Математические сказки
материал по алгебре по теме

Абитаванова Маргарита Сапиуллаевна

 

Математические сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_skazki.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тулугановская СОШ»

Математические

 сказки

учителя математики

Абитавановой  Маргариты

Сапиуллаевны

с. Тулугановка

2010г.

ТОЧКА НА ПЛОСКОСТИ

Не знала Точка ни забот, ни тревог, но пришло время ей подумать о своем    месте на плоскости.

- Я хочу стать центром окружности! - заявила Точка.

Что ж, по законам геометрии все точки равны и каждая из них может стать центром окружности. Для этого нужны только циркуль и карандаш, и ничего

 больше.

 Но едва лишь к ней прикоснулся циркуль, Точка завопила:

- Ой! Больно! Ой! Что вы колитесь?!

- Но вы хотели стать центром окружности, - наполнил Циркуль.

- Не нужен мне ваш центр, не нужна мне ваша окружность, оставьте меня в покое!

Оставили Точку в покое. Но ненадолго. Должна же Точка знать какое - то

место на плоскости!

- Я хочу стать вершиной угла, - заявила Точка на этот раз.

По законам геометрии вершиной угла тоже может стать каждая точка. Для

этого   на   прямую,    на   которой   она   находится,    достаточно   опустить    перпендикуляр.

- Вы что, ослепли?! - закричала Точка при виде Перпендикуляра.

 Вы падаете прямо на меня. Разве вам мало места на плоскости?

Растерялся Перпендикуляр, повис в воздухе.

- Погодите, дайте - ка мне, сказала Секущая.

- У меня эта Точка станет вершиной сразу четырех углов.

Но нет тут - то было. При виде Секущей Точка прямо - таки забилась в

истерике.

- Не секите меня! - рыдала она. Я не привыкла, чтобы меня секли!

Что было с ней делать? Махнули на Точку рукой. Не стала она ни центром окружности, ни вершиной угла, а осталась простой точкой на простой прямой.

параллельной тысячам других прямых.

Стихотворение «Треугольник и квадрат»

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший - квадратный,

добродушный, приятный,

Младший треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему:

«Смотри, Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя их все четыре».

Но  квадрат ответил:

«Брат! Я же старше, я - квадрат».

И  сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал « Приятных Я тебе желаю снов!

Спать ложился был квадратом,

Я проснешься без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он - нет квадрата...

Онемел.. Стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Математическая сказка

 Действующие лица:

 Автор.

 Единица.

 Двойка.

Тройка.

Четверка.

 Пятерка.

 Шестерка.

Семерка.

Восьмерка.

Девятка.

Ноль.

Автор. В стране Цифирии жили-были цифры, и каждая из них гордилась! своей величиной. Соберутся, бывало, вместе, только от них и слышно... Единица. Ой, какая я натуральная, меня одну и семеро подождут, когда кому-нибудь первое место присвоить нужно.

Двойка. А я тоже натуральная, не один дневник без меня не обходится. Мой красивый хвост везде мелькает.

Тройка. Я совсем в три погибели согнулась, то в математике тройкой служу, то в русском языке букву «3» заменяю.

Четверка. У меня тоже дополнительная нагрузка: мне четыре стороны света считать надо.

Пятерка. А я устала, по сновидениям брожу.  Обо мне каждый ученик мечтает.

Девятка и Шестерка. А мы братья акробаты, нас легко спутать.

Семерка. Я семерка-кочерга, у меня одна нога. Без меня вы не сможете и  отрезок отметить, и дни недели сосчитать, и на седьмом небе побывать.

Восьмерка. А уж я самая натуральная. Я на калач похожа и на две баранки.

Автор. И так они каждый день похвалялись, и только одна цифра стояла в сторонке грустная и не участвовала в разговоре.

 Ноль. А я совсем не натуральный, я ноль, наверное, я просто дырка и ничего  не значу.

Автор. А в это время Единица сказала.

Единица. А давайте сегодня играть в деление.

Пятерка. Очень хорошо, будем играть в признак делимости на пять. Тройка. Ну, уж нет, лучше на три.

Восьмерка. Нет уж, на восемь.

Семерка. Давайте, чтобы всем было не обидно, будем делиться друг на друга.

 Ноль. Подождите! И меня возьмите! Я тоже играть хочу.

 Четверка. Да мы уж брали тебя в прошлый раз, и что из этого вышло? Сколько мы с тобой ни складывались, ничего не получалось.

Двойка. И когда в вычитание играли, такая же история вышла.

 Девятка. А уж делить на тебя и вовсе нельзя.

Автор. Обиделся Ноль и пошел куда глаза глядят, а цифры даже этого не

заметили. Ноль побрел к городу Геомецилия. Идет, удивляется: улицы

прямые, дома стоят красивые, то куб, то параллелепипед попадется. А на

главной   площади   спортивный   праздник:   соревнуются   геометрические

фигуры: кто дальше допрыгнет. Главный судья — Отрезок — даже вспотел:

никак не может решить, кому первое место присвоить: ведь нет координат и

на пьедестале не видно, где первое место. Увидели они Ноль и зовут:

«Встань, пожалуйста, в начале луча — от тебя отсчет будем вести».

Ноль. Да я, наверное, не смогу: сколько раз я вперед цифр становился, и

ничего от этого не менялось.

Автор. Встал Ноль в начало, а Координатный Луч побежал и добрался до

Цифирии, увидели его цифры и удивились.

Двойка. Что это здесь наш Ноль делает?

Ноль. Я теперь служу началом отсчета и на вас зла не держу. Хотите помочь?

Тогда становитесь друг за другом, будете координатами.

Автор. Пустились цифры по делениям Координатного Луча и очутились в

Геомецилии. Так и помирились Ноль и цифры, и если кто окажется на

Координатном Луче — его место координата определит.

Сказка о земле

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве

Жил мужик.

Один гектар

От царя имел он в дар.

Два его красивых сына

Были умные детины.

Вот однажды пашут поле

Сыновья его по воле

Уже старого отца.

Два прекрасных жеребца,

Плуг в сырую землю вгнав,

Вдруг устали.

Старший брат

Сказал меньшому:

«Нужно поле разделить,

Чтоб участки бороздить».

Им отец тут говорит:

«Старший сын — тебе полполя.

Младшему — восьмую часть.

Остальное поневоле

вместе будете пахать».

Призадумались тут братья,

Старший молвит: «Что же делать?

Мы с тобой родные братья,

И друг другу подсобить

Надо в трудную минуту.

Лучше делать и пахать,

Чем делить и разъяснять».

Отец сына поддержал

И такую речь сказал:

«Пахать в первый день вам половину,

Во второй день четвертину

От оставшейся земли,

В третий день вам отдыхать,

А в четвертый вновь пахать.

И всего даю дней пять».

Призадумались ребята:

Сколько в дни четвертый, пятый

Им работать — не устать?

И тут конь им говорит:

«Сумму первых дней найдите,

Из гектара уберите,

А оставшийся кусок

Пополам вы разделите,

Да с ответом поспешите,

Кто быстрее сосчитает —

Тот и больше отдыхает».

Тот, кто медленно считал,

частей пахал;

А другой вспахал шестину,

И засеял половину,

И пошел гулять в столицу,

Чтоб не видеть ту пшеницу.

Координатный луч

Однажды мальчик Митя делал домашнее задание по математике, но ему

было так скучно, что он не заметил, как уснул. Ему приснилось, будто он

попал в  математический лабиринт.   Он очень  испугался,  оказавшись  в

длинном коридоре. Вдруг рядом с собой он увидел девочку и спросил ее:

  1. Кто ты? И как ты здесь оказалась?
  2. Я Двойка, и я здесь живу, — ответила девочка. Митя обрадовался и попросил ее:
  3. Если ты здесь живешь, ты, наверное, знаешь, где выход? Выведи меня отсюда!

Двойка засмеялась и сказала:

—        Нет ничего легче, пойдем!

И они пошли. Внезапно коридор кончился, и они оказались перед закрытой дверью. Двойка сказала:

—        Нам надо туда! Но сначала найди ошибку в примере, который написан на
двери. Я не могу этого сделать, потому что я Двойка.

А пример был такой:

35 + 52=1.

Митя ничего не понял, как вдруг неожиданно появился огромный Кот и

сказал:

—        Это я испортил пример, украл знак, обозначающий дробь.

Митя стал вспоминать, как же пишется простая дробь, вспомнил, что у нее есть числитель, знаменатель. Он посмотрел например, что если «2» и «3» сделать числителями, а «5» знаменателями? Точно, получится 3/5 + 2/5 = 1. Ура, дверь открылась! Двойка сказала:

—        Я не могу дальше идти, я же Двойка. Прощайте! Митя и Кот вышли на
широкую дорогу, на которой стояли двухэтажные дома. Митя спросил:

  1. Что это за улица?
  2. Это не улица, а координатный луч! — ответил Кот
  3. А где он заканчивается? — снова спросил Митя. Тут из домиков вышли дроби и громко крикнули:
  4. А он бесконечен! Митя чуть не заплакал:
  5. А как же я попаду домой? Кот промурлыкал:
  6. Я тебе помогу. Только надо решить маленькую задачку: «Если один домик
  7. это -к, то 10 домиков — это какое число? Митя не подумал и сказал: 10

Дроби закричали:

—        Неправильно! А Кот шепнул:

10/10— это какое натуральное число?

—        Ну, конечно, один! И Митя проснулся.

СУММА

И так построить по росту: впереди Большое Слагаемое, за ним Среднее, а уж потом Самое Маленькое, Есть? Что там у вас сзади?

 Сзади высовывается Самое Маленькое Слагаемое:

-        Я хочу сказать: если оно большое, так ему, значит, впереди?
А если я маленькое, так мне, значит, сзади?

Сумма задумывается. Она что - то считает, прикидывает, потом говорит:

  1. Справедливое замечание, придется его учесть, И так, построились по росту: впереди Самое Маленькое Слагаемое, за ним Среднее, а уж потом Большое. Есть? Что там у вас, сзади?
  2. Неудобно как -то, - басит Большое Слагаемое.

-        Я все — таки Самое большое, за что меня в конец?
Опять думает Сумма. Да, неудобно получается

  1. Сделаем так: впепеди Самое Маленькое Слагаемое, за ним Большое, а потом Среднее. Построились? Что там у вас?
  2. Нет, все  таки это несправедливо - говорит Среднее Слагаемое.
  1. Почему именно я должна стоять сзади всех? Вот именно — почему?
  2. Действительно, - соглашается Сумма, - придется кое - что изменить. Построимся так: впереди Большое Слагаемое, за ним Среднее, а уж потом

— Самое Маленькое.

  1. Но я опять сзади всех! - тянется сзади Самое Маленькое Слагаемое.
  2. И то правда. Тогда сделаем так...

Строит Сумма, перестраивает. Можно того наперед, а можно и этого. Ей - то, Сумме, лично все равно: от перестановки мест слагаемых Сумма не меняется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические сказки

Это сборник сказок, который мы сделали с ребятами 6-го класса....

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Творческие работы учащихся Математические сказки.

Творческие работы учащихся - математические сказки о законах и свойствах математических действий,  Сказки о Волшебном треугольнике, построенные на геометрическом материале, сказки о десятичных др...

Математическая сказка

Математическая сказка для учеников, которые увлекаются математикой...

Математическая сказка "В царстве геометрических наук"

Предоставлен сценарий сказки "В царстве геометрических наук".  Все геометрические фигуры  - это жители царства Геометрического, собираются в городе Планиметрическом на празднование дня рожде...

Математические сказки учащихся 5-6 класса МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка

Это первые сказки . которые придумывали мои  ученики.  Сегодня они  успешно  закончили школу, приобретают професиональные  знания. Я обещала им, что с их  сказками ...

Сочинение математической сказки - путь развития способности к творчеству

Одной их форм творческой деятельности человека, которая развивает воображение, фантазию, гармонирует процесс рпаильного понимания "картины мира" является процесс сочинения сказки. В статье предл...