«Логарифмические уравнения»
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Брусенко Василий Васильевич

 

Пояснительная записка

Описание приемов и методов организации учебной деятельности

     Данная методическая разработка представлена по естественнонаучному направлению - урок  математики, 11 класс.

     «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев» 68 часов (2 часа в неделю), М., «Просвещение», 2008 г.    

Учебник: А.Н. Колмагоров и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 кл., М., «Дрофа», 2007.

     Данный урок первый в теме «Логарифмические уравнения» и первый в разделе «Уравнения».  Специфика данного урока заключается в применении презентаций и  задач из сборников подготовки к ЕГЭ.

 Основные этапы урока:

  1. Оргмомент.
  2. Воспроизведение и актуализация опорных знаний (фронтальный опрос, работа в парах).
  3. Этап закрепления и совершенствования ЗУН (работа в группах, «изюминки», индивидуальная работа)  
  4. Рефлексивно-оценочной этап.
  5. Домашнее задание
  6. Выставление оценок

     В начале урока была поставлена цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по применению методов решения логарифмических уравнений (подготовиться к ЕГЭ по данной теме). Для достижения цели были  выбраны задачи:

     1. Образовательная: систематизировать методы решения логарифмических уравнений и учить применять полученные знания при решении заданий повышенной сложности.

2. Развивающая:  развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.

3. Воспитательная: воспитание таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.

     Начальный этап урока – организационный момент.  На данном  этапе  -  приветствие, организация внимания учащихся.

     Следующий этап работы -  актуализация знаний учащихся.  Основная задача данного  этапа -  обеспечить готовность учащихся к   применению  пройденного материала.  На   данном этапе проводился фронтальный опрос, а также работа в парах с презентацией по карточкам, где ребятам  необходимо было ответить на вопросы задания №1, если ученики затруднялись, то они могли воспользоваться презентацией как справочным материалом.

 На следующем этапе урока закрепления и совершенствования ЗУН ребята работали в группах (задание №2)   выполняли небольшую самостоятельную работу. Решали логарифмические уравнения. Решив их необходимо было найти на маленьких карточках корень уравнения или сумму корней, накрыть уравнение карточкой, в результате этой работы у каждой группы получится слово. Ребятам необходимо было распределить уравнения соответственно тому уровню, с которым каждый из них мог справиться.  Работа групповая, эффективно распределяя роли в группе, можно выполнить эту работу быстрее других команд.

   Работа в парах, группах  - межличностное взаимодействие школьников -  позволяет  развивать коммуникативные компетенции учащихся. 

    Работа учащихся оценивается на каждом этапе урока определенным количеством баллов. По результатам работы формируется итоговая оценка за урок.  Заработать на уроке максимально возможное количество баллов позволяет  рейтинговая технология, основная задача которой - оценить деятельность каждого  учащегося на уроке, организовать деятельность школьников, имеющих разные возможности и  создать условия для индивидуального развития  учащихся  с целью их дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации. Отличие рейтинговой технологии от других – в обеспечении условий соревновательности, снижении влияния случайных факторов  на результаты работы.

     «Изюминка» используется на этапе закрепления материала  для передачи школьникам  самого главного, значимого. «Изюминка» - это выступление 2 - 3 учащихся (опережающее обучение) с компьютерной презентацией в программе Microsoft PowerPoint.

     Чтобы  остальные учащиеся класса не были на уроке  пассивными слушателями, им  на данном  этапе  урока предлагается записать в тетрадь вопросы, возникшие у них в ходе просмотра слайдов, а затем задать их выступающим одноклассникам. Данный вид работы  позволяет развивать информационную, познавательную, речевую культуру школьников.  Здесь   учителем используются такие приемы, как похвала, поощрение учащихся, уточнение.

     Физминутка  (здоровье сберегающие технологии) необходима на уроке для предупреждения  перегрузки школьников, снятия мышечного напряжения,   усталости.

      Цели урока достигаются комплексно на протяжении всего урока. Методы обучения, применяемые на уроке: словесный, репродуктивный, проблемный и частично-поисковый. Учащиеся, решая задачи, преодолевают трудности. На протяжении урока осуществляется контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Все результаты работы вносились в оценочный лист, в конце урока выставлена оценка каждому ученику. Регулирование и коррекция знаний учащихся проходит в процессе работы с заданиями из сборников ЕГЭ в виде консультаций учителя.

          Рефлексия  (обращение назад) - это размышление, самонаблюдение, самопознание. На  этапе рефлексии ученики заполняют опросные листы, затем  считают  свои заработанные в течение всего   урока баллы,   выявляют и говорят учителю о том,  какую отметку каждый  заработал на уроке.

     Рефлексивно–оценочный этап  с использованием опросных листов  дает учителю  возможность выявить: насколько материал урока понят учащимися, было ли им на уроке (на разных его этапах) комфортно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока математики, 11 класс

Автор: Брусенко Василий Васильевич, учитель математики, МОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края.

Учебник:   . А.Н. Колмагоров и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 кл., М., «Дрофа», 2007.

