Урок по теме "Арифметический квадратный корень"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Лубянская Елена Александровна

Урок обобщения материала  по теме: "Применение свойств арифметического квадратного корня".  Содержит конспект урока, презентацию по теме, дополнительные файлы: текст классной работы и задания математического лото.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_arifmeticheskiy_kvadratnyy_koren.rar784.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе: Лубянская Елена Александровна, учитель математики и информатики МОУСОШ № 38 Центрального района города Тулы.

Область применения:

Тема урока:  «Применение свойств арифметического квадратного корня»

Класс: 8

Предмет: Алгебра

Тип урока:  повторительно-обобщающий.

Цели урока:

Образовательные: повторить и обобщить материал по применению свойств арифметического квадратного корня к преобразованию выражений

Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление, внимание, память, навыки самостоятельной работы, аккуратность,  поддержать интерес к математике

Воспитательные: воспитывать ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность

Задачи урока:

  1. Повторить теоретический материал по теме;
  2. Отработать умения и навыки преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
  3. Обобщить материал по применению свойств арифметического квадратного корня к преобразованию выражений;
  4. Развивать память, логическое и аналитическое мышление, внимание, память, аккуратность;
  5. Воспитывать ответственность, самостоятельность, настойчивость и дисциплинированность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация MO Power Point, текстовый документ MO Word, раздаточный материал (математическое лото), доска, мел.

План урока

  1. Оргмомент (1-2 мин)
  2. Устная работа (фронтально) (4-5 мин)
  3. Решение задач (17-20 мин)
  4. Найди ошибку (фронтальная беседа) (4-5 мин)
  5. Самостоятельная работа (математическое лото) (10 мин)
  6. Историческая справка (3-4 мин)
  7. Домашнее задание (1-2 мин)
  8. Подведение итогов (1-2 мин)

Ход урока

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Надеюсь, мы с вами поработаем сегодня плодотворно. Давайте откроем тетради и запишем число, «Классная работа». Сообщить тему и цели урока.

Сегодня мы совершим путешествие по стране КОРНЕландии. Естественно, что въезд в любую страну начинается с таможни, где нужно ответить на несколько вопросов;

Затем мы посетим остров «Вычислений»;

Побываем в башне «Заданий»;

Попробуем преодолеть лабиринт «Ошибок»;

Заглянем в клуб «Лото»;

Посетим музей «Радикал»;

И при выезде снова заглянем на таможенный контроль.

  1. Фронтальная работа. (Таможенный контроль).

Для того чтобы пройти таможню надо выполнить два задания. Первое – записать на доске формулы сокращённого умножения и свойства квадратного корня (2 ученика у доски).

Второе - заполнить пропуски в предложенных фразах (работа с классом).

- Арифметическим квадратным корнем из числа а называется… неотрицательное число, квадрат которого равен а.

- Выражение        не имеет смысла при …          x<0

- Чтобы внести положительный множитель под знак корня надо … возвести его в квадрат и умножить на выражение, стоящее под знаком корня.

- Чтобы вынести множитель из-под знака корня надо… разложить подкоренное выражение на множители так, чтобы из одного множителя корень извлекался и извлечь его.

3.  Поздравляю, мы получили пропуск на вход и отправляемся на остров «Вычислений». Здесь все считают только устно, это предстоит и нам.

Вычислите:

  1.  
  2.        
  3.    , если x>0
  4.    , если y<0

Вынесите множитель из-под знака корня

Внесите множитель под знак корня

Вычислите

  1. Все молодцы, считать устно умеете. Теперь мы посетим башню «Заданий». Решать будем в тетради и у доски. Примеры для решения представлены на экране.

       Те, кто выполнит задание раньше, решают из учебника

№ 502  (записать на доске)

№ 1. Найдите значение выражения

№ 2. Сравните

  1.  (внесением множителя)

 

 

   

  1.  (вынесением множителя)

 

 

   

№ 3. Упростите выражение

№ 4. Освободитесь от иррациональности в знаменателе

  1. , если

  1. С заданиями мы справились, теперь на нашем пути лабиринт «Ошибок». Чтобы его преодолеть, надо найти ошибки в решении.

 

 

 

 

  1. Ура! Лабиринт мы преодолели успешно. Теперь посетим клуб «Лото». Перед вами на парте лежат карточки с заданиями, которые надо решить на листочке, приложенном к карточке. Полученный ответ найти на одной и карточек и закрыть ей пример на карточке. Если вы всё решите правильно, то получите некий рисунок.

