Урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме

НОВИКОВА Елена Александровна

Урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" по учебнику  Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова. Технология личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

5 класс

Технология:   личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”.

Задачи урока:

Образовательные: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; предоставление возможности ученикам проверить степень усвоения темы.

Развивающие: развитие логического мышления, памяти, умения самопроверять и анализировать свои  ошибки; развитие умений быстро и правильно проводить устные, письменные вычисления с применением знаний, развитие творческих способностей, желания учиться самостоятельно.

Воспитательные: повышение положительной мотивации учащихся в изучении математики, активизация познавательной деятельности, воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, выставка книг; оценочные листы; задания для мини-контрольной; таблица «Брянский лес»; портрет Пифагора.        

Девиз урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»

Ход урока

1.Организационный момент.

1.Положительный настрой на урок

Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза.

Мягким спокойным голосом  учитель произносит текст под лирическую музыку:

«Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно чтобы это место существовало на самом деле. Это может быть выдуманное место (уголок природы, сказка, рядом с выдуманными животным или героем мультфильма). Можете представить себе какую-либо хижину в горах, шалаш в лесу, лесную поляну, лужайку которую никто кроме вас не знает. Мысленно окажитесь там, подробно рассмотрите. Что вас окружает. Вы знаете, что самое безопасное место, здесь вас никто не может обидеть, здесь вы хозяин и король. Вы можете в этом месте слушать музыку, играть, читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать с другом и т. д.

Вам очень хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокойтесь, расслабляетесь, отдыхаете. Теперь мысленно возвращаетесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учиться, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые».

2.Учитель сообщает тему  и девиз урока (слайд 1)

                                 Дроби десятичные – новые для Вас.

Лишь совсем недавно  их узнал ваш класс.

Сразу прибавилось всем теперь мороки:

Учим, учим правила, готовимся к уроку.

  - Какую цель себе поставим?  (Каждый учащийся ставит цели для себя). Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся.

Главная наша цель сегодня закрепить знания и умения по сложению и вычитанию десятичных дробей.

II. Актуализация знаний.

1.Индивидуальная работа  для 3-х учеников (ситуация выбора,  которая позволяет  ученику выполнять задания с учётом его личных возможностей и способностей).  Три ученика работают у доски.

Задание 1. Выполнить действия:        Задание 2.Восстановите  запятые:                            

7,62 + 4,2        1) 52+ 18 = 7

5,9 - 0,836                                                2) 3 + 108 = 408

13,91 + 4,5                                                3) 736 - 336 = 4

11,2 - 8,243            4) 63 - 27=603

5,04 + 4,96        5) 42 + 17 = 21,2

Задание 3. Решить задачу. Скорость теплохода по течению реки 29,2 км/ч. Собственная скорость лодки 26,5 км/ч. Найти скорость против течения реки.

Фронтальная работа с применением ИКТ.

Устные упражнения.

Назвать фамилии ученых, которые внесли свой вклад в развитие теории о десятичных дробях.

В 15 в. самаркандскйй ученый Каши разработал теорию десятичных дробей и изложил правила действий с ними. ( Слайд 2)

В 1885 г. Стевин в книге «Десятичная» описал арифметические действия с десятичными дробями и ввел для них символику. ( Слайд 3)

В 1616 г. английский ученый Дж. Непер ввел запятую в качестве разделительного знака. ( Слайд 4)

В России учение о десятичных дробях изложил Л.Магницкий. ( Слайд 5)

2.  Узнать длину тела бобра. ( Слайд 6)

 5,9 6,3 3,6 -  выбрать наименьшее число.

 2,3 2,7 0  - выбрать наибольшее число.

 3,7 4,7 1,4 - ни наименьшее, ни наибольшее.

Сложить результаты.

10 дм - длина тела бобра.

Бобр - крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам.

3. Вопросы (Слайд 7) :

Прочитать дроби: 2,7; 3,752; 40,503

Сравнить дроби: 3,4 и 5,01; 1 и 0,015

Как сложить десятичные дроби?

Как сравнивают дроби по разрядам?

Осуществляется проверка индивидуальных заданий. Учащиеся комментируют свои действия, повторяют правила, на которые допущены ошибки.

 Физминутка «Массаж ушей»

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) потягивание ушной раковины к наружи;

4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Закрепление знаний.

1.Тест (по сборнику тестовых заданий. 1в. стр. 37, 2 в. стр. 38)  Приложение №

Взаимопроверка и оценивание в парах постоянного состава (Слайд 8)

Ответы:

в. 3; 1;4; 1; 3; 1.        

в. 4; 1; 2; 4; 1; 3.

Физминутка

Для глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

2. Угадать зашифрованное слово. (Слайды 9-10)

Работа в парах постоянного состава по карточкам.

8,1 + 7,9 = 16                          11,3 + 2,5 = 13,8                              

5 – 1,8 = 3,2                           5,4 + 4,2 = 9,6

7,5 - 2,3 = 5,2                         10,8 – 0,8 = 10            

3,6 – 0.9 = 2,7                         6,2 + 1,8 = 8

9,7 + 9,1 = 18,8                      10 – 3,5 = 6,5  

3,2-  е                              

5,2 –  р                              

16 – д          

13,8 - х                              

18,8 - о

10 - л          

2,7-  м                            

8 - е

9,6 - е

6,5 - с                  

По одному выходят ученики к интерактивной доске и маркерами записывают ответы и буквы.

Дермохелес - название черепахи, обитающей в Тихом океане. Из панциря делают украшения, яйца и мясо употребляют в пищу.

        А теперь немного разомнемся!

      Физминутка. Упражнения для улучшения осанки.

1. Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.

2. Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой     рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. То же движение, но в другую сторону.

3. Мини – контрольная (на 4 варианта по карточкам).

Индивидуальная работа.

Самопроверка (Слайд 11)

1 в. горностай        2 в. гюрза

3 в. ягуар        4 в. аисты

4. Историческая минутка.

 Задача об учениках Пифагора. (Слайд 12)

У Пифагора было 28 учеников, среди которых были женщины, что в те времена было редкостью. Половина учеников изучала математику, четверть - музыку, седьмая часть - философию, остальные были женщины. Сколько было женщин?

IV. Домашнее задание (творческое).

 Составить задачи по таблице «Брянский лес» с учётом своих личных возможностей и способностей. Подготовить сообщение о животных (по желанию).  (Слайд 13)

Детям раздаются карточки:

белка 45,8 тыс.        волк 0,12 тыс.

заяц 17,3 тыс.        лисица 4,4 тыс.

косуля 4,87 тыс.        зубр 9,027 тыс.

олень 0,3 тыс.        лось 1,1 тыс.

куница 2,7 тыс.        горностай 2,5

V. Подведение итогов урока 

Что мы с вами сегодня повторили и закрепили?

Мы повторили и закрепили навыки работы с десятичными дробями, решая примеры, задачи. И ещё раз убедились, что математика – интересная наука.

VI. Рефлексия.   Оцени себя сам.

Чему мы научились на уроке?

Что необходимо нам для того, чтобы избежать ошибок?

Как вы себя оценили? Выставление оценок.

Какой этап урока вам понравился больше всего?

Какое настроение  у вас после этого урока? Как вы себя ощущаете? Выберите утверждение:

* хорошо*; уверенно;* смело;* гордо;* комфортно;* глупо;* неуверенно;* испуганно;* сердито;* грустно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сложение и вычитание десятичных дробей» Тема урока: Девиз урока Знания имей отличные по теме: «Дроби десятичные» Подготовила: учитель ФГКОУ СОШ №167 Новикова Елена Александровна

Слайд 2

аль-Каши Джемшид ибн Масуд Математик и астроном, работавший в 1420 - 30 годы в Самаркандской обсерватории Улугбека. В работе "Ключ арифметики" (1427г.) изложил приемы извлечения корней, основанные на применении формулы бинома для натурального показателя. Ввел в употребление десятичные дроби и описал правила действий над ними. В "Трактате об окружности" (около 1427) вычислил значение числа π с 17-ю верными десятичными знаками. (год рождения неизвестен — умер около 1436— 1437)

Слайд 3

Симон Стевин Он был фламандским инженером и ученым. Открыл десятичные дроби заново (в то время европейцы еще не знали, что десятичные дроби открыл ал-Каши). В книге «Десятичная» описал арифметические действия с десятичными дробями и ввел для них символику. Число 24,56 выглядело так: 24 5 6 0 1 2 (1548-1620)

Слайд 4

Джон Непер В 1616 году ввел запятую в качестве разделительного знака, отделяющего целую часть от дробной в десятичных дробях. (1550-1617 )

Слайд 5

Магницкий Л.Ф. (1669-1739) Преподаватель математики в Школе математических и навигационных н аук в Москве. Автор первого печатного руководства "Арифметика» (1703) - свода математических знаний того времени. В своей "Арифметике" Магницкий Л.Ф. изложил учение о десятичных дробях.

Слайд 6

Задача: «Узнай длину тела бобра» 5,9; 6,3; 3,6 – выбрать наименьшее число 2,3; 2,7; 0 – выбрать наибольшее число 3,7; 4,7; 1,4 – выбрать ни наименьшее, ни наибольшее число Найти сумму выбранных чисел. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам. Ответ: длина тела бобра – 10 дм

Слайд 7

Устные упражнения Прочитайте дроби: 2,7; 3,752; 40,0053 Сравните дроби: 3,4 и 5,01; 0,1 и 0,15 Как сложить десятичные дроби? Как сравнивают дроби по разрядам? Почему десятичные дроби используют чаще, чем обыкновенные?

Слайд 8

Ответы на тест «Сложение и вычитание десятичных дробей» 1-й вариант 3 1 4 1 3 1 2-й вариант 4 1 2 4 1 3

Слайд 9

8,1 + 7,9 11,3 + 2,5 5 – 1,8 5,4 + 4,2 7,5 – 2,3 10,8 – 0,8 3,6 – 0,9 6,2 + 1,8 9,7 + 9,1 10 – 3,5 Угадайте зашифрованное слово

Слайд 10

Ответ на задачу «Угадай зашифрованное слово» Дермохелес – название черепахи, обитающей в Тихом океане. Из ее панциря делают украшения. Яйца и мясо – употребляют в пищу.

Слайд 11

Мини-контрольная 1-й вариант Горностай 2-й вариант Гюрза 3-й вариант Ягуар 4-й вариант Аисты

Слайд 12

Задача: «Ученики Пифагора» У Пифагора было 28 учеников, среди которых были женщины, что в те времена было редкостью. Половина учеников изучала математику, четверть – музыку, седьмая часть – философию, остальные были женщины. Сколько было женщин в числе учеников?

Слайд 13

Заповедник «Брянский лес» Белка 45,8тыс Волк 0,12тыс Заяц 17,3тыс Лисица 4,4тыс Косуля 4,87тыс Зубр 0,027тыс Олень 0,3тыс Лось 1,1тыс Куница 2,7тыс Ласка 2,5тыс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Урок-путешествие "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" составлен для учащихся пятых классов. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по зоопарку, которое сопровождается яркой и красо...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...

Конспект + презентация урока математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Конспект открытого урока математики, проведенного в 9 «А» классе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейскана тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»27.02.2013 г.Учитель : В...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей"Предмет:  математика.Класс: 5.Автор урока: Пестрикова Наталья Григорьевна, учитель математики и информатики.Образовательное учреждение: Г...

урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Здесь представлен открытый урок по математике  с презентацией "Сложение и вычитание десятичных дробей"...