Урок математики в 6 классе "Сложение отрицательных чисел".
план-конспект урока по математике (6 класс) по теме

Первый урок по данной теме с использованием презентации РР и маршрутного листа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 6-м классе по теме "Сложение отрицательных чисел"

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: Урок-исследование.
Цели урока:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел и сформировать навык действий с отрицательными числами;
- познакомить учащихся с историей математики.
Оборудование: Маршрутный лист (МЛ) (приложение 1), конверты с карточками (приложение 2), карточки с целыми числами от -13 до 13 (по количеству учащихся) (приложение 3), линейки с координатной прямой (на обратной стороне деревянной линейки наносится координатная прямая), кроссворд (приложение 4)
Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (
приложение 5).
В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке «Дополнительные баллы» выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся, а также за «отгадывание» темы урока

Натуральные числа создал Господь Бог,
а все остальные – дело рук человеческих.
Леопольд Кронекер
немецкий математик
I Организация начала урока

Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте: маршрутных листов, конвертов, линеек с координатной прямой, карточек с числами, а также свою готовность к уроку.

II Сообщение темы , цели и задач урока.

На прошлых уроках мы познакомились с новыми числами. Какими? (отрицательными). Какие числа вы теперь знаете? (натуральные, целые, дробные (десятичные и обыкновенные), отрицательные). А какие действия вы умеете выполнять с числами? (сложение, вычитание, умножение, деление). Со всеми числами вы умеете выполнять эти действия? С какими числами мы еще не умеем работать? ( отрицательными, мы умеем только сравнивать). Мы научились работать с этими числами с помощью координатной прямой. Это удобный способ? (Нет). Значит, чему нам следует научиться? (Действиям с отрицательными числами). А какое действие с числами изучается в первую очередь? Обсудите это с соседом! Готовы? Проверим это на экране! Решите несколько примеров, и вы узнаете тему сегодняшнего урока. СЛОЖЕНИЕ.

СЛАЙД 1

http://festival.1september.ru/articles/537533/img1.gif

Итак, тема сегодняшнего урока: Сложение отрицательных чисел.

СЛАЙД 2 
Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока.
- повторение (понятия, связанные с отрицательными числами):
- определение
- расположение на координатной прямой
- противоположные числа
- неотрицательные и неположительные числа
- модуль числа (определение, вычисление)
- свойства модуля
- сравнение чисел
- сложение чисел с помощью координатной прямой.
- применение в математике
- применение в жизни

III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Обсудите с соседом понятия, связанные с отрицательными числами.
- Кто готов задать вопросы, связанные с прошлой темой?
- Какие числа называется отрицательными?
- Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
- Какие числа называются противоположными?
- Какие числа называются неотрицательными?
- Какие числа называются неположительными?
- Какие числа называются целыми?
- Что такое модуль числа?
- Свойства модуля.
- Где используется модуль числа?
- Как сравнить отрицательные числа?
- Как складывают числа с помощью координатной прямой?
- Какие еще вопросы вы можете задать по этой теме?
- В какой стране появились отрицательные числа?
- Как появился знак отрицательных чисел?
- Как раньше называли положительные и отрицательные числа?
Придумайте слова, которые являются синонимами понятия отрицательных чисел, которые встречаются в жизни.
(убыток, проигрыш, долг, расход, глубина, мороз) 
Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?
- Они помогут нам при изучении новой темы. 
МЛ1 БЛИЦ – ОПРОС Поставьте баллы. 
МЛ2 СЛАЙД 3 
Заполните таблицу (при сложении отрицательных чисел учащиеся пользуются координатной прямой):

a

b

a+b *

│a│

│b│

│a│+│b│

-1

-3

-4

1

3

4

-2

-4

-6

2

4

6

-6

-1

-7

6

1

7

-5

-5

-10

5

5

10

-7

0

-7

7

0

7

IV Усвоение новых знаний.
Обратите внимание на третий и последний столбцы. Что вы можете сказать о числах, расположенных в этих столбцах
(они противоположны). Как можно вычислить сумму отрицательных чисел? (число, противоположное сумме модулей чисел). Глядя на таблицу, попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Обратите внимание, в ваших маршрутных листах указано два пункта. Подумайте, как же сформулировать эти два пункта.

МЛ3 СЛАЙД 4 


3.

Правило сложения отрицательных чисел:
Чтобы сложить отрицательные числа надо

1. ____________________________________________

2 ____________________________________________

2

Чтобы сложить отрицательные числа, надо:

  1. Сложить их модули.
  2. Поставить перед суммой знак минус.