I вариант

  1. Вычислить
  2. Упростите выражение
  3.  Вынесите множитель из-под знака корня
  4. Внесите множитель под знак корня  
  5. Сократите дробь  
  6. Освободитесь от иррациональности в знаменателе

II вариант

  1. Вычислить
  2. Упростите выражение
  3.  Вынесите множитель из-под знака корня
  4. Внесите множитель под знак корня  
  5. Сократите дробь  
  6. Освободитесь от иррациональности в знаменателе  

Те кто с заданием справятся быстрее, в тетради выполняют дополнительное задание (указано на слайде: Докажите, что значение выражения  есть число рациональное.

Итог игры: Время вышло, кто выполнил задание? Какая фигура получилась? I вариант – синяя равнобокая трапеция, II вариант – оранжевый параллелограмм.

  1. Ребята, а вы знаете как появился знак корня? Об этом нам поведают в музее «Радикал».
  1. В эпоху Возрождения европейские математики обозначали корень латинским словом Radix (корень), а затем сокращённо буквой R (отсюда произошёл термин «радикал», которым принято называть знак корня.

        (Radix 36 – корень из 36)

  1. Некоторые немецкие математики XV в. Для обозначения квадратного корня пользовались точкой.

    (•64 – корень из 64)

  1. Позднее вместо точки стали ставить ромбик

        (t49 – корень из 49)

  1. Впоследствии стали ставить знак галочку перед числом и черту над выражением из которого извлекают корень

         (V 625 – корень из 625)

  1. Затем V и черту стали соединять

        (V196 – корень из 196).

  1. Такие записи встречаются в «Геометрии» Рене Декарта (1596-1650) и «Всеобщей арифметике»  Исаака Ньютона (1643-1727)
  2. Современная запись корня появилась в книге «Руководство алгебры» французского математика Мишеля Ролля (1652-1719).
  1. Вот и пришло время покинуть гостеприимную страну КОРНЕландию. Но прежде заглянем на таможню и получим выездные визы. Откройте дневники и запишите домашнее задание: повт. п.18-21, № 493 (б, в, ж), № 503 (б, в), № 504 (в, д)
  2. Подведём итоги. Наше путешествие прошло успешно. Мы повторили свойства квадратного корня, способы преобразования выражений, содержащих квадратные корни. К сожалению нельзя совершить путешествие в будущее. Но я желаю вам успехов в ближайшем будущем, т.е. на контрольной работе.

Презентация включена на Слайде 1.

Поставить табличку.

Слайд 2, листаем мышью.

Слайд3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6, переход на текстовый документ с текстом заданий.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

         

Используемые источники информации:

  1. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /[Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского.- М.: Просвещение. 2008-2009 г.
  2. Разноуровневые дидакт. материалы по алгебре. 8 класс / Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. – М.: Генжер, 1995 г.
  3. Зив Н.Г. и др. Дидакт. материалы по алгебре для 8 класса.- М.: Просвещение, 2007 г.
  4. Математические диктанты для 5-9 классов: Книга для учителя/ Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас. – М,: Просвещение, 1991 г.
  5. http://www.gifpark.ru/LETT.htm

http://www.gifpark.ru/SML.htm

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Квадратный корень из произведения"

Подробный конспект урока с использованием исследовательского метода обучения (ученические исследовательские карты). К уроку подготовлена презентация....

Открытий урок на тему "Квадратный корень из дроби"

Разработка открытого урока по матенатике на тему "Квадратный корень из дроби"...

Методическая разработка урока по теме "Квадратный корень из степени" 8 класс.

Технологическая карта урока и презентация к уроку....

Открытый урок по теме: "Квадратный корень и его свойства".

Учитель: Пономаренко Наталья ГеннадьевнаТема урока: Квадратный корень и его свойства.Тип урока: урок обобщения и систематизации материалаБазовый учебник Алгебра, 8 класс Макарычев Ю.Н, Миндюк Н.Г. и д...

Конспект урока по теме "Квадратный корень".

Урок по теме "Квадратный корень " способствует обобщению и систематизации знаний , способствует развитию навыкам самоорганизации, обогащает математический язык и расширяет кругозор обучающих...

Конспект урока по теме: "Квадратный корень.Арифметический квадратный корень" урок 1

Тема урока: Квадратный корень. Арифметический квадратный корень.Цели: ввести понятия квадратного корня и арифметического квадратного корня; формировать умение извлекать квадратные корни.Оборудование: ...