Рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме
В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_dlya_5_klassa.docx | 375.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уршельская средняя общеобразовательная школа
Принята Утверждена
на заседании МО Приказом директора школы
учителей математики №203а от 30.08.2012 г.
29 августа 2012 г.
Руководитель МО:__________Грачёва В.В. Директор школы:__________Мудрецов Ю.А.
Рабочая программа
по математике для 5 класса
Зубенко Надежды Александровны
2012 год
Пояснительная записка
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.
Цели обучения математике в 5 классе:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Общеучебные цели
Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные цели
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:
Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
тематического планирования учебного материала,
базисного учебного плана.
Программа рассчитана на 170 учебных часов, в том числе 14 часов на проведение контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 классов
должны знать:
понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
правила выполнения действий с заданными числами;
свойства арифметических действий;
понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.
должны уметь:
выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
применять свойства арифметических действия при решении примеров;
решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
находить процент от числа и число по его проценту.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.
Учебно-тематический план
Номер урока | Название темы | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся |
Натуральные числа. 13 ч. | |||
1-2 | Повторение. | 2 | |
3-4 | Обозначение натуральных чисел. | 2 | |
5 | Отрезок. Сравнение отрезков. | 1 | |
6 | Длина отрезка. Треугольник. | 1 | |
7 | Плоскость. Прямая. | 1 | |
8 | Луч. Дополнительные лучи. | 1 | |
9 | Шкалы. | 1 | |
10 | Координатный луч. Координаты. | 1 | |
11 | Меньше или больше. | 1 | |
12 | Сравнение чисел. | 1 | |
13 | Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа» | 1 | |
Сложение и вычитание натуральных чисел. 24 ч. | |||
14-17 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 4 | |
18 | Сложение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа. | 1 | |
19-21 | Вычитание натуральных чисел. | 3 | |
22 | Вычитание чисел в столбик. | 1 | |
23 | Решение задач с использованием действия вычитания. | 1 | |
24 | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | |
25-27 | Числовые и буквенные выражения. | 3 | |
28 | Числовые и буквенные выражения. Самостоятельная работа. | 1 | |
29-31 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 3 | |
32-33 | Уравнение. | 2 | |
34-35 | Решение задач с помощью уравнений. | 2 | |
36 | Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения» | 1 | |
Умножение и деление натуральных чисел. 27 ч. | |||
37-41 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 5 | |
42 | Умножение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа. | 1 | |
43-47 | Деление натуральных чисел и его свойства. | 5 | |
48 | Деление натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа. | 1 | |
49-51 | Деление с остатком. | 3 | |
52 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | |
53-54 | Распределительное свойство умножения. | ||
55-57 | Упрощение выражений. | 3 | |
58 | Упрощение выражений. Самостоятельная работа. | 1 | |
59-61 | Порядок выполнения действий. | 3 | |
62-63 | Квадрат и куб числа. | 2 | |
64 | Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений» | 1 | |
Площади и объёмы. 12 ч. | |||
65-66 | Формулы. | 2 | |
67 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 1 | |
68 | Квадрат. Формула площади квадрата. | 1 | |
69-70 | Единицы измерения площади. | 2 | |
71 | Формулы площади. Самостоятельная работа. | 1 | |
72 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | |
73 | Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 | |
74-75 | Объём. Соотношения между единицами объёма. | 2 | |
76 | Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы» | 1 | |
Обыкновенные дроби. 23 ч. | |||
77-78 | Окружность и круг. | 2 | Знать: понятие окружность, полуокружность, полукруг, радиус, диаметр окружности. Уметь: строить окружность и полуокружность с помощью циркуля. |
79-81 | Доли. Обыкновенные дроби. | 3 | Знать: понятия доля, половина,треть,четверть,обыкновенная дробь, числитель,знаменатель Уметь:читать и записывать дроби,изображать их на координатном луче, находить часть от числа. |
82 | Доли. Обыкновенные дроби.Самостоятельная работа. | 1 | |
83-85 | Сравнение дробей. | 3 | Знать:признаки равных дробей. Уметь:сравнивать дроби,изображать равные дроби на координатном луче. |