Возьмите конверты, лежащие у вас на парте и, работая вместе с соседом, составьте буквенное равенство правила сложения отрицательных чисел.

- а + ( - b) =

- ( │-a│ + │- b│)

V Первичное закрепление знаний

Вернемся к синонимам, записанным на доске. Придумайте задачи на сложение отрицательных чисел, используя данные слова.
убыток,
проигрыш,
долг,
расход,
глубина,
мороз 

VI Закрепление знаний.

МЛ4 Найдите сумму следующих чисел

http://festival.1september.ru/articles/537533/img2.jpg

МЛ5
Мы вспомнили, что отрицательные числа появились в Индии. Воспользовавшись ключом из п.4, вы узнаете, как звали индийского математика, который первый изложил правила действий с отрицательными числами.
СЛАЙД 5
Брахмагупта - индийский математик и астроном, первый сформулировал правила действий с отрицательными числами. Узнать в каком году это было, нам поможет волшебный квадрат.
СЛАЙД 6 
Выберите из каждой строки одно число. Главное, чтобы ячейки были разных цветов. После этого найдите сумму этих чисел, а, затем, модуль получившейся суммы.

http://festival.1september.ru/articles/537533/img3.jpg

Итак, это было в 628 году.
А узнать кто ввел знаки «+» и «-» для обозначения положительных и отрицательных чисел, нам поможет пункт 6. Используя ключ из п. 4,заполните таблицу.

http://festival.1september.ru/articles/537533/img4.jpg

СЛАЙД 7,
СЛАЙД 8 Чтобы узнать, в каком году вышла его книга, необходимо решить уравнение.
Ян Видман – чешский математик. Ввел для обозначения положительных и отрицательных чисел знаки «+» и «-». Его книга «Быстрый и красивый счет» вышла в 1489 году.

VII Обобщение и систематизация.

http://festival.1september.ru/articles/537533/img5.jpg

Глядя на данную таблицу, какой вывод можно сделать? (сумма отрицательных чисел отрицательна, сумма положительных чисел положительна, сумма отрицательного числа и нуля отрицательна, сумма положительного числа и нуля положительна)
Вы научились складывать отрицательные числа не используя координатную прямую. Сравните каждое их слагаемых и сумму.
Какой вывод можно сделать? (
сумма отрицательных чисел меньше каждого слагаемого).
Может сумма отрицательных чисел быть положительным числом или равной нулю? (
нет).
Почему? (
Число уменьшается).
Что больше, модуль каждого из слагаемых или модуль суммы? (
суммы).
Почему? (
Число уменьшается, расстояние до начала координат увеличивается)
МЛ8СЛАЙД 10

Рассмотрите иллюстрации и поставьте буквы И (истинное высказывание) или Л (ложное высказывание)

http://festival.1september.ru/articles/537533/img6.jpg

Для истинных высказываний составьте числовые равенства. СЛАЙД 10

VIII Контроль и самопроверка знаний

МЛ9 Математический диктант

  1. Найдите сумму: минус восемнадцати и нуля
  2. Найдите сумму: минус шести и минус трех
  3. Найдите сумму: минус десяти и десяти
  4. Число минус восемь изменили на минус шесть. Какое число получили?
  5. Какое число нужно прибавить к минус семи, чтобы получить минус пятнадцать?
  6. Верно ли высказывание: Любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается?
  7. Верно ли высказывание: Модуль суммы минус трех и минус четырех равен семи?
  8. Верно ли высказывание: Сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из слагаемых.

СЛАЙД 11. Взаимопроверка
Вернемся к труду Брахмагупты.
СЛАЙД 12
Цитаты:
« Имущество и имущество есть имущество»
«Сумма двух долгов есть долг»
«Сумма имущества и нуля есть имущество»
«Сумма двух нулей есть ноль»
Переведите на «математический» язык данные правила.

IX Подведение итогов урока.

Подведем итог.
Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?
- ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.
- ИМЯ МАТЕМАТИКА, ПЕРВЫМ ИЗЛОЖИВШИМ ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЙ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ.
- ИМЯ МАТЕМАТИКА, КОТОРЫЙ ВВЕЛ ЗНАКИ «+» И «-»
- РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ 
Зачем нужно знать правило сложения отрицательных чисел?
Почему мы не можем складывать отрицательные числа с помощью координатной прямой?
Где в жизни мы сталкиваемся с сложением отрицательных чисел?

X Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

П.32, №№1056(1 ст.), 1057 (а), кроссворд.

