Урок алгебры в 7 классе по теме "Способ подстановки".
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Данный урок предназначен для изучения темы решение систем способом подстановки. При составления конспекта урока была использована технология модульного обучения.  
Разработка содержит раздаточный материал:
1)разработанный модуль;
2) эталон для самопроверки самостоятельной работы;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Давыдова М.Г.      

    учитель математики

МОУ «Гимназия № 5 г. Белгорода»

Тема: «Способ подстановки».

УМК:

Учебник. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк,К.Е.Нешков,С.Б.Скворова];под.ред.С.А.Теляковского.-18-е изд.-М.: Просвещение, 2009г.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока

образовательные: создать условия для повышения уровня понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:

а) линейные уравнения с двумя переменными, системы уравнений;

б) решать задачи на  применение способа подстановки, способа.

в) развития способностей учащихся; помочь осознать степень своего интереса к предмету.

-развивающие:

-способствовать развитию у учащихся навыков дедуктивного мышления, развития речи, умения работать с учебной  литературой.

-воспитательная:

-воспитывать умение  выступать, задавать вопросы, рассуждать.

Ход урока.

УЭ-0. Входной контроль.

УЭ-1.Интегрирующая дидактическая цель.

УЭ-2. Определение равносильности систем уравнений с двумя переменными.

УЭ-3. Алгоритм решения систем уравнений с двумя переменными способом сложения.

УЭ-4. Изучить правило, когда коэффициент при переменных не равен 1.

УЭ-5. Закрепление новых знаний при решении различных упражнений.

УЭ-6. Обобщение.

УЭ-7. Выходной контроль.

«Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет»  

Сковорода Г.С.

Освоение данного модуля способствует развитию вашего логического мышления.

N

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-0

Входной контроль

3 мин.

УЭ-1

Интегрирующая цель.

СЛАЙД .1.

В процессе работы учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

  1. Усвоить какие системы называются равносильными.
  2.  План решения системы уравнений способом подстановки.

Умения и навыки:

1. Рационально выбирать уравнение для выражения одной переменной через другую, добиваться того чтобы одно из уравнений системы содержало только одну переменную;

2. Уметь применять алгоритм решения систем уравнений с двумя переменными способом подстановки.

 СЛАЙ.2.-12

5 мин.

УЭ-2

Цель: изучить определение равносильности систем уравнений с двумя переменными.

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Задание 1.

а) Прочитайте внимательно определение.

Системы уравнений с двумя переменными, имеющие одни и те же решения или не имеют решений, называются равносильными.

Системы, не имеющие решений, также считаются равносильными. 

СЛАЙД13. 

Пример.

1. Рассмотрим две системы уравнений:

                  и  .

Эти системы уравнений равносильны, так как имеют одно и то же решение (2;1).

2. Рассмотрим две системы уравнений:

                  и  .

Эти системы уравнений равносильны, так как каждая из них не имеет решений.

Работа в паре 2 мин.

повторите про себя три раза определение.

Непонятные для вас моменты спросите у учителя.

Задание 2.

Является ли пара чисел х=3, у=-1 решением системы:  

          a) б)

Являются ли эти системы равносильными?

Задание 3.

а)Выразите у через х в выражении 3х-у=5.

б)Выразите х через у в выражении 8х-у=10.

Работа в паре 3 мин.

Задание выполняйте в тетради

Свериться с эталоном

УЭ-3

Цель: изучить алгоритм решения систем уравнений с двумя переменными способом подстановки.

Работайте самостоятельно

Непонятные для вас моменты спросите у учителя.

Графический способ решения систем уравнений имеет недостаток-приближенные значения решения.

Существуют другие способы решения систем.

При решении системы уравнений с помощью преобразований ее заменяют более простой равносильной системой.

Одним из распространенных способов решения систем уравнений является способ подстановки.

I. Изучите алгоритм решения систем уравнений с двумя переменными способом подстановки.

Задание 1.Решите  систему уравнений.

                         

  1. Выразите с первого уравнения переменную у через  х и подставим полученное выражение в другое уравнение системы:

   

2.Решим полученное уравнение с одной переменной:

               

3.Находим соответствующее значение второй переменной.

                 

Ответ: (4;2).

Способ этот особенно удобен тогда, когда коэффициент при каком-нибудь неизвестном равен 1.

Обсудите алгоритм в группе.

СЛАЙД 14.

Задание 2.

Попробуйте сформулировать и записать алгоритм решения систем линейных уравнений способом подстановки.

Работа в паре

Свериться с эталоном

Задание 3. Прочитай внимательно правило.

Правило.

Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными способом подстановки, надо определить из какого-нибудь уравнения одно неизвестное в зависимости от другого неизвестного и полученное выражение подставить в другое уравнение, от этого получается уравнение с одним неизвестным. Решив его, находят это неизвестное. Подставив найденное число в выражение, выведенное раньше для первого неизвестного, находят и это другое неизвестное.