86-87 | Правильные и неправильные дроби. | 2 | Знать:понятия правильной и неправильной дроби. Уметь: сравнивать правильные и неправильные дроби. |
88 | Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | |
89-90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 | |
91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Самостоятельная работа. | 1 | |
92-93 | Деление и дроби. | 2 | |
94-95 | Смешанные числа. | 2 | |
96-98 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 3 | |
99 | Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 1 | |
Десятичные дроби.Сложение и вычитание десятичных дробей. 14 ч. | |||
100-101 | Десятичная запись дробных чисел. | 2 | |
102-103 | Сравнение десятичных дробей. | 2 | |
104 | Сравнение десятичных дробей. Самостоятельная работа. | 1 | |
105 | Разложение десятичной дроби по разрядам. | 1 | |
106-109 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 4 | |
110 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа. | 1 | |
111-112 | Приближённое значение чисел. Округление чисел. | 2 | |
113 | Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | |
Умножение и деление десятичных дробей. 24 ч. | |||
114-116 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 3 | |
117-119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 3 | |
120 | Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Самостоятельная работа. | 1 | |
121 | Деление десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д. | 1 | |
122 | Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | |
123-126 | Умножение десятичных дробей. | 4 | |
127 | Умножение десятичных дробей. Самостоятельная работа. | 1 | |
128-130 | Деление на десятичную дробь. | 3 | |
131 | Деление на десятичную дробь 0,1;0,01; 0,001 и т.д. | 1 | |
132 | Деление на десятичную дробь. Самостоятельная работа. | 1 | |
133-136 | Среднее арифметическое. | 4 | |
137 | Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | |
Инструменты для вычислений и измерений. 19 ч. | |||
138-139 | Микрокалькулятор. | 2 | |
140-141 | Проценты. | 2 | |
142-144 | Задачи на проценты. | 3 | |
145 | Контрольная работа №12 по теме «Проценты» | 1 | |
146 | Угол, обозначение. Сравнение углов. | 1 | |
147-148 | Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник. | 2 | |
149 | Транспортир, градус, алгоритм измерения углов. | 1 | |
150-151 | Сравнение величин углов. | 2 | |
152 | Классификация углов по градусной мере. | 1 | |
153 | Сравнение величин углов. Самостоятельная работа. | 1 | |
154-155 | Круговые диаграммы. | 2 | |
156 | Контрольная работа №13 по теме «Угол. Сравнение величин углов» | 1 | |
Повторение. 14 ч. | |||
157-158 | Действия с натуральными числами. | 2 | |
159-160 | Геометрические фигуры. | 2 | |
161-162 | Обыкновенные дроби. | 2 | |
163-164 | Сложение ,вычитание, умножение и деление десятичных дробей. | 2 | |
165-166 | Решение уравнений. | 2 | |
167-168 | Решение задач. | 2 | |
169 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
170 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 |
Содержание программы учебного курса
(5 часов в неделю, всего 170 ч)
1. Натуральные числа и шкалы (13 часов)
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.
При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел (24 часа)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3.Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.
Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4.Площади и объемы (12 часов)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (23 часа)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 часов)
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
Умножение и деление десятичных дробей ( 24 часа)
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (19 часов)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.
Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (14 часов)
Средства контроля:
Переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы. Контрольные работы взяты из разработок, указанных в учебно-методическом обеспечении.
Учебно-методические средства обучения
1) учебник «Математика-5 кл.» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, М:
Просвещение 2012г.
2)поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина,В.И.Жохова «Математика-5 кл.» авт. З. С. Стромова, О.В. Пожарская,Волгоград 2008г.
3 )контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 кл.»/ М.А.Попов -М:Изд-во «экзамен»,2012г.
4)Математика. 5 класс. Контрольные работы в новом формате/В.Л.Александрова;Московский центр непрерывного образования.-М:Интелект-Центр,2011г.
5)Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс/И.Л.Гусева,Н.В.Рыбакова-М:Интеллект-Центр,2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...