Тема: «Логарифмические уравнения»

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по применению методов решения логарифмических уравнений (подготовиться к ЕГЭ по данной теме).

Задачи:        

1. Образовательная: систематизировать методы решения логарифмических уравнений и учить применять полученные знания при решении заданий повышенной сложности.

2. Развивающая:  развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.

3. Воспитательная: воспитание таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.

Эпиграф урока: «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны, или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (А. Дистервег).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Учебно-наглядный комплекс: ПК, проектор, компьютерные презентации в программе  Microsoft PowerPoint,  индивидуальные карточки, дидактический-раздаточный материал, оценочный лист. Весь материал подобран в соответствии с целями урока.

На доске – эпиграф урока.

Опережающее задание: 2-м группам учащихся из 2-3 человек найти “Изюминки” и подготовить презентации в программе Microsoft PowerPoint  по теме: “Логарифмические уравнения” и представить решение на уроке.

Работа учащихся состоит из пяти этапов. Итоги своей деятельности ребята фиксируют в оценочных листах.

Оценочный лист учащегося

Фамилия ____________________________________________________

Имя _________________________________________________________

№ П/п

Этапы работы

Достижения

Количество баллов

1

Фронтальный опрос.

Воспроизведение опорных знаний (теоретический материал)

 

2

Работа в парах. Задание №1.

Повторение и воспроизведение опорных знаний (индивидуальная работа по карточкам и с презентацией)

 

3

Работа в группах. Задание №2

Работа поискового характера. Умение решать простейшие уравнения.

 

4.

“Изюминки”.

Умение представить решение, а другим учащимся усвоить нестандартные логарифмические уравнения и системы уравнений.

 

5.

Индивидуальная работа

Ребята выполняют задания, упорядоченные по степени сложности для достижения каждым  доступного ему уровня (задания из сборников ЕГЭ)

Итоговое количество баллов ____________

Оценка ____________

Самооценка за урок зависит от суммы набранных баллов на всех этапах.

Критерии оценок:

“5”  - 17-20 баллов

“4”  - 14-16 баллов

“3”  - 10-13 баллов. 

Оценка работы учащихся.   Работа учащихся оценивается на каждом этапе урока определенным количеством баллов. По результатам работы формируется итоговая оценка за урок.

Этапы урока:

Оргмомент.

Воспроизведение и актуализация опорных знаний (фронтальный опрос, работа в парах).

Этап закрепления и совершенствования ЗУН (работа в группах, «изюминки», индивидуальная работа)  

Рефлексивно-оценочной этап.

Домашнее задание

Выставление оценок

        Ход урока:

I. Оргмомент: приветствие, организация внимания учащихся, объявление порядка организации учебной деятельности на уроке, обращаю внимание на то, что на каждом этапе урока ученики оценивают свою деятельность. (0,5 мин.).              

Доброе утро, ребята!

Сегодня мы с вами вернемся в мир удивительный и прекрасный – в мир математических уравнений.

Еще в курсе начальной школы перед вами возникали проблемы: как найти неизвестный множитель, если известно произведение и второй множитель?  На протяжении 10 лет обучения в школе нам на помощь приходили уравнения. Самые различные виды уравнений изучались вами на уроках математики.

Какие виды уравнений знаете вы? (рациональные, дробно-рациональные, иррациональные, тригонометрические, логарифмические, показательные)

И мы сегодня урок посвятим решению логарифмических уравнений.

Нашей задачей с вами будет: СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.

II. Воспроизведение и актуализация  опорных знаний (12 мин.):

А) Фронтальный опрос (учащиеся отвечают на вопросы).

Что значит решить уравнение? (найти все значения переменной, при которых уравнение обращается в верное числовое равенство или доказать, что таких значений нет.)

Что такое корень уравнения?  (значение переменной, при которой уравнение обращается в верное числовое равенство)

Какие уравнения называют логарифмическим?  (уравнения, в которых переменная содержится под знаком логарифма, называют логарифмическими)

Какие методы решения логарифмических уравнений вы уже рассматривали на уроках алгебры?  (1. метод решения с помощью определения; 2. метод потенцирования; 3. метод введения вспомогательной переменной)

 Что называется логарифмом?  (Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию а, называется показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить число b).

В) Работа в парах с презентацией по карточкам (необходимо ответить на вопросы задания №1, если ученики затрудняются, то могут воспользоваться презентацией как справочным материалом).

Задание№1

      Фамилия_____________________________                               Вариант I

Используя определение логарифма, проверьте справедливость равенств (в скобках укажите верно, или не верно):

а) log4 16=2 /___________/,                б) log4 92=5 /___________/,

в) log5 125=3 /___________/.

