Нахождение части от целого и целого по его части
презентация к уроку по алгебре (6 класс) на тему

Ванюшина Алевтина Ивановна

Урок математики в 6-м классе

Решение текстовых задач по  теме

 «Нахождение части от целого  и целого по его части"

Прежде чем решать задачу – прочитай условие

Жак Адамар

Цели:

  • формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;
  • развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;
  • формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;
  • развитие логического мышления;

воспитание познавательного интереса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_alya.doc86 КБ
Office presentation icon urok_matematiki_v_6_klasse.ppt121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6-м классе

Решение текстовых задач по  теме

 «Нахождение части от целого  и целого по его части"

Прежде чем решать задачу – прочитай условие

Жак Адамар

Цели:

  1. формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;
  2. развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;
  3. формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;
  4. развитие логического мышления;
  5. воспитание познавательного интереса.

Тип урока: комплексное применение знаний.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

   - Здравствуйте, ребята! Прошу вас присесть.  Сегодня урок математики проведу я, Алевтина Ивановна. Я работаю учителем математики в Нижнеулу-Елгинской средней школе. Я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами!

Посмотрите, всё ль в порядке: (Слайд 1)
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

Проверка настроения: приём “Мордашки” (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению).

Девиз урока.

Прежде чем решать задачу – прочитай условие.(Слайд 2, 3)

  Сегодня нам на уроке пригодятся:

  1. хорошее настроение;
  2. уважение друг к другу;
  3. знание материала;
  4. желание открыть истину;
  5. добросовестная работа;
  6. осмысление произведенной деятельности

II. Мотивация и сообщение темы и цели урока

- Сегодня, какое сегодня число?  (24)

- Какую часть этого месяца составляет это число? (24/31)

- Какую часть года составляет месяц январь? (1/12)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- Какую часть года составляют эти зимние месяцы? (3/12 = ¼)

 Учитель:  Я прочитаю вам стихотворения, а вы  догадайтесь какие типы задач мы сегодня будем решать.

Часть от целого найти
Не надо никого тревожить
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
(Слайд 4)

Ученики: Задачи на нахождение части от  целого.

Учитель: Верно.

Если вы должны найти
Целое по его части
То на дробь вы поделите
Значенье данной части. (
Слайд 5)

Ученики: Задачи на нахождение целого по его части.

Учитель: Правильно, ребята.  Значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Мы будем решать задачи на нахождение части от целого и  целого по его части. Также научимся анализировать условие различных задач и относить их к тому или иному типу. (Следим за осанкой)  Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа).

Устный счет. (Слайд 6).  Найдите:

 а) 3/5 от 25;  б) 1/6 от 30;  в) 3/8 от 80;    г) 3/10 от 200;       д) ¾ его равны 30;

е) 2/5 его равны 40;      ж) 2/3 его равны 20;      з)  3/7 его равны 60.      

III. Актуализация и коррекция опорных знаний.

Игра «Сортируем задачи» (Слайд 7).

1. В хоре 80 учащихся, ¼  из них – мальчики.Сколько мальчиков в хоре? (20 мальчиков)

2.  “В хоре 20 мальчиков, что составляет  ¼ всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?” (80 учащихся)

3. Небольшой лиственный лес очищает воздух за год  от 70 т пыли. А хвойный лес ½ этого количества. Сколько пыли отфильтровывает хвойный лес за год? (35 т)

4. Из бочки вылили 7/12 находившегося там керосина. Сколько литров керосина было в бочке, если из нее вылили 84 литра?

5. Девочка прошла на лыжах 300 м, что составляло 3/8 всей дистанции. Какова длина дистанции? (800 м)

6. Расчистили от снега 2/5 катка, что составляет 200 м2. Найдите площадь всего катка? (500 м2)

Учитель: Чем отличаются эти задачи? (взаимно-обратные)

Нахождение  части от целого

1

3

Нахождение целого по его части

2

4

5

6

 (Плакат)

IV. Физкультминука (Слайд 8, 9)

Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на место тихо сели.

V. Образец комплексного применения знаний (Слайд 10)

       Вернёмся к эпиграфу “Прежде чем решать задачу– прочитай условие”, а я добавляю: и определи, к какому типу она относится, затем решай. Все вы знаете игру “Третий лишний”.

        Прочитайте задачи и выясните, какая из них лишняя:

  1. Заяц с черепахой бежали кросс. Черепаха проползла 3 м, что составило 5% всей дистанции. Сколько метров осталось проползти до финиша? (57 м)
  2. Семья ежей собрала 50 грибов. Самый маленький ёж собрал 1/5  всех грибов. Сколько грибов собрали остальные ежи? (40 грибов)
  3. В одном ящике 5кг винограда, что на 2 кг меньше, чем в другом. Сколько килограммов винограда в двух ящиках?

Ученики выбирают лишнюю задачу (3).

VI. Самостоятельное применение знаний

Учитель: Эпиграфом урока стали слова одного известного человека. Кто сказал их? Давайте отгадаем по шифрограмме.

Работа в парах (по карточкам). Каждой паре даётся задача, по ответу выбирается соответствующая буква. (Слайд 11)

Задачи (Слайд 12)

  1. Девочка прочитала книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?(120 : = 120 • = 160) (Ж)
  2. Белка всего заготовила 600 орехов. В первую неделю она собрала 20% всех орехов. Сколько собрала белка в первую неделю? (600 • 0,2 = 120) (А)
  3. Найдите число х, от которого равна . ( : = ) (К)
  4. Девочка собрала 40 слив, что составило всех слив. Сколько слив было собрано всего? (40 : = 120) (А)
  5. Мама купила 6 кг конфет. Витя сразу же съел всех конфет и ему стало плохо. После какого количества конфет у Вити разболелся живот? (6 • = 4) (Д)
  6. Мальчик собрал 80 орехов, что составляет всех собранных орехов. Сколько орехов было собрано? (80 : = 80 • = 120) (А)
  7. В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила всех кур. Сколько кур утащила лиса? (40 • = 15) (М)
  8. Алиса упала в сказочный колодец и за 1 минуту пролетела 90 м. Какова глубина колодца, если за 1 минуту Алиса пролетела всего расстояния? (90 : = 120) (А)
  9. Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Чтобы выполнить этой работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу? (6 : = 6 • = 10) (Р)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ж

а

к

а

д

а

м

а

р

Учитель: Правильно ребята. Это Жак Адамар.

Историческая справка: (Слайд 13)

Жак Саломон Адамар – французский математик, родился в декабре 1865 года в Версале. В детстве увлекался языками. Победил на конкурсе знатоков греческого и латинского языков. Он был блистательным учёным во многих областях…

VII. Подведение итогов

  1. Ребята, вы все хорошо поработали. Молодцы!
  2. Что нового вы узнали на уроке? ( Жак Адамар)
  3. Какие типы задач сегодня на уроке мы решали?

Ребята, вы наверное заметили, что на протяжении всего урока мы решали задачи, которые встречаются в нашей повседневной жизни. Значит, умения решать задачи на нахождение части от целого  и целого по его части пригодятся вам в жизни.

VIII. Задание на дом

Домашнее задание творческое: каждому ученику нужно составить по одной задаче каждого типа. (Слайд 14)

Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!

– Я благодарю вас за сотрудничество на уроке, мне было приятно с вами работать, потому что у вас хорошие знания по изученным темам, ответы грамотные, логичные, вы уважаете друг друга, умеете работать в парах, формулировать цели урока и составлять план деятельности на уроке, внимательны, выполняете самоконтроль, проявляете интерес к предложенным заданиям и умеете их выполнять. Вы бы видели, какие у вас красивые лица, когда вы отвечаете.

 Спасибо за работу, мне повезло, что я провела урок в вашем классе. Передайте вашим родителям, что они могут гордиться своими детьми, до свидания.

Итак, какое у вас сейчас настроение? (Слайд 15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ...

Математика 6 класс ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ

Математика 6 классЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ...

Разработка урока математики в 6 классе по теме "Нахождение части от целого и целого по его части"

Для визуализации образовательного процесса  урок сопровождается презентациями....

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс.

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс....