Рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме

В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_dlya_5_klassa.docx375.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное    образовательное     учреждение

Уршельская   средняя   общеобразовательная    школа

Принята                                                                                       Утверждена

на  заседании   МО                                                                       Приказом   директора   школы

учителей   математики                                                                 №203а  от  30.08.2012 г.

29 августа 2012 г.

Руководитель МО:__________Грачёва В.В.                              Директор    школы:__________Мудрецов  Ю.А.

Рабочая   программа

по  математике  для  5   класса

Зубенко  Надежды  Александровны

2012  год

Пояснительная   записка

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.

 Цели обучения математике в 5 классе: 

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к  преодолению трудностей;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Общеучебные цели

Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Формирование умения использовать различные языки математики:  словесный, символический, графический.

Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно  и мотивированно организовывать свою деятельность.

Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при  решении практических задач, используя при  необходимости справочники и вычислительные устройства.

Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные цели

Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.

Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.

Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического),  свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.

Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

федерального компонента государственного стандарта общего образования,

примерной программы по математике основного общего образования,

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

тематического планирования учебного материала,

базисного учебного плана.

Программа рассчитана на 170 учебных часов, в том числе 14 часов на проведение контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

традиционная классно-урочная

игровые технологии

элементы проблемного обучения

технологии уровневой дифференциации

здоровьесберегающие технологии

ИКТ

Требования к уровню подготовки  обучающихся  5 классов

 должны знать:

понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;

правила выполнения действий с заданными числами;

свойства арифметических действий;

понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;

определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.

            должны уметь:  

выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

применять свойства арифметических действия при решении примеров;

решать уравнения, упрощать буквенные выражения;

решать задачи на дроби и с помощью уравнений;

находить процент от числа и число по его проценту.

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и          повседневной жизни:  

для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;

устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.


Учебно-тематический  план

Номер  урока

Название  темы

Количество  часов

Требования  к    уровню  подготовки   учащихся

Натуральные   числа.                                                                   13 ч.                                                                              

1-2

Повторение.

2

3-4

Обозначение  натуральных  чисел.

2

5

Отрезок. Сравнение   отрезков.

1

6

Длина  отрезка. Треугольник.

1

7

Плоскость. Прямая.

1

8

Луч. Дополнительные   лучи.

1

9

Шкалы.

1

10

Координатный   луч. Координаты.

1

11

Меньше   или  больше.

1

12

Сравнение   чисел.

1

13

Контрольная    работа №1 по  теме «Натуральные    числа»

1

       Сложение  и  вычитание   натуральных   чисел.               24 ч.                                            

14-17

Сложение  натуральных  чисел  и  его   свойства.

4

18

Сложение  натуральных  чисел  и  его свойства. Самостоятельная   работа.

1

19-21

Вычитание   натуральных  чисел.

3

22

Вычитание  чисел  в  столбик.

1

23

Решение   задач  с   использованием   действия   вычитания.

1

24

Контрольная    работа №2 по   теме «Сложение  и  вычитание  натуральных   чисел»

1

25-27

Числовые  и   буквенные   выражения.

3

28

Числовые  и  буквенные   выражения. Самостоятельная   работа.

1

29-31

Буквенная    запись  свойств   сложения  и   вычитания.

3

32-33

Уравнение.

2

34-35

Решение    задач  с  помощью  уравнений.

2

36

Контрольная  работа №3 по теме «Числовые   и  буквенные  выражения»

1

       Умножение  и  деление   натуральных  чисел.                  27 ч.                                          

37-41

Умножение     натуральных  чисел  и  его   свойства.

5

42

Умножение   натуральных  чисел  и  его  свойства. Самостоятельная   работа.

1

43-47

Деление   натуральных  чисел  и   его  свойства.

5

48

Деление   натуральных  чисел  и   его  свойства. Самостоятельная    работа.

1

49-51

Деление    с  остатком.

3

52

Контрольная   работа №4 по  теме «Умножение  и  деление  натуральных  чисел»

1

53-54

Распределительное   свойство   умножения.

2

55-57

Упрощение   выражений.

3

58

Упрощение   выражений. Самостоятельная   работа.

1

59-61

Порядок   выполнения  действий.

3

62-63

Квадрат  и  куб  числа.

2

64

Контрольная     работа  №5  по  теме «Упрощение   выражений»

1

             Площади  и  объёмы.                                                        12 ч.                                                

65-66

Формулы.

2

67

Площадь. Формула  площади   прямоугольника.

1

68

Квадрат. Формула  площади    квадрата.

1

69-70

Единицы   измерения   площади.

2

71

Формулы   площади. Самостоятельная   работа.

1

72

Прямоугольный  параллелепипед.

1

73

Объём. Объём   прямоугольного  параллелепипеда.

1

74-75

Объём. Соотношения   между   единицами   объёма.

2

76

Контрольная  работа №6  по  теме «Площади  и  объёмы»

1

        Обыкновенные  дроби.                                                          23 ч.                                              

77-78

Окружность  и  круг.

2

Знать: понятие  окружность, полуокружность, полукруг, радиус, диаметр  окружности.

Уметь: строить  окружность и  полуокружность  с  помощью   циркуля.

79-81

Доли. Обыкновенные   дроби.

3

Знать: понятия  доля, половина,треть,четверть,обыкновенная

дробь, числитель,знаменатель

Уметь:читать  и  записывать  дроби,изображать  их на координатном

луче, находить  часть  от  числа.

82

Доли. Обыкновенные   дроби.Самостоятельная   работа.

1

83-85

Сравнение   дробей.

3

Знать:признаки  равных  дробей.

Уметь:сравнивать  дроби,изображать

равные  дроби  на  координатном  луче.

86-87

Правильные  и   неправильные    дроби.

2

Знать:понятия  правильной и  неправильной  дроби.

Уметь: сравнивать правильные и  неправильные  дроби.

88

Контрольная   работа   №7 по  теме  «Обыкновенные    дроби»

1

89-90

Сложение  и  вычитание    дробей  с   одинаковыми  знаменателями.

2

91

Сложение  и  вычитание    дробей  с   одинаковыми  знаменателями. Самостоятельная   работа.

1

92-93

Деление   и  дроби.

2

94-95

Смешанные   числа.

2

96-98

Сложение  и  вычитание   смешанных   чисел.

3

99

Контрольная     работа №8  по теме  «Сложение  и вычитание   обыкновенных    дробей»

1

 Десятичные дроби.Сложение и вычитание десятичных дробей.                         14 ч.    

100-101

Десятичная   запись   дробных    чисел.

2

102-103

Сравнение    десятичных   дробей.

2

104

Сравнение    десятичных   дробей. Самостоятельная     работа.

1

105

Разложение   десятичной   дроби  по  разрядам.

1

106-109

Сложение  и  вычитание   десятичных  дробей.

4

110

Сложение  и  вычитание   десятичных  дробей. Самостоятельная     работа.

1

111-112

Приближённое   значение     чисел. Округление     чисел.

2

113

Контрольная    работа  №9 по  теме «Сложение  и  вычитание   десятичных  дробей»

1

        Умножение и деление десятичных дробей.                        24 ч.                                              

114-116

Умножение  десятичных  дробей   на   натуральные  числа.

3

117-119

Деление  десятичных   дробей  на   натуральные   числа.

3

120

Умножение   и  деление  десятичных   дробей  на   натуральные   числа. Самостоятельная   работа.

1

121

Деление    десятичной   дроби  на  10,100,1000  и  т.д.

1

122

Контрольная   работа №10 по  теме «Умножение   и  деление  десятичных   дробей  на   натуральные   числа»

1

123-126

Умножение    десятичных  дробей.

4

127

Умножение    десятичных  дробей. Самостоятельная   работа.

1

128-130

Деление   на  десятичную   дробь.

3

131

Деление  на   десятичную   дробь  0,1;0,01; 0,001  и  т.д.

1

132

Деление   на  десятичную   дробь. Самостоятельная   работа.

1

133-136

Среднее   арифметическое.

4

137

Контрольная     работа №11 по  теме «Умножение  и  деление    десятичных  дробей»

1

         Инструменты для вычислений и измерений.                  19 ч.                                              

138-139

Микрокалькулятор.

2

140-141

Проценты.

2

142-144

Задачи  на  проценты.

3

145

Контрольная    работа  №12 по  теме  «Проценты»

1

146

Угол, обозначение. Сравнение   углов.

1

147-148

Прямой  и  развёрнутый   углы. Чертёжный   треугольник.

2

149

Транспортир, градус, алгоритм  измерения   углов.

1

150-151

Сравнение   величин  углов.

2

152

Классификация   углов   по  градусной  мере.

1

153

Сравнение   величин  углов. Самостоятельная   работа.

1

154-155

Круговые   диаграммы.

2

156

Контрольная   работа  №13 по теме  «Угол. Сравнение   величин  углов»

1

       Повторение.                                                                               14 ч.                                              

157-158

Действия  с  натуральными   числами.

2

159-160

Геометрические    фигуры.

2

161-162

Обыкновенные    дроби.

2

163-164

Сложение ,вычитание, умножение  и   деление  десятичных   дробей.

2

165-166

Решение  уравнений.

2

167-168

Решение    задач.

2

169

Итоговая   контрольная   работа.

1

170

Анализ   итоговой   контрольной    работы.

1

Содержание программы  учебного   курса

 (5 часов в неделю, всего 170 ч)

1. Натуральные числа и шкалы (13 часов)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.                                                                                                             Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.

При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2.Сложение и вычитание натуральных чисел (24 часа)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.  

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3.Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

 Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.  

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.    

 Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4.Площади и объемы (12 часов)

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.    

 Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.  

  При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5. Обыкновенные дроби (23  часа)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

 Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.    

 В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

Десятичные дроби.  Сложение и вычитание десятичных дробей (14 часов)

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.  

Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.                                                                                                                                 При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.  

 Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

 При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

Умножение и деление десятичных дробей ( 24 часа)

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями.  

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.  

 8. Инструменты для вычислений и измерений (19 часов)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.  

 Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.  

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

 Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

 В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач (14 часов)

Средства контроля:

 Переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы. Контрольные  работы  взяты  из  разработок, указанных в  учебно-методическом  обеспечении.

Учебно-методические   средства   обучения

          1)  учебник «Математика-5 кл.» авт. Н.Я. Виленкин, В.И.  Жохов, М:

          Просвещение  2012г.

         2)поурочные  планы   по  учебнику Н.Я. Виленкина,В.И.Жохова  «Математика-5 кл.»  авт.                З. С. Стромова, О.В. Пожарская,Волгоград   2008г.

        3 )контрольные  и  самостоятельные  работы  по математике  5  класс:  к       учебнику  Н.Я.                           Виленкина  и  др. «Математика. 5 кл.»/ М.А.Попов -М:Изд-во «экзамен»,2012г.

        4)Математика. 5 класс. Контрольные   работы  в  новом   формате/В.Л.Александрова;Московский  центр  непрерывного  образования.-М:Интелект-Центр,2011г.

        5)Тестовые  материалы   для    оценки    качества  обучения. Математика. 5 класс/И.Л.Гусева,Н.В.Рыбакова-М:Интеллект-Центр,2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...