Используя основные свойства логарифмов, вычислите:

а) log13 13=                    б) log125 – log5 3=          

в) log12 4 – log12 36=

Используя определение логарифмического уравнения, выпишите логарифмические уравнения:

а) log125 – хlog5 3=12,           б) logх=3,                в) 2х=15,      

 г) 2х2 +3х= log125,                 д) log2 (x2+4х+3)=3,

е)  2х2 +3х= 12,                          ж) log22x - log2x - 2=0

Ответ:

Какие методы решения логарифмических уравнений вы знаете:

1)____________________________________________________,

2)____________________________________________________,

3)____________________________________________________,

4)____________________________________________________.                                             

III. Этап закрепления и совершенствования ЗУН 

 (15 мин.).

А) Работа в группах (задание №2)   Выполним небольшую самостоятельную работу. Перед вами карты с логарифмическими уравнениями. Решив их найдите на маленьких карточках корень уравнения или сумму корней, накройте уравнение карточкой, в результате этой работы у каждой группы получится слово. Распределяйте уравнения соответственно тому уровню, с которым каждый из вас может справиться.  Работа групповая, эффективно распределяя роли в группе, вы сможете выполнить эту работу быстрее других команд. Максимум отведенного времени 10 минут.

Задание №2

Группа № I

Решите уравнения:

а) log3 х=1 ,               б) log1/2 х=-3,                в) logх 5=1,  

 г) log6 (14-4х)- log6 (2х+2)=0,                 д) log32x - 2log3x =3.

Группа № II

Решите уравнения:

а) log4 х=2 ,               б) logх=-2,                в) logх 4=1,  

 г) log2 (3х-6)- log2 (2х-3)=0,                 д) log22x+3=4log2x.

Группа № III

Решите уравнения:

а) log5 х=2 ,               б) logх=-2,                в) logх 3=1,  

 г) log3 (2х-4)- log3 (х+1)=0,                 д) log32x =4- 3log3x.

4

А

-25

Б

1/6

В

0,02

Г

64

Д

1/3

Е

5,2

Ё

72

Ж

3/7

З

27

И

1/4

К

1/9

Л

-39

М

1/16

Н

25

О

5

П

8

Р

16

С

3

Т

2

У

32

Ф

1/24

Х

-1/3

Ц

0,9

Ч

97

Ш

35

Щ

5/7

Ь

-80

Ы

7,2

Ъ

3,2

Э

2

Ю

-5

Я

Какие ключевые слова получились у вас? (ЮПИТЕР, САТУРН, ВЕНЕРА, ПЛУТОН).

Какими методами вы решали уравнения?

Как вы думаете, почему при решении логарифмических уравнений получились именно такие ключевые слова, показывающие правильность вашего решения?

(Открытие Логарифма было связано в первую очередь с быстрым развитием астрономии в XVI в., уточнением астрономических наблюдений и усложнением астрономических выкладок).

Поэтому, ребята, в век развития космического строения, развития компьютерной техники изучение темы “Логарифмические уравнения” очень актуально.

Б) «Изюминка»     Ученики представляют свои “Изюминки” - нестандартные логарифмические уравнения и системы уравнений. Каждая “Изюминка” оценивается в 3 балл  - презентация  в программе Microsoft PowerPoint, (5мин.).  3 ученика  комментируют показ слайдов  (2-3 слайда); опережающее задание. Учитель предлагает  школьникам прослушать выступление одноклассников и по ходу их выступления  сделать в тетради пометки: + -  новое; V - это уже знал;  ?  - не понял; -   - думал иначе; ! – не согласен. Обсуждение в классе.

В)  Физминутка (0,5 мин): упражнения для снятия статического напряжения.

Учитель:                                

                                                 - Зарядка всем полезна,

                                                    Зарядка всем нужна.

                                                    От скуки и болезней

                                                    Поможет всем она.

         

Г) «Индивидуальная работа под руководством учителя» (проверка и закрепление ЗУН по решению заданий подобранных учителям из КИМов к ЕГЭ). Ребята выполняют задания, упорядоченные по степени сложности для достижения каждым  доступного ему уровня

IV.    Рефлексивно-оценочной этап: учитель предлагает  учащимся   заполнить  опросные листы (2,5 мин.).

 Опросный лист

Пожалуйста, ответь  на вопросы:

- Полезен ли тебе был сегодняшний урок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Что нового ты сегодня взял с урока?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учащиеся заполняют опросные листы и затем устно оценивают свою деятельность  на уроке. Далее подсчет  заработанных баллов,  выставление отметок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматривали различные методы решения логарифмических уравнений, решение которых от вас, ребята, требует хороших теоретических знаний, умений применять их не практике, требует внимания, трудолюбия и сообразительности. Именно по этой причине логарифмические уравнения, неравенства и системы логарифмических уравнений (вы будете их решать на следующих уроках), выносятся на вступительные экзамены в ВУЗы.

Домашнее задание   

Ваше домашнее задание будет найти области применения логарифмов и решения логарифмических уравнений.

А также упражнения из сборника экзаменационных работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.

Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...

Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...

Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства.

Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на тему :"Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства."Цель урока: - обобщение и систематизация знаний, на...

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"

Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция.  Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...

«Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений»

В  презентации рассматриваются свойства логарифмов.  Методы решения логарифмических уравнений.  Тест на решение уравнений....