Сравнить это правило с алгоритмом. Обсудите в группе.

Задание 4. Заполните пустые клетки и решете систему уравнений.

Ответ: (1;-2)

Работа самостоятельно

Работа самостоятельно

Свериться с эталоном

Задание 5. 

Выполните задание из учебника №1069(а).

Осуществите взаимную проверку с соседом.

Научитесь применять полученные знания.

Решите из учебника:

  1. №1068(6), №1069(6), №1069(е).

Проверьте свою работы.

Правильные ответы:   №1068(6)       (3;-1)        №1069(6)       (1;-2)

                                        №1069(е)       (7;-4,5)

Оцените свою работу.

Все четыре выполнены правильно – “5”.

Три задания выполнено правильно – “4”.

Два задания выполнено правильно – “3”.

Одно или все задания выполнены неправильно – “2”

Если у тебя более 3 ошибок, изучи этот модуль еще раз. Попробуй выполнить работу сначала.

Вопросы для самоконтроля .

1. Какие системы называются равносильными?

2.Расскажите, как решаются системы двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки.

Работа в паре

Задание выполняйте в тетради

Свериться с эталоном

Задание выполняйте в тетради

Будьте объективны

Контроль:

Решите из учебника: № 1069(г).

Первый лист сдайте учителю, а второй оставьте для самопроверки.

Задание выполняйте на листах через копирку

УЭ-4

Цель: изучить правило,   когда коэффициент при переменных не равен 1.

Задание 1. Решите  систему уравнений.

                         

1.Выразим из первого уравнения переменную у через х :

                                   

2.Подставим    во второе уравнение вместо у полученное выражение. Получаем уравнение с одной переменной.

                             

3.Умножим все члены уравнения на число 5.

     50х+24х+48=85

     74х+48=85

     74х=37

      х=0,5

4. Подставим в уравнение  вместо х число 0,5 и получим

           

Ответ: х=0,5 и у=4

Работа в  паре

Обсудите алгоритм в группе.

Задание 2.

Выполните задание из учебника №1071(а). Осуществите взаимную проверку с соседом.

Научитесь применять полученные знания.

Решите из учебника:

№1073(6),  1075(6),  №1077(б).

Проверьте свою работы.

Правильные ответы: 

№1073(6)       (4;7)

№1075(6)      

№1077(б)        (12;-2)

Оцените свою работу.

Все четыре выполнены правильно – “5”.

Три задания выполнено правильно – “4”.

Два задания выполнено правильно – “3”.

Одно или все задания выполнены неправильно – “2”

Если у тебя более 3 ошибок, изучи этот модуль еще раз. Попробуй выполнить работу сначала.

Задание выполняйте в тетради

Свериться с эталоном

Задание выполняйте в тетради

Будьте объективны

Контроль. Решите из учебника: № 1077(е).

Первый лист сдайте учителю, а второй оставьте для самопроверки.

Задание выполняйте на листах через копирку

УЭ-5

Закрепление новых знаний при решении различных упражнений.

Задание 1.

Решить из учебника № 1077(г).

Свериться с эталоном

Задание 2.

Решить из учебника № 1075(а).

12 мин.

Задание 3.

 Не выполняя построений, найдите координаты точки пересечения графиков уравнений: 7х+4у=23 и 8х-10у=19.

УЭ-6

Обобщение.

Вернись к УЭ-1. Достиг ли ты поставленной цели?

УЭ-7

Выходной контроль.

7.0. Цель: установите уровень усвоения темы.

                Закрепить  знания, полученные на уроке.

7.1. Выходной контроль (самостоятельная работа).

7.2. Первый лист сдайте учителю, а второй оставьте для самопроверки.

7.3. Осуществите самопроверку по эталону. Самостоятельно оцените свою работу.

7.4. Ответьте на вопрос: достиг ли ты цели урока?

 Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

Ответьте (письменно) на вопросы анкеты.

Анкета

1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

2. Прочитайте еще раз цели урока. Какие из них удалось достичь, а какие нет?

3. Что интереснее: самому открывать новые знания или слушать объяснения учителя?

4. Было ли у вас на уроке время на посторонние занятия?

5. Хотелось бы вам чаще проводить уроки самообучения?

Задание на дом: п. 42, № 1070, 1072,1228*.  СЛАЙД15.

20 мин.

Задание выполняйте на листах через копирку

эталон

УЭ-2

Задание 2.      Являются.

Задание 3.    а) у=3х-5;     б)

УЭ-3

Задание 2. 

При решении системы двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки поступают так:

  1. Выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую;
  2. Подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;
  3.  Решают получившееся уравнение с одной переменной;
  4. Находят соответствующее значение второй переменной.

Задание 4.

 

 Ответ: (1;-2)

Задание 5. 

№1069(а)

Ответ: (2;5).

Контроль. Ответ:(4,5;7)

УЭ-4

Задание2. 

№1071(а).

Ответ: u=-0,5; v=0,2.

Контроль. Ответ:(7;-4,5)

УЭ-5

Задание 1. 

№1077(г)

Ответ: (-1;-5)

Задание 2.        

№1075(а)

Ответ: (4,4; 1,72)

Задание 3. (3;0,5)

УЭ-7

Самостоятельная  работа.

УЭ-7

Самостоятельная  работа.

Метод подстановки.

  1. Является  ли решением системы уравнений  пара чисел:

1 вариант  

2 вариант.

А) (1;0); б)(1;1); в)(-1;1)?

А) (2;-1); б)(-1;2); в)(2;1)?

2.Решите систему методом подстановки:

3.Решите систему уравнений:

Ответы.

1 вариант.

2 вариант.

  1. а) нет; б) да; в) нет.
  1. а) да; б) нет; в) нет.

2.(1;-1)

2. (1;1)

3.(1,4;0,4)

3.(6;0)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

учитель математики МБОУ «Гимназия № 5 г. Белгорода» Давыдова Марина Георгиевна. Тема: «Способ подстановки». 7 класс

Слайд 2

«Не тот глуп, кто не знает , но тот, кто знать не хочет» Сковорода Г.С.

Слайд 3

Устная работа Является ли решением системы пара чисел: (-1;1),(2;-1),(6;2,5)?

Слайд 4

Приведите пример уравнения с переменными х и у, равносильного линейному уравнению: х-у=3 Устная работа

Слайд 5

Назовите три решения уравнения: У=2х+5 х у =0 х -у=1 Устная работа

Слайд 6

Систе́ма (от др.-греч . σύστημ α — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство . Формальная запись общего вида может выглядеть так:

Слайд 7

У этого термина существуют и другие значения : Теория -философская система Платона; Способ организации мыслительной деятельности - система счисления; Некоторое свойство общества - политическая система, экономическая система ; Совокупность установившихся норм жизни и правил поведения - законодательная система или система моральных ценностей.

Слайд 8

Периоди́ческая систе́ма хими́ческих элеме́нтов ( табли́ца Менделе́ева ) — классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра . Памятник Д. И. Менделееву в Санкт-Петербурге Классификация -Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Слайд 9

В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание . Завершённый метод практической деятельности -система Станиславского

Слайд 10

Со́лнечная систе́ма — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 миллиарда лет назад. Совокупность объектов природы - Солнечная система

Слайд 11

Изучением систем занимаются : Фундаментальные науки — философия физика; химия ; биология; математика. Междисциплинарные области исследований , часть которых стали самостоятельными науками —теория систем, теория бесконечной вложенности материи, теория сложных систем, теория хаоса. Прикладные науки — кибернетика, системный анализ, системная динамика.

Слайд 12

Система уравнений — это условие, состоящее в одновременном выполнении нескольких уравнений относительно нескольких (или одной) переменных . Математика

Слайд 13

Системы уравнений с двумя переменными, имеющие одни и те же решения или не имеют решений , называются равносильными . Системы, не имеющие решений , также считаются равносильными.

Слайд 14

Алгоритм решения систем уравнений с двумя переменными способом подстановки. 1.Выразить с первого уравнения переменную у через х и подставить полученное выражение в другое уравнение системы. 2.Решить полученное уравнение с одной переменной. 3.Найти соответствующее значение второй переменной. Э тот с пособ особенно удобен тогда, когда коэффициент при каком-нибудь неизвестном равен 1.

Слайд 15

Задание на дом : п. 42, № 1070, 1072,1228*.

Слайд 16

Учебник. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [ Ю.Н.Макарычев , Н.Г.Миндюк , К.Е.Нешков , С.Б.Скворова ];под.ред.С.А.Теляковского.-18-е изд.-М.: Просвещение, 2009г . «http ://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Система&oldid=51969460» Используемые источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 7 класс Решение систем уравнений методом подстановки

Тип урока: урок рефлексии.Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.Цель урока: создать условия для повторения и закрепления алгоритма ...

Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.

Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...

Урок алгебры 9 класс Тема урока: Квадратные уравнения и решение их по формуле.

Цели: 1. Образовательная: -систематизировать знания учащихся по теме уравнения (квадратные уравнения) и методах их решения;- повторить основные способы решения уравнений.2. Воспитательная: -...

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....


 

Комментарии

Данный урок предназначен для изучения темы решение систем способом подстановки. Объяснение нового материала. При составления конспекта урока была использована технология модульного обучения.
Разработка содержит раздаточный материал:
1)разработанный модуль;
2) эталон для самопроверки самостоятельной работы;