У учащихся на партах лежат карточки с целыми числами от -13 до 13 (27 штук) в произвольном порядке. По ходу урока учащимся предлагается следующее:
- первый вариант возьмите большее число;
- встаньте, чей модуль равен 7;
- встаньте, чья сумма равна нулю (за одной партой);
- встаньте, у кого числа одинаковых знаков; назовите сумму;
- встаньте, чье число не является положительным;
- для каждой парты: назовите расстояние между вами на координатной прямой;
- для каждой парты: назовите количество целых чисел, расположенных между вами и т.п.

Литература:
1. Акимова С. «Занимательная Математика. Нескучный учебник», «ТРИГОН», С-Петербург 1998
2. Жохов В.И. «Математические диктанты. 6 класс», «РОСМЭН» М. 2003
3. Виленкин Н.Я., Жохов В.И, Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. «Математика 6» «Мнемозина», М. 2006



Предварительный просмотр:

содержание

max

баллы

1.

блиц – опрос

2.

Заполните таблицу:

a

b

a+b *

│a│

│b│

│a│+│b│

-1

-3

-2

-7

-8

-4

-5

-5

-9

0

* сложите с помощью координатной прямой

1

1

1

1

1

3.

Правило сложения отрицательных чисел:

 Чтобы сложить отрицательные числа  надо

1. ____________________________________________

2 ____________________________________________

- а + ( - b) =  

2

2

4.

Найдите сумму отрицательных чисел:

-11 + (-24) =

А

- 75 + (-24) =

Г

-12 + (-13) =

Б

- 62 + (-36) =

Х

-28 + (-27) =

У

-4,2 + (-5,3)=

Я

-34 + (-49) =

М

-1,7+(-1,8) =

В

-13 + (-44) =

П

-22,5+(-3,7)=

Д

-59 + (-27) =

Р

-27,6 + (-4) =

И

-80 + (-11) =

Т

-40,3+(-1,77)=

Н

 

9

10

5.

Используя данные п.4, заполните таблицу

-25

-86

-35

-98

-83

-35

-99

-55

-57

-91

-35

- индийский математик и астроном, первый изложивший правила действий с отрицательными числами в ______ году.

Выполнив следующие действия, вы узнаете дату.

Волшебный квадрат:

 

-124

-338

-135

-237

-89

-303

-100

-202

0

-214

-11

-113

-77

-291

-88

-190

1. Выберите одно число из каждой строки. Ячейки должны быть разного цвета (4 числа) 

________________________________________________

2. Вычислите сумму данных чисел 

________________________________________________

3. Найдите модуль полученного числа 

________________________________________________ 4. Запишите результат  в п.5

1

1

2

1

6.

 Знаки «+» и «-» для записи положительных и отрицательных чисел ввел чешский математик в _______году

(используйте п.4):

-9,5

-42,07

-3,5

-31,6

-26,2

-83

-35

-42,07

Чтобы узнать в каком году вышла его книга,  найдите модуль корня уравнения:

х – (-888) = - 601;

х =                        ;

х =               .   

1

2

*1

7.

Вставьте знак, чтобы получилось верное равенство:

- 24,15 + (-2,75) =

26, 9

- 73,09   +   0   =

73,09

- 8 + ( - 3) =

11

8,324   +   0   =

8,324

0 + ( - )     =

0,375

7,77  +  3,33  =

11,1

6

8.

Определите верные равенства, соответствующие правилу сложения отрицательных чисел:

                                                                                                             *

               

 

       

 

                     

 

             

 

4

*4

9.

Математический диктант

1

5

2

6

3

7

4

8

8

10

Дополнительные баллы

11.

Дополнительное задание: Найдите значение выражения

а)  (-47 + ( -39)) + ( 3,6 + (-3,6)) = _______

б)  (-8,2 + (-1,9)) + ( -5,2 + 5,2)) = _______

в)  - 4,918 + ( -3 + (-11)) + 4,918 = ________

2

4

6

ИТОГО:

Ваша оценка:

 54 балла и более – «5»

46 – 53 баллов – «4»

35 – 45  баллов – «3»

Менее 35 баллов – «2»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ученика(цы) 6В класса

_____________________

тема урока:

     

______________________________________

Урок 1



Предварительный просмотр:

-1

1

-2

2

-3

3

-4

4

-5

5

-6

6

-7

7

-8

8

-9

9

-10

10

-11

11

-12

12

13

0



Предварительный просмотр:

- a

+

(

- b

)

=

-

(

- a

+

- b

)

 



Предварительный просмотр:

Кроссворд по теме «Отрицательные числа»

2

4

2

5

1

3

7

4

6

7

1

3

8

8

9

5

6

По горизонтали:

  1. Сумма всех чисел.
  2. Страна, в которой впервые научились выполнять действия с отрицательными числами.
  3. Из двух отрицательных чисел больше то, чей модуль …
  4. Французский математик, предложивший геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел
  5. Знак, которым обозначают отрицательные числа.
  6. Как  называют все отрицательные числа и число 0?
  7. Число, показывающее положение точки на прямой.
  8. Как раньше называли отрицательные числа?
  9. Числа положительным.

По вертикали:

  1. Расстояние от начала координат до точки на координатной прямой.
  2. Чешский математик, который  предложил знаки «+» и «-» для обозначения положительных и отрицательных чисел.
  3. Индийский математик и астроном, изложивший правила действий с отрицательными числами.
  4. Как раньше называли положительные числа?
  5. Еще одно название отрицательных чисел (устар.).
  6. Название двух чисел, сумма которых равна 0.
  7. В какой стране впервые появились отрицательные числа.
  8. Натуральные числа, им противоположные и ноль - … числа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 - 4 = О Ж И Л Е С -18 0 9 18 Н - 3 - 18 + 0 = - 9 + 0 = - 10 +10 = │ -6 │+ │-3│ = - 9 │ -18 + 0│ = 20 │ -10 │+ │10│ = С О Е И Л Е Н 20 9 - 9 - 9 - 3 Ж 0 -18 18

Слайд 3

С О Е И Л Ж Н Е ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Слайд 4

Заполните таблицу a b │ a │ │ b │ -1 -3 -2 -4 -6 -1 -5 -5 -9 0 -4 1 3 4 4 2 -6 6 -7 6 1 7 -10 -5 -5 10 -9 0 9 9 a+b │ a │ + │ b │

Слайд 5

Правило сложения отрицательных чисел Чтобы сложить отрицательные числа, надо: Сложить модули этих чисел Поставить перед суммой знак минус - a + (-b) = - ( │-a │ + │-b │)

Слайд 6

Брахмагупта - индийский математик и астроном, первый сформулировал правила действий с отрицатель-ными числами. Эти правила он составил в ________ году .

Слайд 7

Волшебный квадрат -124 -89 0 -77 -338 -303 -214 -219 -135 -100 -11 -88 -237 -202 -113 -190 - 628

Слайд 8

Ян Видман - чешский математик. Ввел для обозначения положительных и отрицательных чисел знаки «+» и «-» Его книга «Быстрый и красивый счет» вышла в ________ году .

Слайд 9

Найдите модуль корня уравнения: х – (-888) = - 601; х = - 601 + (-888); х = - 1489. │ - 1489 │= 1489

Слайд 10

- 24,15 + (-2,75) = 26,9 - 73,09 + 0 = 73,09 8,324 + 0 = 8,324 0 + ( - ) = 0,375 7,77 + 3,33 = 11,1 - 8 + ( - 3 = ( 11 Вставьте знак, чтобы получилось верное равенство: + + - - - -

Слайд 11

+ + + + - - - - ( - ( ( - - ( ( ( = = = = - - - - Определите верные равенства: И Л Л И - 4 + (-1) = - 5 - 3 + (-2) = - 5

Слайд 12

Математический диктант 1 - 18 5 - 8 2 - 9 6 Нет 3 0 7 Да 4 - 14 8 Да

Слайд 13

Из книги Брахмагупты: «Имущество и имущество есть имущество» «Сумма двух долгов есть долг» «Сумма долга и нуля есть долг» «Сумма имущества и нуля есть имущество» «Сумма двух нулей есть _____» ноль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 6 класс "Сложение отрицательных чисел"

Открытый урок по математике в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел"...

Презентация к уроку "Умножение положительных и отрицательных чисел"

Презентация к уроку "Умножение положительных и отрицательных чисел" 6 класс...

Конспект открытого урока "Сложение и вычитание отрицательных чисел"

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел". Научить ребят оценивать свои знания и знания одноклассников....

Конспект урока "Умножение положительных и отрицательных чисел"

Урок по математике в 6-ом классе "Умножение положительных и отрицательных чисел" проводится с ипользованием интерактивной доски. Тип урока "открытие новых знаний"...

Разработка урока математики в 6 классе. Тема урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел».

Целью урока является: знать правила умножения чисел с разными знаками, умножение двух отрицательных чисел. Задачи: знать и применять правила на практике, развивать умение рассуждать, анализи...

Разработка урока математики в 6 классе. Тема урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел».

Разработка урока математики в 6 классе. Тема урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел»....