«Развитие личности в процессе изучения математики»
статья по алгебре по теме

 

« Введение технологии развивающего обучения и индивидуального подхода в развитии личности школьника». Считаю, что данная проблема является одной из актуальных проблем, так как в ее основе лежит задача развития личности ребенка. В конкретном случае развития  в системе изучения предмета и через предмет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tehnologiya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие личности в процессе изучения  математики»

Технология обучения - это теория использования приемов, средств и способов организации учебной деятельности. Задача технологии обучения сводится к тому, чтобы разработанные  дидактике законы и причины  преобразовать в эффективные методы преподавания и обучения.

Педагогическая технология направлена на максимальное развитие личности ребенка, на обоснованность каждого элемента педагогического процесса. Обеспечение контролируемых результатов учебной деятельности различными способами.

Педагогическая технология представлена тремя аспектами.

- Научность- это часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели,  содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

-Процессуально – описательный- описание( алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения результатов обучения.

-Процессуально- действенный- осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

  Я работаю над проблемой « Введение технологии развивающего обучения и индивидуального подхода в развитии личности школьника». Считаю, что данная проблема является одной из актуальных проблем, так как в ее основе лежит задача развития личности ребенка. В конкретном случае развития  в системе изучения предмета и через предмет.

  В  данной технологии ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.  Это взаимодействие включает все этапы деятельности:  целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый этап вносит свой специфический вклад в развитие личности.   Даннная технология обучения обеспечивает индивидуальный подход к ребенку. Важным становится не только усвоенные знания. Но и способы усвоения и переработки учебной информации, развитие творческих сил и творческого потенциала учащихся. Вопросы воспитания учащихся при обучении любому предмету, в том числе и математике, всегда в центре внимания учителей.

Цель развивающего обучения - обеспечение каждому ученику условий для развития, как самоизменяющемуся субъекту обучения. Быть таким субъектом – это значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством обучения. Содержание- система научных понятий, через построение которых формируется способ деятельности.

Задачи:

-уметь применять систему научных понятий в условиях практической деятельности,

-повышать качество знаний,

-повысить уровень духовной культуры,

-изменить взаимоотношение учитель-ученик, ученик- учитель, ученик- учебный материал.

Цель преподавания математики: вовлечь учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, опыта практической деятельности и математической культуры на фоне общего развития  детей(развитие ума, воли, воспитание чувств школьника):расширение интересов учащихся к предмету, развитие  математических способностей, привитие интереса  к самостоятельным заданиям математикой. воспитание и развитие их инициативы и творчества. Перечисленные задачи определяют необходимость добиваться учащимися знаний, необходимых для достижения развития. Кроме того предусматривается, что  в процессе  обучения учащиеся постоянно приобретают и накапливают умение рассуждать, обобщать, доказывать и систематизировать таким образом, мы ставим своей целью развитие ребенка и конечный результат деятельности учителя, психические преобразования в личности ребенка. При построении своей методики обучения и воспитания я , прежде всего, опираюсь на результаты исследований психологической науки в целом и исследования школьного психолога в частности.

  Начиная работать с учащимися 5- классов мы сталкиваемся с проблемой адаптации учащихся в новых условиях, преодоление  сложного психологического барьера. В этот период у учащихся наблюдается нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянном внимание и как правило. Снижение успеваемости. Кроме того, начиная с  пятого класса, имеет смысл проводить подготовительную работу для дальнейшего углублённого изучения материала. Сразу выделить учащихся или группу учащихся продвинутого уровня или повышенного уровня сложно, да и дети среди большого объема информации не могут разобраться в своих интересах, а интерес один из инструментов побуждения учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающего их способности. Формирование познавательного интереса к математике происходит через содержание учебного материала , организацию учебной деятельности и отношений, складывающихся между учениками и учителем и между учениками.

Осуществляя преемственность обучения между начальной1 школой и средней, обобщив свой опыт, изучив программу по математике (1-4 кл) изучив возможности класса и ознакомившись с технологией развивающего обучения в начальной школе, следуя дидактическим принципам развивающего обучения для достижения целей и для устранения проблем школьников данного возраста, я разбила курс математики 5 класса на три самостоятельных, но в тоже время, тесно связанных между собой раздела : «Математика», «Пропедевтический курс практической геометрии», «Дополнительный курс: развитие творческой и познавательной активности учащихся».

Особенности предлагаемого варианта программы:

А) в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений,

Б) проведена корректировка содержания программы в соответствии с задачами обучения.

К сожалению, на  начало учебного года 2003-2004г. отсутствовали учебники для 5 класса, осуществляющие тесную преемственность обучения по системе Занкова Л.В.  Проводя обучение по учебникам «Математика-5кл» (Виленкин Н., Жохов Г. И др.) и «Математика-5кл» (под ред. Дорофеева Г., Шарыгин И.) для более успешного закрепления изученного материала, используя приемы составления заданий по учебникам под ред. Аргинской И.И., с учетом возрастных особенностей учащихся по отдельным темам, составила рабочие тетради на печатной основе. Программа курса «Математика» обогащена такими темами, как «Позиционные и непозиционные системы исчисления», «Признаки делимости», «Элементы теории вероятности» «Решение нестандартных задач». Следуя принципам развивающего обучения, идет опережающее обучение материала.

Математика дает большие возможности развития логической культуры мышления. Степень развитости ребенка измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности полученные знания. Многие темы в школьном учебнике ориентированы на передачу учащимся готовой информации. Логика научного открытия изучаемого материала, процесс получения знаний в таком случае остаются часто скрытыми от учеников, и они видят их как результаты обработки авторами учебников или учителем. Важным условием для включения ученика в новую проблему является наличие у него определенной базы знаний по поставленной проблеме. Это знания, полученные на предыдущих уроках или из жизненного опыта.

По организации обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся являются следующие основные этапы:

-создание ситуации успеха, то есть для того, чтобы ученик  смог успешно осуществить поиск решения новой для него проблемы, он должен владеть необходимым для этого познавательными умениями и определенной базой знаний;

-постановка цели урока учащимися, изучение условий задачи, выяснение сущности возникшей проблемы и выясняются важнейшие данные, которые можно использовать для ее решения;

-коллективная работа над разработкой стратегии решения проблемы, сопоставление результатов с исходными данными.

Разработка стратегии и тактики решения проблемы, а также ее последующие воплощение  учат учащихся продумывать план своей поисковой деятельности, выдвигать гипотезы, находить связь между фактами, осуществлять перенос заданий в новую ситуацию. Ученик овладевает исследовательскими умениями, но способность решать проблемы зависит от знаний и психологических особенностей каждого ученика, поэтому теоретический материал дается на высоком уровне, а спрашивается по способностям. Большое внимание уделяю подбору теоретического материала.

  Программой предусмотрен порядок рассмотрение тем « Обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями» , далее «Десятичные дроби», что значительно усложняет задачу вывода правил действия с десятичными дробями. Включение в программу темы «Обыкновенные дроби с разными знаменателями» дает возможность детям практически самостоятельно изучить действия с десятичными дробями.

    Цель учителя правильно спланировать мотивационно- ориентировочную часть урока. Тогда вывод «изобретения» правила действия над числами, его моделирование исключает формальное усвоение, учащиеся избегают необоснованных аналогий. В основе правильно построенного хода мыслей, независимо от предметного содержания лежит формально  логическая схема.

А) выполнений действий,

Б) где вы встречались с аналогичной ситуацией,

В) какая перед нами стоит задача,

Г) как получен данный результат,

Д) от чего он зависит,

Е) моделирование данного случая.

Однако роль и получение данной логической схемы различны и зависят от стиля мышления.

  Работа по данной схеме позволила:

-научить не бояться поставленной задачи,

-не ждать помощи, а самим искать пути ее решения,

-наладить первичную работу в группах по решению поставленной задачи.

  После первичного закрепления материала я никогда не ставлю отрицательных оценок, это дает возможность учащимся стремление  обязательно ответить у доски, устранить пробелы и выяснить неясные вопросы по данной теме. Усвоение материала идет на трех уровнях: репродуктивном, конструктивном и творческом. Проводя диагностику учебных возможностей учащихся, я стараюсь помочь каждому ученику продвигаться в освоении программы своими темпами, чтобы в конечном итоге зашагать в ногу со всеми. При закреплении и повторении пройденного материала часто возникает ситуация, когда учащиеся завершают работу не одновременно, что затрудняет процесс проверки и самопроверки задания после завершения работы всеми учащимися. Вместе с детьми мы получили следующую форму проверки. Учащиеся завершившие работу парами ( стихийно, не обязательно за одной партой0, вместе уходят в конец класса и осуществляют взаимопроверку. Если задания выполнены  верно, они  переходят к следующему этапу работы, если ответы. Или решения, или мнения проверяющих  расходятся, учащиеся продолжают работу . Следующий этап работы этой пары - это обнаружить ошибку (что обычно и происходит), в крайнем случае, можно обратиться к учителю. Идет систематическая отработка умений, развивается речь учащихся, дети учатся общению друг с другом, учатся доказывать свое мнение и оказывать  помощь друг другу. После проверки учащиеся оценивают работу напарника. Учащиеся получают информацию не только о том, что у них выполнении  верно, а что нет, но и о качестве своей работы.

  Основными принципами данного вида работы являются:

-посильность работ для каждого учащегося,

-открытость критериев оценки.

