции.

Прямая и обратная пропорциональная зависимости.

Контрольная работа № 7.

Масштаб.

Длина окружности и площадь круга.

Шар.

Контрольная работа № 8.

Положительные и отрицательные числа.

Координаты на прямой.

Противоположные числа.

Модуль числа.

Сравнение чисел.

Изменение величин.

Контрольная работа № 9.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Сложение отрицательных чисел.

Сложение чисел с разными знаками.

Вычитание.

Контрольная работа № 10.

Умножение и деление положительных и отрицат.чисел.

Умножение.

Деление.

Рациональные числа.

Свойства действий с рациональными числами.

Контрольная работа № 11.

Решение уравнений.

Раскрытие скобок.

Коэффициент.

Подобные слагаемые.

Контрольная работа № 12.

Решение уравнений.

Контрольная работа № 13.

Координаты на плоскости.

Перпендикулярные прямые.

Параллельные прямые.

Координатная плоскость.

Столбчатые диаграммы.

Графики.

Контрольная работа № 14.

Повторение.

3

3

2

2

2

3

4

2

3

3

6

6

4

4

5

2

5

5

3

3

4

3

2

2

2

3

2

2

3

2

2

2

3

3

3

3

2

3

3

2

3

4

2

2

3

2

3

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

1

1

1

                                                                                                        Итого:    170 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Арифметика

уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;

выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;

округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

уметь

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;

решать линейные уравнения;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

изображать числа точками на координатной прямой;

определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;;

моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами

Геометрия

уметь

пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

в простейших случаях строить развертки пространственных тел;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц

Перечень учебно – методического обеспечения.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

Основной учебник:

Математика. 5 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений , Н.Я. Виленкин и др., 23-е изд., испр., -М.,"Мнемозина", 2008г

Математика. Учеб. для  6 класса общеобразовательных учреждений , Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд , 20-е изд., стер.-М., "Мнемозина", 2007г

Дополнительные пособия:

Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы, В.И.Жохов, М., Мнемозина,2010 г.

Поурочные разработки по математике. 5 кл., А.П.Попова, М., «Вако», 2011г.

Поурочные разработки по математике. 6 кл., В.В.Выговская, М., «Вако», 2011г.

Математика. Поурочные планы. 5 кл., З.С.Стромова, О.В.Пожарская, Волгоград, «Учитель»,2006 г.

Математика. Поурочные планы. 6 кл., Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева, Волгоград, «Учитель»,2006 г.

Математические диктанты. 5 класс. В.И. Жохов, И.М. Митяева. "Росмэн".

Самостоятельные и контрольные работы. Математика 5. М.А.Попов, Изд-во «Экзамен», М 2007г.

Математический тренажер. 5 кл. В.И.Жохов, В.Н.Погодин. «Росмэн - пресс», М., 2005г.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

 полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3»  ставится в следующих случаях:

 неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился  с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2»  ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5»  ставится в следующих случаях:

работа выполнена полностью.

в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Тесты

«5» - 90-100%

«4» - 75-80%

«3» - 60-70%

«2» - 50% и менее.

Устно (по карточкам)

«5» - правильные ответы на все вопросы.

«4» - на основной вопрос ответ верный, но на дополнительные не ответил или допустил ошибку.

«3» - затруднился, дал не полный ответ, отвечал на дополнительные вопросы.

«2» - не знает ответ и на дополнительные вопросы отвечает с трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....