Уравнения, приводимые к квадратным
план-конспект урока (алгебра, 9 класс) на тему

 

Цель: отработать с учащимися умение и навыки решать квадратные уравнения различными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.

А. Дистервег

Тема: Уравнения, приводимые к квадратным.

Цель: отработать с учащимися умение и навыки решать квадратные уравнения различными способами.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.

№ 78.2

( 2 – )(4 –) = 3.

Пусть = у, тогда

(2 – у)(4 – у) = 3

8 – 4у – 2у + у2 – 3 = 0

у2 – 6у + 5 = 0

По теореме Виета у1 = 5,у2 = 1.

Если у = 5, то х2 + 2х = 15

                        х2 + 2х – 15 = 0

                        х1 = - 5, х2 = 3

Если у = 1, то х2 + 2х = 3

                        х2 + 2х – 3 = 0

                        х3 = -3,х4 = 1

Ответ: - 5; - 3; 1; 3.

  1. Устная работа

I. 1. Какие уравнения называются квадратными?

2. Что значит решить уравнение?

3. Какие уравнения называют неполными квадратными уравнениями?

4. Какое уравнение называется приведённым квадратным уравнением?

5. Что называется дискриминантом?

6. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?

7. Сформулировать теорему Виета.

II. Решите уравнения:

  1. 3х – х2 = 0

Ответ: 0; 3.

  1. 2 + 4 = 0

Ответ: уравнение не имеет корней.

  1. х2/3 = 3

Ответ: - 3; 3.

  1. 2 + х +15 = 0

Ответ: уравнение корней не имеет.

  1. х4 – 4х2 +4 = 0

Ответ: -;.

  1. х4 + 6х2 + 9 = 0

Ответ: уравнение корней не имеет.

III. Определить, какое из уравнений лишнее

1. 2х2 – х = 0                                         1. х2 – 5х + 1 = 0

2. х2 – 16 = 0                                         2. 9х2 – 6х + 10 = 0

3. 4х2 + х – 3 = 0                                   3. х2 + 2х – 2 = 0

4. 2х2 = 0                                               4. х2 – 3х -1 = 0

Ответ: 3                                                Ответ: 2

4) Решение упражнений из сборника заданий для подготовки к экзамену.

№ 75.1

4 – 19х2 + 9 = 0

Обозначим х2 = у, получим уравнение:

2 – 19у + 9 = 0

Д = в2 – 4ас

Д = 361 – 72 = 289 = 172

у1,2 = , у1 = , у2 =

Если у = , то х2 = , х = + , х = -

Если у = 9, то х2 = 9, х = + 3

Ответ: - 3; -;; 3.

№ 77.1

2 – 3х)2 – 2(х2 – 3х) = 8

Пусть х2 – 3х = у, тогда

у2 – 2у – 8 = 0

По теореме Виета у1 = 4, у2 = - 2

Если у = 4, то х2 – 3х – 4 = 0, х1 = 4, х2 = - 1

Если у = - 2, то х2 – 3х +2 = 0, х3 = 2, х4 = 1

Ответ: - 1; 1; 2; 4.

№ 82.2

4 – 5х3 – 18х2 + 45х = 0;

(2х4 – 18х2) – (5х3 – 45х) = 0;

22 – 9) – 5х(х2 – 9) = 0;

2 – 9)(2х2 – 5х) = 0;

х(х – 3)(х + 3)(2х – 5) = 0.

х = 0 или х = -3 или х = 3 или х = 2,5.

Ответ: -3; 0; 2,5; 3.

№ 86.2

      ОДЗ: х

+      4 - 9х2

х(2 – 3х) + 5(2 + 3х) = 15х +10

2х – 3х2 + 10 + 15х – 15х – 10 = 0

-3х2 + 2х = 0

х(2 - 3х) = 0

х = 0 или х =   (не уд. ОДЗ)

Ответ: 0.

5)

Тест

Вариант 1

1.Какое из чисел является корнем уравнения:

4x2 – 11x – 3 = 0

a) – 1;             б) – 2;         в) 3;          г) 5.

2.Какое из данных уравнений не имеет корней?

а) 4x2 – 3x – 4 = 0                       в) 9х2 + 6х + 1 = 0

б) х2 + 4х + 3 =0                         г) 5х2 – х  + 1 = 0

3.Какое из данных квадратных уравнений приведённое?

а) 5х2 – 6х + 1 = 0                       в) 5х2 – 1 = 0

б) х2 – 7х + 5 = 0                         г) х2 + 4 = 0

4. Чему равна сумма корней квадратного уравнения

х2 – 19х + 4 = 0 ?

а) 4;                б) – 4;          в) – 19;          г) 19.

5.Чему равно произведение корней квадратного уравнения

2 + 8х – 4 = 0 ?

а) 8/3;             б) – 4/3;         в) – 8/3;           г)4/3

Тест

Вариант 2

1.Какое из чисел является корнем уравнения:

2x2 – 11x + 5 = 0

a) – 1;             б)  2;         в) 3;          г) 5.

2.Какое из данных квадратных уравнений не имеет корней?

а) 4x2 + 3x – 4 = 0                       в) 4х2 + 4х + 1 = 0

б) х2 + 4х + 7 =0                         г) 5х2 – х  - 1 = 0

3.Какое из данных квадратных уравнений приведённое?

а) 8х2 – 8 = 0                                  в) 2х – х2 = 0

б) 2х2 – 5х + 3 = 0                         г) х2 + 15х - 16 = 0

4. Чему равно произведение корней квадратного уравнения

х2 + 8х – 4 = 0 ?

а) 8;             б) – 4;         в) – 8;           г)4.

5. Чему равна сумма корней квадратного уравнения

2 – 7х + 1 = 0 ?

а) 7/5;                б) – 7/5;          в) 1/5;          г) – 1/5.

6) Задача

№ 241.2

Пусть х км/ч – скорость второго пешехода, тогда скорость первого пешехода –  (х – 1)км/х. Расстояние между пунктами 4км, 1-ый пешеход прошёл за  ,а 2-ой - за .Зная, что второй пешеход был в пути на 12 минут или  меньше первого, составим и решим уравнение:

;

20х – 20х + 20 = х2 – х;

х2 – х – 20 = 0;

По теореме Виета:

х1 = 5, х2 = - 4(не уд. условию задачи х )

Ответ: Скорость второго пешехода 5 км/ч.

7)Задание на дом.

№ № 241.1, 76.2, 90.1, 91.1

8) Проверочная работа

Вариант 1

Решите уравнение:

а) х4 – 26х2 +25 = 0;

б) у3 – 25у = 0;

в) х4 + 100х2 = 0;

г)(х2 + 2х)2 – 2(х2 + 2х) – 3=0

Вариант 2

Решите уравнение:

а) х4 – 17х2 + 16 = 0;

б) у3 – 49у = 0;

в) х4 + 81х2 = 0;

г)(х2 + х)2 – 5(х2 + х)+6 = 0.

9) Итоги урока.

Сегодня на уроке.

  1. Проверка домашнего задания
  2. Устная работа
  3. Решение упражнений

№ 75.1

№ 77.1

№ 82.2

№ 86.2

№ 241.2

  1. Тест
  2. Проверочная работа
  3. Задание на дом

№ 241.1; № 76.2

№ 90.1; № 91.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уравнения, приводимые к квадратным»

Урок в 9 классе, тип урока - изучение нового. ЦЕЛЬ: Образовательная:  совершенствовать умения решать целые уравнения методом введения новой переменной Развивающая: развивать и совершенствовать...

урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"

Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний....

Урок алгебры в 10 классе Решение уравнений приводимых к квадратным рациональными способами

На уроке запланирована двухуровневая самостоятельная работа. Норма оценки и подбор упражнений в каждом уровне позволяют учащимся самостоятельно определить для себя темп работы и количество выполненных...

Презентация к уроку "Уравнения, приводимые к квадратным"

Данная презентация позволит помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Уравнения, приводимые к квадратным" для 9 класса....

Уравнения, приводимые к квадратным

Урок алгебрыв 9 классе.  Обобщающий урок по теме:"Уравнения,приводимые к квадратным" в нестандартной форме.  Развитие личных качеств учащихся....

Урок математики "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения"; 9 класс

С помощью путешествия по стране Математики" учащиеся рассмотрят способы решения уравнений, приводимых к квадратным уравнениям; преобретут навыки групповой работы...

Квадратные уравнения. Уравнения, приводимые к квадратным. 8 класс

Цели урока: образовательные: Обобщить и повторить полученные знания по теме. Рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным. развивающие: способствовать развитию внимания, ло...