Решение тригонометрических уравнений. 11 класс.
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Зейтунян Зинаида Григорьевна

Разработка открытого урока по теме "Решение тригонометрических уравнений" в 11 классе вечерней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Абадзехский УКП

Открытый урок

в 10 классе

«Решение тригонометрических уравнений»  

Учитель математики                __________З. Г. Зейтунян

ст. Абадзехская

2012-2013


          Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшими из них являются:

- создание комфортного темпа работы каждого обучающегося;

-определение каждым обучающимся своих возможностей в обучении;

-гибкое построение содержания учебного материала;

-интеграция различных видов и форм обучения.

Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и обучающегося от начала до конечной учебной цели. Опыт использования такой технологии позволяет сделать вывод, что при обучении создаётся ситуация успеха для обучающихся, которая способствует преодолению страха перед их ответом  у доски.

Использование таких занятий помогает осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, успешно решать учебные и коррекционно-развивающие задачи. Эта технология предполагает,  необходимое условие формирования навыков самообучения и самоорганизации, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученик и учитель. Использование этой технологии способствует достижению основной цели обучения

- саморазвитию обучающихся, поэтому её можно применять как в классах повышенного уровня подготовки, так и в классах КРО.

« УЧИТЬСЯ МОЖНО  ТОЛЬКО  ВЕСЕЛО…  ЧТОБЫ ПЕРЕВАРИВАТЬ ЗНАНИЯ,  НАДО  ПОГЛОЩАТЬ  ИХ  С  АППЕТИТОМ»

АНАТОЛЬ  ФРАНС

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – ОБЕСПЕЧИТЬ ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЮ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ; СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ;
  2. РАЗВИВАЮЩИЕ – СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПРИМЕНЯТЬ ПРИЁМЫ: СРАВНЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ ГЛАВНОГО, ПЕРЕНОСА ЗНАНИЙ В НОВУЮ СИТУАЦИЮ, РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ;
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – СОДЕЙСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ И ЕЁ ПРИЛОЖЕНИЯМ, АКТИВНОСТЬ, МОБИЛЬНОСТЬ, УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ, ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ.

ТИП УРОКА:

УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ТЕСТОВАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ, РЕШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБОБЩАЮЩИХ ЗАДАЧ, СИСТЕМНЫЕ ОБОБЩЕНИЯ, САМОПРОВЕРКА.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ.

ПЛАН УРОКА:

  1. Орг. момент.
  2. Устная работа.
  3. Классификация тригонометрических уравнений.
  4. Решение уравнений с дополнительными заданиями.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока.

  1. ОРГ. МОМЕНТ.

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Давайте будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, всё будем делать с удовольствием и большим желанием.

  Тема сегодняшнего урока «Решение тригонометрических уравнений». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приёмы решения тригонометрических уравнений.

Перед вами задача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.

  1. Устная работа.

1. Найти ошибки в ответах на предложенные вопросы.

Вопросы                                                                        Ответы:

1.Каково будет решение sin x=a, |a| 1?                         1.Нет решения

2.При каком  а уравнение sin x=a имеет решение?        2.|а|≤1

3.Какой формулой выражается это решение?                3.x=±arcsina + 2пk, kcZ

4.В каком промежутке находится arcsin a?                        4.[-1;1]

5.В каком промежутке находится значение а?                5. [-п/2;п/2]

6.Каким будет решение уравнения sin x=1?                6. x= -п/2+ 2пk, kcZ

7.Каким будет решение уравнения sin x=-1?                7. x= -п/2+ 2пk, kcZ

8.Каким будет решение уравнения sinx=0?                        8. x= пk, kcZ

9.Чему равно arсsin(-a)?                                                9. –arcsin a

10.В каком промежутке находится arcctg a?                10. [0;п]

11.Чему равно arcctg(-a)?                                                11. п-arcctg a

                

Верные ответы:

  1. x = (-1)k arcsin a + пk, kcZ
  2. |а|≤1
  3. x = (-1)k arcsin a + пk, kcZ
  4. [-п/2;п/2]
  5. .[-1;1]
  6. x= п/2+ 2пk, kcZ
  7. x= -п/2+ 2пk, kcZ
  8. x= пk, kcZ
  9. –arcsin a

    10. (0;п)

    11. п-arcctg a

2. Письменно ответьте на вопросы, заменив   sinx   на    cosx,    ctgx   на     tgx.

Вопросы

1.Каково будет решение cos x=a, |a| 1?

2.При каком  а уравнение cos x=a имеет решение?

3.Какой формулой выражается это решение?

4.В каком промежутке находится arcos a?

5.В каком промежутке находится значение а?

6.Каким будет решение уравнения cos x=1?

7.Каким будет решение уравнения cos x=-1?

8.Каким будет решение уравнения cos x=0?

9.Чему равно arсcos(-a)?

10.В каком промежутке находится arctg a?

11.Чему равно arctg(-a)?

После ответов, поменяйтесь работами и сверьте с доской, после чего поставьте соответствующую оценку.

 

  Ответы  (соs x, tgx)

1. Х = ±arccos a + 2πn, n Z

2. |a|1

3. Х = ±arccos a + 2πn, n Z

4. . [ 0; π ]

5. 

6. Х = 2πn, n Z

7. Х = π + 2πn, n Z

8. Х = π/2 + πn, n Z

9. П – arccos  a

10.

11. – arctg a

  1. Классификация тригонометрических уравнений.

Системно-обобщающая таблица.

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕУРАВНЕНИЯ

 

Алгебраические

уравнения

Однородные

уравнения

Уравнения, решаемые с

помощью разложения на

множители

№ 2,4,6,7,8,11                   №1,5,10                         №3,9,12

1.Решение алгебраических уравнений заключается в том, что все тригонометрические функции, которые входят в уравнение,

выражают  через какую-нибудь одну тригонометрическую функцию, зависящую от одного и того же аргумента.

2.Решение однородных уравнений (уравнения, в которых у всех слагаемых  сумма показателей одинакова) и приводимых к ним сводится к решению алгебраических относительно tgx путём деления обеих частей уравнения на cosx≠0 и  cos2 x≠0 соответственно.

3. Решение с помощью разложения на множители сводится к решению двух элементарных уравнений.

ЗАДАНИЕ:

Определить тип тригонометрического уравнения:

  1. 3 sin2x – sinx cosx – 2 cos 2x=0                однородное
  2. cos2x- 9 cosx+8=0                                квадратное
  3. sin6x – cos3x=0                                        с помощью разложения на множители
  4. 2cos2x + 3 sinx=0                                квадратное
  5. 2sinx cosx = cos2 x – 2sin2x                однородное
  6. tgx+3ctgx=4                                        алгебраическая
  7. 3 cosx + sinx= 1                                однородное
  8. 3sinx cosx – cos2x                                однородное
  9. 1-3sinx cosx-5 cos2x=0                        однородное

10.2sin22x+5sin2x-3=0                                квадратное

11.sin5x+sinx=2sin3x                 преобразование суммы в  произведение  с

                                    последующим вынесением

                                                                            общего  множителя за скобки

  1. Решение уравнений.

Решение с указанием чёткого алгоритма решения уравнений данного типа.

1. Решить уравнение 1- 3 sinx cosx = 0

Алгоритм:

1. Приведение к однородному уравнению.

2. Деление левой и правой части на Cos2x при условии Cosx0.

3. Решение квадратного уравнения.

4. Подстановка.

5. Решение простейших тригонометрических уравнений.

Решение:

sin2x + cos2x – 3 sinx cos x – 5 cos2x = 0

Разделим обе части уравнения на cos2x0, получаем квадратное уравнение tg2x+1 – 3 tgx – 5 = 0

                   tg2x – 3 tg x – 4 = 0 заменим:  tgx= t, получаем

                   t2 - 3t – 4=0, по т. Виета x=4 или x=-1,

решаем простейшие тригонометрические уравнения

tgx=4                   или             tgx = -1

x=arctg4+пk, kcZ                        x= arctg (-1) + пk, kcZ

                                                x= -п/4+пk, kcZ

Ответ:   arctg4+пk, kcZ;  -п/4+пk, kcZ        

2. Найти наибольший отрицательный корень уравнения 

2 sin22x + 5 sin2x – 3

Алгоритм:

1. Замена переменной.

2. Решение квадратного уравнения.

3. Решение простейших тригонометрических уравнений.

Решение:

Пусть sin2x=t, |t|≤1, тогда уравнение примат вид : 2t2 + 5t – 3 =0,

D = b2 – 4ac = 52+ 4*2*3=49

t=(-5±7) : 4

t=1/2  или t= - 3

решаем простейшие тригонометрические уравнения:

sin2x=1/2                   или              sin2x=-3

2x= (-1)karcsin1/2+ пk, kcZ             данное уравнение решений не имеет,

2X= (-1)kп/6 + пk, kcZ                        т.к. оно не удовлетворяет условию  

x =(-1)kп/12 + п/2, kcZ                         |sin2x|≤1

Ответ: (-1)kп/12 + п/2, kcZ    

Наибольший отрицательный корень –п/3

3. Найти сумму корней уравнения         sin5x +sinx = 2sin3x

принадлежащих промежутку (0;П)

Решение:    

sin5x +sinx = 2sin3x

2 sin3x cos2x - 2sin3x = 0

2sin3x (2cos2x – 1) = 0

Sin3x = 0                        или    2cos2x – 1 = 0

3x = пk, kcZ                              cos2x = 1/2

X = п/3k, kcZ                              2x = ± arccos 1/2 + 2пk, kcZ

                                           2x = ± п/4+2пk, kcZ

                                              x= ± п/8 + пk, kcZ

k= 0, x = 0 с (о; п)             k=0, x=п/8 с (о; п);    x= - п/8  с (о; п)              

k =1, x=п/3 с (о; п)            k=1, x=9/8п с (о; п);  x=7/8п   с (о; п)                      

k=2, x=2/3п с (о; п)    

k=3, x=п с (о; п)                      

Найдем сумму  п/3 + 2п/3 + п/8 + 7/8п =48/24 п=2п

Дополнительно: Решить уравнение cos4x – sin 4x = 0

Ответ: п/16 + п/4k, kcZ

  1. Тест. Самостоятельная работа.

Уровень  А.

  1. Домашняя работа.

Решите уравнение (№ 4.13-4.20)

4.13. 2sin2x – 3 sinx + 1=0

4.14. 2 cos2x – cosx – 1 = 0

4.15. cos2x + 6 sinx – 6 = 0

4.16. 2sin2x + 7 cosx +2 = 0

4.17. cos2x + 8 sinx= 3

4.18. cos2x = 1 + 4 cosx

4.19. сos2x + sinx = 0

4.20. cos2x +cosx = 0

4.35.Найдите все решения уравнения sinx=cosx, принадлежащее отрезку [-2п;0]

4.36. Найдите все решения уравнения 3sinx+cosx=0, принадлежащее отрезку [-п;3п].

4.37. Найдите все решения уравнения sinx+cosx=0, принадлежащее отрезку [-п;п].

        VII. Итог урока.

  1. Чем мы занимались сегодня на уроке?
  2. Что за уравнения мы решали?
  3. Какие типы и методы решения мы знаем?

Устная работа по закреплению:

Какие из уравнений в столбиках 1-2 лишние и почему?

1.2sin2x + sinx – 1 = 0

   2sin2x -  sinx – 1 = 0

   6cos2x+ cosx – 1 = 0

  4cos2x - 8cosx – 1 = 0

  3sin2x -  5sinx – 2 = 0

  4sin2x -  5sinx – 2 = 0

  4sin2x  + 11sinx – 3 = 0

  3sin2x+ sinx cosx = 2cos2x                лишнее, т.к. оно однородное

  2sin2x + 6cosx – 6 = 0

2. 2sin2x+ sinx cosx + cos2x = 0

    9sinx cosx – 7cos2x = 2sin2x

    2sin2x - sinx cosx = cos2x

    sin2x +  cosx = 0                         лишнее, т.к. решается разложением на множители

    5sin2x+ sinx cosx = 1

    4sin2x - 3sinx cosx = -1

    sinx cosx + 2cos2x = 1

    cos2x - 5 sinx cosx – 1 = 0

   7cos2x- 2 sinx cosx  = 1

  1. Оценка работы класса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений

видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул

конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.

Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены  в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их  изучение  и круг задач, связанных как ...

План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".

Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....

Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»

Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений  с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...