Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме

Драгунова Елена Юрьевна

Рабочая программа по математике составлена для работы по учебнику Дорофеева Г.В и Шарыгина И.Ф.

Рассчитана на 204 часа, по 6 часов в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_5_klass.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

         Данная программа для 5класса по учебному комплекту «Математика5» под редакцией Г.В.Дорофеева и И.Ф. Шарыгина (М.: Просвещение) составлена на основе государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике  и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа является типовой и построена на основе линейного подхода.

     Цель обучения:

овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

интеллектуальное развитие учащихся (интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость, независимость мышления).

формирование личностно-ценностного отношения к математическим знаниям, представления о математике как части общечеловеческой культуры, развитие умения применять математику в реальной жизни.

   Задачи:

развить понятие числа

развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами

продолжить знакомство с геометрическими понятиями

формировать умения в построении геометрических фигур и измерении геометрических величин

научить переводить практические задачи на язык математики

подготовить учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии

     Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по математике» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию математической культуры личности: теоретическая (знания и умения) и практическая (практическая деятельность и повседневная жизнь) подготовка школьников.

         Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.      

         Программа состоит из разделов: пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование материала и требования к уровню подготовки обучающихся.

        

Структура документа

Рабочая программа по алгебре представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению задач и нематемаческих задач;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь - умение логически обосновать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представление об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики отводится не менее 875 ч. из расчёте 5 ч. в неделю с V по IX класс. Программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 90 учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Согласно учебному плану школы на изучение математики в 5 классе отводится 6 часов в неделю, всего 204 урока.

Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:

технология коммуникативного обучения;

технология личностно-ориентированного обучения;

технология проблемного обучения;

информационно-коммуникационная технология;

здоровьесберегающих технологии.

Здоровьесберегающих технологии, применяемые в процессе обучения:

зарядка для глаз;

смена видов деятельности;

эмоциональная разрядка;

построение урока в соответствии с динамикой внимания, учитывая время каждого задания.

Содержание  курса

Линии (11 ч).

Линии на плоскости. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Окружность.

Основная цель – развить представление о линии, продолжать формирование графических навыков и измерительных умений.

Натуральные числа (16 ч).

Натуральные числа и нуль. Сравнение. Округление. Перебор возможных вариантов.

Основная цель – систематизировать и развить знания о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.

Действия с натуральными числами (25 ч).

Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Решение арифметических задач.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.

Использование свойств действий при вычислениях (14 ч).

Свойства арифметических действий.

Основная цель – расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.

Многоугольники (7 ч).

Угол. Острые, тупые и прямые углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники.

     Основная цель – познакомить учащихся с новой геометрической фигурой – углом; ввести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.

Делимость чисел (20 ч).

Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители.

Основная цель – познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости чисел (делитель, простое число, разложение на множители, признаки делимости).

Треугольники и четырехугольники (12 ч).

Треугольники и их виды. Прямоугольник. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Равенство фигур.

Основная цель – познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представления о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.

Дроби (25 ч).

Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к новому знаменателю. Сравнение дробей.

Основная цель – сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.

Действия с дробями (39 ч).

Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач.

Основная цель – научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.

Многогранники (12 ч).

Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки.

Основная цель – познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники их элементы по проекционному чертежу; научить изображать параллелепипед и пирамиду; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

Таблицы и диаграммы (9ч).

Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы.

Основная цель – формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.

Повторение. Решение задач (14 ч).

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать:

существо понятия математического доказательства; проводить примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения, неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

как применять перечисленные ниже умения.

Арифметика

Уметь:

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;

читать, записывать и изображать на прямой натуральные числа;

выполнять арифметические действия с натуральными числами, сравнивать натуральные числа;

округлять натуральные числа;

пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

решать текстовые задачи, включая задачи на части, на совместную работу, на уравнивание, задачи, связанные  с  дробями;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Геометрия

Уметь:

пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

решать простейшие геометрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Уметь:

проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,  составлять таблицы, строить диаграммы;

решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование

I четверть    – 47 часов   (2 контрольные работы)

II четверть   – 44 часав (2 контрольные работы)

III четверть  – 56 часов (2 контрольные работы)

IV четверть  – 41 час   (3 контрольные работы)

пункта

Содержание материала

Всего часов

В том числе на:

Сроки изучения

по плану

Срок

изучения

фактический

уроки

проверочные работы

контроль-ные работы

Повторение пройденного в начальной школе.

1

Входная диагностическая контрольная работа

1

Глава 1.    Линии.

11

1.1

Разнообразный мир линий.

2

1.2

Прямая. Части прямой. Ломаная.

2

1.3

Длина линии

3

Проверочная работа

1.4

Окружность. Обводим линии.

4

Проверочная работа

Глава 2.   Натуральные числа

16

2.1

Как записывают и читают числа.

2

Математический диктант

2.2

Сравнение чисел

3

2.3

Числа и точки на прямой.

3

Самостоятельная работа

2.4

Округление натуральных чисел

3

Самостоятельная работа

2.5

Перебор возможных вариантов

5

Глава 3.  Действия с натуральными числами

25

3.1

Сложение и вычитание

5

Самостоятельная работа, математический диктант

3.2

Умножение и деление

7

Самостоятельная работа (2), математический диктант

Контрольная работа № 1

1

3.3

Порядок действий в вычислениях

4

Самостоятельная работа

3.4

Степень числа

3

Математический диктант

3.5

Задачи на движение

5

Самостоятельная работа (2)

Контрольная работа № 2

1

Глава 4.  Использование свойств действий при вычислениях

14

4.1

Свойства сложения и умножения

3

Самостоятельная работа

4.2

Распределительное свойство.

3

Математический диктант

4.3

Задачи на части

4

Самостоятельная работа

4.4

Задачи на уравнивание

3

Самостоятельная работа

Контрольная работа № 3.

1

Глава 5.  Многоугольники

7

5.1

Как обозначают и сравнивают углы

2

Проверочная работа

5.2

Измерение углов

3

Проверочная работа

5.3

Углы и многоугольники

2

Глава 6.   Делимость чисел.

20

6.1

Делители и кратные

3

Математический диктант

6.2

Простые и составные числа

3

6.3

Делимость суммы и произведения

3

6.4

Признаки делимости

3

Самостоятельная работа

6.5

Деление с остатком

3

6.6

Разные арифметические задачи

4

Контрольная работа № 4.

1

Глава 7. Треугольники и четырехугольники

12

7.1

Треугольники и их виды

3

Проверочная работа

7.2

Прямоугольники

2

7.3

Равенство фигур

2

7.4

Площадь прямоугольника

3

Проверочная работа

7.5

Единицы площади

2

Глава 8.   Дроби

25

8.1

Доли

2

8.2

Что такое дробь

5

Математический диктант

8.3

Основное свойство дроби

4

Самостоятельная работа

8.4

Приведение дробей к общему знаменателю

4

Математический диктант

8.5

Сравнение дробей

4

Самостоятельная работа, Математический диктант

8.6

Натуральные числа и дроби

2

Математический диктант

8.7

Случайные события

3

Контрольная работа № 5

1

Глава 9.   Действия с дробями

39

9.1

Сложение дробей

4

Самостоятельная работа

Математический диктант

9.2

Сложение смешанных дробей

4

Самостоятельная работа

9.3

Вычитание дробных чисел

6

Самостоятельная работа(2)

Математический диктант

Контрольная работа № 6.

1

9.4

Умножение дробей

6

Самостоятельная работа(2)

Математический диктант

9.5

Деление дробей

6

Самостоятельная работа(2)

Математический диктант

9.6

Нахождение части целого и целого по его части

6

Самостоятельная работа(2)

Математический диктант

9.7

Задачи на совместную работу

5

Самостоятельная работа

Контрольная работа № 7.

1

Глава 10.   Многогранники

12

10.1

Геометрические тела и их изображение

3

10.2

Параллелепипед

3

Проверочная работа

10.3

Объем параллелепипеда

3

Проверочная работа

10.4

Пирамида

2

10.5

Развертки

1

Глава 11.    Таблицы и диаграммы

9

11.1

Чтение и составление таблиц

3

11.2

Чтение и построение диаграмм

2

11.3

Опрос общественного мнения

3

Итоговое повторение курса математики  5 класса.

13

Итоговая контрольная работа ( № 8).

1

Всего

204

            Учебно-методическое обеспечение

Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –  М. «Просвещение», 2010 г.

Бунимович Е.А. и др. Рабочая тетрадь. Математика. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2010 г.

Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Шарыгин И.Ф. и др. Дидактические материалы  для 5 класса. – М.: «Просвещение», 2010 г.

Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Рослова Л.О., Сафонова Н.В. Контрольные работы  5-6 классы. Пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2010 г.

Кузнецова Л.В., Сафонова Н.В. Тематические тесты 5 класс. –

М. «Просвещение», 2010 г.

Суворова С.Б., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Рослова Л.О. Математика  5-6 Книга для учителя – М.: Просвещение, 2006.

Бокарева С.А., Смирнова Т.В. Математика. Поурочные разработки для 5 класса – М. «Просвещение» 2009 г.

Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю  Математика  5, 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М. «Интеллект-центр» 2010 г.

Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5, 6 класса – М. «ИЛЕКСА» 2003 г.

Минаева С.С. 30 тестов по математике 5 – 7 классы. М. «Экзамен» 2010 г.

Попова Л.П. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс.          –    М. «ВАКО» 2010 г..

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания методического

объединения учителей математики № ____

«_____» _____________ 2012г.

«СОГЛАСОВАНО»

 Зам. директора по УВР ______________

«_____» _____________ 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...