Каждый ребенок  вырабатывает свой темп работы. У учителя  есть возможность больше времени уделять   ученикам с низкой математической подготовкой, выделять время для решения заданий повышенной  сложности. Отпадает необходимость в динамических паузах, учащиеся достаточно двигаются во время таких уроков. В классе действуют правила при проведении данного вида работы:

  1. Выполнившие задание  сигнализирует карточкой.
  2. Разговаривать громко могут только учитель и ученик, отвечающий у доски.
  3. Нельзя бегать по классу.

Большое внимание на уроках уделяю создание ситуации успеха, считаю, что каждый ученик должен быть успешным. Особенно дети усваивают лучше то, что постигают не только с помощью зрения, слуха, но и осязания. Поэтому каждое новое понятие стараюсь перевести в жизненную  ситуацию, с использованием опыта учащихся. Например: понятие «касательная» учащиеся осваивают с ножницами в руках. Важным считаю связь преподавания математики с другими предметами (химией, физикой, экономикой технологией). Ценны задачи с практическим содержанием, что очень важно при переходе в дальнейшем на  профильном обучении. На уроках использую примеры из других учебных предметов, местные традиции и культуру. Например: при изучении темы «Окружность. Круг.» (5 кл.) мы узнали, что означает круг в орнаментах разных народов, учились правильно строить геометрический орнамент, производили расчеты и  изготавливали макет юрты Важным считаю анализ терминологии. Житейское понимание часто помогает  обобщить смысл слов до уровня научных понятий. Уметь математически грамотно излагать свои мысли, следовать логике утверждения, фактов, выводов и формул.

Развивать способность мыслить свободно, творчески помогает и работа с учебником. Практикую следующий вид работы: провести классификацию упражнений (по степени сложности, по способу решения). Также творческие задания, требующие обобщения, сравнения и анализа материала. Например: выбрать все квадратные уравнения, сумма коэффициентов которых равна о и решить их.

   Проверка домашнего задания начинается с вопроса : « Какие затруднения были при выполнения задания?». Ответы на свои вопросы учащиеся получают у одноклассников, я лишь комментирую и обобщаю, за исключением тех случаев, когда с заданием не справился весь класс. Практикую  и работы на длительный срок. Это домашняя работа, обязательная для всех, и работа, которую на проверку сдают только желающие. При разборе решения задач стремлюсь показать несколько возможных способов решения и обсудить с учащимися достоинства и недостатки различных подходов. Например: решение квадратных уравнений (8 способов), решение тригонометрического уравнения cos x+sin  x= 1 (9 способов). Работу на уроке веду под девизом «Ошибаться не стыдно, стыдно не думать». Поэтому на уроке иногда абсолютно убедительно привожу неверное решение или доказательство. Для каждого класса провожу встречи  на которых учащиеся получают ответы на любые интересующие их вопросы. И дети понимают, что бывают вопросы, которые требуют некоторой подготовки, ведь учитель не энциклопедия, и все знать просто не возможно, а необходимо учиться и продолжать поиск путей к намеченной цели. Учащиеся самостоятельно готовятся к итоговой аттестации.  Я даю им возможность самостоятельно производить отбор задач по темам. Такие задачи мы начинаем рассматривать уже в 6 классе.

 Много внимания  уделяю обстановке комфортности, атмосфере уважения друг другу на уроках и в других взаимоотношениях.

 Обращаюсь к ученикам по именам, при ответах с места ученики не встают, а отвечают сидя. Иногда дети отвечают, не поднимая руки, спорят, доказывают, опровергают, то есть идет свободный разговор на уроке. Урок – это урок общения, урок сотворчества и  совместного мышления. Самый лучший урок, это когда дети спорят, решают, высказывают и отстаивают свое мнение.

    С наслаждениям готовлюсь к урокам. Люблю организовывать нестандартные уроки: уроки –КВМ, «Звездный час», заседания клуба знатоков математики «Что? Где? Когда?», математические ярмарки и др.

 Образование имеет мало смысла, если оно не помогает понимать жизнь. И свою учительскую, и вообще человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Не «воспитывать» и «формировать», а помочь стать таковым. Вызвать и поддержать это желание- это для меня задача трудная и интересная, она не имеет однозначного решения и в каждом классе  её приходится решать заново.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории   Акатьевой В.И....

Презентация к выступлению "Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию"

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории  Акатьевой В.И....

Духовно – нравственное развитие личности в процессе изучения истории.

Статья опубликована в журнале "Одарённый ребёнок" №3, 2011 год. Москва....

Развитие личности в процессе преподавания математики

Платон: "Мышление есть диалог, который душа ведет сама с собой о том, что наблюдает".Как научиться мыслить? Только одним способом: задавать себе вопросы, искать ответы и анализировать. А еще - научить...

Статья на тему: "Творческое развитие личности в процессе обучения иностранному языку в учреждениях СПО".

Основная задача педагога в обучении иностранному языку заключается в стимулировании творческого потенциала обучающихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами....